Ах, если бы. .. (условное наклонение) 6 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

СЦЕНАРИЙ

урока по русскому языку в 6 классе

ТЕМА: «Ах, если бы… (условное наклонение глагола)»

Необходимое оборудование и материалы для занятия:

Комплект раздаточного материала

Листы бумаги, ручки, маркеры

Набор смайликов для оценки эмоционального настроя в конце урока.

Презентация урока

Ноутбук, мультимедийный проектор.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А вы? Тогда улыбнитесь мне, а теперь улыбнитесь друг другу, чтобы у вас было хорошее настроение. Садитесь. Узнаете, кто это? (Смайл) Он будет нас сопровождать все занятие. (smile - с англ. переводится как «улыбка»).Я надеюсь, что занятие пройдет с пользой для вас, будет интересным

I. Мотивация

1. Назовите, пожалуйста, то, что вы видите на экране:

1-колокольчик

2-мороженое

3-бабочка

4-винни-пух

5-огонь

6. мальчик на качелях

-Какие части речи вы сейчас называли? (Это существительные). Что они обозначают? (Они обозначают предметы, объекты нашего мира). Скажите, а долго ли вы смогли бы на них смотреть, не стало бы вам неинтересно, скучно через какое-то время.? А чего, как вам кажется, не хватает? Правильно, действия, то есть описания того, что делают наши существительные. А действие - это глагол. Если бы не было глаголов, то у нас была бы беспорядочная куча вещей и мир застыл бы…. Но при помощи глаголов мир оживает. Появляется энергия, движение. Давайте оживим наши предметы и объекты. ( Звенят, тают, летают, ходят, горят, катаются).
А теперь интереснее наблюдать за нашими объектами?

Когда-то глаголом называли всякое слово, речь вообще. Глагол - действие, которое повторяет в описании жизнь, тем самым снова, как живую представляет ее перед нашими глазами. Глагол - свернутая в слово целая речь. В глаголе заключена сила целого выражения, предложения, фразы. И стоит задуматься, как в нужный момент развернется он сочетанием слов.

2. Недавно в сети Интернет я нашла четверостишье:

Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся.

Отдёрнул, зажмурился, пошел, потянулся.

Взглянул, ухмыльнулся, намылил, побрился,

Зевнул, причесался, почистил, умылся.

Что необычного в данном четверостишье? (Оно состоит из одних глаголов). А смысл нам понятен? Мы можем что-то сказать о том, кто совершал эти действия и когда? (Это утро. Человек, о котором идет речь - мужчина…) Скажите, пожалуйста, так что же обозначает глагол? (Движение)

3. Спасибо. А теперь мне нужны 2 мальчика и две девочки, которые хорошо рисуют. Ребята, а каким вы представляете себе глагол? Группа художников в составе четырёх учащихся вашего класса будет рисовать портрет глагола. Даю на выполнение задания 3-4 минутки. Рисунок глагола

II. Проверка ранее усвоенных знаний

А мы с вами в это время повторим то, что знаем о глаголе. На экране вы видите вопрос с вариантами ответов. У вас на столе лежат карточки трех цветов, поднимите те цветные карточки, которые соответствую варианту вашего ответа

1Ах, если бы... (условное наклонение) 6 классАх, если бы... (условное наклонение) 6 класс У глагола три наклонения:

изъявительное, условное, повелительное,+

рАх, если бы... (условное наклонение) 6 классеальное, воображаемое, подчинительное

настоящее, прошедшее, будущее

2. Глаголы в изъявительном наклонении бывают в:

НАх, если бы... (условное наклонение) 6 классастоящем времени

БАх, если бы... (условное наклонение) 6 классудущем времени

НАх, если бы... (условное наклонение) 6 классастоящем, прошедшем и будущем времени +

3. Глагол «бросил» в форме:

2Ах, если бы... (условное наклонение) 6 класс лицо, ед. число, прошедшее время

Ах, если бы... (условное наклонение) 6 классМ.р., прошедшее время +

Ах, если бы... (условное наклонение) 6 классМ.р., ед. число, настоящее время

4Ах, если бы... (условное наклонение) 6 класс. Правильная форма глагола «победить» в ед. числе, 1 лица

ПАх, если бы... (условное наклонение) 6 классобежду

ПАх, если бы... (условное наклонение) 6 классобедю

Не образует такую форму. +

Молодцы, вы успешно справились с работой.

Посмотрим, что получилось у наших художников.

Обратите внимание на экран, здесь написаны глаголы, в которых чаще всего допускаются орфоэпические ошибки. Задание: поставить ударение (работают на бланках).

Звонит, повторит; баловать, премировать; создала, поняла; прибыл, убыл.

Проверяем. Кто сделал все правильно? Оцените себя смайликами.

Найдите среди этих глаголов глаголы в прошедшем времени.( создала, поняла; прибыл, убыл.). Образуйте от оставшихся глаголов глаголы в форме прошедшего времени. Задание на доске. (Звонила, повторила, баловал, премировал). Как образуется прошедшее время?

III. Сообщение темы, цели учебного занятия.

В продолжение занятия мы с вами поговорим об условном наклонении глагола.

На слайде тема «Ах, если бы…».

Цель: освоить новое понятие «условное наклонение глагола».

Повторить образование глаголов прошедшего времени

Знать. как образуется форма условного наклонения

Уметь: находить глаголы в условном наклонении, различать формы условного и изъявительного наклонения

IV. Восприятие учащимися нового материала;

-Что вы уже знаете об этой теме? (предположения, ответы детей). Почему, как вы думаете, оно называется «условным»? (желаемое или возможное действие произойдет при каких - либо условиях )

-Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

Рассмотрите опорные карточки.. Если бы вы были Незнайками и Знайками, как бы вы рассказали об образовании глаголов в условном наклонении. (заслушиваю 2 ответа)

(Информация о глаголе в условном наклонении

1. Действие, которое может произойти только при определённых условиях, обозначает глагол в форме условного наклонения.

