• Преподавателю
  • Русский язык и литература
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Эффективные технологии делового общения» для студентов всех форм обучения Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Русский язык как иностранный»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «Эффективные технологии делового общения» для студентов всех форм обучения Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Русский язык как иностранный»

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПОс учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Русский язык как иностранный»Учебная дисциплина «Эффективные технологии делового общения» входит в профессиональный цикл дисциплин по выбору студента. Дисциплина расширяет диапазон формируемых профессиональных компетенций, овладение которыми предоставляет обучающимся большие возмо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Факультет иностранных языков

Кафедра русского и иностранных языков



УТВЕРЖДАЮ

Проректор по образованию

____________В.Я. Шевченко

«___»______________2015 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Эффективные технологии делового общения»

для студентов всех форм обучения

Направление подготовки 050100 «Педагогическое образование»

профиль подготовки «Русский язык как иностранный»















Екатеринбург

РГППУ

2015

Рабочая программа дисциплины «Эффективные технологии делового общения». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015. 25 с.

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиль подготовки «Русский язык как иностранный»



Авторы:

к.п.н., ст. преп.

М.В. Стурикова




Рецензенты:

д.ф.н., проф.


И.В. Шалина




Одобрена на заседании кафедры русского и иностранных языков. Протокол от «29» января 2015 г. № 5.

Заведующая кафедрой русского и иностранных языков


А. А. Евтюгина

Рекомендована к печати методической комиссией Факультета иностранных языков. Протокол от «16» февраля 2015 г. № 6

Председатель методической комиссии ФИнЯЗ

Б. А. Ускова


Декан ФИнЯЗ

В. В. Пузырев

© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2015

© Стурикова М.В., 2015




  1. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Учебная дисциплина «Эффективные технологии делового общения» входит в профессиональный цикл дисциплин по выбору студента. Дисциплина расширяет диапазон формируемых профессиональных компетенций, овладение которыми предоставляет обучающимся большие возможности для дальнейшей творческой реализации в профессиональной деятельности, обеспечивает высокий уровень результатов и межпрофессиональный характер деятельности выпускника, а также возможность изменять направление своей дальнейшей профессиональной деятельности.

Для изучения настоящей дисциплины необходимы компетенции, сформированные у студентов в результате изучения ряда дисциплин в вузе.


  1. Из курса «Русский язык и культура речи», «Культура речи и деловое общение»:

Знать:

1.Основные понятия из сферы «Язык и речь»;

2. Принципы организации языковой системы как универсальной знаковой иерархической структуры;

3. Типы языковых единиц;

4. Разновидности национального языка;

5. Особенности языковой нормы;

6. Классификацию языковых норм;

7. Критерии различения языка и речи;

8. Формы речи: устную и письменную;

9. Принципы стилистической дифференциации языка;

10. Специфику выделяемых функциональных стилей русского языка;

11. Стилеобразующие факторы и языковые особенности функциональных стилей русского языка;

12. Функционально-смысловые типы текста;

13. Виды стилистических ошибок и способы их устранения;

Уметь:

1. Различать понятия «язык» и «речь»; нормативный, коммуникативный и этический аспекты культуры речи; оценивать речевую культуру собеседника, редактировать устные и письменные тексты;

2. Разграничивать разговорную, жаргонную и просторечную лексику; уметь определять принадлежность текста к разновидностям национального языка; характеризовать литературный язык, связи между вариантами национальных единиц; устранить ошибку, используя правила рекомендации;

3 Пользоваться нормативными словарями и справочниками русского языка; выявлять нарушение норм русского языка в речи; квалифицировать виды норм по разным основаниям

4. Различать функционально-смысловые виды текста; находить ошибки в построении описаний (определений и классификаций), повествований и рассуждений;

5. Анализировать и создавать тексты разных стилей в зависимости от сферы общения, разграничивать ситуации общения, в которых используется каждый стиль, соблюдать стилистические нормы, видеть стилевые ошибки и исправлять их;

6. Опознавать разговорную лексику, отграничивать ее от жаргонизмов, диалектизмов, просторечных слов; вступать во взаимодействие в повседневной жизни, используя единицы языка с учётом ситуации общения;

7. Определять вид документа; жанр официально-делового стиля; создавать и правильно оформлять некоторые документы (объяснительная записка, расписка, заявление, служебная записка);

8. Создавать письменные деловые тексты в соответствии с характерными для них стилевыми чертами;

9. Оценивать информативность публицистического произведения, выявлять позицию автора через анализ языковых средств, сопоставлять позиции авторов публицистических произведений на одну тему;

10. Определять подстиль научного текста; характеризовать каждый подстиль; различать первичные и вторичные научные тексты.

