Рабочая программа по дисциплине Литература

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

РАССМОТРЕНО

Цикловой предметной комиссией

ОГСЭ

Председатель

Л.И.Баркова

Протокол №1 от 03.09.2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по учебной работе

А.В.Меркушева

2015г.


СОГЛАСОВАНО

Методист

Н.И.Прошина

"____"___________2015г.





Составитель:

Дуплищева Т.В. - преподаватель ГОБУ СПО ВО «ХЛК им Г.Ф.Морозова»

















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» разработана в соответствии с «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) и примерной программы учебной дисциплины «Литература», предназначенной для изучения литературы в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

По рабочему учебному плану дисциплина «Литература» относится к блоку общеобразовательных дисциплин, при её изучении предполагается максимальная учебная нагрузка студентов 234 часа, самостоятельная учебная нагрузка студентов 78 часов, обязательная учебная нагрузка 156 часов.

Дисциплина «Литература» тесно связана с такими дисциплинами, как «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «История».

Рабочая программа включает в себя следующие структурные единицы: пояснительную записку, тематический план, содержание дисциплины, состоящее из 13 разделов, перечень видов самостоятельной работы, литературы и средств обучения, списка литературы, рекомендуемой для чтения.

Разделы программы соответствуют основным эпохам развития литературы, начиная с обзора по русской литературе первой половины XIX века, заканчивая последними десятилетиями XX века, и включают в себя сведения по теории литературы.

Цели дисциплины:

- освоение знаний о современном состоянии развития литературы в методах

литературы как науки;

- знакомство с наиболее важными идеями и достижениями русской литературы, оказавшими определяющее влияние на развитие мировой литературы и культуры;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира;

- развитие интеллектуальных, творческих способностей, критического мышления в ходе проведения наблюдений, исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации литературной и общекультурной информации;

- воспитание убежденности в возможности познания законов развития общества и использования достижений русской литературы для развития цивилизации и повышения качества жизни;

- применение знаний по литературе в профессиональной деятельности.

Проведение самостоятельных работ предусматривает выявление знаний художественного произведения; умение отбирать материал применительно к данной теме с использованием теоретико-литературных понятий, литературной критики. Студент должен, опираясь на текст художественного произведения, разбираться в позиции автора, выражать своё собственное отношение к событиям, поступкам героев, придерживаясь известных в литературоведении взглядов, но рассуждения формулировать самостоятельно.

При организации учебного процесса используются следующие виды самостоятельной работы учащихся:

- работа с первоисточниками (конспектирование критических статей и литературоведческих текстов);

- подготовка к семинарским занятиям;

- составление текстов для самоконтроля;

- подготовка сообщений;

- работа со словарями, справочниками, энциклопедиями.

После изучения дисциплины в соответствии с государственными требованиями студент должен

Знать:

- основные направления литературы Х1Х-ХХ вв., значение русской литературы в развитии русского и мирового литературного процесса, творчество писателей и поэтов различных периодов русской литературы, алгоритм написания сочинения;

- уметь цитировать, доказывать, объяснять, делать выводы, организовывать текст композиционно, строить устное и письменное продуктивное высказывание, уметь анализировать художественное произведение, уметь выразить свое отношение к изученным произведениям;

- обладать навыками организации текста сочинения композиционно, навыками анализа художественного текста.

В ходе изучения программы в соответствии с установленными требованиями студенты должны обладать следующими компетенциями, включающими в себя способности:

соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой;

раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений;

выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

создавать связный текст (устный и письменный) на необходимую тему с учётом норм русского литературного языка;

аргументировано формулировать своё отношение к прочитанному произведению.

Изучение дисциплины в 1 семестре завершается обязательной контрольной работой, во втором семестре - дифзачетом.





ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование разделов и тем

Макс.

учебн. нагрузка студента

Самост. учебн. нагрузка студента

Обязательные учебные занятия,

Всего

в том числе


занят.

на уроках

лаб. раб. практ. занят.