2. Образование формы условного наклонения.

Образование:

ГАх, если бы... (условное наклонение) 6 класслагол в форме прошедшего времени + частица бы (Н.Ф + - л - + бы (б))

3. Глагол в условном наклонении изменяется по числам, а в единственном числе и по родам

4. Обратите внимание, что частица бы имеет краткую форму б, пишется раздельно и может находиться как перед глаголом, так и после него, а может быть и отделена от глагола другими словами. При этом она подчеркивается как сказуемое вместе с глаголом.)

Видеофрагмент из м\ф «Летучий корабль»

Предлагаю вашему вниманию фрагмент из м\ф «Летучий корабль». …..

О чем мечтает Забава?
Найдите глаголы в песне.

Маленький домик, русская печка,

Пол деревянный, лавка и свечка,

Котик - мурлыка, муж работыщий,

Вот оно счастье - нет его слаще!

Припев.

Ах, если бы сбылась моя мечта,

Какая жизнь настала бы тогда,

Ах, если бы мечта сбылась,

Какая жизнь тогда бы началась!

Назовите глаголы в условном наклонении. (сбылась бы, настала бы началась бы). Где находится частица бы? (перед глаголом, после глагола, отделена словом мечта)

V. Физкультминутка

Встанем вместе!

Хлопнем дружно!

Влево, вправо повернемся!

Разомнем мы наши ручки

Сядем. Носика коснемся

И друг другу улыбнемся!

Отдохнули? Сил набрались?

VI. Осмысление и осознание учащимися нового материала.

Даю задания по группам. Прочитайте стихотворения. Запишите в таблицу, что бы вы сделали, если бы стали девочки мальчиками, а мальчики девочками.





Эдуард Успенский

Если был бы я девчонкой

Если был бы я девчонкой,

Я бы время не терял.

Я б на улице не прыгал,

Я б рубашки постирал.

Я бы вымыл в кухне пол,

Я бы в комнате подмел.

Перемыл бы чашки-ложки,

Сам начистил бы картошки.

Все свои игрушки сам

Я б расставил по местам.

Отчего ж я не девчонка,

Я бы маме так помог.

Мама сразу бы сказала:

- Молодчина ты, сынок.

Галина Ильина.

Если б я была мальчишкой

Если б я была мальчишкой,

Не читала бы я книжки

И не мыла бы я пол,

А гоняла бы в футбол,

Я б зимой в хоккей играла -

На воротах бы стояла.

Каждый день бы был, как праздник.

А еще - мой брат-проказник

Хорошо б девчонкой стал.

Я б тогда ему сказал:

- Мыть полы должна девчонка.

Вот тебе ведро, сестренка.

И не надо хныкать, Гришка.

Отчего я не мальчишка?

Подумайте, и напротив первой колонки запишите, почему хорошо быть тем, кем вы есть на самом деле. (Сравните с другим стихотворением)

Если был бы я девчонкой, ТО

Если б я была мальчишкой, ТО

Мне нравиться быть девочкой (мальчиком), потому что…


3-4 ученикам даю индивидуальные задания. Б. Заходер «Петя мечтает» и Александр Артемов «Если б не было силы трения..»

VII. Обобщение и систематизация знаний. Рефлексия

Вы прекрасно выполнили все задания.

Раздаю листочки с заготовками недописанных фраз:

На этом занятии я узнала, что…
После этого занятия я обязательно ….

Мне было интересно….

Прошу вас оценить вашу работу, впечатления, которые вы получили от занятия смайликами.

VIII. Домашнее задание

Д\З «Если б не было девчонок (мальчишек)…». Сделать открытку для своих одноклассников или Подобрать пословицы с глаголами в условном наклонении

Мальчики и девочки, во время занятия я увидела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал с годами, а открытия, которые вы совершаете день за днём со своими учителями, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы, преграды, которые встретятся на вашем жизненном пути. Спасибо за внимание. До свидания.

Б. Заходер Петя мечтает

...Если б мыло

Приходило

По утрам ко мне в кровать

И само меня бы мыло -

Хорошо бы это было!

Если б, скажем,

Мне

Волшебник

Подарил такой учебник,

Чтобы он бы

Сам бы

Мог

Отвечать любой урок...

Если б ручку мне в придачу,

Чтоб могла

Решить задачу,

Написать диктант любой -

Всё сама,

Само собой!

Если б книжки и тетрадки

Научились быть в порядке,

Знали все

Свои места -

Вот была бы красота!

Вот бы жизнь тогда настала!

Знай, гуляй да отдыхай!

Тут и мама б перестала

Говорить, что я лентяй...

Александр Артёмов

Если бы не было трения 1996

Что было бы, если бы не было тренья?

Я расскажу это в стихотвореньи.

Все автомобили

сейчас же бы встали,

А пешеходы

На землю б упали.

Перо б не писало,

Рухнул бы дом,

И на Земле

был бы полный разгром!

Картина б свалилась,

И вилку бы мы

Так просто в розетку

Воткнуть не смогли б.

И было бы много

ужасных вещей,

Не будь силы тренья

У нас на Земле.

Во всей суматохе забыл я сказать,

Что тренье так просто с Земли не убрать.

Оно было, есть и будет всегда.

Да здравствует трение! Тренью - ура!

Ах, если бы... (условное наклонение) 6 класс

© 2010-2022