Владеть:

1. Навыком наблюдения за своей речью и речью окружающих, навыком саморефлексии и общей оценки речевой культуры собеседника;

2. Навыком соблюдения коммуникативных качеств речи в практике общения;

3. Навыком использования разных функциональных стилей русского языка в практике общения; разновидностей национального языка, уместных в зависимости от коммуникативной ситуации;

4. Нормами современного русского языка и фиксацией их нарушения; актуальной лексикой современного русского языка; нормативными словарями и справочниками;

5. Способностью создавать тексты-описания, тексты-повествования (определения, классификации) и тексты-рассуждения; способностью использовать описания и рассуждения в различных жанрах письменной научной речи (рефератах, курсовых и дипломных работах);

6. Навыком создания стилистически грамотного текста с учётом сферы (ситуации) общения; владеть навыком оценки чужого и собственного текста с точки зрения соблюдения стилистических норм;

7. Навыками реализации стилевых черт, лексических и грамматических особенностей при создании различных типов документов; владеть общими правилами оформления различных типов документов;

8. Навыками реализации стилевых черт, лексических и грамматических особенностей при создании текстов официально-делового стиля; владеть клише (языковым стандартом); вносить правку в деловые тексты;

9. Навыком создания письменного текста на общественно значимую тему;

10. Навыком восприятия и создания письменных текстов с учётом характера передаваемой информации.

1.2. Из курса «Иностранный язык», «Технология перевода научного текста», «Деловой иностранный язык»:

Знать:

1. Значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа и с соответствующими ситуациями общения;

2. Языковой материал: идиоматические выражения, оценочную лексику, единицы речевого этикета, обслуживающие ситуации общения в рамках изучаемых тем;

3. Лингвострановедческую, страноведческую и социокультурную информацию, расширенную за счет новой тематики и проблематики речевого общения;

4. Тексты, построенные на языковом материале повседневного и профессионального общения, в том числе инструкции и нормативные документы по специальностям ВО.

Уметь:

1. Использовать знание иностранного языка в профессиональной деятельности;

2. Составлять договорную документацию на иностранном языке;

3. Вести диалог в ситуациях официального и неофициального общения в бытовой, социокультурной и учебно-трудовой сферах, используя аргументацию, эмоционально-оценочные средства;

4. Рассказывать, рассуждать в связи с изученной тематикой, проблематикой прочитанных/прослушанных текстов; описывать события, излагать факты, делать сообщения;

5. Создавать словесный социокультурный портрет своей страны и страны/стран изучаемого языка на основе разнообразной страноведческой и культуроведческой информации;

6. Понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на изучаемом иностранном языке в различных ситуациях общения;

7. Читать аутентичные тексты разных стилей (публицистические, художественные, научно-популярные и технические), используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, просмотровое/поисковое) в зависимости от коммуникативной задачи.

Владеть:

1. Основами деловой коммуникации и речевого этикета изучаемого иностранного языка;

2. Навыками анализа и составления договорной документации на иностранном языке;

3. Необходимыми навыками письменной и устной коммуникации на иностранном языке;

4. Навыками работы в иноязычной среде.


  1. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Эффективные технологии делового общения» студент должен:

Знать:

1. Эффективные технологии делового общения в объеме, необходимом для возможности получения информации профессионального содержания на русском и иностранном языках;

2. Современные проблемы науки и образования при решении профессиональных задач;

3. Социальные, этноконфессиональные и культурные различия участников образовательного процесса и социальных партнеров;

4. Методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;

5. Методики, технологии и приемы обучения;

6. Формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта;

7. Методические модели, методики, технологии и приемы обучения;

8. Культурные потребности и культурно-образовательный уровень различных групп населения.

Уметь:

1. Абстрактно мыслить, анализировать, синтезировать, совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

2. Действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения;

3. Осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;

4. Использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач;

5. Взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия;

6. Осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру.

7. Применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам;

8. Руководить исследовательской работой обучающихся;

9. Анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование;

10. Использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач;

11. Проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии;

12. Проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта;

13. Проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения.

Владеть:

1. Современными научными знаниями основ эффективных технологий делового общения;

2. Методикой планирования занятий, построения различных режимов учебной работы с учетом санитарно-гигиенических, психологических основ педагогической деятельности;

3. Экономическими аспектами управления и организации в сфере обучения эффективных технологий делового общения;

4. Методикой оценивания уровня владения теории коммуникации;

5. Современными научными знаниями исследований по определению целесообразности различных сторон деятельности в области обучения эффективным технологиям делового общения.

Дисциплина «Эффективные технологии делового общения» способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС-3 направления подготовки 050100 Педагогическое образование. Квалификация выпускника (степень) - магистр.

3. Компетенции выпускника ООП магистратуры, формируемые в результате освоения данной ООП ВПО

Результаты освоения ООП ВПО определяются приобретаемыми выпускником компетенциями, т.е. его способностью применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности.

