Материалы к открытому уроку в 8 классе по теме Уточняющие члены предложения

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Открытый урок русского языка памяти Е.И. Никитиной

по теме «Уточняющие члены предложения. Практическое занятие» 8 класс.

Цели урока:

  1. Систематизировать и обобщить знания об обособлении уточняющих членов предложения.


  1. Закреплять навыки правильного написания уточняющих членов предложения, развивать умение различать уточняющие члены предложения.

.

  1. Формировать умение использования уточняющих членов предложения в речи письменной и устной.

  2. Развивать логическое мышление, творческую и речевую активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.



Оборудование:

  1. Компьютер

  2. Проектор, доска

  3. Раздаточный материал

Учебник: Бархударов С.Г., С. Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. Русский язык. 8 класс-М.: Просвещение , 2012



Ход урока

  1. Вступительное слово, посвящённое памяти Е.И. Никитиной ( слово Огиной Г.В.) Слайд №2



  1. Словарная работа.

Перед вами толковые словари или словари синонимов. Используя доставшийся вам словарь, объясните лексическое значение слова ЭРУДИЦИЯ. (слайд 11) . Работает подготовленный ученик со словарём Ожегова.

ЭРУДИЦИЯ - образовано от латинского слова erudition - книжность, начитанность, обозначает глубокие познания в какой-либо области науки.

Образуем от него новые слова - эрудированный, эрудит. Поясним значение данных слов.

Образуем с помощью данных слов словосочетания с различными видами связи.

Согласование - превосходная эрудиция (прилагательное + существительное)

Управление - эрудиция выпускника (существительное + существительное)

Примыкание - прекрасно эрудированный (наречие + прилагательное).

А теперь попробуем составить предложения с уточняющими членами предложения, используя данные слова, и разберём его синтаксически.

Эрудиция, или начитанность, помогут вам победить в олимпиаде по русскому языку.

  1. Актуализация опорных знаний. (Устная работа класса, два ученика выполняют задания у доски)

Слайд №3

-Что такое обособление?

-Какие члены предложения могут быть обособлены?

Слайд №4

Каково место уточняющего члена предложения?

Слайд №5

-Какие члены предложения бывают уточняющими?

Слайд №6

- Какие союзы могут присоединять уточняющие члены предложения?

Слайд №7

- В чём особенность дополнений с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая и т.п.?

Слайд №8

- Могут ли уточняющие дополнения и уточняемые слова быть разными членами?

Карточка №1

Расставьте и объясните недостающие знаки препинания.

Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.

В центре Москвы, на Манежной площади, стоит памятник маршалу Жукову.



  1. Закрепление изученного.

А теперь проверим вашу эрудицию!

1. Однажды ученик, придя в школу без учебника по русскому языку, показал учителю, что в его портфеле только атлас по географии. Учитель не растерялся и предложил забывчивому дитяти составить предложения с обособленными и уточняющими членами, используя карты. Проверьте: все ли предложения без ошибок?

1) Каспийское море находится около Кавказских гор, рядом с Прикаспийской низменностью.

2) Полуостров Таймыр, достигавший высокой отметки на ртутном столбе, занимал первое место.

3) Природная зона, в частности степь, является средой обитания птиц: орлов, беркутов.

4) На полуострове Камчатка и ныне есть действующие и потухшие вулканы.

5) Плотность населения ливийцев, живущих в Африке, колеблется от одного до десяти человек на квадратный метр.

6) Охотники, убивая в Уссурийской тайге опасных, но уникальных хищников, уссурийских тигров, пополняют Красную книгу.

2. Творческий диктант. Задание: уточнить выделяемый учителем член предложения при помощи слов то есть, или, например.

Языкознание изучает родственные и неродственные языки. (Лингвистика.)

Пунктуация имеет глубокие традиции в отечественном языкознании. (Наука об употреблении знаков препинания.)

Некоторые жидкости при замерзании расширяются. (Вода.) Опережающее задание на дом.

3. Придумайте рассказ, включив в него предложения со следующими уточняющими членами предложения. (учащиеся делятся на две группы)

Группа 1. Горе-рыболовы

• Рано утром, еще на заре…

• Немного позже, примерно через полчаса…

• Сбоку, в карман…

• У самой воды, на песке…

• Обеими руками, крепко-крепко…

• Кроме ерша да мелкого окуня…

Группа 2. Кладоискатели.