курс, проект (работа)

Литература XIX века

74

32

70

70

-


Введение

2

-

2

2

-

-

Раздел 1. Русская литература 1-ой половины XIX века

15

2

14

14

-

-

Раздел 2. Русская литература 2-ой половины XIX века

52

26

50

50

-

-

Раздел 3.

Зарубежная литература (обзор)

5

4

4

4

-

-

Литература XX века

101

46

86

86

-

-

Введение

2

-

2

2

-

-

Раздел 4.

Русская литература на рубеже Х1Х-ХХ веков

5

6

4

4


-

-

Раздел 5.

Поэзия начала XX века

11

1

10

10

-

-

Раздел 6.

Литература 20 -х годов XX века

9

5

8

8

-

-

Раздел 7.

Литература 30-х -начала 40-х годов XX века

28

18

24

24

-

-

Раздел 8.

Литература русского

Зарубежья

5

4

4

4

-

-

Раздел 9. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет.

16

4

14

14

-

-

Раздел 10.

Литература 50-х - 80-х годов XX века

11

1

10

10

-

-

Раздел 11.

Русская литература последних лет

3

1

2

2

-

-

Раздел 12.

Зарубежная литература (обзор)

5

3

4

4

-

-

Раздел 13.

Произведения для бесед по современной литературе


6

3

4

4

-

-

Итого

234

78

156

156

-

-

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Литература XIX века

Введение

Студент должен

знать:

- развитие историко-культурного процесса, основные этапы развития русской литературы;

уметь:

- применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира.

Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы.

Раздел 1. Русская литература первой половины XIX века

Тема 1.1. Жизненный и творческий путь А.С. Пушкина. Основные темы и мотивы лирики

Студент должен

знать:

- материал, посвященный жизни и творчеству А.С. Пушкина;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Стихотворения А.С. Пушкина «Пророк», «Поэту», «Деревня».

Тема 1.2. Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Проблема личности и государства. Образ Петра

Студент должен

знать:

- своеобразие жанра и композиции;

уметь:

- анализировать.

Поэма А.С. Пушкина «Медный всадник». Проблема личности и государства. Образ Петра.

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение на тему: «Художественное своеобразие поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»».

Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 1.3. М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества, этапы творчества

Студент должен

знать:

- материал, посвященный жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

М.Ю. Лермонтов. Сведения из биографии. Характеристика творчества, этапы творчества. Стихотворения «Поэт», «Молитва», «Дума».

Тема 1.4. «Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова. Противоречивость центрального образа произведения

Студент должен

знать:

- в чём смысл финала поэмы, её философское звучание;

уметь:

- анализировать.

«Демон» как романтическая поэма М.Ю. Лермонтова. Противоречивость центрального образа произведения.

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение по теме: «Отзывы критиков и литературоведов о поэзии Лермонтова».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 1.5. Творчество Н.В. Гоголя, натуральная школа

Студент должен

знать:

- идейные позиции писателя, обусловившие его интерес к определённым явлениям действительности;

уметь:

- использовать приём типизации при анализе поэмы «Мёртвые души».

Творчество Н.В. Гоголя, натуральная школа.

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение на тему: «Петербургские повести Гоголя».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 1.6. «Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Повесть «Портрет». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел

Студент должен

знать:

- особенности сюжета и композиции;

уметь:

- понимать авторскую позицию.

«Петербургские повести» Н.В. Гоголя. Повесть «Портрет». Композиция, сюжет, герои, идейный замысел.

Урок-конференция

по темам:

  1. Тема поэта и поэзии в литературе первой половины 19 века

  2. Тема любви в поэзии Пушкина и Лермонтова

  3. Тема Родины в творчестве поэтов первой половины 19 века

  4. Тема народа в прозе Н.В. Гоголя

Раздел 2. Русская литература второй половины XIX века

Тема 2.1. Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века. Взаимодействие разных стилей и направлений. Развитие реализма

Студент должен

знать:

- культурно-историческое развитие России второй половины XIX века, основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой, соотносить произведения с литературными направлениями эпохи.

