- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Пояснительная записка: Г. В. Гузенко (6 класс)
Пояснительная записка: Г. В. Гузенко (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Филиппова И.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ | Дата | Темы |
1 |
| Мифы, предания, сказки, благопожелания, запреты, обычаи древних народов Дальнего Востока. |
2 |
| «Благопожелания» эвенов к природе и реке их нравственная основа. |
3 |
| Солнце как высшее божество в мифологии Приамурья и севера. Отражение этих представлений в «Балладе о том, как инки начали поклоняться солнцу» Р. Рождественского. |
4 |
| «Как звери и птицы достали солнце». Эскимосская сказка. |
5 |
| Огонь - сын солнца и земли. Эвенкийская легенда «Разгневанный огонь». Фантастическое в ней. |
6 |
| Популярность у северных народов мифов о происхождении оленя. Эвенское предание «Первый олень из дерева родился». |
7 |
| Нанайская сказка «Как орёл землю добыл» и эвенское предание «Орла эвены не убивают». Роль орла в сказке и придании. |
8 |
| Нивхский миф «О сотворении мира». Роль утки - чирка в нем. |
9 |
| «Прародители» малочисленных народов Приамурья и севера. Нанайские легенды «Откуда произошел род Самар - Монгол» и «Род Ахтанка - тигриный род». |
10 |
| Общее и различное между мифами народов мира и дальневосточными мифами. Уроки добра и нравственности в них. |
11 |
| Владимир Санги. Эпическая поэма «Человек Ыхмифа» (отрывок). Оценка роли сказителя в произведении. |
12 |
| Литература и другие виды искусства. Мифы, легенды, предания в живописи, графике, художественно - прикладном искусстве. |
13 |
| Анатолий Максимов. Повести «Норка». Сходство повести со сказкой - былью. |
14 |
| Способы изображения мифа живой природы. |
15 |
| Природоохранная идея произведения. |
16 |
| Повесть А. Максимова «Лесные клады», глава «Погоня». История дружбы. |
17 |
| Взаимоотношения человека и животного. |
18 |
| Стихотворение Виктора Соломатова «Тайга пылала…». Проблематика произведения. Авторская позиция в нем. |
19 |
| Глава «Танк Москвилы» из повести «Лесные клады» А. Максимова. Тема исторического прошлого в главе. |
20 |
| Виктор Николаевич Александровский. Повесть «Друг мой Омголон» (отрывки). |
21 |
| История дружбы коня Омголона и фронтового разведчика Алексея Коркина. |
22 |
| Мастерство писателя в изображении характеров. |
23 |
| Авторское отношение к войне. |
24 |
| Пейзаж в произведении. |
25 |
| Антитеза как основной прием в описании природы. |
26 |
| Борис Копалыгин. Стихотворение «Возвращение солдата». Особенности в изображении военной темы. |
27 |
| Сатирические басни Николая Фотьева «Верная опора», «Обоюдная польза», «Элита». Осмеяние угодничества и добровольного раболепия. |
28 |
| Отражение в произведениях отрицательных социальных явлений. |
29 |
| Иносказание как средство выражения реальной позиции автора. |
30 |
| Лирические стихи дальневосточных поэтов Е. Кохана, В. Суходольского, Н. Капустюк, В. Нефедьева. Отношение авторов к окружающему миру в них. |
31 |
| Настроение в лирическом произведении. |
32 |
| Закреплении понятий о художественных тропах языка. |
33 |
| Вн/чт В. Сысоев «Амурские звероловы». Животный мир Приамурья. |
34 |
| Вн/чт В. Сысоев. Рассказы. Экологические проблемы рассказов. |
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе программы по рациональной литературе (6 класс), автор: Г.В.Гузенко, и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).
Программа по дальневосточной литературе является органическим продолжением аналогичной программы для 5-го класса. С учетом возрастной эволюции школьника - читателя в ней представлены наиболее интересующие этот возраст темы и жанры.
Программа сохраняет преемственность с существующими государственными программами по литературе. В ней разработаны сквозные линии углубления ведущих тем, основанных на духовной и нравственной проблематике.
Большое место в программе отводится изучению мифов, легенд, обрядов, благопожеланий дальневосточных аборигенов. Рассматривается взаимовлияние мифологии народов Приамурья, Севера и мифологии народов мира, взаимодействие и взаимопроникновение русской и этнических групп.
Тема «Человек и его место в мире природы» представлена творчеством В.Санги, А.Максимова, В.Соломатова. Военная тема - произведениями В.Александровского и Б.Копалыгина. Сатира - баснями Н.Фотьева.
