ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА С ЗАДАНИЕМ ВВЕСТИ ЭЛЕМЕНТЫ РАССУЖДЕНИЯ

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ в 5 классе.

ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНОГО ХАРАКТЕРА С ЗАДАНИЕМ ВВЕСТИ ЭЛЕМЕНТЫ РАССУЖДЕНИЯ.

Решаемые учебные проблемы

- Что такое текст;

-Каковы признаки текста;

- как связаны предложения в тексте;

-Что такое абзац;

- Как правильно составить план текста

- обогащение словарного запаса обучающихся;

- выделить в произведении приоритеты общечеловеческих ценностей

- формировать эмоционально-ценностное отношение к изучаемому произведению;

Задачи для учеников

1. формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания

2. формирование у обучающихся умений к осуществлению контрольной функции;

3. контроль и самоконтроль изученных понятий, алгоритма написания изложения

4. составление памяток к написанию изложения

5. составление плана текста

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к русской литературе, использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, произведения других авторов русской и зарубежной литературы), понимание общечеловеческих ценностей; осознание значимости чтения и изучения русского языка для своего дальнейшего развития и успешного обучения по другим предметам, самообразования и социализации;

Метапредметные:

умение понимать проблему, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в высказываниях, формулировать выводы, овладение процедурами смыслового и эстетического анализа любого текста на основе понимания принципиальных отличий эстетического типа текста от нехудожественного; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать услышанное;

Предметные результаты:

формулировать тему текста, идею, понимать гуманистический пафос произведения, сопоставлять план изложения; составлять памятку к написанию изложения , , определение собственной интерпретации и своего отношения к ней, осмыслено слушать, отвечать на вопросы по услышанному тексту, создавать монологические высказывания разного типа, умение вести диалог, подробно передавать содержание текста; Научиться вводить в работу элемент рассуждения, высказав свое мнение о поступке Коли и о том, что такое настоящая дружба.

Перечисленные запрограммированные результаты реализуются во взаимосвязанной системе на протяжении всего урока в разных структурных его частях, на разных этапах подготовки к написанию изложения с элементами рассуждения

Тип урока по форме: диалогический.

Тип урока по содержанию: практикум, исследовательский.

ЛУЧШИЙ ДРУГ.



Оставил Коля свой самокат на дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит, что на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и во двор побежал.

Думает мальчик: «Сейчас отлуплю Вовку, чтобы чужие вещи не брал». Подскочил к нему сердитый, даже кулаки сжал. А Вовка увидел его и сказал мальчику, который стоял рядом: «Знакомься, Игорек, это мой лучший друг Коля».

Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал: «Что же вы на самокате-то не катаетесь?». (80 слов) (По Ю.Ермолаеву)

1. Вопросы и задания

1. Вы прослушали текст, какова тема этого текста?

2. Идея?

3. Назовите стиль речи, которым написан этот текст? (Художественный, потому что автор использует изобразительные средства, характерные для художественного текста: прямая речь, обращения, просторечные выражения «отлуплю» и т.д. Цель художественного стиля - воздействие с помощью созданных образов на чувства и мысли читателей и слушателей.)

4. Назовите тип речи. (Повествование - текст, в котором описываются события в определенной последовательности.)

5. А сейчас дайте еще раз прослушаем текст. Повторное чтение учителем текста.

6. На что рассердился Коля?

7. А вы бы рассердились?

8. Что его смутило?

9. Будет ли он теперь давать Вове самокат?

10. Как вы думаете, как поступил бы в этих же обстоятельствах Вова?

11. Кого же подразумевал автор, называя рассказ «Лучший друг»?

12. В чем же заключается настоящая дружба? Докажите.

УЧИТЕЛЬ. Вот сейчас мы с вами говорили о том, что, по-вашему, настоящая дружба. Тип речи, который мы использовали для этого, называется РАССУЖДЕНИЕ. Рассуждение - тип текста, в котором утверждается или отрицается какое-то явление, факт, понятие.

2. ПУНКТУАЦИОННО-ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

1. Доказывая, что текст художественный, мы с вами упомянули, что в нем есть прямая речь. А что такое прямая речь? (Прямой речью называется точно воспроизведенная чужая речь, переданная от лица того, кто ее произнес, подумал, написал.)

2. Из каких частей состоит предложение с прямой речью? (Предложение с прямой речью состоит из двух частей: речи чужого лица и слов автора.)

3. Где в тексте встречается прямая речь? (Когда Коля думает о том, что отлупит Вову, когда Вова представляет Колю незнакомому мальчику, когда Коля спросил, почему же мальчики не катаются на самокате.)

4. Обратить внимание обучающихся на то, что при написании изложения в тексте исключается использование прямой речи.

5. Преобразовать предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, не акцентируя внимание обучающихся на понятии «косвенная речь».

6. Объясните правописание приставок в глаголах рассердиться, разжать, сжать. (В приставках на З и С перед звонкими согласными пишется буква З, а перед глухими согласными - буква С.)

7. Приведите свои примеры глаголов с такими же приставками.

3. ЗАПИСАТЬ В ТЕТРАДЬ дату, вид работы, название текста.

Словарная работа.

Рассердиться, разжать, сжать, самокат.

4. Составление памятки к написанию изложения.

1. Внимательно прослушать текст.

2. Выяснить значение непонятных слов.

3. Определить основную тему текста.

4. Найти ключевые слова и словосочетания, которые важны для раскрытия темы.

5. Разделить текст на части и озаглавить их.

6. Еще раз внимательно прослушать текст.

5. Прослушайте еще раз текст, составление плана и пересказ текста с опорой на план.

6. Напишите подробное изложение; в конце его дайте оценку поведения Коли и расскажите о том, что такое настоящая дружба. (Пояснить, что рассуждение о том, что такое настоящая дружба нужно начать с нового абзаца.)

7.Рефлексия.

- Урок подходит к концу, давайте обратимся к приему «Незаконченное предложение», дополним высказывания: сегодня на уроке я узнал, что…, я понял что …, было трудно, когда…,я думаю о том, что на следующем уроке…

8. Домашнее задание: заполнить справочную тетрадь, выучить словарные слова.

© 2010-2022