Культурно-историческое развитие России второй половины XIX века. Взаимодействие разных стилей и направлений. Развитие реализма.

Тема 2.2. Творчество А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии. Пьеса «Гроза», самобытность замысла

Студент должен

знать

- роль А.Н. Островского в развитии русской драматургии и театра;

уметь:

- составлять хронологическую таблицу основных этапов жизни и творчества драматурга.

Творчество А.Н. Островского. Социально-культурная новизна драматургии. Пьеса «Гроза», самобытность замысла.

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Особенности композиции драмы «Гроза»».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.3. Пьеса А.Н. Островского «Гроза», тема «горячего сердца» и «тёмного царства»

Студент должен

знать:

- жанр и композицию пьесы;

уметь:

- анализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей.

Пьеса А.Н. Островского «Гроза», тема «горячего сердца» и «тёмного царства».

Тема 2.4. Творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов»

Студент должен

знать:

- основные этапы творчества Гончарова, общую характеристику романа «Обломов»;

уметь:

- анализировать 9 главу «Сон Обломова».

Творчество И.А. Гончарова. Общая характеристика романа «Обломов».

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Роман «Обломов» в критике и литературоведении».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.5. Тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов»

Студент должен

знать:

- решение автором проблемы любви в романе;

уметь:

- проводить сравнительный анализ образов.

Тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов».

Тема 2.6. Творчество И.С. Тургенева. Основной конфликт романа

«Отцы и дети»

Студент должен

знать:

- основные этапы творчества Тургенева, общую характеристику романа «Отцы и дети»;

уметь:

- объяснить, в чем суть конфликта «отцов и детей».

Творчество И.С. Тургенева. Основной конфликт романа «Отцы и дети».

Тема 2.7. Нравственная проблематика романа

И.С. Тургенева «Отцы и дети»

Студен должен

знать:

- понятие «нигилизм»;

уметь:

- анализировать образы главных героев.

Нравственная проблематика романа И.С. Тургенева «Отцы и дети».

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение «Роман «Отцы и дети» в оценке современников». Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.8. Н.Г.Чернышевский.

Студент должен

знать:

-сведения из биографии Н.Г.Чернышевского;

- анализировать действительность и образы романа "Что делать?"

Самостоятельная работа: чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.9. Творчество Ф.И. Тютчева. Основные мотивы лирики

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству Ф.И. Тютчева;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Стихотворения Ф.И. Тютчева «Silentium», «Видение», «Полдень», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь».

Самостоятельная работа. Устно проанализировать стихотворение Тютчева «Silentium».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.10. А.А. Фет. Сведения из биографии.

Гармоничность и мелодичность лирики

Студент должен

знать:

- материал, посвященный жизни и творчеству А.А. Фета;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Стихотворения А.А. Фета «Шёпот, робкое дыханье...», «Осень», «Облаком волнистым...», «Вечер».

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение «Лирика А.А. Фета в критике и литературоведении».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.11. Очерк жизни и творчества Н.А. Некрасова.

Особенности жанра и композиции поэмы Н.А. Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо?». Нравственная проблематика поэмы

Студент должен

знать:

- сюжет поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»;

уметь:

- раскрыть богатство, сложность, противоречивость духовного мира крестьянина.

Особенности жанра и композиции поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?». Нравственная проблематика поэмы.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение «Традиции и новаторство в лирике Некрасова».

Урок-семинар по темам:

  1. Крестьянство в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  2. Проблема счастья в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

  3. Женское счастье в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Тема 2.12. Очерк жизни и творчества Н.С. Лескова.

Особенности сюжета повести «Очарованный странник»

Студент должен

знать:

- основные этапы творчества Лескова;

уметь:

  • объяснить смысл названия повести.

Жизнь и творчество Н.С. Лескова. Особенности сюжета повести «Очарованный странник».

