Пояснительная записка: Г. В. Гузенко (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дата

Темы

1


Мифы, предания, сказки, благопожелания, запреты, обычаи древних народов Дальнего Востока.

2


«Благопожелания» эвенов к природе и реке их нравственная основа.

3


Солнце как высшее божество в мифологии Приамурья и севера. Отражение этих представлений в «Балладе о том, как инки начали поклоняться солнцу» Р. Рождественского.

4


«Как звери и птицы достали солнце». Эскимосская сказка.

5


Огонь - сын солнца и земли. Эвенкийская легенда «Разгневанный огонь». Фантастическое в ней.

6


Популярность у северных народов мифов о происхождении оленя. Эвенское предание «Первый олень из дерева родился».

7


Нанайская сказка «Как орёл землю добыл» и эвенское предание «Орла эвены не убивают». Роль орла в сказке и придании.

8


Нивхский миф «О сотворении мира». Роль утки - чирка в нем.

9


«Прародители» малочисленных народов Приамурья и севера. Нанайские легенды «Откуда произошел род Самар - Монгол» и «Род Ахтанка - тигриный род».

10


Общее и различное между мифами народов мира и дальневосточными мифами. Уроки добра и нравственности в них.

11


Владимир Санги. Эпическая поэма «Человек Ыхмифа» (отрывок). Оценка роли сказителя в произведении.

12


Литература и другие виды искусства. Мифы, легенды, предания в живописи, графике, художественно - прикладном искусстве.

13


Анатолий Максимов. Повести «Норка». Сходство повести со сказкой - былью.

14


Способы изображения мифа живой природы.

15


Природоохранная идея произведения.

16


Повесть А. Максимова «Лесные клады», глава «Погоня». История дружбы.

17


Взаимоотношения человека и животного.

18


Стихотворение Виктора Соломатова «Тайга пылала…». Проблематика произведения. Авторская позиция в нем.

19


Глава «Танк Москвилы» из повести «Лесные клады» А. Максимова. Тема исторического прошлого в главе.

20


Виктор Николаевич Александровский. Повесть «Друг мой Омголон» (отрывки).

21


История дружбы коня Омголона и фронтового разведчика Алексея Коркина.

22


Мастерство писателя в изображении характеров.

23


Авторское отношение к войне.

24


Пейзаж в произведении.

25


Антитеза как основной прием в описании природы.

26


Борис Копалыгин. Стихотворение «Возвращение солдата». Особенности в изображении военной темы.

27


Сатирические басни Николая Фотьева «Верная опора», «Обоюдная польза», «Элита». Осмеяние угодничества и добровольного раболепия.

28


Отражение в произведениях отрицательных социальных явлений.

29


Иносказание как средство выражения реальной позиции автора.

30


Лирические стихи дальневосточных поэтов Е. Кохана, В. Суходольского, Н. Капустюк, В. Нефедьева. Отношение авторов к окружающему миру в них.

31


Настроение в лирическом произведении.

32


Закреплении понятий о художественных тропах языка.

33


Вн/чт В. Сысоев «Амурские звероловы». Животный мир Приамурья.

34


Вн/чт В. Сысоев. Рассказы. Экологические проблемы рассказов.









Пояснительная записка.


Рабочая программа составлена на основе программы по рациональной литературе (6 класс), автор: Г.В.Гузенко, и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Программа по дальневосточной литературе является органическим продолжением аналогичной программы для 5-го класса. С учетом возрастной эволюции школьника - читателя в ней представлены наиболее интересующие этот возраст темы и жанры.

Программа сохраняет преемственность с существующими государственными программами по литературе. В ней разработаны сквозные линии углубления ведущих тем, основанных на духовной и нравственной проблематике.

Большое место в программе отводится изучению мифов, легенд, обрядов, благопожеланий дальневосточных аборигенов. Рассматривается взаимовлияние мифологии народов Приамурья, Севера и мифологии народов мира, взаимодействие и взаимопроникновение русской и этнических групп.

Тема «Человек и его место в мире природы» представлена творчеством В.Санги, А.Максимова, В.Соломатова. Военная тема - произведениями В.Александровского и Б.Копалыгина. Сатира - баснями Н.Фотьева.

Включенные в программу произведения позволяют влиять на ценностные ориентации младшего подростка и направлять его реальное поведение.

