- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Манипулирование сознанием читателя заголовочными конструциями газет
Манипулирование сознанием читателя заголовочными конструциями газет
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Фрик Л.И. |
Дата | 08.05.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
МАНИПУЛИРОВАНИЕ СОЗНАНИЕМ ЧИТАТЕЛЯ ЗАГОЛОВОЧНЫМИ КОНСТРУКЦИЯМИ ГАЗЕТ
Что такое манипуляция человеком? Манипуляция - это скрытый психологический прием, целью которого является заставить человека, вопреки его интересам, выполнить нужные вам действия. Немало важный фактор манипулирования - сделать так, что бы человек сам захотел это сделать.
В самом широком смысле, манипуляция - это любое личностное влияние на кого или что-либо. Например, в английском языке слово «to manipulate» означает «оперирование, обращение с чем либо». Такое понимание широко транслируется в НЛП, где утверждается, что "манипулируют все и всегда". К манипуляциям относят только скрытые воздействия. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление и обработка». Изданный в 1969 г. в Нью-Йорке «Современный словарь социологии» определяет манипуляцию как «вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает».
К манипуляциям относят только ловкие, по крайней мере внешне эффективные воздействия. Манипуляции - это нечто, похожее на волшебство, то, что открывает закрытые сердца и заставляет человека делать то, что прямым и открытым образом от него никак не добьешься. Не строго, а художественно можно сформулировать так: манипуляция - это ловкое действие, позволяющее обыграть партнера.
Существует огромное множество методов манипулирования сознанием человека. Но не все эти методы могут быть использованы в печатных изданиях, каковыми в данном исследовании были газеты. Основное отличие методов манипулирования, применяемых в печатных средствах массовой информации, состоит в том, что свое выражение они находят в виде заголовков статей. При прочтении газеты происходит длительный контакт с текстом, в результате чего человек имеет возможность обдумать полученную информацию, проанализировать её, что, несомненно, затрудняет манипулирование, делает методы его менее заметными, более сложными.
Заголовок газетной статьи играет большую роль в восприятии читателем данной информации. От того, как построено название статьи, какова его синтаксическая организация, стилистическая окрашенность, зависит заинтересованность читателя в данном материале. Неудачный заголовок напрямую влияет на успех газеты в целом. Номинация текстов массовой информации не ограничивается одним заголовком. В большинстве из рассмотренных нами примеров (более 200 примеров из 3 центральных казахстанских газет) за основным заголовком следует подзаголовок или так называемый аддитивно-дескриптивный компонент заголовка. Подзаголовок необходим в том случае, когда читатели - из-за выборочного интереса или нехватки времени - удовлетворяются информацией, полученной при чтении заголовков, и никогда не читают сами материалы. Графическая организация заголовочного комплекса направлена на то, чтобы привлечь внимание, тематически сориентировать получателя информации и ознакомить его с тем, о чем говорится в самой статье. От самого размера шрифта заголовка зависит его восприятие читателем: огромные буквы названия статьи на первой странице подчеркивают особую значимость ее содержания, в то время как мелкий шрифт заголовка говорит о второстепенном характере информации.
Заголовок берет на себя важные функции в тексте. Он выполняет номинативную, коммуникативную, рекламную функции. У заголовка к информационному сообщению доминирующей становится информативная функция. В заголовке к публицистическому тексту ведущей всегда оказывается оценочная функция. В нем выражается авторская позиция.
Список используемой литературы
1. С. Г. Кара-Мурзы «Манипуляция сознанием». Учебное пособие.М.: Алгоритм, 2004. 2. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1984. 3.Гуревич С.М. Номер газеты. М., 2002. 4.Киселев А.П. От содержания к форме. Основные понятия и термины газетного формления. М., 1974. 5 Оформление периодических изданий / Под ред. А.П. Киселева. М., 1988. 6.Табашников И.Н. Газета и дизайн. Тюмень, 1994. 7. Попов В.В., Гуревич С.М. Производство и оформление газеты. М., 1977.