Рабочая программа по литературе, 9 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
Рабочая программа по литературе, 9 класс

Рабочая программа по литературе, 9 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

лицей № 76 имени В. Н. Полякова г.о. Тольятти

РАССМОТРЕНА

На заседании кафедры

гуманитарных наук

Протокол № 1

От «28» августа 2015 года

Заведующая кафедрой

Соловых Т.А.

_____________/_____________/

СОГЛАСОВАНА

заместителем директора по УВР

МБУ лицея № 76

_____________/Евстифорова И.А./

От «1» сентября 2015 года

УТВЕРЖДЕНА

приказом от «1» сентября 2015 года

№ 169-од

Директор МБУ лицея № 76

__________Ю. С. Коняхина


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе


Класс: 9

Составитель Соболева И.М., учитель русского языка и литературы



Тольятти

2015

Утверждаю

Директор МБУ лицея №76

__________ Ю.С.Коняхина

Приказ №____________от

«___» ____________201_ г.

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе 9 класса составлена на основе:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования. М., 2004 .

  2. Программы общеобразовательных учреждений «Литература. 5 - 11 классы» под редакцией В.Я. Коровиной.

  3. Программа рекомендована Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации, М. «Просвещение», 2010 г.

  4. Программы курса и тематического планирования к учебнику «Литература. 9 класс. Учебник - хрестоматия в 2-х частях для 9 класса общеобразовательных учреждений», М. «Просвещение», 2010г., авторы - составители: Коровина В. Я., Журавлёв В.П., Коровин В.П., Збарский И.С.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

  1. Учебник «Литература. 9 класс. Учебник - хрестоматия в 2-х частях для 9 класса общеобразовательных учреждений», М. «Просвещение», 2010 г., авторы - составители: Коровина В. Я., Журавлёв В.П., Коровин В.П., Збарский И.С.

  2. Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2013.

  3. Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2012.

  4. Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.: Просвещение, 2012.

  5. Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. - М.: Эскимо, 2013.

Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умения оценивать и анализировать художественные произведения.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы.

В ходе изучения литературы в 9 классе учащиеся знакомятся с литературой и ее ролью в духовной жизни человека, шедеврами родной и зарубежной литературы. Знакомятся с творчеством следующих писателей и поэтов: М.В.Ломоносова, Г.Р.Державина, Н.М.Карамзина, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, Н.А.НекрасоваА.Т.Твардовского, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Островский, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова, М.А.Булгакова, А.А.Блока, С.А.Есенина, В.В.Маяковского, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, Н.А.Заболоцкого, М.А.Шолохова.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

• воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

• развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

• освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

• овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе следующих задач:

• познавательных: обогащение духовно- нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся;

• практических: формирование грамотного читателя; умение отличать художественный текст от других типов текстов, целостное восприятие и понимание литературного произведения;

• эстетических: становление нравственной, духовно свободной личности.

Методы и формы организации учебного процесса.

Используется урочная форма обучения и активные методы работы с обучающимися: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично- поисковый, исследовательский (самостоятельная работа, практические и познавательные задания, тренинги, обучающее тестирование, деловые и ролевые игры, эвристическая беседа, практические работы (практикумы), исследовательские работы, презентации результатов, дискуссии, учебные проекты).

Межпредметные связи. Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения - слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.

Срок реализации программы: 2015-2016 год.

Особенности организации учебного процесса по литературе.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, углубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература. Курс литературы в 9 классе строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, который решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи. Ведущая линия изучения литературы в 9 классе - литература как величайшая духовно-эстетическая ценность, освоение идейно-эстетического богатства родной литературы, ее лучших образцов. Чтение и изучение произведений зарубежной литературы проводится в конце изучения курса литературы в 9 классе. Концентр 5-9 классов готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов формирует грамотного читателя. Теория литературы помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. С учетом значимости и актуальности содержания курса литературы примерная программа устанавливает следующую систему распределения учебного материала и учебного времени для 9 классов:


Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи, К/Р

Введение.