В программе отводится достаточно места вопросам теории литературы: повторяются и закрепляются понятия об эпическом и лирическом произведениях, жанрах, художественных тропах, размерах стиха. Большое значение программа уделяет позиции автора.

Содержание курса

Кол-во часов

1

Мифы, предания, сказки, благопожелания, запреты, обычаи древних народов Дальнего Востока. Их связь с мифами народов мира. Особенности шаманской мифологии. Фантастическое представление древнего человека об окружающем его мире. Культовый обряд как инсценировка мифа. Этический характер промыслового обряда.

1

2

"Благопожелания" эвенов к природе и реке , их нравственная основа. Особенности стиля и художественной изобразительности "благопожеланий". Возможности стилизаций этого жанра.

1

3

Солнце как высшее божество в мифологии Приамурья и севера. Схожесть представлений об этом источнике жизни у народов мира. Отражение этих представлений в "Балладе о том , как инки начали поклоняться солнцу" Р.Рождественского.

"Как звери и птицы достали солнце". Эскимосская сказка.

2

4

Огонь-сын солнца и земли. Отношение к огню как к источнику тепла и жизни. Эвенкийская легенда "Разгневанный огонь". Фантастическое в ней. Связь легенды со сказкой. Роль огня в запретах-оберегах.

1

5

Популярность у северных народов мифов о происхождении оленя. Эвенское предание "Первый олень из дерево родился".

1

6

Сотворение земли в представлении дальневосточных аборигенов. Нанайская сказка" Как орёл землю добыл" и эвенское придание " Орла эвены не убивают ". Роль орла в сказке и предании. Приметы эвенов связанные с этой птицей.

Нивхский миф "О сотворении мира". Роль утки -чирка в нём. Поэтический перевод мифа О.Юрьева.

2

7

"Прародители" малочисленных народов Приамурья и севера. Нанайские легенды"Откуда произошёл род Самар - Монгол" и "Род Ахтанка- тигриный род"

1

8

Общее и различное между мифами народов мира и дальневосточными мифами. Уроки добра и нравственности в них.

1

9

Владимир Санги. Эпическая поэма "Человек Ыхмифа " (отрывок). Оценка роли сказителя в произведении. Отражение в нем мифологии народов Приамурья и дальневосточного севера. Закрепление понятий "эпическая поэма" и "дактиль".

1

10

Литература и другие виды искусства. Мифы, легенды, предания в живописи, графике, художественно-прикладном искусстве.

1

11

Анатолий Максимов. Повесть " Норка". Сходство повести со сказкой -былью. Способы изображения мифа и живой природы . Роль глаголов в "очеловечивании" норки и других обитателей леса . Природоохранная идея произведения .

3

12

Повесть А. Максимова "Лесные клады" глава "Погоня". История дружбы Вероломного и Потапа. Взаимоотношения человека и животного.

2

13

Стихотворение Виктора Соломатова "Тайга пылала…". Проблематика произведения. Авторская позиция в нём. Закрепления понятия о двухсложном размере стиха - ямбе.

1

14

Глава "Танк Москвилы " из повести " Лесные клады" А. Максимова. Тема исторического прошлого в главе. Противоречивость главного героя. Патриотизм как доминирующее качество его характера.

1

15

Виктор Николаевич Александровский. Повесть "Друг мой омголон" (отрывки). История дружбы коня омголона и фронтового разведчика Алексея Коркина. Мастерство писателя в изображении характера. Авторское отношение к войне. Пейзаж в произведение антитеза как основной прием в описание природы.

6

16

Борис Копалыгин. Стихотворение "Возвращение солдата". Особенности в изображение военной темы. Гуманистическая направленность произведения, его автобиографический характер.

1

17

Сатирические басни Николая Фотьева "Верная опора". " Обоюдная польза", "Элита". Осмеяние угодничества и добровольного раболепия. Отражение в произведениях отрицательных социальных явлений. Иносказание как средство выражения реальной позиции автора.

3

18

Лирические стихи дальневосточных поэтов Е.Кохана, В.Суходольского, Н.Капустюк, В.Нефедьева. Отношение авторов к окружающему миру в них. Настроение в лирическом произведении. Закреплении понятий о художественных тропах языка.

3

19

Внеклассное чтение и изучение произведений по выбору учителя.

3





© 2010-2022