Самостоятельная работа . Составить карту «Маршруты очарованного странника».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.13. Очерк жизни и творчества М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». Тематика и проблематика произведения

Студент должен

знать:

- понятия эзопов язык, гротеск;

уметь:

- анализировать творческий стиль писателя.

Жизнь и творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города». Тематика и проблематика произведения.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение ««История одного города» в критике и литературоведении».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.14. А. К. Толстой. Очерк жизни и творчества

Студент должен

знать:

- сведения из биографии. Стихотворения: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг, когда в избытке горя…», «Колокольчики мои…», «Когда природа вся трепещет и сияет...», «Тебя так любят все; один твой тихий вид...», «Минула страсть, и пыл ее тревожный…», «Ты не спрашивай, не распытывай...».

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Самостоятельная работа: чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.15. Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского.

Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание».

Отображение русской действительности в романе

Студент должен

знать:

- особенности стиля писателя;

уметь:

- проводить исследовательскую работу на тему: «Петербург Достоевского».

Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского. Своеобразие жанра романа «Преступление и наказание». Отображение русской действительности в романе.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение «Смысл теории Раскольникова».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.16. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и её опровержение в романе

Студент должен

знать:

- в чём сущность теории Раскольникова;

уметь:

- анализировать характер и поведение главного героя.

Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и её опровержение в романе.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение «Система образов в романе».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.17. Л.Н. Толстой. Этапы биографии и творчества Л.Н. Толстого. История создания, особенности жанра и композиции романа «Война и мир»

Студент должен

знать:

- основные этапы творчества писателя, историю создания, особенности жанра и композиции романа;

уметь:

- объяснять смысл заглавия романа «Война и мир».

Этапы биографии и творчества Л.Н. Толстого. История создания, особенности жанра и композиции романа «Война и мир».

Тема 2.18. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»

Студент должен

знать:

- идейное содержание романа;

уметь:

- анализировать образы главных героев романа.

«Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир».

Тема 2.19. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Значение образа Платона Каратаева

Студент должен

знать:

- как раскрывает автор подвиг народа в романе;

уметь:

- анализировать эпизод «Князь Андрей во время Аустерлицкого сражения».

«Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Значение образа Платона Каратаева.

Самостоятельная работа . Диалектика души главных героев романа «Война и мир».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Контрольные работы

Сочинение по темам:

«К великому подвигу и к великому счастью» (Пьер Безухов).

Путь жизненных исканий Андрея Болконского»

Женские образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Картины природы и их роль в романе «Война и мир».


Тема 2.20. Очерк жизни и творчества А.П. Чехова.

Пьеса «Вишнёвый сад», конфликт в пьесе

Студент должен

знать:

- общую характеристику пьесы;

уметь:

- анализировать образы главных героев пьесы.

Жизнь и творчество А.П. Чехова. Пьеса «Вишневый сад», конфликт в пьесе.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение «Традиции и новаторство Чехова-драматурга».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 2.21. Контрольная работа (тестовые задания)

Студент должен

знать:

- тексты художественных произведений;

уметь:

- правильно выбрать ответ

Раздел 3. Зарубежная литература (Обзор)

Тема 3.1. Очерк жизни и творчества В. Шекспира,

О. Бальзака (обзор произведений)

Студент должен

знать:

- важные идеи и достижения зарубежной литературы;

уметь:

- применять полученные знания на практике.

Жизнь и творчество В. Шекспира, О. Бальзака.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение о творчестве зарубежных писателей (по выбору). Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.


Литература XX века

Введение

Студент должен

знать:

- общую характеристику культурно-исторического процесса XX века и его отражение в литературе;

уметь:

- показать роль искусства и его влияние на жизнь общества.

Общая характеристика историко-культурного процесса XX века.

Раздел 4. Русская литература на рубеже Х1Х-ХХ веков

Тема 4.1. Краткий очерк жизни и творчества И.А. Бунина.

