Рабочая программа по адыгейской литературе. 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МО "МАЙКОПСКИЙ РАЙОН"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3


"Рассмотрено на заседании ШМО учителей русского языка и литературы"

Протокол №1

От "27" августа 2015г.

Руководитель ШМО:

__________Ивахненко О.А.

"Согласовано"

Заместитель директора по УВР

___________Светлакова Г.Д.

"__" __________2015г.

"Утверждаю"

Директор школы

___________________

Чернышова О.Е.

Пр. №_____

"___"_________2015г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету "АДЫГЕЙСКАЯ ЛИТЕРАТУРА"


ступень: основная

класс: 9

уровень: базовый

количество часов: 68

учитель: Ивахненко О.А.

Программа разработана на основе национально-региональной программы по адыгейской литературе "Адыгейская литература для 7 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся". Учебник-хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея. Авторы-составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.

2015- 2016 учебный год


Пояснительная записка

Обоснование необходимости внедрения программы в учебно-воспитательный процесс

Данная национально-региональная программа по адыгейской литературе «Адыгейская литература» для 9 класса общеобразовательных учреждений Республики Адыгея с русским языком обучения и многонациональным составом учащихся составлена в соответствии с учебным планом.
Программа предусматривает ознакомление учащихся с
произведениями устного народного творчества, а также произведениями поэтов и писателей народов Республики Адыгея на разные темы с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Учебно-методический комплекс.

Учебник- хрестоматия для учащихся 7-9 классов общеобразовательных учреждений Республики Адыгея.

Авторы - составители: Н.И.Кесебежева, Н.А.Киярова.

Содержание материалов программы нацелено на:
- приобщение школьников к элементам устного народного творчества, национальной культуре и искусству, литературе народов, проживающих в Адыгее;
- формирование у учащихся интереса и уважения к человеку, к его жизни, труду, языку и культуре;
- укрепление доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных национальностей.

Изучение малой Родины имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Цель, задачи образовательной программы

Основная цель программы:

- получит возможность познакомиться с культурно-историческим наследием народов России и общечеловеческими ценностями, произведениями классиков Российской, Советской и Адыгейской литературы о природе, истории России и Адыгеи.

- активизация читательского интереса детей, знакомство их с творчеством известных адыгейских писателей и поэтов, с культурой, обычаями и традициями адыгов, возможность узнать об исторических событиях, происходящих на территории республики, о замечательных людях, которые трудятся в Адыгее.

- создание условий для развития коммуникативных и познавательных процессов, личностных качеств школьника и воспитания активной жизненной позиции средствами поисковой деятельности.

Задачи:

- введение учащихся через литературу в мир человеческих отношений нравственных ценностей;
- приобщение учащихся к литературе как искусству слова через введение элементов литературоведческого анализа текста
- развитие устной и письменной речи, обогащение словарного запаса детей.

Программа отражает основные направления работы и включает следующие разделы:
1. Тематика чтения.
2. Развитие устной и письменной речи.
3. Элементы литературоведческого анализа текста.

Отличительные особенности программы

Содержание деятельности

Характеризуя программу «Адыгейская литература», следует отметить, что данный курс является программой воспитания, так как способствует формированию у учащихся нравственных качеств, чувства патриотизма, толерантного отношения ко всем людям, населяющим нашу многонациональную Родину.

Программа состоит из следующих разделов:
I. Историко-героические произведения адыгейского

фольклора.

II. Адыгейские писатели - просветители XIX века.

III. Адыгейская литература .
Основные линии программы:

1. Развитие творческой деятельности.

2. Развитие восприятия произведения;

3. Развитие литературоведческих понятий;

4. Развитие речевых умений;

Основными образовательными линиями курса «Адыгейская литература» являются следующее:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы.

2. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства», соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

Концептуальные положения курса:

1.Изучение должно обеспечивать развитие личности ученика, формирование его интеллекта и общей культуры;

2. В результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

3. Содержание курса обеспечивает дифференцированное обучение и учёт индивидуальных особенностей каждого ученика.

