- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по адыгейской литературе. 9 класс
Рабочая программа по адыгейской литературе. 9 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ивахненко О.А. |
Дата | 22.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МО "МАЙКОПСКИЙ РАЙОН"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
"Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы"
Протокол №1
От "27" августа 2015г.
Руководитель ШМО:
__________Ивахненко О.А.
"Согласовано"
Заместитель директора по УВР
___________Светлакова Г.Д.
"__" __________2015г.
"Утверждаю"
Директор школы
___________________
Чернышова О.Е.
Пр. №_____
"___"_________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету "АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"
ступень: основная
класс: 9
уровень: базовый
количество часов: 68
учитель: Ивахненко О.А.
Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 7 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
2015- 2016 учебный год
Пояснительная записка
Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс
Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 9 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.
Учебно-методический комплекс.
Учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.
Авторы - составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.
Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.
Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.
Цель, задачи образовательной программы
Основная цель программы:
- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.
- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.
- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.
Задачи:
- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.
Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Развитие устной и письменной речи.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.
Отличительные особенности программы
Содержание деятельности
Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.
Программа состоит из следующих разделов:
I. Историко-героические произведения адыгейского
фольклора.
II. Адыгейские писатели - просветители XIX века.
III. Адыгейская литература .
Основные линии программы:
1. Развитие творческой деятельности.
2. Развитие восприятия произведения;
3. Развитие литературоведческих понятий;
4. Развитие речевых умений;
Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:
1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.
2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.
3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.
Концептуальные положения курса:
1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;
2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;
3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.
Основные требования к уровню подготовки учащегося
В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны знать и понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества адыгских писателей - просветителей XIX века;
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь
- воспроизводить содержание литературного произведения;
- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы адыгейской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
- определять род и жанр произведения;
- сопоставлять литературные произведения;
- выявлять авторскую позицию;
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.
№
Раздел . Тема урока
К-во часов
Содержание
Требования к уровню подготовки учащихся
Виды контроля
Дата
план
Дата
факт
I четверть
I. Историко-героические произведения адыгейского
фольклора.
1
Героические песни - яркое выражение патриотизма адыгов, памятник многовековой борьбы народа.
1
Героические песни как яркое выражение патриотизма адыгов, памятник многовековой борьбы народов. Художественные особенности историко-героических песен. Герои и сюжеты. Песнь «О Хатхе Кочасе».
Раскрыть художественные особенности историко героических песен адыгского фольклора;
понимать значение фольклорных произведений в контексте мировой литературы
Ученик получит возможность научиться
сопоставлять героические песни в фольклоре разных народов
2
Образ Бадыныко-Шабатнуко в пшинатле.
1
Историко- героические песни. Сэжет. Композиция. Образы. Герои.
Знать план к характеристике образа
Характеристика образа
II. Адыгейские писатели - просветители XIX века (3 часа)
3
Жизненный и творческий путь Ш.Ногмова. «Хох» - о науке и просвещении.
1
Познакомить с периодами адыгского просветительства, с творчеством писателей просветителей.
Межпредметные связи
История, обществознание, МХК
Понимать и ценить памятники истории и искусства адыгского народа
Работать с литературоведческими исследованиями.
Фронтальная, индивидуальная, групповая
4
Жизненный и творческий путь У.Берсея. Букварь черкесского языка.
1
Просветительство, литературный памя тник.Этнография. Литературоведческое исследование.
Понимать и ценить памятники истории и искусства адыгского народа
Доклад
5
Хан Гирей - основоположник адыгской исторической науки и художественной литературы.
1
Жизнь и творчество Хан Гирея
Знать труды Хан Гирея, его роль в развития адыгской науки
Беседа, монологическая речь, доклад
III. Адыгейская литература (59 ч.)
6
Жизненный и творческий путь
1
Жизнь и творчество писателя
Познакомить с творчеством писателя, особенностями стиля;
Доклад, исследовательская работа
7
«Дорога к счастью» - первый в адыгейской литературе роман.
1
Содержание романа
Раскрыть жанровые особенности романа как жанра, показать оличие романа от повести и рассказа
анализировать эпическое произведение;
- создавать письменную работу в форме рецензии и отзыва на литературное произведение
8
Роман как один из ведущих эпических жанров.
