Рабочая программа курса литература для 11 класса (базовый уровень)

Рабочая программа курса литература для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (2004 г.), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) (2005 г.) и Программы по литературе авторов-составителей: Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева к учебникам 5-11 классов общеобразовательной школы (2009 г.). Авторская программа для 11 класса максимально учитывает требования Федерального компонента государственн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 25 «Гелиос»

с углубленным изучением отдельных предметов»

Находкинского городского округа

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УВР директор школы

(протокол от_____2015 г. ___________________ ______ Мозговой О. В.

№ ___) «____»_________2015 г. Приказ № ___ от

«____» _____2015 г.


Рабочая программа

курса «Литература»

для 11 «В» класса

на 2015 - 2016 учебный год


Составитель:

Некрасова М. А.,

учитель русского языка и литературы






г. Находка

2015 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по литературе составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта (2004 г.), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) (2005 г.) и Программы по литературе авторов-составителей: Г. С. Меркина, С. А. Зинина, В. А. Чалмаева к учебникам 5-11 классов общеобразовательной школы (2009 г.). Авторская программа для 11 класса максимально учитывает требования Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) и опирается на концепцию систематического и планомерного ознакомления учащихся с русской литературой, чётко ориентирована на последовательное углубление усвоения литературных текстов, понимание и осмысление развития творческого пути каждого писателя и развития литературы в целом, адресована ученику современной школы, наследующему духовный опыт великой русской литературы.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:


  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • своение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Для достижения поставленных целей в процессе реализации данной программы решаются следующие задачи, связанные как с собственной читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы. Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной.

Воспитательные задачи


  • Формирование эстетического идеала.

  • Развитие эстетического вкуса, который в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует выявлению прочного, устойчивого интереса к книге.

  • Воспитание доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой личности.

Образовательные задачи


  • Формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умение видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа.

  • Освоение предлагаемых произведений как искусства слова.

  • Формирование речевых умений - умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей культуры, истории и мирового искусства.

Курс литературы 11 класса построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса. Выбор писательских имён и произведений обусловлен их значимостью для отечественной и мировой культуры, что соответствует требованиям обязательного минимума содержания образовательной программы по предмету.

Структура программы отражает принцип поступательности в развитии литературы и, в частности преемственности литературных явлений, различного рода художественных взаимодействий (этот важный аспект изучения курса представлен рубрикой «Внутрипредметные связи»). Не менее важным и значимым является культуроведческий аспект рассмотрения литературных явлений (соответствующий материал содержится в рубрике «Межпредметные связи»). Оптимальное соотношение обзорных и монографических тем позволяет на разных уровнях рассмотреть наиболее значительные явления того или иного историко-литературного периода.

Существенно переосмыслена историко-литературная канва курса литературы XX века. Прежде всего авторы стремились избежать «перекосов» в соотношении различных пластов литературы столетия (реализм и модернизм, «эмигрантские» и «советские» авторы и т. д.), по возможности полно представить рассеянную по всему миру и расколотую в недрах собственной отчизны великую русскую литературу.

Изменения, внесённые в авторскую программу


  • Добавлены недостающие темы:

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века. Жизнь и творчество Б. Шоу. Чеховские традиции в пьесе Б. Шоу «Пигмалион». Жизнь и творчество Г. Аполлинера. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии. Жизнь и творчество А. Белого. Жизнь и творчество И. Северянина. Жизнь и творчество В. В. Хлебникова. Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии О. Э. Мандельштама. Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество. Своеобразие стиля Хемингуэя. Жизнь и творчество В. Т. Шаламова. Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Р. Гамзатова. Своеобразие поэтического мышления и языка И. А. Бродского. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Б. Ш. Окуджавы. Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе «Утиная охота» А. В. Вампилова.

  • В рабочей программе учтены праздничные дни.

  • Выделены дополнительные часы на резервные уроки. Возможна корректировка часов в течение года на изучение тем за счёт резервных уроков.

Учебно-методический комплект

Программа


  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт. - сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - М., 2009 г. - 200 с

Учебник


  • Чалмаев В. А., Зинин С. А. Литература 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.

  • Литература XX века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2013.