1


Литература Древней Руси

2


Русская литература ХVIII века

9

Р/Р-1

Из русской литературы I половины ХIХ века

4


А.С. Грибоедов «Горе от ума»

5

Р/Р-2

Творчество А.С. Пушкина

12

Р/Р-1, К/Р-1

Творчество М.Ю. Лермонтова

11

К/Р - 1

Творчество Н.В. Гоголя

7


Русская литература второй половины ХIХ века

9

Р/Р -1

Русская литература ХХ века. Проза

9

К/Р-1

Русская литература ХХ века. Поэзия

15

К/Р-1

Из зарубежной литературы

7


Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

2


Резервные уроки

0


Всего

93

Р/Р-5, К/Р-4

Итого

102 часа


Описание места учебного предмета «литература» в учебном плане.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерной программой среднего (полного) общего образования курс обучения в 9 классе по предмету «литература» составляет 102 часа (3 часа в неделю, 34 недели). Из них на развитие речи отводится 5 часов, на контроль усвоения знаний - 4 часа, резерв - 0 часов.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «литература» в 9 классе.

В результате изучения литературы ученик должен

знать/понимать:

  1. образную природу словесного искусства;

  2. общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления);

  3. авторов и содержание изученных произведений;

  1. основные теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма.

уметь:

  • прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении;

  • определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох;

  • определять идейную и эстетическую позицию писателя;

  • анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики;

  • оценивать проблематику современной литературы;

  • анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей;

  • различать героя, повествователя и автора в художественном произведении;

  • осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него;

  • сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них;

  • находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет;

  • выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному произведению;

  • строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением.

Содержание программы учебного предмета «Литература».

Введение.

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Шедевры родной литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся. Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков. Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы 18 века особенности русского классицизма.

.Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова. Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации. «Памятник». Тема поэта и поэзии в лирике Державина. Оценка в стихотворении собственного поэтического творчеств. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву». (Обзор.) Изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе. Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы. Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Море». Романтический образ моря. «Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову. «Светлана». Особенности жанра баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы - символы. Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

К.Н. Батюшков. Слово о поэте. «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов…» Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Элегическая грусть о скоротечности человеческой жизни. Развитие представления о лирическом герое.

Е.А. Баратынский. «Разуверение», «Муза», «Мой дар убог…» Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. Элегический характер творчества. Понятие об элегии как романтическом жанре.

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.) «Горе от ума». Обзор содержания. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Язык комедии. Преодоление канонов классицизма в комедии. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»).

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.) А.С. Пушкин в восприятии современного читателя. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С. Пушкина.

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Лирика петербургского периода. Проблемы свободы служения Родине. Тема свободы и власти в лирике Пушкина. Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Поэма «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа. Герои романа. Татьяна - нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика - В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика - А. А. Григорьев; «почвенники» - Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества. Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои. Особенности композиции. Печорин - «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский). Печорин и Максим Максимыч. Печорин как представитель «портрета поколения». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии. Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород». «Мертвые души» - история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков - «приобретатель», новый герой эпохи. Поэма о величии России. Поэма в оценках Белинского. Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр Николаевич Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире и её влияние на героев пьесы. Комедия как жанр драматургии.

Фёдор Михайлович Достоевский «Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» Черты его внутреннего мира. Теория литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия души героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа. «Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе. Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений. Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из русской прозы XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе. Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Сатира на общество шариковых и швондеров. Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов. Слово о писателе. Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе - эпопее. Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе. Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Нравственный смысл рассказа притчи. Теория литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века. Штрихи к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте. «Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема Родины в лирике Есенина.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь, на меня похожий...», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной...», «С большою нежностью - потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте. «Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова. Слово о поэте. Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Вечность и современность в стихах о природе и о любви. Философская глубина лирики Б. Пастернака.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте. «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений. Мечта о преображении Родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме. Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни и романсы на стихи поэтов XIX-XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды в русской поэзии.

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и её универсально-философский характер.