1
Особенности романа
Определять стилистические особенности романа как жанра;
9
Воспроизведение в романе широкой картины социального преобразования в Адыгее в период создания первых колхозов
1
Время, отражённое в романе
картины социального преобразования в Адыгее в период создания первых колхозов
Знать содержание, владеть элементами анализа текста
Анализ текста
10
Формирование новых взглядов, жизни и быта адыгов.
1
Формирование новых взглядов, жизни и быта адыгов.
Уметь выделять главное, сжато передавать информацию
Исследовательская работа, беседа,
11
Образы «новых» людей в романе -- Биболет, Доготлуко.
1
Образы «новых» людей в романе
Уметь характеризовать героев , их поступки, делать выводы
Устная характеристика героев
12
Женские образы в романе - Нафисет, Амдехан
1
Женские образы в романе
Уметь выделять необходимую информацию, уметь характеризовать образ
Устная характеристика героев
13
Особенности языка Керашева.
1
Особенности языка Керашева.
Знать основные средства выразительности языка
Самостоятельная работа
14
Р.Р. № 1
Рецензия - отзыв на отрывки из романа «Дорога к счастью
1
Рецензия - отзыв
Создавать письменную работу в форме рецензии и отзыва на литературное произведение
Письменная работа- рецензия
15
Отрывок из повести Керашева «Дочь шапсугов».
1
Отрывок из повести Керашева «Дочь шапсугов».
Знать содержание
Пересказ, ответы на вопросы, составление плана
16
Богатство исторической тематики в творчестве Т. Керашева.
1
Богатство исторической тематики в творчестве Т. Керашева.
Уметь выделить требуемую информацию
Индивидуальная самостоятельная работа
17
Образы: Анчок - народный заступник и герой
1
Образы: Анчок - народный заступник и герой
Уметь характеризовать образ, подбор необходимого материала
Характеристика героя
18
Р.Р. №2
Сочинение-рассуждение. № 1 Честь как нравственное понятие.
1
Сочинение-рассуждение
Уметь создавать свой оригинальный текс
СОЧИНЕНИЕ №1
2 ЧЕТВЕРТЬ
19
Ахмед Джанхотович Хатков . Жизненный путь поэта.
1
Выступления учащихся
20
Ахмед Джанхотович Хатков . Жизненный путь поэта
1
Жизненный путь поэта.
Поисковая работа
доклад
21
А.Д.Хатков.Поэма.В сакле свет.-1 часть.
1
Содержание 1 части
Уметь анализировать прочитанное
анализ
22
А.Д.Хатков. Поэма.В сакле свет.-1 часть.
1
Содержание 1 части
Уметь анализировать прочитанное
анализ
23
Творческое описание двух миров: подневольного и счастливого.
1
Творческое описание двух миров: подневольного и счастливого.
Уметь выбрать необходимый материал
Анализ, беседа
24
Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.
Особенности литературного языка А.Д.Хаткова
1
Поэма как жанр
Уметь Отличать поэму от лирического стихотворения и баллады.
Доклад, беседа
26
Патриотические мотивы в поэзии А.Д.Хаткова
1
мотивы в поэзии А.Д.Хаткова
Знать понятие мотив, уметь анализировать стихотворение
Анализ стихотворения
27
Творческий практикум. Поэтический семинар.
1
Поэтический семинар.
Уметь подобрать необходимый материал, знать средства выразительности языка
Чтение наизусть, комментарий
28
Обобщающий урок по творчеству А.Д.Хаткова
1
Выступления учащихся по творчеству Хаткова
Уметь создавать презентацию, подбирать материал
презентация
29
Жизненный и творческий путь писателя и драматурга И.С.Цея(11).
1
Выступления учащихся
30
Драма как род литературы, ее особенности.
1
Драма как род литературы, ее особенности.
Знать особенности драмы
Самостоятельная работа
31
И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие первое
1
Содержание действия 1
Знать содержание, анализировать действия, определять композицию
Чтение по ролям
32
И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие второе.
И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие третье.
1
Содержание действия 2. 3
Знать содержание, анализировать действия, определять композицию
Анализ
3 четверть
33
И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие четвертое.
1
Содержание действия 4
Знать содержание, анализировать действия, определять композицию
Анализ
34
И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие пятое.
1
Содержание действия 5
Знать содержание, анализировать действия, определять композицию
Анализ
35
Классовая борьба шапсугского охотника с хатукайским князем Дауаем.
