Моделирование урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтова»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Моделирование урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтова»

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Формирование конкретного образовательного материала

Решаемые учебные проблемы:


  • Обучающие

  • Знакомство с историей создания и содержанием стихотворения Лермонтова «Тучи»

  • Развивающие

  • Развитие монологической речи учащихся

  • Развитие умения самостоятельного обучения

  • Совершенствование навыка анализа стихотворного текста

  • Воспитательные

  • Формирование нравственно - эстетических представлений учащихся

  • Воспитание индивидуального художественного вкуса

  • Воспитание личной ответственности за культуру собственной речи

Подготовка к восприятию художественного произведения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

1.Вступительное слово учителя.

«Это было странное, загадочное существо - царскосельский лейб-гусар. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать такое…всем уже целый век хочется подражать ему». (А. А. Ахматова). О ком пишет Ахматова?

2. Тема сегодняшнего урока - «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи»

Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок?

Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворение и попробуем проникнуться настроением лирического героя.


Методы обучения

Пропедевтическая беседа

Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя

Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы.

Основные виды деятельности учителя

Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала.

Организация обратной связи

Формирование конкретного образовательного материала

1.Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку учащимися самостоятельно.

2. Представление групповых результатов по итогам обсуждения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Работа в группах.

Группа № 1.Работа со статьей учебника, посвященной жизни и творчеству М. Ю. Лермонтову.

- Каким предстает перед вами Лермонтов в изображении А. И. Герцена? (Преданным, открытым в дружбе, бесстрашным в ненависти, вынужден жить в обществе, которое прикрывало разврат фальшивым блеском).

- Какие особенности поэтического наследия Лермонтова отмечаются в статье?

(Герои Лермонтова - часть его самого, его стихи - полная его биография; беспощадная искренность его лирики)

Группа № 2. Чтение текста «Для вас, любознательные» (К творческой истории стихотворения «Тучи» по технологии РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо: ученики, читая текст, помечают информацию значками:

V - известная информация;

+ - неизвестная ранее, новая информация;

! - информация стала настоящим открытием, чем-то удивила, поразила, особенно заинтересовала;

? - об этом хочется узнать больше.

Обсуждение прочитанного по значкам в форме цитирования и пересказа (метод творческого чтения).


Методы обучения

Эвристическая беседа, работа в группах, метод творческого чтения по системе ИНСЕРТ.

Форма организации деятельности учащихся

Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе.

Основные виды деятельности учителя, роль учителя

Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе.

Этап 3. Практикум

Формирование конкретного образовательного материала

Организация чтения и анализа художественного произведения. Работа над теоретическими понятиями

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

Выразительное чтение стихотворения с показом слайдов презентации. Выразительное чтение стихотворения учителем является самым важным этапом урока.

Выявление первоначальных впечатлений

- Как вы представляете картину, нарисованную поэтом в стихотворении?

- Какие краски вы бы выбрали, рисуя иллюстрации к стихотворению?

(дети сначала записывают ответ в тетради, используя ассоциативное рисование, а затем зачитывают свои ответы)

-Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?

- К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение?

Аналитическая беседа.

а) Лексическая работа.

Индивидуальное задание: по «Толковому словарю» определяют значение слов «странник», «изгнанник»

- Что общего и в чем различие в значениях слов»странник» и «изгнанник»? (вопрос классу)

(Странничество - добровольный выбор, человека часто подстерегают опасности, часто смертельные. Скитальчество - злая судьба)

б) Анализ стихотворения по строфам.

- Прочитайте первую строфу. Как проявляется в ней присутствие лирического «Я»? Какова роль метафор? Эпитетов? ( Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю. Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире)

- Прочитайте вторую строфу. В чем её особенность?

(Использование риторических вопросов)

- Чтение третьей строфы стихотворения. Как в ней проявляется лирическое «Я»?

(Автор использует повторы, что создает грустное настроение. Автор покидает родину, отправляясь в изгнание)

.

Работа в группах.

1 группа готовит ответ на вопрос:

- Сформулируйте основную мысль стихотворения

2 группа - С помощью статьи учебника «В мире художественного слова М. Ю. Лермонтова» подготовить ответ на вопрос:

«В чем особенность композиции стихотворения?» (Каждая строфа выполняет строго определенную задачу:

1 - сообщение факта

2 - поиск истины

3 - разрешение проблемы)

3 группа отвечает на вопрос:

- Как построено стихотворение? (Стихотворение построено на приеме противопоставления. (свободному странничеству туч противопоставлено невольное изгнанничество героя) Используется антитеза).

Обобщающий вопрос: почему благодаря изгнанию герой познает свое истинное предназначение



Методы обучения

Выразительное чтение, аналитическая беседа с элементами устного словесного рисования, создание презентации

Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности

myshared.ru/slide/65372/

myshared.ru/theme/lermontov-prezentatsiya/18/


Форма организации деятельности учащихся

Работа с художественным текстом, участие в аналитической беседе, поисковая деятельность со словарем литературоведческих терминов.

Основные виды деятельности учителя, роль учителя

Организация аналитической беседы.

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Формирование конкретного образовательного материала

Итоговое выразительное чтение стихотворения. Выводы, наблюдения.

Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата

  1. Выполнение итогового задания.(индивидуально) Проверка освоения материала.

Заполните таблицу

Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская)

Стихотворение «…» принадлежит к …лирике
Стихотворение представляет собой яркий пример .. лирики
Стихотворение может быть отнесено к … лирике

Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя

В основе содержания стихотворения - переживания лирического героя …
Можно сказать, что лирический герой…

Тема - вопрос, которого касается автор

Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о…

Идейный уровень(идея, эмоция)

Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора…
В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда)
… звучит мотив грусти…

Выделение композиционных частей(если есть) - кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция

Стихотворение состоит из … строф…
Произведение построено…
Оно имеет четкую структуру..
Кульминация стихотворения приходится на…

Истолкование названия

Стихотворение названо так потому, что…

Характеристика образов(существительные-образы)-

В первой строфе возникают образы (существительные)…
Во второй строфе автор говорит…

Художественно-выразительные средства

Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют…

Действия и состояния(глаголы-проблемы)

Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы
... отмечает(что?) ...описывает (что?) ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем?)

Пространство, время

Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…)
Автор в произведении затрагивает временные рамки(прошлое ,настоящее, будущее)

Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис)

Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику
Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифма… Стихотворение написано с использованием…рифмовки… Строфы имеют…рифмовку…
В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания)
Используемые предложения построены …

Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс)

…В основе ритмического рисунка - пятистопный хорей…
В основе ритма стихотворения - пятистопный хорей…Размер стихотворения - ...
Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…

Методы обучения

Выразительное чтение.

Основные виды деятельности учителя

Систематизация материала, обобщение.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам

Возвращение к теме уроков.

Критерии оценки работы в группе: качество отобранного материала; степень участия в работе группы;

качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.).

Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.).

Домашнее задание.

Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» fcior.edu.ru/card/11957/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-m-yu-lermontova-tuchi-istoriya-sozdaniya-stihotv.html


  1. Нарисовать иллюстрации к стихотворению

  2. Индивидуальные задания:

  • Подготовить сообщение о картинах И. К. Айвазовского: «Парус», «Радуга», «Кораблекрушение»

Подготовить сообщение о романсе А. Е. Варламова «Белеет парус одинокий»

Используемые технологии

Технология «смыслового чтения», чтение по технологии «ТРКМЧП».


© 2010-2022