Уильям Шекспир. Слово о поэте. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой (1-й акт), сцены первой (3-й акт), сцены четвертой (4-й акт). «Гамлет» - «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Слово о поэте. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии). Эпохи Просвещения. «Фауст как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни. Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Итоговый смысл великой трагедии - «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературе. Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Календарно- тематическое планирование по лит 9 кл

п\п



Наименование разделов курса, тем уроков

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты, основные требования к уровню подготовки учащихся

Формы и виды контроля

Примечание


Знать

Уметь

Введение(1ч)

1

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

1нед.сен.

Беседа, работа с книгой.

Знать: основные направления литературы

XIX века.

Уметь: пользоваться справочным аппаратом

книги.

Проверка читательских дневников

Древнеруссская литература(2 ч.)

2

Литература Древней Руси (с повторением ранее изученного). Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве»- величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».

1

1нед.сен.

Лекция, слушание фрагментов произведения. Составление опорных конспектов.

Наизусть: вступление или «Плач Ярославны».

Знать: основные этапы развития русской литературы; историческую основу и историю открытия «Слова…», композицию

произведения, его идею.

Уметь: анализировать текст, выявлять его художественные особенности, находить

черты УНТ.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

3

Художественные особенности «Слова…»: самобытность

содержания, специфика жанра, образов, языка. Проблема авторства «Слова…». Подготовка к домашнему сочинению.

1

2нед.сен.

Лекция, слушание фрагментов произведения. Составление опорных конспектов.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Русская литература 18 века (9 ч.+1ч.)

4

Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика

русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма.

1

2нед.сен.

Лекция, работа с книгой. Составление опорных конспектов

Знать: сведения об эпохе; жанровом

своеобразии литературы XVIII века;

основных литературных направлениях;

творческие биографии писателей,

основные признаки классицизма,

особенности русского классицизма.

Уметь: выявлять жанровые и художествен-

ные особенности произведений;

обосновывать свое мнение о произведении,

его героях, позиции автора; выполнять аналитическую работу с текстом.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

5

М.В.Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В.Ломоносов -

реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

2нед.сен.

Лекция, практикум выразительное чтение, беседа. Составление опорных конспектов

Наизусть: «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного

сияния» (отрывок по выбору учащихся).

Знать: общие сведения о М.В.Ломоносове,

его реформе русского языка, стихосложения, системы жанров; особенности жанра оды.

Уметь: определять жанровые особенности произведений, аргументировать свое мнение.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

6

М.В.Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года». Ода как жанр лирической поэзии. Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях М.В. Ломоносова.

1

3нед.сен.

Лекция, практикум выразительное чтение, беседа. Составление опорных конспектов

Знать: общие сведения о М.В.Ломоносове,

его реформе русского языка, стихосложения, системы жанров; особенности жанра оды.

Уметь: определять жанровые особенности произведений, аргументировать свое мнение.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

7

Г.Р.Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество

Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике

Г.Р.Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям».Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1

3нед.сен.

Практикум. Составление опорных конспектов

Наизусть: «Властителям и судиям»,

«Памятник» (на выбор).

Уметь: выявлять особенности поэтической

речи Державина.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

8

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

1

3нед.сен.

Практикум. Составление опорных конспектов

Наизусть: «Властителям и судиям»,

«Памятник» (на выбор).

Уметь: выявлять особенности поэтической

речи Державина.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

9

А.Н.Радищев Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы). Изображение российской

действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

1

4нед.сен.

Рассказ, беседа. Составление опорных конспектов

Знать: краткие сведения из биографии

писателя; особенности жанра путешест-

вия; как оценивали деятельность

Державина современники, критики,

деятели культуры.

Уметь: находить признаки жанра в тексте произведения, обосновывать свое мнение.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

10

Особенности повествования в «Путешествии…». Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

4нед.сен.

Рассказ, беседа. Составление опорных конспектов.

Знать: краткие сведения из биографии

писателя; особенности жанра путешест-

вия; как оценивали деятельность

Державина современники, критики,

деятели культуры.

