- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Исследовательская работа по литературе на тему Диалог как основа интерпретации художественного текста
Исследовательская работа по литературе на тему Диалог как основа интерпретации художественного текста
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Афонина Е.В. |
Дата | 27.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
«МОУ ГИМНАЗИЯ № 7» (полного дня)
ДИАЛОГ КАК ОСНОВА ИНТЕРПРЕТАЦИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА
Учитель русского языка и литературы высшей категории Афонина Е.В.
Как через Слово, что обычный Знак,
Понять глубины, тайны и вершины?
Проникнуть в сущность Ино-бытия
И там прозреть, со-автором предстать
И замысел Творца увидеть зримо?
Задай вопрос! Потом еще, еще…
И вот появится таинственно мерцанье,-
И смысл так зримо явится тебе,
Как дивный знак Взаимо-пониманья!
(Афонина Е.В.)
Вступление
Сегодня все более значительной представляется та особенность человеческой деятельности, которая раньше не осознавалась в должной степени, а именно: человек - это существо, живущее в знаково-символическом мире, творящее этот мир и его ассимилирующее. Этот мир есть мир культуры.
Человек в наши дни живет во все более неопределенной ситуации, когда нужно находить решения, применять их и нести за них ответственность. Следовательно, человек должен быть поставлен в ситуацию, требующую творческого отношения. Одного усвоения каких-то готовых знаний и выработки соответствующих навыков тут совершенно недостаточно. Гуманитарные и социальные дисциплины не могут преподаваться и усваиваться такими же методами, как и дисциплины естественнонаучные. Для наук о человеке и обществе главным является не то, что в них обобщаются какие-то законы, на основе которых можно дать различные предсказания, а то, что они учат искусству интерпретации, искусству понимания
I. Однозначность и многозначность учебно-образовательного текста.ГЕРМЕНЕВТИКА.
Текст - первичная данность гуманитарно-философского мышления. Где нет текста, там нет и объекта для исследования и мышления.
Однозначность и многозначность текста связаны с его либо монологической либо диалогической природой.
Есть науки, где человек изучается вне текста и независимо от него - это не гуманитарные науки. Тексты теорем, аксиом, законов не требуют вчувствования, вживления, сопереживания.
Гуманитарное же мышление - это всегда диалог, встреча двух текстов - готового и создаваемого интерпретатором - контекста.
Текст - не вещь, поэтому это второе сознание, сознание интерпретирующего, воспринимающего, нельзя убрать или нейтрализовать. При объяснении - только одно сознание, один субъект; при понимании - два сознания, два субъекта.
Раскрыть и прокомментировать смысл (образа, символа) можно только с помощью другого смысла. Расшифровать его в понятиях невозможно.
Но как научить стать творческой личностью, можно ли этому вообще научиться?
Вот тут и начинают работать разнообразные приемы, способы, методы и методики, которые способствуют самому главному - выходу на смысл. Для этого существует специальная наука, которая называется ГЕРМЕНЕВТИКА.
Законы герменевтики не дают готовых ответов на заданный вопрос, они подразумевают многократное обращение адресата к адресанту (учителя - к ученику (или наоборот), в результате чего начинается приближение к истине, смыслу.
II Роль контекста в выходе на смысл
Чтобы осуществить задачу выхода на смысл, изначально обращаются к первому явлению смысловой триады «Знак - Значение - Смысл» - к Знаку. Знаком в данном смысле является писательское слово. Так ли это просто, как кажется? Вспомним Библию: «В начале было Слово, и Слово было - Бог». То есть в Слове - Знаке скрывается вторая часть триады - Значение. Но значение еще не дает нам возможность выхода на Смысл, так как для определения Смысла нужно «словесное окружение» - контекст. Только в контексте, «обрастая» другими, соседними, Смыслами, Слово - Знак приобретает свое подлинное Значение. Поэтому, анализируя содержание рассказа А. П. Чехова «Хирургия» и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», мы исходим из словесной ткани, которая дает нам возможность после изучения контекста выйти на Значение.
В ранних рассказах А. П. Чехова используются приемы довольно прямолинейные, хотя самое главное философское противоречие (материальное - духовное) автор использует уже и в раннем творчестве. Поэтому, исследуя характер чеховских персонажей, в данном рассказе мы будем сравнивать две основные позиции: позицию долженствования (каким должен быть человек - то есть духовное начало) и реальность (то есть начало материальное).