Основные требования к уровню подготовки учащегося

В результате изучения курса «Адыгейская литература» учащиеся должны знать и понимать:

- образную природу словесного искусства;

- содержание изученных литературных произведений;

- основные факты жизни и творчества адыгских писателей - просветителей XIX века;

- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

- основные теоретико-литературные понятия;

уметь

- воспроизводить содержание литературного произведения;

- анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы адыгейской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

- определять род и жанр произведения;

- сопоставлять литературные произведения;

- выявлять авторскую позицию;

- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

- писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.




Раздел . Тема урока

К-во часов

Содержание

Требования к уровню подготовки учащихся

Виды контроля

Дата

план

Дата

факт

I четверть

I. Историко-героические произведения адыгейского

фольклора.


1

Героические песни - яркое выражение патриотизма адыгов, памятник многовековой борьбы народа.

1

Героические песни как яркое выражение патриотизма адыгов, памятник многовековой борьбы народов. Художественные особенности историко-героических песен. Герои и сюжеты. Песнь «О Хатхе Кочасе».

Раскрыть художественные особенности историко героических песен адыгского фольклора;

понимать значение фольклорных произведений в контексте мировой литературы

Ученик получит возможность научиться

сопоставлять героические песни в фольклоре разных народов

2

Образ Бадыныко-Шабатнуко в пшинатле.

1

Историко- героические песни. Сэжет. Композиция. Образы. Герои.

Знать план к характеристике образа

Характеристика образа

II. Адыгейские писатели - просветители XIX века (3 часа)


3

Жизненный и творческий путь Ш.Ногмова. «Хох» - о науке и просвещении.

1

Познакомить с периодами адыгского просветительства, с творчеством писателей просветителей.

Межпредметные связи

История, обществознание, МХК

Понимать и ценить памятники истории и искусства адыгского народа

Работать с литературоведческими исследованиями.

Фронтальная, индивидуальная, групповая

4

Жизненный и творческий путь У.Берсея. Букварь черкесского языка.

1

Просветительство, литературный памя тник.Этнография. Литературоведческое исследование.

Понимать и ценить памятники истории и искусства адыгского народа

Доклад

5

Хан Гирей - основоположник адыгской исторической науки и художественной литературы.

1

Жизнь и творчество Хан Гирея

Знать труды Хан Гирея, его роль в развития адыгской науки

Беседа, монологическая речь, доклад

III. Адыгейская литература (59 ч.)


6

Жизненный и творческий путь

1

Жизнь и творчество писателя

Познакомить с творчеством писателя, особенностями стиля;

Доклад, исследовательская работа

7

«Дорога к счастью» - первый в адыгейской литературе роман.

1

Содержание романа

Раскрыть жанровые особенности романа как жанра, показать оличие романа от повести и рассказа

анализировать эпическое произведение;

- создавать письменную работу в форме рецензии и отзыва на литературное произведение

8

Роман как один из ведущих эпических жанров.

1

Особенности романа

Определять стилистические особенности романа как жанра;


9

Воспроизведение в романе широкой картины социального преобразования в Адыгее в период создания первых колхозов

1

Время, отражённое в романе

картины социального преобразования в Адыгее в период создания первых колхозов

Знать содержание, владеть элементами анализа текста

Анализ текста

10

Формирование новых взглядов, жизни и быта адыгов.

1

Формирование новых взглядов, жизни и быта адыгов.

Уметь выделять главное, сжато передавать информацию

Исследовательская работа, беседа,

11

Образы «новых» людей в романе -- Биболет, Доготлуко.

1

Образы «новых» людей в романе

Уметь характеризовать героев , их поступки, делать выводы

Устная характеристика героев

12

Женские образы в романе - Нафисет, Амдехан

1

Женские образы в романе

Уметь выделять необходимую информацию, уметь характеризовать образ

Устная характеристика героев

13

Особенности языка Керашева.

1

Особенности языка Керашева.