Уметь: находить признаки жанра в тексте произведения, обосновывать свое мнение.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

11

Н.М.Карамзин Слово о писателе и историке. Понятие о сентиментализме. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

4нед.сен.

Лекция, работа с книгой. Составление опорных конспектов.

Наизусть: «Осень».

Знать: краткие сведения из биографии писателя; сентиментализм как литературное направление, особенности русского сентиментализма.

Уметь: анализировать текст, указывая жанровые признаки и черты сентиментализма.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

12

«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы. «Осень» как произведение сентиментализма.

1

5нед.сен.

Лекция, практикум, анализ

Фронтальный и индивидуальный опрос.

13

Подготовка к сочинению "Литература XVIII века в восприятии современного читателя" (на примере одного - двух произведений).

1

5нед.сен.

Написание сочинения.

Знать: структуру сочинений такого типа, необходимую терминологию для анализа произведений.

Уметь: грамотно выражать свои мысли по заданной теме, содержание выбранных произведений, критические и литературоведческие статьи о них.

Письменный, индивидуальный.

Русская литература 19 века (49ч. +5 ч. )

14

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия проза и драматургия XIX века. Русская критика, публицистика, мемуарная литература.

1

1нед.окт.

Лекция. Составление опорных конспектов.

Знать: признаки романтизма и реализма в литературе, основные жанры этих направлений, имена писателей -романтиков(русских и зарубежных)

Уметь: находить черты романтизма и реализма в художественных произведениях.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

15

Романтическая лирика начала XIX века В.А.Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). "Море". "Невыразимое". Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворении

1

2нед.окт.

Беседа, выразительное чтение. Анализ лирического стихотворения.

Знать: основные этапы биографии В.А.Жуковского, его роль в жизни А.С.Пушкина.

Знать: основные этапы биографии В.А.Жуковского, его роль в жизни А.С.Пушкина.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

16

В.А.Жуковский "Светлана". Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы - символы.

1

2нед.окт.

Беседа, выразительное чтение. Анализ лирического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

17

К.Н. Батюшков. Слово о поэте. "Мой гений", "Есть наслаждение и в дикости лесов...". Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Элегическая грусть о скоротечности человеческой жизни. Развитие представлений о лирическом герое.

Е.А.Баратынский. "Разуверение", "Муза", "Мой дар убог ... ". Разочарование в любви как черта лирики Баратынского. Элегический характер творчества. Понятие об элегии как романтическом жанре.

1

2нед.окт.

Беседа, выразительное чтение. Анализ лирического стихотворения.

Знать: что такое лирика, лирический герой.

Уметь: коллективно создавать литературно-музыкальную композицию, грамотно и артистично преподносить ее зрителям

Фронтальный и индивидуальный опрос.

18

А. С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

3нед.окт.

Лекция. Составление опорных конспектов

Наизусть: "Горе от ума» (один из монологов).

Знать: основные сведения о жизни и творчестве Грибоедова, суть конфликта комедии, ее жанровое и художественное своеобразие.

Уметь: выполнять аналитическую работу с текстом, обосновывать свое мнение о произведениях и его героях, сопоставлять героев произведения, работать с критической статьей.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

19

А. С. Грибоедов. "Горе от ума". Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы, особенности композиции комедии.

1

3нед.окт.

Беседа, выразительное чтение. Анализ драматического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

20

Фамусовская Москва в комедии ''Горе от ума".

1

3нед.окт.

Беседа, выразительное чтение. Анализ драматического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

21-22

Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

2

4нед.окт

Беседа, выразительное чтение. Анализ драматического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

23

Язык комедии А. С.Грибоедова "Горе от ума". Преодоление канонов классицизм в комедии. Обучение анализу эпизода драматургического произведения (по комедии "Горе от ума").

1

4нед.окт

Беседа, выразительное чтение. Анализ драматического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

24

И.А.Гончаров. "Мильон терзаний". Подготовка к домашнему сочинению по комедии "Горе от ума».

1

4нед.окт.

Конспект, написание сочинения.

Письменный, индивидуальный.