Идейно-художественное своеобразие рассказов

«Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи»

Студент должен

знать:

- основные этапы творчества писателя;

уметь:

- анализировать текст.

Жизнь и творчество И.А. Бунина. Идейно-художественное своеобразие рассказов «Лёгкое дыхание», «Тёмные аллеи».

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение «Традиции русской классики в творчестве И. Бунина».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.


Тема 4.2. Очерк жизни и творчества А.И. Куприна.

Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет»

Студент должен

знать:

- основные этапы творчества писателя;

уметь:

- анализировать характер и поведение главных героев.

Жизнь и творчество А.И. Куприна. Тема любви в рассказе «Гранатовый браслет».

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение «Образ повествователя в произведениях Бунина и Куприна».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Раздел 5. Поэзия начала XX века

Тема 5.1. Обзор русской поэзии начала XX века.

Студент должен

знать:

- основные литературные течения поэзии русского модернизма;

уметь:

- показать проблему традиций и новаторства в литературе начала XX века.

Русская поэзия начала XX века.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение «Разнообразие художественных индивидуальностей поэзии серебряного века».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 5.2. Творчество символистов

Студент должен

знать:

- творчество символистов;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Творчество символистов.

Тема 5.3. Творчество акмеистов

Студент должен

знать:

- особенности направления, представителей «Цеха поэтов»;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Стихотворения Н.С. Гумилёва, О.Э. Мандельштама.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение на тему: «Шестое чувство Гумилёва».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 5.4. Творчество футуристов

Студент должен

знать:

- особенности направления;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Стихотворения И.А. Северянина, В. Хлебникова.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение «Маяковский и футуризм». Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.


Тема 5.5. Очерк жизни и творчества В.В. Маяковского.

Основные мотивы лирики

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству В.В. Маяковского;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Стихотворения: «Нате!», «Послушайте», «Хорошее отношение к лошадям», поэма «Хорошо».

Самостоятельная работа: чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Раздел 6. Литература 20-х годов XX века

Тема 6.1. Общая характеристика литературы 20-х годов XX века.

Очерк жизни и творчества А.А. Блока.

Своеобразие поэмы «Двенадцать»

Студент должен

знать:

- развитие литературного процесса 20-х годов XX века;

- идейно-художественное своеобразие поэмы «Двенадцать»;

уметь:

- анализировать литературный процесс;

- анализировать поэму.

Общая характеристика литературы 20-х годов XX века. Очерк жизни и творчества А.А. Блока. Своеобразие поэмы «Двенадцать».

Самостоятельная работа . Найти образы-символы в поэме Блока «Двенадцать». Как показана борьба двух «миров» в поэме? Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 6.2. Очерк жизни и творчества М. Горького. Пьеса «На дне». Особенности жанра и конфликта

Студент должен

знать:

- особенности жанра и конфликта;

уметь:

- анализировать характер и поведение главных героев.

Жизнь и творчество М. Горького. Пьеса «На дне». Особенности жанра и конфликта.

Самостоятельная работа . Определить, как изменяется мироощущение героев пьесы «На дне» на протяжении четырех актов? Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Урок-обобщение по творчеству А.М.Горького по темам:

  1. Жизненные университеты А.М.Горького.

  1. Образ босяков в раннем творчестве М.Горького.

  2. Люди «дна»: характеры и судьбы.

  3. Лука и Сатин в пьесе М. Горького «На дне».


Тема 6.3. Очерк жизни и творчества С.А. Есенина.

Основные мотивы лирики

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству С.А. Есенина;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Жизнь и творчество С.А. Есенина. Основные мотивы лирики.

Стихотворения: «Русь», «Письмо матери», «Не жалею, не зову, не плачу», «Спит ковыль, равнина дорогая». Поэма «Анна Снегина».

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение на тему: «Открыватель «Голубой Руси»». Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Раздел 7. Литература 30-х начала 40-х годов XX века

Тема 7.1. Литературный процесс в 30-е годы. Социалистический реализм как новый художественный метод

Студент должен

знать:

- развитие литературы в 30-е годы;

уметь:

- соотносить метод соцреализма с творчеством писателей.