В результате освоения ООП магистратуры по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование и профилю подготовки «Русский язык как иностранный» (в соответствии с требованиями рынка труда Уральского региона) у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

- способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу, способностью совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

- готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);

- способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, к освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3);

- способностью формировать ресурсно-информационные базы для осуществления практической деятельности в различных сферах (ОК-4);

- способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

  • готовностью осуществлять профессиональную коммуникацию в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1);

  • готовностью использовать знание современных проблем науки и образования при решении профессиональных задач (ОПК-2);

  • готовностью взаимодействовать с участниками образовательного процесса и социальными партнерами, руководить коллективом, толерантно воспринимая социальные, этноконфессиональные и культурные различия (ОПК-3);

  • способностью осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты и профессиональную карьеру (ОПК-4).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессиональными компетенциями:

педагогическая деятельность:

  • способностью применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам (ПК-1);

  • способностью формировать образовательную среду и использовать профессиональные знания и умения в реализации задач инновационной образовательной политики (ПК-2);

  • способностью руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-3);

  • готовностью к разработке и реализации методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-4);

научно-исследовательская деятельность:

  • способностью анализировать результаты научных исследований, применять их при решении конкретных научно-исследовательских задач в сфере науки и образования, самостоятельно осуществлять научное исследование (ПК-5);

  • готовностью использовать индивидуальные креативные способности для самостоятельного решения исследовательских задач (ПК-6);

проектная деятельность:

  • способностью проектировать образовательное пространство, в том числе в условиях инклюзии (ПК-7);

  • готовностью к осуществлению педагогического проектирования образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов (ПК-8);

  • способностью проектировать формы и методы контроля качества образования, различные виды контрольно-измерительных материалов, в том числе с использованием информационных технологий и с учетом отечественного и зарубежного опыта (ПК-9);

  • готовностью проектировать содержание учебных дисциплин, технологии и конкретные методики обучения (ПК-10);

методическая деятельность:

  • готовностью к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов обучения, к анализу результатов процесса их использования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-11);

  • готовностью к систематизации, обобщению и распространению отечественного и зарубежного методического опыта в профессиональной области (ПК-12);

управленческая деятельность:

  • готовностью изучать состояние и потенциал управляемой системы и ее макро- и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа (ПК-13);

  • готовностью исследовать, организовывать и оценивать управленческий процесс с использованием инновационных технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы (ПК-14);

  • готовностью организовывать командную работу для решения задач развития организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализации экспериментальной работы (ПК-15);

  • готовностью использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ПК-16);

культурно-просветительская деятельность:

  • способностью изучать и формировать культурные потребности и повышать культурно-образовательный уровень различных групп населения (ПК-17);

  • готовностью разрабатывать стратегии культурно-просветительской деятельности (ПК-18);

  • способностью разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций (ПК-19);

  • готовностью к использованию современных информационно-коммуникационных технологий и средств массовой информации для решения культурно-просветительских задач (ПК-20);

  • способностью формировать художественно-культурную среду (ПК-21).

Выпускник, освоивший программу магистратуры, должен обладать профессионально специализированными компетенциями:

  • готовностью к применению современных научных знаний основ лингводидактики, теории и методики преподавания русского языка как иностранного (ПСК-1);

  • способностью к планированию занятий, построению различных режимов учебной работы с учетом санитарно-гигиенических, психологических основ педагогической деятельности, а также возрастных, половых и других особенностей учащихся (ПСК-2);

  • способностью оценивать уровень владения русским языком как иностранным, применять средства, методы и методики преподавания русского языка как иностранного (ПСК-3);

  • готовностью к применению методики проведения научных исследований по определению эффективности различных сторон деятельности в области обучения русскому языку как иностранному (ПСК- 4).


Программой учебной дисциплины предусмотрены следующие виды

учебной работы:

Виды учебной работы

Всего часов

Аудиторные занятия (всего)

40

В том числе:


Лекция (Л)

20

Практические занятия (ПЗ). Семинары (С)

20

Лабораторные работы (ЛР)


Самостоятельная работа студента (CРC) (всего)

95

Контроль

9

Вид промежуточной аттестации (зачёт / зачёт с оценкой / экзамен)

Зачёт с оценкой (2 семестр).

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость освоения учебной дисциплины составляет: 4 зачётных единицы, 144 часа.

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего зачетных единиц (часов)

Семестры

1-й

2-й

Общая трудоемкость дисциплины

4 / 144


144

Аудиторные занятия

40


40

лекции

20


20

практические занятия

20


20

Самостоятельная работа

95


95

Вид промежуточного контроля

тест


тест

4.2 Содержание и тематическое планирование дисциплины

Таблица 2

№ п/п

Разделы учебной дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной деятельности и трудоемкость

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Лекции

Практические занятия

СРС

Консультации


Введение в дисциплину. Теоретические основы делового общения

2

1-2

2

2

8

Еженед.

домашние задания, аудиторная контрольная работа

Невербальные средства общения

2

3-4

2

2

9

Еженед.

домашние задания; эссе

Речевая культура делового разговора

2

5-6

2

2

9

Еженед.

домашние задания; внеаудиторная контрольная работа;

Активные формы делового общения

2

7-8

2

4

9

Еженед.