Знать основные средства выразительности языка

Самостоятельная работа

14

Р.Р. № 1

Рецензия - отзыв на отрывки из романа «Дорога к счастью

1

Рецензия - отзыв

Создавать письменную работу в форме рецензии и отзыва на литературное произведение

Письменная работа- рецензия

15

Отрывок из повести Керашева «Дочь шапсугов».

1

Отрывок из повести Керашева «Дочь шапсугов».

Знать содержание

Пересказ, ответы на вопросы, составление плана

16

Богатство исторической тематики в творчестве Т. Керашева.

1

Богатство исторической тематики в творчестве Т. Керашева.

Уметь выделить требуемую информацию

Индивидуальная самостоятельная работа

17

Образы: Анчок - народный заступник и герой

1

Образы: Анчок - народный заступник и герой

Уметь характеризовать образ, подбор необходимого материала

Характеристика героя

18

Р.Р. №2

Сочинение-рассуждение. № 1 Честь как нравственное понятие.

1

Сочинение-рассуждение

Уметь создавать свой оригинальный текс

СОЧИНЕНИЕ №1

2 ЧЕТВЕРТЬ


19

Ахмед Джанхотович Хатков . Жизненный путь поэта.

1

Выступления учащихся


20

Ахмед Джанхотович Хатков . Жизненный путь поэта

1

Жизненный путь поэта.

Поисковая работа

доклад

21

А.Д.Хатков.Поэма.В сакле свет.-1 часть.

1

Содержание 1 части

Уметь анализировать прочитанное

анализ

22

А.Д.Хатков. Поэма.В сакле свет.-1 часть.

1

Содержание 1 части

Уметь анализировать прочитанное

анализ

23

Творческое описание двух миров: подневольного и счастливого.

1

Творческое описание двух миров: подневольного и счастливого.

Уметь выбрать необходимый материал

Анализ, беседа

24

Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.

Особенности литературного языка А.Д.Хаткова

1

Поэма как жанр

Уметь Отличать поэму от лирического стихотворения и баллады.

Доклад, беседа

26

Патриотические мотивы в поэзии А.Д.Хаткова

1

мотивы в поэзии А.Д.Хаткова

Знать понятие мотив, уметь анализировать стихотворение

Анализ стихотворения

27

Творческий практикум. Поэтический семинар.

1

Поэтический семинар.

Уметь подобрать необходимый материал, знать средства выразительности языка

Чтение наизусть, комментарий

28

Обобщающий урок по творчеству А.Д.Хаткова

1

Выступления учащихся по творчеству Хаткова

Уметь создавать презентацию, подбирать материал

презентация

29

Жизненный и творческий путь писателя и драматурга И.С.Цея(11).

1

Выступления учащихся


30

Драма как род литературы, ее особенности.

1

Драма как род литературы, ее особенности.

Знать особенности драмы

Самостоятельная работа

31

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие первое

1

Содержание действия 1

Знать содержание, анализировать действия, определять композицию

Чтение по ролям

32

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие второе.

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие третье.

1

Содержание действия 2. 3

Знать содержание, анализировать действия, определять композицию

Анализ

3 четверть


33

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие четвертое.

1

Содержание действия 4

Знать содержание, анализировать действия, определять композицию

Анализ

34

И.С.Цей.Драма. Кочас. Действие пятое.

1

Содержание действия 5

Знать содержание, анализировать действия, определять композицию

Анализ

35

Классовая борьба шапсугского охотника с хатукайским князем Дауаем.

1

Классовая борьба в драме

Уметь выбрать необходимый материал к ответу на проблемный вопрос, уметь выявить проблему

Беседа, ответы на вопросы, работа с текстом

36

Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.

1

Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.

Уметь характеризовать образ, подбирать необходимый материал

Анализ образа

37

Проблема взаимоотношения героев; время в драме.

1

Время в романе Понятие «проблема»

Уметь определять время , отражённое в романе, характеризовать поступки героев в о времени

Связать проблему с историей, , географией

Работа в парах, самостоятельная работа

38-39

Р.Р № 3Сочинение- рассуждение. № 2 Кочас - как представитель свободолюбивого племени шапсугов.

