- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Моделирование урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтова»
Моделирование урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтова»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Клинцова С.С. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Моделирование урока в соответствии с требованиями ФГОС по теме «Стихотворение «Тучи» М. Ю. Лермонтова» | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||
Формирование конкретного образовательного материала | Решаемые учебные проблемы:
Подготовка к восприятию художественного произведения. | ||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | 1.Вступительное слово учителя. «Это было странное, загадочное существо - царскосельский лейб-гусар. Он подражал в стихах Пушкину и Байрону, и вдруг начал писать такое…всем уже целый век хочется подражать ему». (А. А. Ахматова). О ком пишет Ахматова? 2. Тема сегодняшнего урока - «Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» Творчество любого художника (поэта, писателя) всегда связано с его жизнью, личностью, мироощущением. М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании ощущения трагического несовершенства мира. На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок? Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне. Прочитаем его стихотворение и попробуем проникнуться настроением лирического героя.
| ||
Методы обучения | Пропедевтическая беседа | ||
Форма организации деятельности учащихся. Роль учителя | Подготовка к сообщению задач урока, организации различных видов деятельности, сбор информации групповой работы. | ||
Основные виды деятельности учителя | Организует работу по подготовке учащихся к знакомству и освоению нового учебного материала | ||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи | |||
Формирование конкретного образовательного материала | 1.Обобщение и систематизация информации, подготовленной к уроку учащимися самостоятельно. 2. Представление групповых результатов по итогам обсуждения. | ||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Работа в группах. Группа № 1.Работа со статьей учебника, посвященной жизни и творчеству М. Ю. Лермонтову. - Каким предстает перед вами Лермонтов в изображении А. И. Герцена? (Преданным, открытым в дружбе, бесстрашным в ненависти, вынужден жить в обществе, которое прикрывало разврат фальшивым блеском). - Какие особенности поэтического наследия Лермонтова отмечаются в статье? (Герои Лермонтова - часть его самого, его стихи - полная его биография; беспощадная искренность его лирики) Группа № 2. Чтение текста «Для вас, любознательные» (К творческой истории стихотворения «Тучи» по технологии РКМЧП - развитие критического мышления через чтение и письмо: ученики, читая текст, помечают информацию значками: V - известная информация; + - неизвестная ранее, новая информация; ! - информация стала настоящим открытием, чем-то удивила, поразила, особенно заинтересовала; ? - об этом хочется узнать больше. Обсуждение прочитанного по значкам в форме цитирования и пересказа (метод творческого чтения).
| ||
Методы обучения | Эвристическая беседа, работа в группах, метод творческого чтения по системе ИНСЕРТ. | ||
Форма организации деятельности учащихся | Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. | ||
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организационная. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | ||
Этап 3. Практикум | |||
Формирование конкретного образовательного материала | Организация чтения и анализа художественного произведения. Работа над теоретическими понятиями | ||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата | Выразительное чтение стихотворения с показом слайдов презентации. Выразительное чтение стихотворения учителем является самым важным этапом урока. Выявление первоначальных впечатлений - Как вы представляете картину, нарисованную поэтом в стихотворении? - Какие краски вы бы выбрали, рисуя иллюстрации к стихотворению? (дети сначала записывают ответ в тетради, используя ассоциативное рисование, а затем зачитывают свои ответы) -Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение? - К какой жанрово-тематической разновидности поэзии относится данное стихотворение? Аналитическая беседа. а) Лексическая работа. Индивидуальное задание: по «Толковому словарю» определяют значение слов «странник», «изгнанник» - Что общего и в чем различие в значениях слов»странник» и «изгнанник»? (вопрос классу) (Странничество - добровольный выбор, человека часто подстерегают опасности, часто смертельные. Скитальчество - злая судьба) б) Анализ стихотворения по строфам. - Прочитайте первую строфу. Как проявляется в ней присутствие лирического «Я»? Какова роль метафор? Эпитетов? ( Метафоры и эпитеты говорят об отношении лирического героя к покинутому краю. Лирический герой грустит о безвозвратно потерянном мире) - Прочитайте вторую строфу. В чем её особенность? (Использование риторических вопросов) - Чтение третьей строфы стихотворения. Как в ней проявляется лирическое «Я»? (Автор использует повторы, что создает грустное настроение. Автор покидает родину, отправляясь в изгнание) . Работа в группах. 