домашние задания; внеаудиторная контрольная работа;

Конфликты в деловой сфере

2

9-10

2

2

10

Еженед.

домашние задания; эссе

Этика и этикет делового общения

2

11-12

4

2

10

Еженед.

домашние задания; эссе

Использование современных информационных технологий в деловых отношениях

2

13-14

2

4

10

Еженед.

домашние задания;

Стресс-менеджмент в деловом общении

2

15-16

4

2

10

Еженед.

домашние задания;

  1. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение в дисциплину. Теоретические основы делового общения (2 часа)

Сущность, функции и структура общения. Сущность, виды и функции делового общения. Культура делового общения. Коммуникативная сторона общения. Структура коммуникации и ее принципы. Модель коммуникативного процесса. Управление вниманием. Интерактивная сторона общения. Особенности взаимодействия людей в общении. Характеристика теорий поведения. Трансактная теория Э. Берна. Перцептивная сторона общения. Особенности восприятия людьми друг друга. Первое впечатление. Длительное общение. Механизмы восприятия и взаимопонимания. Стили общения. Ритуальное общение. Манипулятивное общение. Гуманистическое общение. Механизмы воздействия на партнера.

Тема 2. Невербальные средства общения (2 часа)

Кинесические особенности общения. Классификация и особенности основных жестов. Характеристика жестов и поз. Межнациональные различия жестов. Проксемические особенности общения. Пространственное расположение собеседников и дистанция между ними. Взаимоотношения партнеров во времени. Стол переговоров. Национальные особенности пространственного расположения собеседников. Особенности визуального контакта. Характеристика взглядов человека. Виды взглядов и их трактовка. Национальные особенности визуального контакта. Паралингвистические особенности общения. Эмоциональная выразительность речи. Характеристика «удачного» и «неудачного» голоса. Признаки недостатков речи.

Тема 3. Речевая культура делового разговора (2 часа)

Культура речи делового человека. Понятие и слагаемые культуры речи. Особенности речевой культуры. Развитие речевой культуры. Публичные выступления. Подготовка к публичному выступлению. Условия и приемы поддержания внимания к выступлению. Завершение выступления. Культура делового спора. Принципы честного спора. Позволительные и непозволительные уловки. Психологические механизмы влияния на партнера. Характеристика механизмов психологического воздействия. Знаки внимания в общении. Приемы формирования аттракции. Культура слушания партнера. Стили и виды слушания. Методы эффективного слушания. Типичные ошибки в процессе слушания. Развитие техники слушания. Барьеры в общении и их преодоление.

Тема 4. Активные формы делового общения (2 часа)

Деловой протокол: сущность, характеристика, значение. Деловые беседы. Понятие деловой беседы. Структура и характеристика основных этапов деловой беседы. Методы и приемы. Деловые переговоры. Стратегия и тактика деловых переговоров. Подготовка деловых переговоров. Технология ведения переговоров. Завершение и анализ результатов переговоров. Культура деловых совещаний. Общая характеристика совещаний и собраний. Виды и типы совещаний. Подготовка и ведение совещаний. Особенности общения с иностранными партнерами.

Тема 5. Конфликты в деловой сфере (2 часа)

Природа и причины конфликтов. Сущность и структура конфликта. Понятие конфликтогена. Причины конфликтов. Динамика конфликтов. Типология конфликтов. Классификация и характеристика конфликтов. Типы поведения личности в конфликтных ситуациях. Разрешение конфликтов. Типовые стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Посредники в конфликте и их функции.

Тема 6. Этика и этикет делового общения (4 часа)

Роль этики в деловом общении. Этические принципы и нормы в деловых отношениях. «Золотое» правило этики общения. Деловая этика и этикет: характеристика понятий, основные принципы делового этикета. Особенности служебного этикета. Нормы этикета. Приветствия, представления, знакомства. Визитные карточки. Этикет телефонных разговоров. Особенности телефонного общения. Рекомендации по ведению телефонных разговоров. Завершение телефонного разговора. Культура деловой переписки. Стандарты деловой переписки. Информативность и убедительность делового письма. Резолюции и визы. Прием и общение с посетителями. Подарки и сувениры в деловой сфере. Цветочный этикет. Официальные приемы. Виды официальных приемов. Организация приемов и правила поведения на них. Имидж делового человека.

Тема 7. Использование современных информационных технологий в деловых отношениях (2 часа)

Современные информационные технологии как средство повышения эффективности деловой коммуникации. Использование электронной почты в деловых отношениях. Этикет электронной переписки. Способы проведения групповых совещаний при помощи информационных технологий: видео-, аудио- и компьютерные конференции. Применение в бизнесе сервисов мгновенного обмена сообщениями (Instant Messengers). Этические аспекты использования Интернет в деловых отношениях.

