- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Материалы к открытому уроку в 8 классе по теме Уточняющие члены предложения
Материалы к открытому уроку в 8 классе по теме Уточняющие члены предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Ярдаева А.А. |
Дата | 27.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема: Открытый урок русского языка памяти Е.И. Никитиной
по теме «Уточняющие члены предложения. Практическое занятие» 8 класс.
Цели урока:
-
Систематизировать и обобщить знания об обособлении уточняющих членов предложения.
-
Закреплять навыки правильного написания уточняющих членов предложения, развивать умение различать уточняющие члены предложения.
.
-
Формировать умение использования уточняющих членов предложения в речи письменной и устной.
-
Развивать логическое мышление, творческую и речевую активность, интерес к предмету на основе языковых впечатлений.
Оборудование:
-
Компьютер
-
Проектор, доска
-
Раздаточный материал
Учебник: Бархударов С.Г., С. Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. Русский язык. 8 класс-М.: Просвещение , 2012
Ход урока
-
Вступительное слово, посвящённое памяти Е.И. Никитиной ( слово Огиной Г.В.) Слайд №2
-
Словарная работа.
Перед вами толковые словари или словари синонимов. Используя доставшийся вам словарь, объясните лексическое значение слова ЭРУДИЦИЯ. (слайд 11) . Работает подготовленный ученик со словарём Ожегова.
ЭРУДИЦИЯ - образовано от латинского слова erudition - книжность, начитанность, обозначает глубокие познания в какой-либо области науки.
Образуем от него новые слова - эрудированный, эрудит. Поясним значение данных слов.
Образуем с помощью данных слов словосочетания с различными видами связи.
Согласование - превосходная эрудиция (прилагательное + существительное)
Управление - эрудиция выпускника (существительное + существительное)
Примыкание - прекрасно эрудированный (наречие + прилагательное).
А теперь попробуем составить предложения с уточняющими членами предложения, используя данные слова, и разберём его синтаксически.
Эрудиция, или начитанность, помогут вам победить в олимпиаде по русскому языку.
-
Актуализация опорных знаний. (Устная работа класса, два ученика выполняют задания у доски)
Слайд №3
-Что такое обособление?
-Какие члены предложения могут быть обособлены?
Слайд №4
Каково место уточняющего члена предложения?
Слайд №5
-Какие члены предложения бывают уточняющими?
Слайд №6
- Какие союзы могут присоединять уточняющие члены предложения?
Слайд №7
- В чём особенность дополнений с предлогами кроме, помимо, вместо, исключая и т.п.?
Слайд №8
- Могут ли уточняющие дополнения и уточняемые слова быть разными членами?
Карточка №1
Расставьте и объясните недостающие знаки препинания.
Через полчаса явился уездный лекарь, человек небольшого роста, худенький и черноволосый.
В центре Москвы, на Манежной площади, стоит памятник маршалу Жукову.
-
Закрепление изученного.
А теперь проверим вашу эрудицию!
1. Однажды ученик, придя в школу без учебника по русскому языку, показал учителю, что в его портфеле только атлас по географии. Учитель не растерялся и предложил забывчивому дитяти составить предложения с обособленными и уточняющими членами, используя карты. Проверьте: все ли предложения без ошибок?
1) Каспийское море находится около Кавказских гор, рядом с Прикаспийской низменностью.
2) Полуостров Таймыр, достигавший высокой отметки на ртутном столбе, занимал первое место.
3) Природная зона, в частности степь, является средой обитания птиц: орлов, беркутов.
4) На полуострове Камчатка и ныне есть действующие и потухшие вулканы.
5) Плотность населения ливийцев, живущих в Африке, колеблется от одного до десяти человек на квадратный метр.
6) Охотники, убивая в Уссурийской тайге опасных, но уникальных хищников, уссурийских тигров, пополняют Красную книгу.
2. Творческий диктант. Задание: уточнить выделяемый учителем член предложения при помощи слов то есть, или, например.
Языкознание изучает родственные и неродственные языки. (Лингвистика.)
Пунктуация имеет глубокие традиции в отечественном языкознании. (Наука об употреблении знаков препинания.)
Некоторые жидкости при замерзании расширяются. (Вода.) Опережающее задание на дом.