1 группа готовит ответ на вопрос: - Сформулируйте основную мысль стихотворения 2 группа - С помощью статьи учебника «В мире художественного слова М. Ю. Лермонтова» подготовить ответ на вопрос: «В чем особенность композиции стихотворения?» (Каждая строфа выполняет строго определенную задачу: 1 - сообщение факта 2 - поиск истины 3 - разрешение проблемы) 3 группа отвечает на вопрос: - Как построено стихотворение? (Стихотворение построено на приеме противопоставления. (свободному странничеству туч противопоставлено невольное изгнанничество героя) Используется антитеза). Обобщающий вопрос: почему благодаря изгнанию герой познает свое истинное предназначение
| ||
Методы обучения | Выразительное чтение, аналитическая беседа с элементами устного словесного рисования, создание презентации | ||
Средства ИКТ для реализации данного вида деятельности | myshared.ru/slide/65372/ myshared.ru/theme/lermontov-prezentatsiya/18/
| ||
Форма организации деятельности учащихся | Работа с художественным текстом, участие в аналитической беседе, поисковая деятельность со словарем литературоведческих терминов. | ||
Основные виды деятельности учителя, роль учителя | Организация аналитической беседы. | ||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||
Формирование конкретного образовательного материала | Итоговое выразительное чтение стихотворения. Выводы, наблюдения. | ||
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата |
Заполните таблицу Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская) | Стихотворение «…» принадлежит к …лирике | |
Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя | В основе содержания стихотворения - переживания лирического героя … | ||
Тема - вопрос, которого касается автор | Автор «…» развивает традиционную тему…Это стихотворение посвящено…Это стихотворение можно рассматривать как размышление (рассуждение) о… | ||
Идейный уровень(идея, эмоция) | Автор хотел донести до читателя мысль о том… Этим стихотворением автор хотел сказать, что…Здесь высказано мнение автора… | ||
Выделение композиционных частей(если есть) - кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция | Стихотворение состоит из … строф… | ||
Истолкование названия | Стихотворение названо так потому, что… | ||
Характеристика образов(существительные-образы)- | В первой строфе возникают образы (существительные)… | ||
Художественно-выразительные средства | Сквозь строфы тянется цепь тропов…Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… Здесь автору помогает использование… Немаловажную роль играют… | ||
Действия и состояния(глаголы-проблемы) | Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы | ||
Пространство, время | Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса…) | ||
Стилистический уровень (лексика, рифма, синтаксис) | Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику | ||
Фонический уровень (размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) | …В основе ритмического рисунка - пятистопный хорей… |
Методы обучения
Выразительное чтение.
Основные виды деятельности учителя
Систематизация материала, обобщение.
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам
Возвращение к теме уроков.
Критерии оценки работы в группе: качество отобранного материала; степень участия в работе группы;
качество представления информации (логичность, убедительность, эмоциональность, выразительность и пр.).
Качество речевого высказывания (точность, образность, правильность и пр.).
Домашнее задание.
Выучить наизусть стихотворение М. Ю. Лермонтова «Тучи» fcior.edu.ru/card/11957/praktika-trenazher-dlya-zauchivaniya-stihotvoreniya-m-yu-lermontova-tuchi-istoriya-sozdaniya-stihotv.html
-
Нарисовать иллюстрации к стихотворению
-
Индивидуальные задания:
-
Подготовить сообщение о картинах И. К. Айвазовского: «Парус», «Радуга», «Кораблекрушение»
Подготовить сообщение о романсе А. Е. Варламова «Белеет парус одинокий»
Используемые технологии
Технология «смыслового чтения», чтение по технологии «ТРКМЧП».