Тема 8. Стресс-менеджмент в деловом общении (4 часа)

Эмоции в жизни делового человека. Характеристика эмоций. Причины отрицательных эмоций. Формирование позитивного эмоционального состояния. Стрессы и стрессовые состояния. Характеристика понятия «стресс» и причины возникновения стрессов. Признаки стрессового напряжения и его причины. Профилактика и преодоление стресса. Профессиональное выгорание и его профилактика. Характеристика синдрома профессионального выгорания и условия его появления. Стадии профессионального выгорания и группы риска. Факторы и симптомы профессионального выгорания. Профилактика профессионального выгорания. Способы и приемы эмоциональной саморегуляции. Характеристика эмоциональных состояний. Аутогенная тренировка, медитация, массаж, сон.


4.4. Темы практических занятий

Тема 1. Введение в дисциплину. Теоретические основы делового общения (2 часа)

Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения. Стили общения.

Тема 2. Невербальные средства общения (2 часа)

Кинесические особенности общения. Проксемические особенности общения. Особенности визуального контакта. Паралингвистические особенности общения.

Тема 3. Речевая культура делового разговора (2 часа)

Мастерство публичного выступления. Доказательства и аргументация в споре. Опровержение позиции оппонента и ответы на вопросы. Уловки в споре.

Тема 4. Активные формы делового общения (4 часа)

Деловые беседы. Деловые переговоры. Деловые совещания. Телефонные переговоры.

Тема 5. Конфликты в деловой сфере (2 часа)

Руководитель и конфликт. Технология разрешения конфликта. Предупреждение и способы выхода из конфликта. Особенности поведения людей в конфликтных ситуациях.

Тема 6. Этика и этикет делового общения (2 часа)

Культура деловой переписки. Имидж делового человека. Модели поведения и самоподача в общении. Официальные приемы.

Тема 7. Использование современных информационных технологий в деловых отношениях (4 часа)

Использование электронной почты в деловых отношениях. Способы проведения групповых совещаний при помощи информационных технологий. Применение в бизнесе сервисов мгновенного обмена сообщениями (Instant Messengers). Этические аспекты использования Интернет в деловых отношениях.

Тема 8. Стресс-менеджмент в деловом общении (2 часа)

Характеристика синдрома и стадии профессионального выгорания. Факторы и симптомы профессионального выгорания. Профилактика профессионального выгорания. Способы и приемы эмоциональной саморегуляции.


5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В преподавании дисциплины «Эффективные технологии делового общения» используются:

лекции;

практические занятия;

дискуссии;

выступления с докладами и сообщениями;

аудиторные контрольные работы;

внеаудиторные контрольные работы;

тестирование;

создание презентаций;

самостоятельная работа студентов, включающая усвоение теоретического материала, подготовка к семинарам, выполнение творческих заданий, написание рефератов, устное реферирование, подготовку тезисов, статей, работу с электронным учебно-методическим комплексом, подготовку к текущему контролю знаний к промежуточным аттестациям, к зачету и экзамену;

НИРС: привлечение студентов к работе студенческого научного сообщества, участие в конференциях, олимпиадах;

консультирование студентов.


6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ИТОГАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ И УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

6.1 Темы эссе

1. Общение как процесс

2. Структура делового общения

3. Национальные особенности делового общения

4. Технологии и механизмы преодоления ошибок в деловом общении

5. Информационные потоки в деловом общении

6. Искажения в информационных потоков в деловом общении

7. Деловое общение как социо-культурная коммуникация

8. Социо-культурные барьеры делового общения

9. Слушание как инструмент эффективной деловой коммуникации

10. Ритуальный стиль общения

11. Манипулятивный стиль общения

12. Гуманистический стиль общения

13. Типология личности в деловом общении

14. Восприятие и понимание партнера по общению

15. Технологии управления беседой в деловом общении

16. Критика и комплименты в деловой коммуникации

17. Конформизм в деловом общении

18. Технологии формирования и управления убеждениями в деловом общении

19. Типология культуры делового общения

20. Речевая культура делового человека

21. Технологии публичных выступлений

22. Композиция публичного выступления

23. Вербальная и невербальная информация в деловом общении

24. Психологические механизмы воздействия на партнера в деловом общении

25. Социальный статус и ролевое распределение позиций в деловом общении

26. Технологии переговоров в деловом общении

27. Технологии ведения деловых бесед с партнерами

28. Технология разрешения конфликтов в деловом общении

29. Стили поведения в конфликтных ситуациях

30. Понятие совместимости членов коллектива, типы совместимости

31. Руководитель и конфликт

32. Стиль и социально-психологические проблемы руководства

33. Деловое общение в рабочей группе

34. Деловой и профессиональный имидж

35. Имидж руководителя

36. Профессиональное общение и его составляющие

37. Коммуникативный портрет конкурентоспособного специалиста

38. Барьеры в общении и их преодоление

39. Гендерный аспект коммуникативного поведения

40. Технологии проведения делового совещания

6.2 Темы контрольных работ

Вариант 1

1. Коммуникативная сторона общения.

2. Деловые беседы.

Вариант 2

1. Интерактивная сторона общения.