3. Придумайте рассказ, включив в него предложения со следующими уточняющими членами предложения. (учащиеся делятся на две группы)
Группа 1. Горе-рыболовы
• Рано утром, еще на заре…
• Немного позже, примерно через полчаса…
• Сбоку, в карман…
• У самой воды, на песке…
• Обеими руками, крепко-крепко…
• Кроме ерша да мелкого окуня…
Группа 2. Кладоискатели.
• Однажды вечером, после захода солнца…
• У самой изгороди, с правой стороны, под дубом…
• Тут, в стороне от дороги…
• Окончательное, единственное условие…
• На лбу, над правой бровью…
• На левой ноге, под коленом…
• …, особенно тетя Даша.
-
Подведение итогов.
Выставление итоговых оценок за урок .
Заключительное слово учителя.
«Натюрморт из сердечек». Учащиеся на ватмане рисуют букет из цветов в соответствии со своим настроением от урока. (Проводится под музыку)
6. Домашнее задание (подготовка к контрольной работе)
А) Открыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Б)Разобрать предложения синтаксически.
В) Найти односоставные предложения и указать их тип.
Г) Найдите предложение с неоднородными определениями, подчеркнуть их как члены предложения.
/. (В) дали ближе к рощ... глухо стучал т...пор.
2. Это вот спальня, а там за нею ещё девичья.
3. Он (н...) когда (н...) смеялся но иногда весьма редко хохотал истерически.
4. Мы гуляли довольно долго до самого вечера.
5. Прямо (передо) мною в углу образов...(н, нн) ом тем обрывом и р...вниной возле реки, которая в этом месте стояла (не) подвижным, тёмным зеркалом под самой кручью холма красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька.
6. Этих птиц с ярким оп…рением и хохолком на голове называют удодами или л..сными петушками.
7. На(верху) летали сам..лёты как быстрые разноцветные птицы
Приложение к заданию №3 Придумайте рассказ, включив в него предложения со следующими уточняющими членами предложения. (учащиеся делятся на две группы)
Группа 1. Горе-рыболовы
• Рано утром, еще на заре…
• Немного позже, примерно через полчаса…
• Сбоку, в карман…
• У самой воды, на песке…
• Обеими руками, крепко-крепко…
• Кроме ерша да мелкого окуня…
Группа 2. Кладоискатели.
• Однажды вечером, после захода солнца…
• У самой изгороди, с правой стороны, под дубом…
• Тут, в стороне от дороги…
• Окончательное, единственное условие…
• На лбу, над правой бровью…
• На левой ноге, под коленом…
• …, особенно тетя Даша.
. Домашнее задание (подготовка к контрольной работе)
А) Открыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Б)Разобрать предложения синтаксически.
В) Найти односоставные предложения и указать их тип.
Г) Найдите предложение с неоднородными определениями, подчеркнуть их как члены предложения.
/. (В) дали ближе к рощ... глухо стучал т...пор.
2. Это вот спальня, а там за нею ещё девичья.
3. Он (н...) когда (н...) смеялся но иногда весьма редко хохотал истерически.
4. Мы гуляли довольно долго до самого вечера.
5. Прямо (передо) мною в углу образов...(н, нн) ом тем обрывом и р...вниной возле реки, которая в этом месте стояла (не) подвижным, тёмным зеркалом под самой кручью холма красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька.
6. Этих птиц с ярким оп…рением и хохолком на голове называют удодами или л..сными петушками.
7. На(верху) летали сам..лёты как быстрые разноцветные птицы
_________________________________________________________________
. Домашнее задание (подготовка к контрольной работе)
А) Открыть скобки, вставить пропущенные буквы и знаки препинания.
Б)Разобрать предложения синтаксически.
В) Найти односоставные предложения и указать их тип.
Г) Найдите предложение с неоднородными определениями, подчеркнуть их как члены предложения.
/. (В) дали ближе к рощ... глухо стучал т...пор.
2. Это вот спальня, а там за нею ещё девичья.
3. Он (н...) когда (н...) смеялся но иногда весьма редко хохотал истерически.
4. Мы гуляли довольно долго до самого вечера.
5. Прямо (передо) мною в углу образов...(н, нн) ом тем обрывом и р...вниной возле реки, которая в этом месте стояла (не) подвижным, тёмным зеркалом под самой кручью холма красным пламенем горели и дымились друг подле дружки два огонька.
6. Этих птиц с ярким оп…рением и хохолком на голове называют удодами или л..сными петушками.
7. На(верху) летали сам..лёты как быстрые разноцветные птицы