Методические рекомендации


  • Зинин С. А. Методические рекомендации по использованию учебников: В. И. Сахаров, С. А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне / С. А. Зинин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.

Количество учебных часов

В год - 102 ч., в том числе на сочинения 8 ч.

В неделю - 3 ч.

Формы организации образовательного процесса

Основная форма организации образовательного процесса - классно-урочная система.

Формы организационной работы на уроке: индивидуальная, парная, коллективная (пары сменного состава), групповая.

Формы текущего контроля знаний, умений, навыков:

  • тестирование

  • зачёт

  • опрос

  • индивидуальные дифференцированные письменные задания

  • творческие работы

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров

  • выразительное чтение

  • различные виды пересказа

  • заучивание наизусть стихотворных текстов

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру

  • анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения

  • участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента

  • подготовка рефератов, докладов

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать:


  • образную природу словесного искусства;

  • содержание изученных литературных произведений;

  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

  • основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:


  • воспроизводить содержание литературного произведения;

  • анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

  • соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

  • определять род и жанр произведения;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

  • аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

  • писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.




СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Литература XX века (90 часов)

Введение (1 ч)

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской литературы и литературы других народов России, отражение в них «вечных» проблем бытия.

Литература первой половины XX века (70 часов)

Обзор русской литературы первой половины XX века (1 ч)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX - ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.

Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои. Советская литература и литература русской эмиграции. «Социалистический реализм». Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема «художник и власть».

И. А. Бунин (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель».

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи».

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания «дворянских гнезд» в рассказе "Антоновские яблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина

А. И. Куприн (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гранатовый браслет»

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (5 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль».

Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. «На дне» как социально-философская драма. Смысл названия пьесы. Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького-драматурга. Афористичность языка.

Сочинение по творчеству М. Горького.

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века (1 ч)

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Б. Шоу (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион».

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо».

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX в. (8 часов)

И. Ф. Анненский, К. Д. Бальмонт, А. Белый, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К. Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Обзор (1 ч)

Серебряный век как своеобразный «русский ренессанс». Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм (1 ч)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея «творимой легенды». Музыкальность стиха. «Старшие символисты» (В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и «младосимволисты» (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны».

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…».

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине».

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм (1 ч)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай». Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм (1 ч)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер «нового искусства». Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация «самовитого» слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов.

Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак).

И. Северянин (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава».

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…».

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия (1 ч)

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX - начала ХХ в.

А. А. Блок (7 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге».

Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы…», «О, я хочу безумно жить…», «Скифы».

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока, музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока. Образы «страшного мира». Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом» и стихотворении «Скифы». Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условно-символического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

В. В. Маяковский (5 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой».

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин (5 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская».

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная жидкая лунность…».

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина.

М. И. Цветаева (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…».

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий…», «Куст».

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог-исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам (3 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…».

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia».

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова (5 ч)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля».

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро жить…», «Бывает так: какая-то истома…»

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос «Реквиема». Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

Б. Л. Пастернак (4 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрасиво…».

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков (6 ч)

Жизнь и творчество.

Роман «Мастер и Маргарита».

История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

А. П. Платонов (2 ч)

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован».

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в «Котловане». Утопические идеи «общей жизни» как основа сюжета повести. «Непростые» простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов (6 ч)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. «Вечные» темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса. Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова.

Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Литература второй половины XX века (19 часов)

Э. Хемингуэй (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести. Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути. Образ рыбака Сантьяго. Роль художественной детали и реалистической символики в повести. Своеобразие стиля Хемингуэя.

Обзор русской литературы второй половины XX века (2 часа)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы, их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская» проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.

Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем».

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта.

В. Т. Шаламов (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания книги «Колымских рассказов». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы. Характер повествования.

А. И. Солженицын (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Один день Ивана Денисовича».

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

В. М. Шукшин (1 ч)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный».

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

В. В. Быков (1 ч)

Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две «точки зрения» в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин (1 ч)

Повесть «Прощание с Матерой».

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов (1 ч)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние».

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова.

Р. Гамзатов (1 ч)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

И. А. Бродский (1 ч)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж…», «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня…»).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в «заселенном пространстве».