Литературный процесс в 30-е годы. Социалистический реализм как новый художественный метод.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение на тему: «Первый съезд Союза писателей СССР».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 7.2. Очерк жизни и творчества М.И. Цветаевой.

Основные мотивы лирики

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству М. Цветаевой;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Жизнь и творчество М.И. Цветаевой. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Моим стихам...», «Душа и имя», «Стихи к Блоку».

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение на тему: «Судьба и творчество М. Цветаевой».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 7.3. Очерк жизни и творчества А.А. Ахматовой.

Основные мотивы лирики

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству Ахматовой;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Жизнь и творчество А.А. Ахматовой. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Сероглазый король», «Мне голос был», «Молюсь оконному лучу».

Самостоятельная работа . Написать сообщение на тему: «Как сказываются в стихах Ахматовой традиции русской поэтической классики».

Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 7.4. Характерные черты времени в повести. А. Платонова «Котлован».

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству поэта;

уметь:

- анализировать характер и поведение главных героев.

Самостоятельная работа: чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 7.5. Очерк жизни и творчества Б.Л. Пастернака.

Стихотворения из романа «Доктор Живаго».

Основные мотивы лирики

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству поэта;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Жизнь и творчество Б.Л. Пастернака. Стихотворения из романа «Доктор Живаго». Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Никого не будет в доме», «Иней», «Сосны», стихотворения из романа.

Самостоятельная работа . Подготовить сообщение на тему: «Эстетические поиски в ранней лирике Пастернака».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 7.6. Очерк жизни и творчества М.А. Булгакова.

Своеобразие романа «Мастер и Маргарита»

Студент должен

знать:

- идейно-художественное своеобразие романа;

уметь:

- анализировать образы главных героев романа.

Жизнь и творчество М.А. Булгакова. Своеобразие романа «Мастер и Маргарита».

Самостоятельная работа. Определить соотношение вечного и злободневного в романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 7.7. Очерк жизни и творчества М.А. Шолохова.

Роман-эпопея «Тихий Дон». Споры о романе

Студент должен

знать:

- основные этапы творчества писателя, историю создания, особенности жанра и композиции романа;

уметь:

- аргументировать понятия о стиле писателя.

Жизнь и творчество М.А. Шолохова. Роман-эпопея «Тихий Дон». Споры о романе. Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 7.8. Судьба Григория Мелехова в романе

М.А. Шолохова «Тихий Дон»

Студент должен

знать:

- идейно-художественное своеобразие романа;

уметь:

- анализировать образы главных героев романа.

Судьба Григория Мелехова в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Самостоятельная работа. Подготовить сообщение на тему: «Художественное своеобразие романа «Тихий Дон»».

Контрольные работы

Сочинение по темам:

Трагедия жизни Григория Мелехова.

Любовь в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Женские образы в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Тема гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Тема 7.9.А.Н.Толстой. Жизнь и творчество. Роман "Петр Первый"

Студент должен

знать:

- историю России XVIII века; единство исторического материала и художественного вымысла в романе.

уметь:

- определять проблему личности и ее роль в судьбе страны

Раздел 8. Литература русского Зарубежья

Тема 8.1. Русское литературное зарубежье 40-90-х годов.

(Обзор творчества писателей)

Студент должен

знать:

- литературу русского зарубежья;

уметь:

- давать характеристику литературы русского зарубежья.

Русское литературное зарубежье 40-90-х годов.

Самостоятельная работа . Определить особенности литературы русского зарубежья? Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 8.2. Очерк жизни и творчества В.В. Набокова.

Тема России в повести «Машенька»

Студент должен

знать:

- проблематику повести, систему образов;

уметь:

- анализировать текст.

Жизнь и творчество В.В. Набокова. Тема России в повести «Машенька».


Раздел 9. Литература периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 9.1. Литература периода Великой Отечественной войны.