2. Деловые переговоры.

Вариант 3

1. Перцептивная сторона общения.

2. Культура деловых совещаний.

Вариант 4

1. Кинесические особенности общения.

2. Телефонные переговоры

Вариант 5

1. Особенности визуального контакта.

2. Конфликты в деловой сфере.

Вариант 6

1. Проксемические особенности общения

2. Типовые стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Вариант 7

1. Паралингвистические особенности общения.

2. Культура деловой переписки.

Вариант 8

1. Публичные выступления.

2. Этические аспекты использования Интернет в деловых отношениях.

Вариант 9

1. Культура делового спора.

2. Использование современных информационных технологий в деловых отношениях.

Вариант 10

1. Культура слушания партнера.

2. Профессиональное выгорание и его профилактика.


6.3 Задания для самостоятельных работ

Тема 1. Введение в дисциплину. Теоретические основы делового общения

Можно ли рассматривать общение как вид деятельности?

Определите, какая реализуемая потребность на сегодняшний день является для вас доминирующей в общении?

Охарактеризуйте основные функции общения. Какая из них чаще других используется вами на практике? Как соотносятся между собой понятия «отношения», «общение», «действие», «взаимодействие»?

Что включает в себя понятие «культура делового общения»?

Надо ли стараться быть «понятым « в деловом общении?

Что предпочтительнее в деловом взаимодействии - естественность или маскировка? Лучше «быть» или «казаться»? Почему?

Почему так важны общие правила поведения в деловом общении?

Каковы основные причины неэффективного общения деловых партнеров?

Какую позицию может занимать коммуникатор в общении? Какая из них самая эффективная?

Какие факторы улучшают коммуникацию, а какие препятствуют коммуникативному процессу?

По каким признакам можно распознать психологическую позицию партнера?

Какие позиции в общении позволяют избежать конфликта?

Как нужно настроить себя, чтобы добиться успеха в деловом контакте?

Каковы причины неэффективного взаимодействия людей?

Что мешает и что в большей степени обусловливает успешность понимания вами окружающих людей?

Почему нелегко взглянуть на ситуацию глазами партнера?

Что нужно учесть, чтобы сделать правильный прогноз поведения партнера?

Почему иногда впечатление о человеке расходится с предварительным представлением о нем?

Что вызывает раздражение или неприятие, когда партнер использует манипулятивный стиль общения?

Каждый ли человек готов к гуманистическому стилю общения?

Как знание стилей общения и умение ими пользоваться в различных ситуациях может способствовать успешной карьере?

В чем сходство и различие между заражением, внушением, убеждением?

Тема 2. Невербальные средства общения (2 часа)

В чем сходство и различие невербального поведения человека и животных?

Почему важно понимать язык телодвижений? Как можно этому научиться?

Должен ли человек контролировать свое невербальное поведение в общении? Управлять своим невербальным поведением - не значит ли это отказаться от естественности?

В чем проявляется специфика пространственной коммуникации?

Каким образом могут влиять особенности профессиональной деятельности и воспитания на организацию пространства общения?

Почему предпочтительно угловое расположение партнеров за столом переговоров?

Перечислите наиболее часто используемые виды визуального контакта и дайте им характеристику.

Может ли взгляд человека быть выразительнее и информативнее слов? Почему?

Почему речь некоторых людей трудно понять?

Какие особенности голоса партнера вызывают у вас раздражение, а какие - положительные эмоции?

Проанализируйте паралингвистические особенности вашей речи и подумайте, как можно их использовать, чтобы улучшить речь.

Как вы понимаете выражение «культура речи»? Согласны ли вы с утверждением, что культура речи человека есть показатель его культуры мышления?

Как добиться правильного произношения слов? Как увеличить свой словарный запас?

С помощью каких языковых средств можно сделать речь выразительной?

Тема 3. Речевая культура делового разговора (2 часа)

Что означает призыв «говорить ясно»?

Что способствует установлению контакта со слушателем?

Какую роль играют вопросы слушателей?

Почему предпочтительнее отвечать на вопросы слушателей кратко?

Как удержать внимание слушателей? А если они возбуждены после выступления предыдущего оратора, как завладеть их вниманием?

Что необходимо для того, чтобы в споре действительно рождалась истина? Почему спор очень часто перерастает в ссору?

В каких случаях полемисты прибегают к уловкам и запрещенным приемам?

Как вы понимаете выражение»умеет пустить пыль в глаза»? Что за этим стоит?

Правомерно ли считать использование в общении приемов формирования аттракции способом манипулирования людьми? Аргументируйте свой ответ.

Какие ошибки допускают, когда пытаются сделать комплимент? Можно ли человека перехвалить? Почему?

Всегда ли улыбка уместна и помогает расположить людей к себе?

Почему так важно умение слушать партнера?

Какой стиль общения вам ближе -мужской или женский - и аргументируйте свой ответ.

Определите и сформулируйте самостоятельно характерные для вас ошибки слушания.