Б. Ш. Окуджава (1 ч)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы».

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов (1 ч)

Пьеса «Утиная охота».

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия (1 ч)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.


ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ


  • Художественная литература как искусство слова.

  • Художественный образ.

  • Содержание и форма.

  • Художественный вымысел. Фантастика.

  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ-ХХ веков.

  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.

  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов.

  • Речевая характеристика героя: диалог, монолог, внутренняя речь. Сказ.

  • Деталь. Символ.

  • Психологизм. Народность. Историзм.

  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.

  • Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория.

  • Стиль.

  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа.

  • Литературная критика.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ (БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ) (3 ч.)













№ п/п

Наименование разделов программы и тем уроков (занятий)

Кол-во часов

Тип урока (форма проведения занятия)

Дата урока (план)

Дата урока (факт)

Введение

1

1

Русская литература XX века в контексте мировой культуры

1

Урок усвоения новых знаний


Литература первой половины XX века

90




2

Обзор русской литературы первой половины XX века

1

Урок усвоения новых знаний



3

Жизнь и творчество И. А. Бунина (обзор). Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..», «Последний шмель»

1

Урок усвоения новых знаний



4

Развитие традиций русской классической литературы в рассказах И. А. Бунина: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

1

Урок усвоения новых знаний



5

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Тёмные аллеи». Своеобразие художественной манеры И. А. Бунина

1

Урок усвоения новых знаний



6

Р. р. Сочинение по творчеству И. А. Бунина

1

Урок развития речи



7

Жизнь и творчество А. И. Куприна

1

Комбинированный урок



8

Утверждение любви как высшей ценности в повести А. И. Куприна «Гранатовый браслет»

1

Урок усвоения новых знаний



9

Жизнь и творчество М. Горького

1

Комбинированный урок



10

Романтизм ранних рассказов М. Горького

1

Комбинированный урок



11

Пьеса М. Горького «На дне» как социально-философская драма


Урок усвоения новых знаний



12

Три правды и их драматическое столкновение в пьесе М. Горького «На дне»

1

Урок усвоения новых знаний



13

Р. р. Сочинение по творчеству М. Горького

1

Урок развития речи




Зарубежная литература первой половины XX века

4




14

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века

1

Урок усвоения новых знаний



15

Жизнь и творчество Б. Шоу

1

Урок усвоения новых знаний



16

Чеховские традиции в пьесе Б. Шоу «Пигмалион»

1

Урок усвоения новых знаний



17

Жизнь и творчество Г. Аполлинера. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии

1

Урок усвоения новых знаний




Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века

8




18

Обзор русской поэзии конца XIX - начала XX века

1

Урок усвоения новых знаний

19

Русский символизм

1

Урок усвоения новых знаний

20

Жизнь и творчество В. Я. Брюсова

1

Урок усвоения новых знаний

21

Жизнь и творчество К. Д. Бальмонта

1

Урок усвоения новых знаний

22

Жизнь и творчество А. Белого

1

Урок усвоения новых знаний

23

Акмеизм

1

Урок усвоения новых знаний

24

Жизнь и творчество Н. С. Гумилёва

1

Урок усвоения новых знаний

25

Футуризм

1

Урок усвоения новых знаний

26

Жизнь и творчество И. Северянина

1

Урок усвоения новых знаний

27

Жизнь и творчество В. В. Хлебникова

1

Урок усвоения новых знаний


28

Крестьянская поэзия

1

Урок усвоения новых знаний

29

Жизнь и творчество А. А. Блока. Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока

1

Комбинированный урок


30

Образ Прекрасной Дамы. Стихотворения: «Незнакомка», «В ресторане», «Вхожу я в тёмные храмы…»

1

Урок усвоения новых знаний

31

Тема Родины и основной пафос патриотических стихотворений А. А. Блока

1

Комбинированный урок

32

История создания поэмы А. А. Блока «Двенадцать».