Основой текста является противопоставление этих двух категорий, одно противопоставление мы увидим в персонаже фельдшера, второе будет связано с персонажем дьячка.
Теперь задача учителя - правильно задать «правильные вопросы».
1. Смысловая значимость образа фельдшера в рассказе А. П. Чехова «Хирургия»
ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЬ
Каким должен быть внешний вид?
-
Аккуратный внешний вид
«... толстый человек лет сорока в поношенных триковых брюках и старой чечунчовой рубашке»
Каков должен быть образ жизни у медицинского работника?
-
Здоровый образ жизни
« Между указательным и средними пальцами левой руки - сигара, распространяющая зловоние».
Каким должно быть отношение к пациенту
-
Уважительное отношение
« - А-а-а...мое вам! С чем пожаловали?»
Как нужно относиться к своей профессии?
-
Высокий статус собственной профессии
«Пустяки...Хирургия - пустяки...Раз плюнуть...»
Необходимо ли знать не только теорию, но и практику?
-
Знание медицинских инструментов
«Фельдшер берет козью ножку, минуту смотрит на нее вопросительно, потом кладет и берет щипцы»
Каким должно быть отношение к собственному труду?
-
Уважительное отношение
«Сейчас мы его...тово...Раз плюнуть»
Можно ли грубо обращаться с пациентом?
-
Никогда грубо не разговаривать с пациентом
«А ты зачем руками хватаешь?...Я тяну, а ты мне под руку толкаешь и разные глупые слова...Дура!»
Как нужно относиться к человеку духовного звания?
-
Уважительно относиться к человеку духовного звания
«Ты думаешь, мужик, легко зуб-то рвать? Возьмись-ка! Это не то, что на колокольню полез да в колокола отбарабанил!»
Можно ли считать себя самым умным, многого не зная самому?
-
Не считать себя самым умным
«Учи ученого! Экий, господи народ необразованный! Живи вот с этакими...очумеешь!»
Должен ли врач переживать за здоровье пациента?
-
Переживать за здоровье пациента
«А ты что за пава такая? Ничто тебе, не околеешь!»
Вывод перед нами: человек с такими качествами даже не
медицинский работник, он уже и не человек, настолько он страшен в своей тупой невежественности!
ДОЛЖЕНСТВОВАНИЕ РЕАЛЬНОСТЬ
Может ли духовное лицо совершать греховные поступки?
-
Ни в коем случае не должен
«Секунду дьячок ищет глазами икону и , не найдя таковой, крестится на бутыль с карболовым раствором.»
Может ли представитель духовенства брать что-то из церковного имущества в корыстных целях?
-
Не должен брать ничего
«... потом вынимает из красного платочка просфору и с поклоном кладет ее перед фельдшером. »
Разрешено ли духовным лицам поминать всуе имя Господа?
-
Не поминать всуе имя Господа или просто библейские тексты..
«Так и ломит, так и ломит! В ухо отдает, извините, словно в нем гвоздик или другой какой предмет: так и стреляет, так и стреляет! Согрешихом и беззаконвахом...Студным бо окалях душу грехми и в лености житие мое иждих.»
Простительно ли духовному лицу грешить в миру - пить, курить…?
-
Не грешить в миру.
«Курятин хмурится, глядит в рот и среди пожелтевших от времени и табаку зубов усматривает один зуб, украшенный зияющим дуплом» «Отец диакон велели водку с хреном прикладывать.»
Должен ли представитель духовенства высоко ценить свой сан?
-
Должен высоко ценить свой сан.
«Благодетели вы наши...Нам, дуракам, и невдомек. А вас господь просветил...»
Можно ли ругаться духовному лицу?
-
Ни в коем случае не ругаться.
«Тянул!...Чтоб тебя на том свете так потянуло!» «Сам ты дура!»
Разрешено ли представителю церкви упоминать нечистую силу?
-
Не упоминать нечистой силы
«Паршивый черт...выговаривает он. Насажали вас здесь , иродов, на нашу погибель!»
Тем страшнее противоречие материального и духовного, что мы видим его у духовного лица!
Смысл чеховского рассказа.