Как связаны механизмы восприятия (идентификация, эмпатия, рефлексия) с возникновением барьеров восприятия?

Какую тактику поведения лучше всего избрать, столкнувшись с барьером негативной установки?

Какие особенности речевой культуры человека могут стать причиной коммуникативных барьеров?

Что такое деловой этикет?

Тема 4. Активные формы делового общения (4 часа)

Каковы основные правила организации и проведения деловых встреч?

Кто в большей степени должен учитывать национальные особенности деловых партнеров: хозяева или гости?

Какие приемы и методы могут привести к успешному завершению беседы?

Что предпринимать, если собеседник слушает вас молча, никак не реагируя на ваши аргументы? Как вести себя, если партнер начинает эмоционально возражать против вашего предложения?

Как подтолкнуть нерешительного партнера к принятию решения?

Почему одни и те же доводы, аргументы по-разному действуют на людей?

Что означает выражение «голословное утверждение»?

Какой смысл имеет выражение «где твоя логика»?

Какие из тактических приемов ведения переговоров вам ближе всего?

Каковы могут быть последствия неэффективно проведенных переговоров? Назовите наиболее «слабое звено» переговоров.

Что можно сказать в завершении деловых переговоров, если договоренность не достигнута?

Совещания отнимают время у руководителя и подчиненных, отрывают их от неотложных дел. А что они дают, в чем их достоинства?

Какому типу совещаний вы отдадите предпочтение и почему?

Какие типичные ошибки в проведении деловых совещаний наблюдаются в вашей организации?

В чем главные отличия в подходах к деловым переговорам между Востоком и Западом?

Какой национальный стиль ведения деловых переговоров вам лично ближе всего?

Как соотносятся понятия «конфликт» и «конфликтная ситуация»? В чем опасность конфликтогенов?

Тема 5. Конфликты в деловой сфере (2 часа)

Какова динамика конфликта? Какая из стадий его развития является наиболее важной с вашей точки зрения?

Согласны ли вы с мнением, что наличие конфликта в организации есть показатель слабости руководства этой организации?

Какие средства профилактики конфликтов вы знаете? А какие сами применяете в общении с людьми?

Участником каких конфликтов вам чаще всего приходится быть? Чем вы это объясните?

Какие конфликты, на ваш взгляд, являются самыми трудноразрешимыми и почему?

От чего зависит, как будет вести себя человек в конфликте: от сложившейся ситуации или от индивидуально-психологических особенностей самой личности?

Определите типичную для вас стратегию поведения в конфликте. Укажите, какие стратегии поведения следует применять в следующих ситуациях:

- истинные интересы скрываются, но доводы одинаково убедительны;

- одинаков значимы цели и важны подходы обеих сторон;

- принятие решения должно быть быстрым и вы убеждены в своей правоте;

- через определенное время конфликтная ситуация разрешится сама собой;

- решение проблемы важнее для партнера, чем для вас.

Обращение к посредничеству в конфликте - это проявление мудрости или слабости?

Тема 6. Этика и этикет делового общения (2 часа)

Сравните различные точки зрения на роль этики в деловой сфере и определите их сильные и слабые стороны.

Дайте определение этикета, наиболее полно отражающее ваше представление о нем. В чем выражается связь этики и этикета?

В чем конкретно проявляются такие основополагающие принципы этикета, как вежливость, тактичность и чуткость?

Какие «секреты» приветствий вы знаете?

Как правильно пользоваться визиткой? Какие ошибки при этом чаще всего допускаются?

Какие приемы рационализации телефонного общения вы можете предложить?

Как вежливо закончить или прервать телефонный разговор?

Насколько приемлемы типовые требования, определяющие культуру делового письма, к письмам, посылаемым по электронной почте?

Какие психологические особенности поведения посетителей следует знать и учитывать при оформлении офиса, кабинета?

Как эффективнее всего построить разговор:

- с агрессивным посетителем;

- с неуверенным посетителем;

- с чрезмерно настойчивым посетителем;

- с посетителем-занудой?

Для руководителя демократического типа характерны добропорядочность, доброжелательность и доступность (эффект трех «Д»). Как эти качества проявляются в работе с посетителями? Всегда ли мы их правильно понимаем?

Всегда ли уместен подарок в деловых отношениях? Как отличить подарок от взятки?

Существуют ли универсальные подарки и что можно к ним отнести?

Какими правилами следует руководствоваться при выборе цветов? А при вручении цветов? Можно ли отказаться от цветов? Почему?

Обед накрыт в зале с прямоугольным столом. Где будет место гостя?

На обеде хозяин и хозяйка заняли места напротив друг друга. Какое место будет почетным в этом случае?

Обед подходит к концу. Кто встает из-за стола первым?

Имидж есть у всех людей или только у тех, кто его создает, работает над ним?

Какие слагаемые имиджа вы считаете наиболее значимыми?

Как связаны между собой социальный, профессиональный и индивидуальный имидж? Всегда ли они соответствуют друг другу? Какой из них предпочтительнее в деловой сфере?