1

Урок усвоения новых знаний

33

Сюжет, герои, своеобразие поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

1

Урок усвоения новых знаний

34

Образ Христа и многозначность финала поэмы А. А. Блока «Двенадцать»

1

Урок усвоения новых знаний

35

Р. р. Сочинение по творчеству А. А. Блока

1

Урок развития речи

36

Жизнь и творчество В. В. Маяковского

1

Комбинированный урок

37

Дух бунтарства в ранней лирике В. В. Маяковского

1

Комбинированный урок

38

Новаторство В. В. Маяковского. Особенности любовной лирики

1

Урок усвоения новых знаний

39

Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени в творчестве В. В. Маяковского

1

Урок усвоения новых знаний

40

Сатирические образы в творчестве В. В. Маяковского

1

Урок усвоения новых знаний

41

Жизнь и творчество С. А. Есенина

1

Комбинированный урок

42

Традиции А. С. Пушкина и А. В. Кольцова в есенинской лирике

1

Урок усвоения новых знаний

43

Тема родины в поэзии С. А. Есенина

1

Комбинированный урок

44

Народно-песенная основа, музыкальность лирики С. А. Есенина

1

Комбинированный урок

45

Р. р. Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина

1

Урок развития речи

46

Жизнь и творчество М. И. Цветаевой

1

Комбинированный урок

47

Основные темы творчества М. И. Цветаевой

1

Урок усвоения новых знаний

48

Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике М. И. Цветаевой

1

Урок усвоения новых знаний

49

Жизнь и творчество О. Э. Мандельштама. Историзм поэтического мышления, ассоциативная манера его письма

1

Урок усвоения новых знаний

50

Представление о поэте как хранителе культуры

1

Урок усвоения новых знаний

51

Мифологические и литературные образы в поэзии О. Э. Мандельштама

1

Урок усвоения новых знаний

52

Жизнь и творчество А. А. Ахматовой

1

Комбинированный урок

53

Отражение в лирике А. А. Ахматовой глубины человеческих переживаний

1

Урок усвоения новых знаний

54

Победа исторической памяти над забвением как основной пафос поэмы А. А. Ахматовой «Реквием

1

Урок усвоения новых знаний

55

Особенности жанра, композиции, роль эпиграфа, посвящения и эпилога поэмы А. А. Ахматовой «Реквием»

1

Урок усвоения новых знаний

56

Р. р. Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой

1

Урок развития речи

57

Жизнь и творчество Б. Л. Пастернака

1

Урок усвоения новых знаний

58

Поэтическая эволюция Б. Л. Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова

1

Урок усвоения новых знаний

59

История создания и публикация романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

1

Урок усвоения новых знаний

60

Цикл «Стихотворения Юрия Живаго» и его связь с общей проблематикой романа Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго»

1

Урок усвоения новых знаний

61

Жизнь и творчество М. А. Булгакова

1

Комбинированный урок

62

История создания и публикации романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

Урок усвоения новых знаний

63

Библейские мотивы и образы в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

Урок усвоения новых знаний

64

Изображение любви как высшей духовной ценности в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

Урок усвоения новых знаний

65

Проблема творчества и судьбы художника в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»

1

Урок усвоения новых знаний

66

Р. р. Сочинение по творчеству М. А. Булгакова

1

Урок развития речи

67

Жизнь и творчество А. П. Платонова

1

Урок усвоения новых знаний

68

Самобытность языка и стиля писателя

1

Урок усвоения новых знаний

69

Жизнь и творчество М. А. Шолохова

1

Комбинированный урок

70

История создания романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»

1

Урок усвоения новых знаний

71

Система образов в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

1

Урок усвоения новых знаний

72

«Вечные» темы в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»: человек и история, война и мир, личность и масса

1

Урок усвоения новых знаний

73

Художественное своеобразие романа М. А. Шолохова «Тихий Дон»

1

Урок усвоения новых знаний

74

Р. р. Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

1

Урок развития речи

Литература второй половины XX века

19

75

Э. Хемингуэй. Жизнь и творчество

1

Урок усвоения новых знаний

76

Своеобразие стиля Хемингуэя

1

Урок усвоения новых знаний

77

Обзор русской литературы второй половины XX века

1

Урок усвоения новых знаний

78

Обзор русской литературы второй половины XX века

1

Урок усвоения новых знаний

79

Жизнь и творчество А. Т. Твардовского

1

Урок усвоения новых знаний

80

Служение народу как ведущий мотив творчества поэта

1

Урок усвоения новых знаний

81

Жизнь и творчество В. Т. Шаламова

1

Урок усвоения новых знаний

82

Своеобразие раскрытия «лагерной» темы

1

Урок усвоения новых знаний

83

Жизнь и творчество А. И. Солженицына

1

Комбинированный урок

84

Повесть А. И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи

1

Урок усвоения новых знаний

85

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах В. М. Шукшина

1

Урок усвоения новых знаний

86

Нравственная проблематика повести В. В. Быкова «Сотников»