25

А. С. Пушкин: жизнь и творчество. А. С. Пушкин в восприятии современного читателя ("Мой Пушкин"). Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А. С. Пушкина.

1

5нед.окт.

Лекция, демонстрация, составление опорных конспектов

Наизусть: «К Чаадаеву», «Я вас любил…» «Мадонна», «Анчар», «Пророк »; «Евгений Онегин» («Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

Знать: основные сведения о жизни и творчестве Пушкина, о своеобразии мироощущения поэта, о тематическом и художественном своеобразии творчества, основных мотивах творчества; основные темы лирики Пушкина, основные способы выражения авторского сознания. Роман «Евгений Онегин» как оригинальный жанр. Художественное своеобразие сюжета, языка произведения.

Уметь: проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета, выявлять суть конфликта в произведении, делать анализ лирического произведения, работать с критической статьей, конспектировать ее, давать обоснованную оценку героев романа и их поступков, анализировать онегинскую строфу, писать сочинения различных жанров по роману.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

26

Лирика петербургского периода. "Деревня", "К Чаадаеву". Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти лирике Пушкина. "К морю", "Анчар".

1

5нед.окт.

Выразительное чтение. Анализ лирического стихотворения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

27

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. "На холмах Грузии лежит ночная мгла ... ", "Я вас любил, любовь еще, быть может ... ". Адресаты любовной лирики поэта.

1

5нед.окт.

Семинар. Анализ лирического стихотворения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

28

Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина. "Пророк", "Я памятник себе воздвиг нерукотворный ... ". Раздумья о смысле жизни, о поэзии. Обучение анализу одного стихотворения.

1

2нед.окт

Практикум. Анализ лирического стихотворения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

29

Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии "Горе от ума", лирике А.С. Пушкина.

1

2нед.окт.

Выполнение контрольной работы.

Письменный, индивидуальный.

30

А. С. Пушкин. «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

1

2нед.окт

Анализ лиро- эпического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

31

Роман А.С. Пушкина "Евгений Онегин". История создания. Замысел и композиция романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа.

1

3нед.окт

Лекция, работа с книгой. Составление опорных конспектов

Фронтальный и индивидуальный опрос.

32

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути.

1

3нед.окт.

Беседа, выразительное чтение, анализ.

Наизусть: «К Чаадаеву», «Я вас любил…» «Мадонна», «Анчар», «Пророк »; «Евгений Онегин» («Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).

Знать: основные сведения о жизни и творчестве Пушкина, о своеобразии мироощущения поэта, о тематическом и художественном своеобразии творчества, основных мотивах творчества; основные темы лирики Пушкина, основные способы выражения авторского сознания. Роман «Евгений Онегин» как оригинальный жанр. Художественное своеобразие сюжета, языка произведения.

Уметь: проникать в мир чувств лирического героя, наблюдать за развитием лирического сюжета, выявлять суть конфликта в произведении, делать анализ лирического произведения, работать с критической статьей, конспектировать ее, давать обоснованную оценку героев романа и их поступков, анализировать онегинскую строфу, писать сочинения различных жанров по роману.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

33

Татьяна Ларина - нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

3нед.окт.

Аналитическая работа с текстом. Практикум.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

34

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

4нед.окт.

Аналитическая работа с текстом. Практикум.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

35

Автор как идейно - композиционный и лирически и центр романа.

1

4нед.окт.

Беседа, анализ.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

36

Пушкинская эпоха в романе. "Евгений Онегин" как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

4нед.окт

Беседа, анализ.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

37

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г. Белинский, Д.И. Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала XIX века. Роман А.С. Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

1

5нед.окт.

Беседа, конспект, написание сочинения.

Письменный, индивидуальный.

38

А.С.Пушкин. "Моцарт и Сальери". Проблема "гения и злодейства". Два типа Мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

1

2нед.нояб.

Внеклассное чтение. Исследовательские работы.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

39

М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Парус», «И скучно, и грустно...».

1

2нед.нояб.

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация. Составление опорных конспектов

Наизусть: «Смерть п оэта», «И скучно,

и грустно ...», «Пророк», «Молитва».