1
Классовая борьба в драме
Уметь выбрать необходимый материал к ответу на проблемный вопрос, уметь выявить проблему
Беседа, ответы на вопросы, работа с текстом
36
Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.
1
Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.
Уметь характеризовать образ, подбирать необходимый материал
Анализ образа
37
Проблема взаимоотношения героев; время в драме.
1
Время в романе Понятие «проблема»
Уметь определять время , отражённое в романе, характеризовать поступки героев в о времени
Связать проблему с историей, , географией
Работа в парах, самостоятельная работа
38-39
Р.Р № 3Сочинение- рассуждение. № 2 Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.
1
Сочинение- рассуждение
Уметь создавать свою письменную работу
СОЧИНЕИЕ № 2
40
Жизненный и творческий путь поэта М.С.Паранука.(16)
1
Жизненный и творческий путь поэта
Уметь подбирать материал для собственного рассказа
Самостоятельная работа - доклад
41
Стихотворение .Ранней осенью.
1
Содержание стихотворения
Уметь анализировать стихотворение
анализ
42
Образ родной природы в пейзажной лирике М. С. Паранука.
1
Тематика стихотворений
Уметь определять тему, проблему, словесное рисование
Нахождение средств выразительности языка
43
Особенности поэтической речи.
1
Особенности поэтической речи.
Уметь находить и знать средства выразительности языка
Языковой анализ
44
Поэтический семинар.
1
Поэтический вечер
Чтение и анализ стихотворения
Чтение наизусть
45
М.С.Паранук . Стихотворение «Говорят, любовь ко всем приходит...».
1
содержание стихотворения
Чтение и анализ стихотворения
анализ
46
Тема любви в лирике поэта.
1
содержание стихотворения, тема , её развитие
Уметь выразительно читать
наизусть
47
Мир чувств и лирики.
1
содержание стихотворения, тема , её развитие
Уметь определять средства выразительности языка
наизусть
48
М.С.Паранук . Поэма .Ураза.
1
Содержание поэмы
Уметь определять композицию, тему, проблему, сюжет
Беседа, ответы на вопросы
49
Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.
1
Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.
Знать отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.
Индивидуальные задания, ответы на вопросы
50
Религиозные произведения и религиозные мотивы в художественной литературе.
1
Религия, религиозные мотивы
Уметь выбрать необходимый материал для темы
Индивидуальная работа
51
Способы создания характера в поэме.
1
Характер в поэме
Уметь определять тип характера героя, мотивацию его поступков
Характеристика героя
52
Обобщающий урок по творчеству ПАРАНУКА
1
Обобщение полученных знаний по творчеству ПАРАНУКА
Уметь подбирать обобщающий материал, делать выводы, систематизировать
Индивидуальные выступления
53-54
Р.Р.№ 4
Сочинение-сопоставление № 3 главных героев поэмы «Ураза».
2
Сочинение-сопоставление , особенность данного жанра
Уметь сопоставлять героев
Сочинение № 3
55
Историко-героические произведения адыгейского
Фольклора. Повторение.
1
Повторение
Знать жанры адыгского фольклора
Пересказ по выбору произведений адыгского фольклора
56
Адыгейские писатели - просветители XIX века. Повторение.
1
Обобщение творчества писателей -просветителей
Уметь обобщать изученный материал
реферат
57
Поэты Адыгеи. Повторение.
1
Обобщение творчества писателей Адыгеи
Уметь обобщать изученный материал
доклад
58
Писатели Адыгеи. Повторение.
1
Обобщение творчества писателей Адыгеи
Уметь обобщать изученный материал
проект
59
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение.
1
Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение.
Уметь защищать выбранную тему
Поисковая работа -доклад
60
Контрольное тестирование.
1
Проверка знаний , умений
Тест
Тест
61
Вн. чт. Литературная Адыгея
1
Содержание произведения
Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков
Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа
62
Вн. чт .Литературная Адыгея
1
Содержание произведения
Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков
Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа
63
Вн. чт. Литературная Адыгея
1
Содержание произведения
Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков
Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа
64
Вн. чт. Литературная Адыгея
1
Содержание произведения
Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков
Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа
65
Вн.чт. Литературная Адыгея
1
Содержание произведения
Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков
Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа
66
Вн. чт. Литературная Адыгея
1
Содержание произведения
Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков
Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа
67
Вн.чт Литературная Адыгея
1
Содержание произведения
Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков
Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа
68
Итоговый урок Задание на лето
1
Задание на лето