- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Открытый урок по дисциплине Русский язык и культура речи на тему Фразеология - богатство русского народа
Открытый урок по дисциплине Русский язык и культура речи на тему Фразеология - богатство русского народа
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Черномашенцева И.В. |
Дата | 10.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «НАХОДКИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНО-ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Тема: «Фразеология - богатство русского народа»
Специальность: специальности СПО
Находка, 2015
Методическая разработка урока предназначена для проведения учебного занятия по теме «Фразеология - богатство русского народа по дисциплине «Русский язык и культура речи» со студентами, обучающимися по специальностям СПО, и может быть использована преподавателями при подготовке к занятиям по данной дисциплине.
Методическая разработка рассмотрена на заседании предметно (цикловой) комиссии цикла гуманитарных и социально-экономических, общепрофессиональных и специальных дисциплин УГС 050000, 080000, 030000.
Разработчик: И.В. Черномашенцева, преподаватель КГБПОУ «НГГПК»
Протокол № ________от «___» ______________ 2015 года
Председатель ПЦК С.К.Исаченко
СОДЕРЖАНИЕ
-
Пояснительная записка
4
-
Методический блок
5
-
Список литературы
-
Приложения
8
9
Пояснительная записка
Изучение фразеологии тесно связано с вопросами культуры речи и речевой коммуникации. Изучение фразеологии на занятиях по русскому языку и культуре речи - это средство повышения речевой культуры студентов, обогащение активного фразеологического запаса и формирование коммуникативной и информационной компетенции.
Методическая разработка урока предназначена для проведения учебного занятия по теме «Фразеология - богатство русского народа» по дисциплине «Русский язык и культура речи» со студентами, обучающимися по специальностям СПО, и может быть использована преподавателями при подготовке к занятиям по данной дисциплине.
МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Тема: «Фразеология - богатство русского народа».
Тип занятия: урок изучения и первичного закрепления знаний
Время: 45 минут
Цели занятия:
Учебные:
-
Изучить:
- содержание понятия «фразеологизм»;
- фразеологические единицы русского языка;
- происхождение фразеологизмов;
- синонимические и антонимические пары фразеологизмов.
-
Научиться правильно использовать фразеологизмы в речи.
-
Пополнить фразеологический словарик учащихся;
Развивающие:
-
развивать внимание, память, познавательные способности;
-
развивать коммуникативные качества речи, умение связно и грамотно излагать свои мысли.
Воспитательные:
-
формировать уважительное отношение к родному языку; чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;
-
сформировать интерес к учебной дисциплине.
Планируемые результаты обучения.
Студенты должны знать:
- фразеологические единицы языка;
- ошибки в употреблении фразеологизмов;
- сходство и различие со словом и словосочетанием;
- синонимию, антонимию фразеологизмов;
- происхождение некоторых фразеологизмов.
Студенты должны уметь:
- пользоваться фразеологическими средствами языка;
- пользоваться фразеологическим словарем;
- определять лексическое значение фразеологизма;
- подбирать к фразеологизму синонимы и антонимы;
- находить фразеологизмы в тексте;
- правильно использовать фразеологизмы в речи.
Методическая цель: показать технологию проведения урока изучения и первичного закрепления знаний .
Межпредметные связи: обеспечивающие: общеобразовательный курс русского языка, культуры речи, литературы;
Внутрипредметные связи: лексика русского языка, история возникновения фразеологизмов.
Оборудование: проектор, компьютер, наглядные пособия.
Основные понятия, впервые вводимые на уроке: фразеология, фразеологизм, фразеологические сращения, фразеологические единства, фразеологические сочетания, афоризм, крылатое выражение, пословица, поговорка.
Ход занятия.
№
Время
(мин.)
Элементы занятия.
Учебные вопросы.
Формы и методы обучения.
Учебно-познавательная деятельность учащихся. Формы работы на занятии. Виды и формы опроса.
1. Организационный момент.
1
Приветствие преподавателя. Проверка готовности аудитории к занятию. Выявление отсутствующих.
Староста группы сообщает сведения об отсутствующих.
2.Мотивация к изучению новой темы.
5
Употребление фразеологизмов делает речь не просто грамотной, но и образной, выразительной, придает «пикантность», остроумность; свидетельствует о богатстве лексикона говорящего. Все это является еще одним немаловажным условием в формировании коммуникативной компетенции образованного человека и грамотного работника.
Студенты записывают тему занятия, знакомятся с актуальностью данной темы.
3. Объяснение нового теоретического материала
22
Презентация к уроку «Фразеология - богатство русского народа». (Приложение 1).
-
Понятие фразеологии и фразеологизма
-
Ошибки в употреблении фразеологизмов
-
Виды фразеологизмов
-
Сфера употребления фразеологизмов
-
История возникновения фразеологизмов
Студенты конспектируют теоретический материал
-
Закрепление новых знаний.
1
2
10
8
Задание на узнавание фразеологизмов.
Разминка. «Немое кино. Оживи фразеологизм» (Приложение 2)
Задание на узнавание крылатых выражений и афоризмов.
Просмотр видеоролика. (на диске)
Ведущий студент показывает, записанный на карточке, фразеологизм. Остальные коллективно отгадывают.
Студенты по ходу просмотра записывают фразеологизмы. По окончании просмотра подсчитывают их количество. Преподаватель выявляет победителя.
-
Подведение итогов занятия
1
2
2
2
Рефлексия занятия
-
Что нового вы узнали?
-
Что было трудным для вас?
-
Оцените свое настроение?
Объяснение домашнего задания: составить рассказ о себе с использованием не менее 10 фразеологизмов.
Студенты отмечают удачные моменты и те, которые вызвали затруднения.
Записывают домашнее задание.
Список использованной литературы
1. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М., 2010.
2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Мультимедиа технологии-М. 2003.
3.Ларин Б.А. История русского языка и общее языкознание. - М., 2007.
4. Мокиенко В.М. В глубь поговорки. С-П 2007-10-03
5. Откупщиков Ю.В. К истокам слова Л. Просвещение. 2008.
6. Фёдоров, А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц / А. И. Фёдоров. - 3-е изд., испр. - М.: Астрель: АСТ, 2008. - 878 с.
7. Ушакова О.Д. Почему так говорят. С-П. Литера. 2007.
8. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь / П.Я. Черных. М., 1993.
9.Шанский Н.М., Боброва Т.А. Жизнь русского слова.- М.,2006г.
Приложение 1
Презентация к уроку
Приложение 2
Задания на узнавание фразеологизмов.
Разминка: «Немое кино. Оживи фразеологизм»
Задание: показать без слов фразеологизм
Брать себя в руки
Спустя рукава
Делать из мухи слона
Сматывать удочки
Как корова языком слизала
Денег куры не клюют
Водить за нос
Обвести вокруг пальца
Кот наплакал