Тема 7. Использование современных информационных технологий в деловых отношениях (4 часа)

Какие преимущества представляет использование современных информационных технологий в деловых коммуникациях?

Из каких элементов состоит электронное письмо?

Выполнение каких правил подразумевает этикет электронной переписки?

Какие действия являются недопустимыми при коммуникации посредством электронной почты?

Какие навыки требуются для эффективного проведения телеконференций?

Что необходимо учитывать руководителю при внедрении в организации систем мгновенного сообщения как средства деловой коммуникации?

Каковы основные особенности сетевого этикета?

Какие меры, на ваш взгляд, можно предпринять для недопущения использования сотрудниками телекоммуникационных технологий в личных целях?

Считаете ли вы этичным просмотр электронной почты сотрудников в целях предотвращения разглашения ими внутрифирменной информации, могущей составлять коммерческую тайну?

Тема 8. Стресс-менеджмент в деловом общении (2 часа)

Прав ли Аристотель в том, что человек не отвечает за свои чувства, но за их выражение он отвечать обязан?

Что, на ваш взгляд, сложнее: не позволить эмоции завладеть вами или не позволить ей выплеснуться наружу? Почему?

Какие функции выполняют эмоции в управлении поведением человека?

Опишите, как выражается стрессовое напряжение у вас? По каким признакам вы его «узнаете»?

В чем различие эустресса и дистресса? Можно ли избежать хронического стресса?

Согласны ли вы с Эпиктетом: «Людей расстраивает не событие, а то, как они это событие воспринимают?

Каковы основные предпосылки возникновения профессионального выгорания? Можно ли его избежать?

По каким направлениям может осуществляться профилактика профессионального выгорания? Что зависит от руководителя, а что от самого человека?

По каким признакам определяется степень эмоционального истощения человека?

Согласны ли вы с мнением, что у каждого человека должна быть своя система эмоциональной саморегуляции? Назовите присущие вам методы саморегуляции.

Какие эмоциональные состояния вам легче контролировать - позитивные или негативные? Как вы думаете, почему?

7. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Основная литература

Введенская Л.А. Деловая риторика: учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. - 6-е изд., перераб. - Москва: КНОРУС, 2012. - 416 с.

Самыгин С. И. Деловое общение: учеб. пособие / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. - Москва: КНОРУС, 2012. - 440 с.

Сидоров П.И. Деловое общение: учебник для вузов / П.И. Сидоров, М.Е. Путин, И.А. Коноплева. - Москва: ИНФРА-М, 2012. - 384 с.


Дополнительная литература

Архангельская М.Д. Бизнес-этикет, или Игра по правилам / М.Д. Архангельская. - Москва: Эксмо, 2007. - 192 с.

Баева О.А. Ораторское искусство и деловое общение: учеб. пособие / О.А. Баева. - 2-е изд. - Минск: Новое знание, 2003. - 328 с.

Борисов В.К. Этика деловых отношений: учебник / В.К. Борисов, Е.М. Панина, М.И. Панов и др. - Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2010. - 176 с.

Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений : учебное пособие для вузов / Р. Н. Ботавина. - Москва: Финансы и статистика, 2004. - 208 с.

Зельдович Б.З. Деловое общение: учеб. пособие / Б.З. Зельдович. - Москва: Альфа-Пресс, 2007. - 456 с.

Измайлова М.А. Деловое общение: учеб. пособие / М.А. Измайлова. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 252 с.

Кибанов А.Я. Этика деловых отношений: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. - Москва: Инфра-М, 2011. - 432 с.

Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: учеб. пособие для вузов. - Москва: ОАО «НПО «Экономика», 2005. - 271 с.

Кузин, Ф.А. Культура делового общения: практическое пособие / Ф.А. Кузин. - Москва: Ось-89, 2008.- 320 с.

Кузнецов И.Н. Деловое общение: учеб. пособие / И.Н. Кузнецов. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 528 с.

Осецкая А.И. Деловое общение стран АТР / А.И. Осецкая, Е.И. Свириденко, О.В. Александрова. - Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. - 138 с.

Пиз А. Язык телодвижений: как читать мысли окружающих по их жестам / А. Пиз, Б. Пиз. - Москва: ЭКСМО, 2012. - 448 с.

Психология и этика делового общения: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 415 с.

Соловьев Э.Я. Современный этикет. Деловой и международный протокол / Э.Я. Соловьев. - Москва: Ось-89, 2013. - 320 с.

Титова, Л.Г. Технологии делового общения: учеб. пособие / Л.Г. Титова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 239 с.

Чернышова Л.И. Деловое общение: учеб. пособие / Л.И. Чернышова. - Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 415 с.








Рабочая программа дисциплины

«Эффективные технологии делового общения»







Подписано в печать _________. Формат 6084/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл. печ. л. ___. Уч.-изд. л.____. Тираж ____ экз. Заказ № ____.

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.


26


© 2010-2022