1

Комбинированный урок

87

Проблематика повести В. Г. Распутина «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений

1

Урок усвоения новых знаний

88

Мир русской деревни и картины родной природы в творчестве Н. М. Рубцова

1

Урок усвоения новых знаний

89

Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Р. Гамзатова

1

Урок усвоения новых знаний

90

Своеобразие поэтического мышления и языка И. А. Бродского

1

Урок усвоения новых знаний

91

Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Б. Ш. Окуджавы

1

Урок усвоения новых знаний

92

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе «Утиная охота» А. В. Вампилова

1

Урок усвоения новых знаний

93

Обзор литературы последнего десятилетия

1

Урок усвоения новых знаний

94

Обзор литературы последнего десятилетия

1

Урок усвоения новых знаний

95

Р. р. Сочинение по русской литературе второй половины XX века

1

Урок развития речи

Резервные уроки

7

96

1

97

1

98

1

99

1

100

1

101

1

102

1




СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


Сочинения


  • Сочинение по творчеству И. А. Бунина

  • Сочинение по творчеству М. Горького

  • Сочинение по творчеству А. А. Блока

  • Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина

  • Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой

  • Сочинение по творчеству М. А. Булгакова

  • Сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

  • Сочинение по русской литературе второй половины XX века


Критерии и нормы оценки


Оценка сочинений

В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные

критерии в пределах программы данного класса: правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними; точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.

Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».

Отметка "5" ставится за сочинение: глубоко и аргументировано раскрывающее тему, свидетельствующее об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для её раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написанное правильным литературным языком и стилистически соответствующее содержанию. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочёта.

Отметка "4" ставится за сочинение: достаточно полно и убедительно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; написанное правильным литературным языком, стилистически соответствующее содержанию.

Допускаются две-три неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более трёх-четырёх речевых недочётов.

Отметка "3" ставится за сочинение, в котором: в главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему, допущены отклонения от неё или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения; материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей; обнаруживается владение основами письменной речи; в работе имеется не более четырёх недочётов в содержании и пяти речевых недочётов.

Отметка "2" ставится за сочинение, которое: не раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст; характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями; отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев; понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения; знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи; уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.

При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.

Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.

Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.

Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:

«5» - 90 - 100 %;

«4» - 78 - 89 %;

«3» - 60 - 77 %;

«2»- менее 59 %.

Оценка творческих работ

Творческая работа выявляет сформированность уровня грамотности и компетентности

учащегося, является основной формой проверки умения учеником правильно и последовательно излагать мысли, привлекать дополнительный справочный материал, делать самостоятельные выводы, проверяет речевую подготовку учащегося. Любая творческая работа включает в себя три части: вступление, основную часть, заключение и оформляется в соответствии с едиными нормами и правилами, предъявляемыми к работам такого уровня. С помощью творческой работы проверяется: умение раскрывать тему; умение использовать языковые средства, предметные понятия, в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания (работы); соблюдение языковых норм и правил правописания; качество оформления работы, использование иллюстративного материала; широта охвата источников и дополнительной литературы.

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

- соответствие работы ученика теме и основной мысли;

- полнота раскрытия тема;

- правильность фактического материала;

- последовательность изложения.

При оценке речевого оформления учитываются:

- разнообразие словарного и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- число языковых ошибок и стилистических недочетов.

При оценке источниковедческой базы творческой работы учитывается правильное оформление сносок; соответствие общим нормам и правилам библиографии применяемых источников и ссылок на них; реальное использование в работе литературы приведенной в списке источников; широта временного и фактического охвата дополнительной литературы; целесообразность использования тех или иных источников.