1

Сочинение- рассуждение

Уметь создавать свою письменную работу

СОЧИНЕИЕ № 2

40

Жизненный и творческий путь поэта М.С.Паранука.(16)

1

Жизненный и творческий путь поэта

Уметь подбирать материал для собственного рассказа

Самостоятельная работа - доклад

41

Стихотворение .Ранней осенью.

1

Содержание стихотворения

Уметь анализировать стихотворение

анализ

42

Образ родной природы в пейзажной лирике М. С. Паранука.

1

Тематика стихотворений

Уметь определять тему, проблему, словесное рисование

Нахождение средств выразительности языка

43

Особенности поэтической речи.

1

Особенности поэтической речи.

Уметь находить и знать средства выразительности языка

Языковой анализ

44

Поэтический семинар.

1

Поэтический вечер

Чтение и анализ стихотворения

Чтение наизусть

45

М.С.Паранук . Стихотворение «Говорят, любовь ко всем приходит...».

1

содержание стихотворения

Чтение и анализ стихотворения

анализ

46

Тема любви в лирике поэта.

1

содержание стихотворения, тема , её развитие

Уметь выразительно читать

наизусть

47

Мир чувств и лирики.

1

содержание стихотворения, тема , её развитие

Уметь определять средства выразительности языка

наизусть

48

М.С.Паранук . Поэма .Ураза.

1

Содержание поэмы

Уметь определять композицию, тему, проблему, сюжет

Беседа, ответы на вопросы

49

Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.

1

Отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.

Знать отличие поэмы от лирического стихотворения и баллады.

Индивидуальные задания, ответы на вопросы

50

Религиозные произведения и религиозные мотивы в художественной литературе.

1

Религия, религиозные мотивы

Уметь выбрать необходимый материал для темы

Индивидуальная работа

51

Способы создания характера в поэме.

1

Характер в поэме

Уметь определять тип характера героя, мотивацию его поступков

Характеристика героя

52

Обобщающий урок по творчеству ПАРАНУКА

1

Обобщение полученных знаний по творчеству ПАРАНУКА

Уметь подбирать обобщающий материал, делать выводы, систематизировать

Индивидуальные выступления

53-54

Р.Р.№ 4

Сочинение-сопоставление № 3 главных героев поэмы «Ураза».

2

Сочинение-сопоставление , особенность данного жанра

Уметь сопоставлять героев

Сочинение № 3

55

Историко-героические произведения адыгейского

Фольклора. Повторение.

1

Повторение

Знать жанры адыгского фольклора

Пересказ по выбору произведений адыгского фольклора



56

Адыгейские писатели - просветители XIX века. Повторение.

1

Обобщение творчества писателей -просветителей

Уметь обобщать изученный материал

реферат

57

Поэты Адыгеи. Повторение.

1

Обобщение творчества писателей Адыгеи

Уметь обобщать изученный материал

доклад

58

Писатели Адыгеи. Повторение.

1

Обобщение творчества писателей Адыгеи

Уметь обобщать изученный материал

проект

59

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение.

1

Произведения поэтов и писателей Республики Адыгея. Повторение.

Уметь защищать выбранную тему

Поисковая работа -доклад

60

Контрольное тестирование.

1

Проверка знаний , умений

Тест

Тест

61

Вн. чт. Литературная Адыгея

1

Содержание произведения

Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков

Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа

62

Вн. чт .Литературная Адыгея

1

Содержание произведения

Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков

Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа

63

Вн. чт. Литературная Адыгея

1

Содержание произведения

Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков

Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа

64

Вн. чт. Литературная Адыгея

1

Содержание произведения

Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков

Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа

65

Вн.чт. Литературная Адыгея

1

Содержание произведения

Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков

Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа

66

Вн. чт. Литературная Адыгея

1

Содержание произведения

Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков

Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа

67

Вн.чт Литературная Адыгея

1

Содержание произведения

Уметь определять тему, проблему, идею автора, характеризовать героев и выбор их поступков

Беседа, пересказ, характеристика героев, самостоятельная работа

68

Итоговый урок Задание на лето

1

Задание на лето



© 2010-2022