Спецкурс по русскому языку

 Работа  над сочинениями публицистических жанров развивает личностные               качества подростков, активизирует их жизненную позицию, дает возможность осознать себя  в обществе, воспринять законы, принципы, по которым живут люди, определиться в собственных оценках, накопить жизненный опыт, почувствовать себя в обществе комфортно, ощутить радость от общения с людьми, подготовиться к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку и литературе.   Положительные мотивы деятельности учащихся в рабо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: РАССМОТРЕНО:

Директор школы Руководитель МС На заседании МО _______

_______________________

_______/О.В.Антышева ________/Е.С.Емельянова ______/___________ «___»______ 20 ___г «__»__________20__г. « __»_____________20___г.















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





по курсу «Подготовка к ГИА по русскому языку» в 9 классе (основное общее образование)

Виноградовой Светланы Игоревны,

учителя русского языка и литературы II категории














2013 год

I. Пояснительная записка

Предлагаемая рабочая программа расширяет знания базового курса русского языка и позволяет школьникам получить дополнительную подготовку для сдачи ГИА. Курс построен на принципах обобщения и систематизации учебного материала.

Актуальность данного курса заключается в необходимости подготовки учащихся к успешной сдаче ГИА по русскому языку в новой форме за курс основной школы.
Цель курса - подготовить учащихся 9 класса к ГИА по русскому языку. Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Задача курса - формирование знаний, умений, навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

II. Содержание тем учебного курса

Часть 1 Учимся писать сжатое изложение и сочинение-рассуждение.

Учащиеся учатся определять круг предметов и явлений действительности, отражаемых в тексте; - умение адекватно воспринимать авторский замысел; - умение вычленять главное в информации; - умение сокращать текст разными способами; - умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста; - умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания. Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученикам необходимо прежде всего научиться понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация - то содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Третья часть работы ГИА содержит творческие задания. Они выявляют коммуникативную компетенцию школьников. Проверяется умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Проверяется умение отстаивать свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере, что служит показателем культуры, рационального сознания вообще. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Часть 2. Учимся выполнять тестовые задания

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

III.Календарно-тематическое планирование спецкурса

на 2013-2014 учебный год

урока

Тема урока

Дом. задание

Дата

Кор-ка КТП

Доп. информация

1.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА


2.

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы


3.

Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста.


4.

Структурные особенности сжатого изложения.


5.

Основные приёмы компрессии исходного текста


6.

Основные приёмы компрессии исходного текста


7.

Основные приёмы компрессии исходного текста


8.

Основные приёмы компрессии исходного текста


9.

Практическое занятие. Выбор приемов компрессии исходного текста


10.

Структура сочинения на лингвистическую тему


11.

Тезис сочинения на лингвистическую тему


12.

Заключение в сочинении на лингвистическую тему. Практическое занятие.


13.

Структура сочинения-рассуждения по тексту


14.

Тезис сочинения-рассуждения


15.

Заключение в сочинении-рассуждении. Практическое занятие


16.

Понимание текста. Лингвистический анализ текста


17.

Лексика и фразеология. Лексическое значение слова


18.

Средства выразительности(метафора, эпитет ,сравнение, олицетворение и др.)


19.

Фонетика. Графика. Орфоэпия. Фонетический разбор (фрагментарный).


20.

Правописание гласных в корне. Чередующиеся гласные в корне слова.


21.

Правописание приставок.


22.

Правописание суффиксов


23.

Стили речи.


24.

Словосочетание. Синтаксические связи слов в словосочетаниях


25.

Грамматическая основа предложения


26.

Обособленные члены предложения


27.

.Знаки препинания в простом осложненном предложении и в сложном бессоюзном предложении.


28.

Количество грамматических основ.


29.

Знаки препинания в сложном предложении с сочинительной и подчинительной связью.


30.

Сложные предложения с разными видами связи.


31.

Сложные предложения с разными видами связи


32.

Блок 1.Морфология и орфография


33.

Блок 2. Синтаксис и пунктуация


34.

Предэкзаменационная работа.


IV. Требования к уровню подготовки учащихся.

В ходе занятий учащиеся должны :

•овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;

•научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;

•владеть формами обработки информации исходного текста;

•работать с тестовыми заданиями: понимать формулировку задания и вникать в её смысл; •четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;

•самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;

•работать с бланками экзаменационной работы;

•сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

V.Учебно- методическое обеспечение


1. Богданова Г.А. Тестовые задания по русскому языку . 9 класс. Лингвистический тренажер.- М.: Просвещение, 2013.

2. ЕгораеваГ.Т. Русский язык. 9класс: Государственная итоговая аттестация (в новой форме). Практикум по выполнению типовых тестовых заданий. - М.: Экзамен, 2013.

3. Львова С.И., Замураева Т.И. ГИА 2012: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс (по новой форме). - М.: Эксмо, 2014.

4. Семенец О.П. Изложение в 9 классе: технология подготовки. Экзамен: новый формат. - Санкт-Петербург: Сага, 2012.

5. Сычева В.П. Единый государственный экзамен: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания. Критерии оценок. 9 класс. - М.: Экзамен, 2013.


© 2010-2022