• Однажды вечером, после захода солнца…

• У самой изгороди, с правой стороны, под дубом…

• Тут, в стороне от дороги…

• Окончательное, единственное условие…

• На лбу, над правой бровью…

• На левой ноге, под коленом…

• …, особенно тетя Даша.

  1. Подведение итогов.

Выставление итоговых оценок за урок .

Заключительное слово учителя.

«Натюрморт из сердечек». Учащиеся на ватмане рисуют букет из цветов в соответствии со своим настроением от урока. (Проводится под музыку)

6. Домашнее задание (подготовка к контрольной работе)

А) Открыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Б)Разобрать предложения синтаксически.

В) Найти односоставные предложения и указать их тип.

Г) Найдите предложение с неоднородными определениями, подчеркнуть их как члены предложения.

/. (В) дали ближе к рощ... глухо стучал т...пор.

2. Это вот спальня, а там за нею ещё девичья.

3. Он (н...) когда (н...) смеялся но иногда весьма редко хохотал истерически.

4. Мы гуляли довольно долго до самого вечера.

5. Прямо (передо) мною в углу образов...(н, нн) ом тем обрывом и р...вниной возле реки, которая в этом месте стояла (не) подвижным, тёмным зеркалом под самой кручью холма красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька.

6. Этих птиц с ярким оп…рением и хохолком на голове называют удодами или л..сными петушками.

7. На(верху) летали сам..лёты как быстрые разноцветные птицы



Приложение к заданию №3 Придумайте рассказ, включив в него предложения со следующими уточняющими членами предложения. (учащиеся делятся на две группы)

Группа 1. Горе-рыболовы

• Рано утром, еще на заре…

• Немного позже, примерно через полчаса…

• Сбоку, в карман…

• У самой воды, на песке…

• Обеими руками, крепко-крепко…

• Кроме ерша да мелкого окуня…

Группа 2. Кладоискатели.

• Однажды вечером, после захода солнца…

• У самой изгороди, с правой стороны, под дубом…

• Тут, в стороне от дороги…

• Окончательное, единственное условие…

• На лбу, над правой бровью…

• На левой ноге, под коленом…

• …, особенно тетя Даша.

. Домашнее задание (подготовка к контрольной работе)

А) Открыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Б)Разобрать предложения синтаксически.

В) Найти односоставные предложения и указать их тип.

Г) Найдите предложение с неоднородными определениями, подчеркнуть их как члены предложения.

/. (В) дали ближе к рощ... глухо стучал т...пор.

2. Это вот спальня, а там за нею ещё девичья.

3. Он (н...) когда (н...) смеялся но иногда весьма редко хохотал истерически.

4. Мы гуляли довольно долго до самого вечера.

5. Прямо (передо) мною в углу образов...(н, нн) ом тем обрывом и р...вниной возле реки, которая в этом месте стояла (не) подвижным, тёмным зеркалом под самой кручью холма красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька.

6. Этих птиц с ярким оп…рением и хохолком на голове называют удодами или л..сными петушками.

7. На(верху) летали сам..лёты как быстрые разноцветные птицы

_________________________________________________________________

. Домашнее задание (подготовка к контрольной работе)

А) Открыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.

Б)Разобрать предложения синтаксически.

В) Найти односоставные предложения и указать их тип.

Г) Найдите предложение с неоднородными определениями, подчеркнуть их как члены предложения.

/. (В) дали ближе к рощ... глухо стучал т...пор.

2. Это вот спальня, а там за нею ещё девичья.

3. Он (н...) когда (н...) смеялся но иногда весьма редко хохотал истерически.

4. Мы гуляли довольно долго до самого вечера.

5. Прямо (передо) мною в углу образов...(н, нн) ом тем обрывом и р...вниной возле реки, которая в этом месте стояла (не) подвижным, тёмным зеркалом под самой кручью холма красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька.

6. Этих птиц с ярким оп…рением и хохолком на голове называют удодами или л..сными петушками.

7. На(верху) летали сам..лёты как быстрые разноцветные птицы

© 2010-2022