Ведущие жанры


Студент должен

знать:

- ведущие жанры периода Великой Отечественной войны;

уметь:

- анализировать общественно-историческую обстановку и ее влияние на литературный процесс.

Литература периода Великой Отечественной войны. Ведущие жанры.

Самостоятельная работа. Определить особенности литературного процесса периода Великой Отечественной войны?

Тема 9.2. Поэзия периода Великой Отечественной войны

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству поэтов;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Стихотворения П. Когана, К. Симонова, М. Исаковского, А. Твардовского.

Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 9.3. Очерк жизни и творчества А.Т. Твардовского.

Тема войны и памяти в лирике. Поэма «По праву памяти»

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству поэта;

уметь:

- анализировать поэму.

Жизнь и творчество А.Т. Твардовского. Тема войны и памяти в лирике. Поэма «По праву памяти».

Самостоятельная работа . Определить, как представлена тема патриотизма в творчестве Твардовского? Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 9.4. Публицистика военных лет: М.А. Шолохов,

И. Оренбург, А.К. Толстой

Студент должен

знать:

- публицистику военных лет;

уметь:

- раскрывать проблемы человеческого бытия, добра и зла.

Публицистика военных лет: М.А. Шолохов, И. Оренбург, А.К. Толстой.

Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 9.5. Драматургия военных лет

Студент должен

знать:

- драматургию военных лет;

уметь:

- анализировать тексты.

Драматургия военных лет.

Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 9.6. Произведения первых послевоенных лет

Студент должен

знать:

- основные темы произведений послевоенных лет;

уметь:

- исследовать природу подвига и предательства.

Произведения первых послевоенных лет.

Урок - круглый стол по темам:

  1. Тема памяти в литературе ВОВ.

  2. Своеобразие военной темы в творчестве А.Твардовского.

  3. Человек и стихия в творчестве Б.Пастернака.

  4. Поэзия А.Ахматовой как лирический дневник.

Раздел 10. Литература 50-80-х годов XX века

Тема 10.1. «Лейтенантская проза», произведения Ю. Бондарева,

В. Кондратьева, Б. Васильева

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству писателей;

уметь:

- анализировать тексты.

"Лейтенантская проза", произведения Ю. Бондарева, В. Кондратьева, Б. Васильева.

Самостоятельная работа. Определить, какую роль сыграла фронтовая биография в творчестве Ю. Бондарева, Б. Васильева, В. Кондратьева?

Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.

Тема 10.2. Поэзия «шестидесятников».

«Тихая лирика» Н. Рубцова

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству поэтов-шестидесятников;

уметь:

- выразительно читать и анализировать стихотворения.

Стихотворения: Е. Евтушенко, Р. Рождественского, А. Вознесенского.

Самостоятельная работа № 35. Подготовить сообщение «Характерные черты поэзии «шестидесятников»». Чтение произведений, анализ, изучение материалов учебников и учебных пособий, подготовка докладов, написание рефератов.


Тема 10.3. «Деревенская проза».

Творчество В.М. Шукшина

Студент должен

знать:

- особенности направления, материал, посвящённый жизни и творчеству писателя;

уметь:

- анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.

Деревенская проза». Творчество В.М. Шукшина.

Самостоятельная работа. Объяснить, в чем особенности русской «деревенской» прозы? Как представлена тема «маленького человека» в творчестве Шукшина? (по рассказам «Чудик», «Миль пардон, мадам»).

Тема 10.4. «Лагерная проза» А.И. Солженицына

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству писателя;

уметь:

- анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.

«Лагерная проза» А.И. Солженицына.

Самостоятельна работа. Определить, как представлена проблема добра и зла в произведениях А.И. Солженицына? (по рассказам «Матрёнин двор», «Один день Ивана Денисовича».)

Тема 10.5. Драматургия 50-80-х годов

Студент должен

знать:

- драматургию 50-80-х годов;

уметь:

- анализировать пьесу.

Драматургия 50-80-х годов.

