- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Методические рекомендации по написанию сочинения
Методические рекомендации по написанию сочинения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Никитина О.Н. |
Дата | 29.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Как писать сочинение.
-
Выбор темы.
-
Обдумывание темы.
-
Определение идеи сочинения.
-
Подбор материалов.
-
Составление плана.
-
Написание сочинения.
-
Редактирование и написание.
Выбор темы - ответственный этап. Надо отчётливо себе представлять мотивы, которыми руководствуетесь при выборе. Необходимо учитывать обстоятельства, главные из которых следующие:
-
Знание материала.
-
Понимание темы.
-
Интерес к теме.
-
Опыт в написании подобных тем.
Задание 1.
Тема поэта и поэзии в лирике М. Ю. Лермонтова.
Христианские мотивы лирики Лермонтова.
Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Выберите тему. Обоснуйте свой выбор.
Обдумывание темы.
Обдумать тему - это значит:
-
Взвесить, проанализировать каждое слово в формулировке темы;
-
Определить, какое из них содержит в себе основное зерно.
Определение идеи сочинения.
Тема и идея сочинения часть переплетаются, проникая друг в друга. Сущность темы определяется в процессе обдумывания формулировки темы сочинения.
Нахождение идеи - следующая логическая операция. Конечная цель обдумывание темы - это чёткое представление о чём писать, идея сочинения - а что именно мы будем доказывать в сочинение.
Поэтому надо постараться идею своего будущего сочинения сформулировать как можно более чётко и одной фразой.
Нахождение идеи - процесс неоднозначный. Почти каждую тему можно раскрывать в нескольких направлениях. Но если не ограничить себя выбором кого-то одного направления, то тема будет раскрыта неполно, хотя бы уже потому, что просто невозможно в одном сочинении одинаково глубоко и всесторонне раскрыть тему по всем направлениям. Таким образом, выбор направления поможет вам определить границы своего сочинения и более чётко, более конкретно сформулировать идею, которую вы собираетесь доказывать.
Задание 2.
Перед вами две темы:
Мое отношение к Печорину.
Герои нашего времени (по произведениям русских писателей).
В каждом из этих тем можно найти по несколько направлений. Поразмыслите, по каким направлениям можно развивать данные темы. В каждой из 2-ч тем выберите направление, наиболее близкое вам, сформулируйте идею сочинения.
Подбор материала.
Подбирать материал необходимо наиболее целенаправленно. Частично заготовки материала начинают делаться уже и при обдумывании темы, и при определении идеи. И даже потом, при написании сочинения по уже составленному плану, может всплыть в памяти какая-то удачная оценка, какое-то нужное стихотворение. От таких находок "по пути" не надо отказываться, всё это обогатит сочинение. Но, тем не менее, подбором материала нужно заниматься и отдельно, как самостоятельным этапам работы над сочинением. И делать это нужно лишь после обдумывания темы и определения идеи, это поможет более целенаправленно подобрать нужный материал и не перегружать сочинение лишними, не играющими на тему сценами. При подборе неплохо подумать и о том, какие литературные параллели вы будете приводить в своем сочинении, какие критические статьи захотите привлечь.
Задание 3.
Подберите материал к следующим темам:
Онегин и Печорин - герои своего времени.
Печорин и « водяное общество».
Составление плана.
I.
II.
1.
2.
3.
4.
III.
ПАМЯТКА.
КАК РАБОТАТЬ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКИМИ ОШИБКАМИ.
1.Найди слово, в котором допущена ошибка, правильно запиши его.
2.Устно объясни написание.
3.Найди проверочное слово, подбери 2 примера на это правило.(Река - реки).
4.Емли слово из словаря, подбери несколько родственных слов, составь словосочетание или предложение с этим словом. (Интересный - интерес), (интересный рассказ)
КАК РАЗВИТЬ ЗРИТЕЛЬНУЮ ПАМЯТЬ.
КАК РАБОТАТЬ С ОРФОГРАФИЧЕСКИМ СЛОВАРЁМ.
1.Открой словарь, выбери 3 слова на любую букву.
2.Молча смотри на каждое слово несколько секунд.
3.Закрой словарь, попробуй записать слова по памяти, соблюдая их последовательность.
4.Через 10 секунд (после отдыха) повтори тренировку, но с другими словами.
5.Если убедился, что 3 слова ты можешь запомнить, то увеличь объём до 5-10 слов.