- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект к уроку русского языка в 7 классе Правописание отрицательных местоимений и наречий
Конспект к уроку русского языка в 7 классе Правописание отрицательных местоимений и наречий
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Кутасова К.В. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Тема: « Правописание отрицательных местоимений и наречий».
Класс: 7
Цель урока: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов: правописание не- и ни- с отрицательными наречиями и местоимениями.
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Задачи урока:
Образовательные:
1)создать условия для усвоения правила написания не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях, используя различные методы и средства
2)сформировать у учащихся прочные орфографические умения на основе изученного правила.
Развивающие:
1) развитие мышления и общеучебных навыков и умений;
2) развитие познавательной самостоятельности;
3) овладение нормами литературного языка.
Воспитательные:
1)воспитание ответственности за качество своих знаний;
2)воспитание любви к родному русскому языку
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать: правило правописания не и ни в отрицательных наречиях и местоимениях; отличия омонимичных частей речи
Уметь: использовать правила слитного и раздельного написания не и ни с наречиями; находить в тексте и отличать наречия и местоимения; развитие орфографических навыков;
Личностные: воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.
Метапредметные: развитие навыков монологической речи, развитие навыков парной и групповой работы, развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности).
Оборудование: Учебник для общеобразовательных учреждений « Русский язык 7 класс» п/р М.М. Разумовской; компьютер; проектор; презентация Power Point;
Карточки для индивидуальной работы
ХОД УРОКА
Деятельность
учителя
Деятельность учащихся
Презентационное сопровождение
1 этап Организационный момент
1.1 Приветствие
Оформление записей в тетрадях
Титульный слайд
2 этап Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности .
2.1 Обратите внимание на слайд. Нам для изучения даны два предложения. Запишите их в свои тетради. В чем их сходства, а в чем отличия этих двух предложений? Изучите их, опираясь на те знания, которые есть у вас по всем разделам языкознания .
( проводится своеобразный мозговой штурм, все ответы учащихся фиксируются на доске)
А теперь я попрошу вас написать рядом с этими предложениями, такие , которые будут отвечать на поставленные вопросы. Давайте попробуем охарактеризовать и их ( ответы также фиксируются на доске).
Обратите внимание на следующий слайд (3).
Итак, какие части речи мы учились не путать?
Совершенно верно, мы с вами знаем, что наречие очень хитрая часть речи, и великолепно умеет прятаться. Также, часто наречия мы можем спутать не только с именами существительными и прилагательными, но и местоимениями, которые их заменяют.
Запись предложений в тетради, аналитическая деятельность, устные ответы учащихся.
Слайд 2
Слайд 3
3 этап Актуализация знаний
3.1 Сделаем вывод
Ученики читают текст на слайде, делают выводы
Слайд 4
4 этап Первичное усвоение новых знаний
4.1 Сейчас, когда мы уже вооружены определенными знаниями, обратите внимание на следующий слайд и попробуйте в паре со своим соседом по парте выполнить следующее задание Кто готов поделиться своим открытием? По какому принципу мы делили эти предложения? Совершенно верно, перед нами две группы : предложения с наречиями и предложения с местоимениями. Какую-нибудь еще особенность в этих предложениях вы заметили?
( в случае затруднений можно указать на морфологические особенности данных местоимений и наречий)
4.2.Формулирование темы урока
Итак, когда мы с вами выяснили все особенности данных слов, подумайте, какие сложности могут возникнуть при написании такого вида местоимений и наречий? Кто попробует сформулировать тему нашего урока?
Вы абсолютно правы, сегодня мы будем учиться определять, в каких случаях мы должны писать приставку НЕ-, а в каких - приставку НИ-.
Анализируют предложения, работа в парах.
Формулируют тему урока на основании имеющихся знаний.