Раздел 11. Русская литература последних лет

Тема 11.1. Нравственные проблемы в творчестве

В.Г. Распутина, В.П. Астафьева

Студент должен

знать:

- особенности направления, материал, посвящённый жизни и творчеству писателей;

уметь:

- анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков.

Нравственные проблемы в творчестве В.Г. Распутина, В.П. Астафьева.

Самостоятельная работа. Определить, как представлен образ праведницы Настёны в произведении Распутина «Живи и помни»?

Раздел 12. Зарубежная литература.

Тема 12.1. Очерк жизни и творчества И.В. Гёте, Э. Хемингуэя

Студент должен

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству писателей;

уметь:

- анализировать характеры героев, видеть мотивы их поступков (по рассказу Э. Хемингуэя «Старик и море»).

Жизнь и творчество И.В. Гёте, Э.Хемингуэя.


Раздел 13. Произведения для бесед по современной литературе

Тема 13.1. Очерк жизни и творчества С. Довлатова и В. Пелевина

(Обзор произведений)

знать:

- материал, посвящённый жизни и творчеству писателей;

уметь:

- анализировать эпизод.

Жизнь и творчество С. Довлатова и В. Пелевина.

Тема 13.2. Закрепление изученного материала

Студент должен

знать:

- изученный материал, алгоритм написания сочинения;

уметь: применять изученный материал на практике, уметь выразить своё отношение к изученным произведениям.

В результате изучения учебной дисциплины «Литература» обучающийся должен

знать/понимать:

  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;

  • участия в диалоге или дискуссии;

  • самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;

  • определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;

  • определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Основная литература

Учебные пособия:

1. Учебник Русская литература конца XVIII - XX веков", 2 части под редакцией Г.А.Обернихиной, 2013 г.

2. Учебник "Литература" Ю.В.Лебедева. М.2010г.

3. Учебник "Литература" В.П.Журавлёва. М.2011г.

4. Тексты художественных произведений.

Дополнительная литература.

1. Буслакова Т.П. Русская литература XIX века: Учебный минимум для абитуриента. Учебное пособие.- М.: Высш. шк., 2001г.

2. Буслакова Т.П. Русская литература XX века: Учебный минимум для абитуриента. Учебное пособие.- М.: Высш. шк., 2001г..

3. Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./ И.О. Родин, Т.М. Пименова.- М.: АСТ: Астрель, 2009г..

4. Единый государственный экзамен 2010. Литература. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ. - М.: Интеллект - Центр, 2010г.

Интернет - ресурсы:

Электронный ресурс «ГРАМОТА.РУ». Форма доступа:gramota.ru

Электронный ресурс «Электронная версия газеты « Литература». Форма доступа: rus.1september.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: alleng.ru

Электронный ресурс «Кабинет литературы». Форма доступа: ruslit.ioso.ru

Электронный ресурс «Литература». Форма доступа: gramma.ru

Электронный ресурс «Литературоведческие словари». Форма доступа: slovari.ru

festival.1september.ru

edu.km.ru

feb-web.ru

gramma.ru/LIT/?id=1.0 - Русская литература: хрестоматия, термины литературоведения; сочинение: жанры, примеры сочинений, типичные ошибки, изложение, тесты и задания

oba-wallst.ru/library.htm - Библиотека «Нестор» - электронная библиотека, в которой можно по тематическому и алфавитному каталогам найти литературу, необходимую в учебно-образовательном процессе

learning-russian.gramota.ru/ls.html - раздел «Читальный зал» на справочно- информационном портале ГРАМОТА.РУ. Содержит электронную библиотеку русской литературы и каталог сетевых ресурсов по категориям:

Литературные музеи, Библиотеки, Поэты, Писатели, Литературоведы, Язык писателей, поэтов

Средства обучения

1.Технические средства обучения:

цветной ЖК-телевизор + DVD-проигрыватель;

мультимедийное оборудование

2. Набор DVD-кассет по программе


© 2010-2022