Включенные в программу произведения позволяют влиять на ценностные ориентации младшего подростка и направлять его реальное поведение.
В программе отводится достаточно места вопросам теории литературы: повторяются и закрепляются понятия об эпическом и лирическом произведениях, жанрах, художественных тропах, размерах стиха. Большое значение программа уделяет позиции автора.
№
Содержание курса
Кол-во часов
1
Мифы, предания, сказки, благопожелания, запреты, обычаи древних народов Дальнего Востока. Их связь с мифами народов мира. Особенности шаманской мифологии. Фантастическое представление древнего человека об окружающем его мире. Культовый обряд как инсценировка мифа. Этический характер промыслового обряда.
1
2
"Благопожелания" эвенов к природе и реке , их нравственная основа. Особенности стиля и художественной изобразительности "благопожеланий". Возможности стилизаций этого жанра.
1
3
Солнце как высшее божество в мифологии Приамурья и севера. Схожесть представлений об этом источнике жизни у народов мира. Отражение этих представлений в "Балладе о том , как инки начали поклоняться солнцу" Р.Рождественского.
"Как звери и птицы достали солнце". Эскимосская сказка.
2
4
Огонь-сын солнца и земли. Отношение к огню как к источнику тепла и жизни. Эвенкийская легенда "Разгневанный огонь". Фантастическое в ней. Связь легенды со сказкой. Роль огня в запретах-оберегах.
1
5
Популярность у северных народов мифов о происхождении оленя. Эвенское предание "Первый олень из дерево родился".
1
6
Сотворение земли в представлении дальневосточных аборигенов. Нанайская сказка" Как орёл землю добыл" и эвенское придание " Орла эвены не убивают ". Роль орла в сказке и предании. Приметы эвенов связанные с этой птицей.
Нивхский миф "О сотворении мира". Роль утки -чирка в нём. Поэтический перевод мифа О.Юрьева.
2
7
"Прародители" малочисленных народов Приамурья и севера. Нанайские легенды"Откуда произошёл род Самар - Монгол" и "Род Ахтанка- тигриный род"
1
8
Общее и различное между мифами народов мира и дальневосточными мифами. Уроки добра и нравственности в них.
1
9
Владимир Санги. Эпическая поэма "Человек Ыхмифа " (отрывок). Оценка роли сказителя в произведении. Отражение в нем мифологии народов Приамурья и дальневосточного севера. Закрепление понятий "эпическая поэма" и "дактиль".
1
10
Литература и другие виды искусства. Мифы, легенды, предания в живописи, графике, художественно-прикладном искусстве.
1
11
Анатолий Максимов. Повесть " Норка". Сходство повести со сказкой -былью. Способы изображения мифа и живой природы . Роль глаголов в "очеловечивании" норки и других обитателей леса . Природоохранная идея произведения .
3
12
Повесть А. Максимова "Лесные клады" глава "Погоня". История дружбы Вероломного и Потапа. Взаимоотношения человека и животного.
2
13
Стихотворение Виктора Соломатова "Тайга пылала…". Проблематика произведения. Авторская позиция в нём. Закрепления понятия о двухсложном размере стиха - ямбе.
1
14
Глава "Танк Москвилы " из повести " Лесные клады" А. Максимова. Тема исторического прошлого в главе. Противоречивость главного героя. Патриотизм как доминирующее качество его характера.
1
15
Виктор Николаевич Александровский. Повесть "Друг мой омголон" (отрывки). История дружбы коня омголона и фронтового разведчика Алексея Коркина. Мастерство писателя в изображении характера. Авторское отношение к войне. Пейзаж в произведение антитеза как основной прием в описание природы.
6
16
Борис Копалыгин. Стихотворение "Возвращение солдата". Особенности в изображение военной темы. Гуманистическая направленность произведения, его автобиографический характер.
1
17
Сатирические басни Николая Фотьева "Верная опора". " Обоюдная польза", "Элита". Осмеяние угодничества и добровольного раболепия. Отражение в произведениях отрицательных социальных явлений. Иносказание как средство выражения реальной позиции автора.
3
18
Лирические стихи дальневосточных поэтов Е.Кохана, В.Суходольского, Н.Капустюк, В.Нефедьева. Отношение авторов к окружающему миру в них. Настроение в лирическом произведении. Закреплении понятий о художественных тропах языка.
3
19
Внеклассное чтение и изучение произведений по выбору учителя.
3