Отметка "5" ставится, если содержание работы полностью соответствует теме; фактические ошибки отсутствуют; содержание изложенного последовательно; работа отличается богатством словаря, точностью словоупотребления; достигнуто смысловое единство текста, иллюстраций, дополнительного материала. В работе допущен 1 недочет в содержании; 1-2 речевых недочета;1 грамматическая ошибка.

Отметка "4" ставится, если содержание работы в основном соответствует теме (имеются

незначительные отклонения от темы); имеются единичные фактические неточности; имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей; имеются отдельные непринципиальные ошибки в оформлении работы. В работе допускается не более 2-х недочетов в содержании, не более 3-4 речевых недочетов, не более 2-х грамматических ошибок.

Отметка "3" ставится, если в работе допущены существенные отклонения от темы; работа

достоверна в главном, но в ней имеются отдельные нарушения последовательности изложения; оформление работы не аккуратное, есть претензии к соблюдению норм и правил

библиографического и иллюстративного оформления. В работе допускается не более 4 -х недочетов в содержании, 5 речевых недочетов, 4 грамматических ошибки.

Отметка "2" ставится, если работа не соответствует теме; допущено много фактических ошибок; нарушена последовательность изложения во всех частях работы; отсутствует связь между ними; работа не соответствует плану; крайне беден словарь; нарушено стилевое единство текста; отмечены серьезные претензии к качеству оформления работы. Допущено до 7 речевых и до 7 грамматических ошибки.

При оценке творческой работы учитывается самостоятельность, оригинальность замысла

работы, уровень ее композиционного и стилевого решения, речевого оформления. Избыточный объем работы не влияет на повышение оценки. Учитываемым положительным фактором является наличие рецензии на исследовательскую работу.

Оценка дополнительных заданий

При оценке выполнения дополнительных заданий отметки выставляются следующим

образом:

- "5" - если все задания выполнены;

- "4" - выполнено правильно не менее ¾ заданий;

-"3" - за работу в которой правильно выполнено не менее половины работы;

- "2" - выставляется за работу в которой не выполнено более половины заданий.

При оценке контрольного диктанта на понятия отметки выставляются:

- "5" - нет ошибок;

- "4" - 1-2 ошибки;

- "3" - 3-4 ошибки;

- "2" -допущено до 7 ошибок.




УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


Основная литература


Учебно-методический комплект

Программа


  • Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт. - сост. Г. С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - М., 2009 г. - 200 с.

Учебник


  • Чалмаев В. А., Зинин С. А. Литература 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014.

  • Литература XX века. 11 класс: хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / авт.-сост. С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 22013.

Методические рекомендации


  • Зинин С. А. Методические рекомендации по использованию учебников: В. И. Сахаров, С. А. Зинин «Литература XIX века» (10 класс); В. А. Чалмаев, С. А. Зинин «Литература XX века» (11 класс) при изучении предмета на базовом и профильном уровне / С. А. Зинин. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2007.

Дополнительная литература


  1. Меркин Г. С., Зыбина Н. А., Максимчук Н. А., Рябикова О. С. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: Пособие для учителя. - М: Русское слово - РС, 2008. - 208 с.

  2. Мещеряков В. П. «Дела давно минувших дней…»: Историко-бытовой комментарий к произведениям русской классики XVIII - XIX веков. - М.: Дрофа, 2003. - 384 с. (За страницами школьного учебника).

  3. Мордес. Е. М. Искать, пробовать, обучать… 5-11 классы: Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. - Волгоград, 2002.

  4. Сонет серебряного века: Русский сонет конца XIX - начала XX века. - М.: Правда, 1990, 767 с.

Словари, энциклопедии


  1. Мещерякова М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь / Марина Мещерякова. - М.: Айрис-пресс, 2008.

  2. Энциклопедия для детей. Том 15. Всемирная литература. Ч.1. От зарождения словесности до Гёте и Шиллера. - М., 2002.

  3. Энциклопедия для детей. Т.15. Всемирная литература. Ч. 2. XIX и XX века. - М., 2002.

  4. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. 1. От былин и летописей до классики XIX века. - М., 2002.

  5. Энциклопедия для детей. Т.10. Русская литература. Ч. 2. Литература XX века. - М., 2002.


© 2010-2022