Итак, мы увидели абсолютное несовпадение долженствования и реальности, поэтому персонажи вызывают смех только при поверхностном прочтении, а при анализе контекста смех превращается в «смех сквозь слезы» : мы видим перед собой людей, абсолютно убогих в духовном отношении.
Таким образом, мы определили смысл чеховского рассказа - он в вечном противоречии материального и духовного начала, он о тех, кто, забыв о духовном предназначении человека, становится не просто смешным, а безнравственным, безыдейным, пустым. Страшно становиться не - духовным - вот идея чеховского рассказа.
Работа с контекстом и выход на смысл. (По стихотворению М.Ю.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу.»)
Что касается лирического произведения, то его смысл, естественно, немного труднее определить, так как лирика, во-первых, субъективный род литературы, а во- вторых, нужно хорошо знать личность самого автора.
Вот, например, какие вопросы можно задать, анализируя смысл стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»:
-
Как первое предложение подчеркивает мотив одиночества?
Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,
И звезда с звездою говорит.
-
С точки зрения хронотопа дороги как оценить «кремнистый» путь? (трудный, так как кремень- камень с острыми краями, очень твердый)
3. Какой момент Нового Завета напоминают строки: « Пустыня внемлет Богу…»? (искушение в пустыне, когда Христос трижды отказывает дьяволу).
-
Теперь вспомним, в каком мире, объективном или субъективном, существует гармония? (в объективном)
-
Какие строчки говорят об этой гармонии?
(«И звезда с звездою говорит», «В небесах торжественно и чудно»,
«Спит земля в сиянье голубом»)
-
А какие строки говорят об отсутствии гармонии в человеческой жизни?
(«Что же мне так больно и так трудно?
Жду ль чего? Жалею ли о чем?»)
-
Вспомним, какую стихию - борьбы или покоя, предпочитал герой Лермонтова? (борьбу)
-
А что происходит, если борьба бесплодна и бесполезна? (видимо, разочарование) Мы правы? Читаем строфу третью:
Уж не жду от жизни ничего я,
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
9. Распространяет ли лирический герой Лермонтова это разочарование на всех ?
Нет, потому что:
Уж не жду от жизни ничего я
И не жаль мне прошлого ничуть;
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
-
Чуть ранее и Александром Сергеевичем Пушкиным было написано: «На свете счастья нет, но есть покой и воля…» - что же за покой имеют в виду великие русские поэты?!
Они оба так надеялись на возможность гармоничного сосуществования человека и мира, но получили ли они его вместе со своими современниками? (Нет. А.С. Пушкин увидел разгром восстания декабристов, а М.Ю. Лермонтов - страшную реакцию после него).
11. Но ведь мировоззрения двух великих поэтов сильно отличается друг от друга. Каким образом? (А.С. Пушкин пришел к спокойному, ренессансному, как пишет Мережковский, миросозерцанию, а сам Лермонтов и его лирический герой без борьбы существовать не могут!)
12. Что остается делать человеческой личности, если она может быть свободна только внутри себя, если она понимает, что гармония человека и мира - недостижимая мечта? Умереть? Найти в чем-то (в ком- то) опору? Читаем четвертую и пятую строфу:
Но не тем холодным сном могилы…
Я б желал навеки так заснуть,
Чтоб в груди дремали жизни силы,
Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;
Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея,
Про любовь мне сладкий голос пел,
Надо мной чтоб, вечно зеленея,
Темный дуб склонялся и шумел.
13. Что же противопоставляет лермонтовский герой «могильному холоду» несвободы? (любовь и природу, то есть одно из самых светлых человеческих чувств и божественную объективную данность, которая гармонична изначально)
14. Так какова же идея, то есть главная мысль стихотворения?
Есть вечные, божественные, гармоничные, духовные понятия - любовь, природа, покой,- и как хорошо было бы к ним приблизиться!
Конечно, вопросы могут быть и другими, но вывод, смысл текста, будет максимально приближен к истине!
Как через Слово, что обычный Знак,
Понять глубины, тайны и вершины?
Проникнуть в сущность Ино - бытия,
И там прозреть, Со - автором предстать
И замысел Творца увидеть зримо?
Задай вопрос! Потом еще, еще -
И вот появится таинственно мерцанье,-
И Смысл так зримо явится тебе,
Как дивный Знак Взаимо - пониманья!
1