Слайд 5
Слайд 6
5 этап Первичная проверка понимания
5.1 Посмотрите на следующий слайд , внимательно изучите представленный материал. Обсудите его в парах и попытайтесь сформулировать правило, следуя которому, мы сможем безошибочно определить какую приставку писать в том или ином случае. Какие у вас есть предположения ?
( выслушиваются все желающие, все варианты).
5.2 Итак, предлагаю обобщить, посмотрите на следующий слайд (8). Давайте еще раз проговорим правило ( ученик читает текст).
Сейчас я предлагаю записать это правило в ваши тетради по теории русского языка. Не забудьте привести примеры, которые вы можете взять из нашей таблицы либо подобрать самостоятельно.
вернуться к предыдущему слайду ).
Работа в парах, формулирование орфографического правила, работа с тетрадью по теории
Слайд 7
Слайд 8
6 этап Первичная проверка усвоения
6.1 Сейчас я предлагаю вам применить полученные знания на практике. Перед вами словосочетания ( слайд 9), проанализировав то, что мы с вами изучили, попробуйте выполнить следующее задание. По окончании выполнения обменяйтесь тетрадью с соседом и проверьте друг друга.
После взаимной проверки предлагаю вам по цепочке, с комментариями, рассказать, как вы использовали новое правило, что написали ( один ученик из пары).
Самостоятельная работа, взаимопроверка, комментарии к выполненному заданию.
Слайд 9
7 этап Первичное закрепление знаний
7.1 А сейчас я предлагаю вам поработать самостоятельно с карточками разной степени сложности. Сложность задания вы можете выбрать сами (См. приложения 1)
Голубая карточка - низкий уровень сложности
Зеленая карточка - более высокий уровень сложности.
7.2 Следующее задание, которое я хотела бы вам предложить, будет носить творческий характер. Я предлагаю вам поработать с текстом.
Ну а теперь, когда все закончили, проверьте себя.
Самостоятельная работа с карточками разного уровня сложности, работа с деформированным текстом, самопроверка.
Слайд 10
Слайд 11
8. Рефлексия ( подведение итогов урока)
8.1Итак, подведем итог нашего урока. Кто может обобщить все то, что мы сегодня изучали?
( подразумевается не только рассказывание орфографического правила, но и работа на закрепление умения отличать омонимичные части речи).
8.2 С обратной стороны ваших карточек я попрошу вас ответить на предложенные мной вопросы
( слайд 10) и оценить свои сегодняшние успехи , выбрав наиболее подходящую звездочку. Карточки прошу сдать мне.
Я хотела бы отметить работу на уроке следующих учеников:
Устные ответы учащихся, структурирование и систематизация полученных знаний, обратная связь
Слайд 12
9 этап Информация о домашнем задании
Домашнее задание сегодня я предлагаю вам также выбрать. Вы можете сделать упражнение …… на стр……… в своих рабочих тетрадях, либо подготовить тест для своих одноклассников по изучаемой теме. Тест должен содержать не менее 5 вопросов и 4-ех вариантов ответов на них. Желаю вам удачи и творческих успехов.
Запись домашнего задания
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Голубая карточка ( низкий уровень сложности)
Задание. Не или ни нужно писать в словах? Выберите правильный ответ.
1) (Не,ни)где не видно жилья.
2) (Не,ни)чем не измерить простора полей.
3) (Не,ни)когда не предполагал, что (не,ни)чего (не,ни)испугаюсь, (не,ни)с чем не соглашусь.
4) (Не,ни)как (не,ни)удавалось стронуться с места.
5) Писем ждать было (не,ни)откуда.
Зеленая карточка ( более высокий уровень сложности)
Задание. Вставьте пропущенные буквы (е или и), раскройте скобки.
(Н_) за что (н_) берусь.
(Н_)чего (н_) хочу.
(Н_)чуть (н_) боюсь.
(Н_)сколько (н_) страшно.
(Н_) о чем заботиться.
(Н_)где играть.
(Н_) с кем дружить.
(Н_) у кого (н_) был.
(Н_)как (н_) пойму.
(Н_)откуда взять.