- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русской литературы на тему Обрядовая поэзия 5 класс
Урок русской литературы на тему Обрядовая поэзия 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Видеоуроки |
Автор | Карпушина Г.В. |
Дата | 22.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Урок русской литературы в 5 классе
Тема Устное народное творчество.
Обрядовая поэзия.
Цели и задачи урока:
-
познакомить учащихся с назначением и функциями обрядов, основными циклами календарных обрядов и их поэзией, с использованием обрядовой поэзии в литературе;
-
развивать память, мышление, речь учащихся; самостоятельность, интерес к старинной обрядовой поэзии;
-
воспитывать любовь и уважение друг другу; доброе отношение к людям, традициям.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Оборудование, наглядные пособия: рабочие тетради, таблица, карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
1. Приветствие, проверка готовности к уроку, запись темы.
II. Проверка домашнего задания
1) выполнить задание № 1 на стр. 17 под значком «Попробуй ответить»: подбор русских загадок
к казахским.
Индивидуальное задание: составить красочные кроссворды, в которых вопросы будут загадками.
III. Актуализация знаний
1. Теоретическая страничка
З/е: дать определение загадки.
Загадка - малый жанр фольклора в виде замысловатого вопроса, составленного в виде метафоры.
-
Какие функции выполняла загадка? (объясняла тайну мироустройства; магический характер; условная, тайная, загадочная речь; испытание мудрости; тайный военный и дипломатический язык.)
-
Какие литературные тропы (средства художественной выразительности) используются в загадках? (метафора, олицетворение, сравнение)
-
Какое строение имеют загадки? (краткое сообщение, состоящее из одного предложения; рассказ; загадки-описания; загадки-вопросы; загадки - задачи)
2. Подготовка учащихся к освоению новых знаний
1) Беседа
-
Как вы думаете, что такое обряд? Какие обряды вы знаете?
Обряд - церемония, ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущественно культового характера.
Пример:
Обряд венчания. Плач и причитания встречаются у нас в обрядах свадебных и похоронных.
(Д.Н. Ушаков. Толковый словарь русского языка)
Обряд - это совокупность действий, совершаемых в определенной последовательности и связанных с бытовой традицией.
-
Фольклор был неотъемлемой частью народного быта. Он сопровождал первую пахоту и
уборку последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские или троицкие обряды, крестины и свадьбы. Обрядовые песни считались такой же обязательной составной частью обряда, как и основные обрядовые действия. Считалось даже, что если не будут выполнены все обрядовые действия и исполнены сопровождающие их песни, то не будет достигнут желаемый результат.
IV. Формирование новых понятий и способов действия
1. Работа с учебником (1 часть теоретического материала)
З/е: внимательно прочитать первую часть параграфа (стр. 18) и заполнить таблицу:
Народные обряды делятся на два цикла:
календарные обряды
семейно-бытовые обряды
связанные с хозяйственной деятельностью крестьянина (земледелие, животноводство, охота). Календарные обряды приурочены к зиме, весне, лету, осени - в связи с распорядком сельскохозяйственных работ по временам года, а также зимнему и летнему солнцевороту (21, 22 декабря и 21, 22 июня)
связанные с рождением человека, его вступлением в брак, проводами в армию или смертью. Свадебный обряд состоял из ряда последовательных действий, ни одно из которых не пропускалось. На похоронах профессиональными плакальщицами (вопленицами) исполнялись причитания: эти плачи сопровождали все эпизоды похоронного обряда.
2. Работа в группах
З/е: внимательно прочитать 2-ую часть параграфа (стр. 18-23); подготовить небольшой рассказ
по темам: 1 группа - «Подблюдные песни. Ряжение»
2 группа - «Колядки»
3 группа - «Масленичные обряды»
4 группа - «Троицко-семицкая неделя. Семик»
5 группа - «Иван Купала»
6 группа - «Похороны Костромы», «Зажинки»
V. Формирование умений и навыков
1. Ответы на вопросы
З/е: ответить устно на вопросы (стр. 23 № 1, 2, 3).
VI. Итог урока
1. Рефлексия
Работа по карточкам «Экспресс-ответ»
З/е: назвать обряд:
-
исполнение особых песен во время новогодних праздников (колядки)
-
переодевание в одежды лиц разных сословий, животных, птиц (ряжение)
-
встреча весны (масленица)
-
полный рассвет растительности (Иван Купалы)
-
обряд, символизирующий жизнь (похороны Костромы)
-
начало молотьбы (зажинки)
2. Комментирование оценок
VII. Домашнее задание.
Подготовить проект на одну из тем:
-
«Летние календарные обряды русского народа»
-
«Обряды казахского народа»