Знать: краткие сведения из биографии Лермонтова; основные мотивы творчества, жанровое и художественное своеобразие его произведений; историю создания романа «Герой нашего времени», его содержание, сюжет, фабулу, композицию, жанр.

Уметь: проникать в мир чувств поэта, наблюдать за развитием лирического сюжета, выполнять аналитическую работу с текстом; анализировать эпизод прозаического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

40

Образ поэта-пророка в лирике М.Ю.Лермонтова. «Смерть поэта», «Поэт», «Пророк».

1

2нед.нояб.

Семинар. Анализ лирического стихотворения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

41

Адресаты любовной лирики М.Ю.Лермонтова и послания к ним. "Нет, не тебя так пылко я люблю ... "

1

3нед.нояб.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

42

Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. "Дума". Тема России и ее своеобразие. "Родина". Характер лирического героя его поэзии

1

3нед.нояб.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

43

М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век

М.Ю Лермонтова в романе.

1

3нед.нояб.

Лекция, работа с книгой.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

44

М.Ю.Лермонтов. "Герой нашего времени". Печорин как представитель "портрета поколения". Загадки образа Печорина в главах "Бэла" и "Максим Максимыч".

1

4нед.нояб.

Беседа.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

45-46

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мэри», «Фаталист».

2

Беседа.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

47

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

Практикум. Исследовательские работы.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

48

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

Практикум. Исследовательские работы.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

49

Споры о романтизме и реализме романа "Герой нашего времени". Поэзия М.Ю.Лермонтова и романа "Герой нашего времени" в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению.

1

Беседа. Написание сочинения.

Письменный, индивидуальный.

50

Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману "Герой нашего времени".

1

Выполнение контрольной работы.

Письменный, индивидуальный.

51

Н.В.Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Миргород" (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В.Гоголя. "Мертвые души". Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

1

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация.. Составление опорных конспектов

Знать: краткие сведения из биографии Н.В.Гоголя; содержание текста поэмы "Мертвые души", ее замысел, жанровое своеобразие, единство сатирического и лирического начала, особенности композиции; что такое «художественная деталь», и какова ее роль в поэме.

Уметь: характеризовать основную проблему, образы поэмы, художественные особенности

произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

52-53

Система образов поэмы «Мертвые души».

2

Беседа. Работа с текстом.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

54

Образ города в поэме «Мертвые души».

1

Беседа. Работа с текстом.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы.

1

Беседа. Работа с текстом.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

56-57

"Мертвые души" - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме "Мертвые души". Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

2

Семинар.

Развитие речи. Исследовательские работы. Написание сочинения.

Фронтальный и индивидуальный опрос. Письменный, индивидуальный.

58

А.Н.Островский. Слово о писателе. "Бедность не порок". Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

Лекция, беседа.

Знать: краткие сведения из биографии А.Н.Островского; каково значение Составление опорных конспектовдраматургии Островского; содержание пьесы «Бедность не порок», ее композицию, художественные особенности.

Уметь: анализировать образ драматического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

59

Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы "Бедность не порок". Комедия как жанр драматургии.

1

Беседа. Анализ драматического произведения.

Знать: краткие сведения из биографии А.Н.Островского; каково значение драматургии Островского; содержание пьесы «Бедность не порок», ее композицию, художественные особенности.

Уметь: анализировать образ драматического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

60-61

Ф.М.Достоевский. Слово о писателе. Тип "петербургского мечтателя" в повести "Белые ночи". Черты его внутреннего мира.

2

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация. Составление опорных конспектов

Знать: краткие сведения из биографии писателя; содержание повести «Белые ночи»; особенности пейзажа Достоевского.

Уметь: оценить особенности образа главного героя-мечтателя, охарактеризовать образ.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

62

Роль истории Настеньки в повести "Белые ночи". Содержание и смысл, "сентиментальности" в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

1

Беседа. Исследовательские работы.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

63

Л.Н.Толстой. Слово о писателе.

Обзор содержания автобиографической трилогии. "Юность". Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести "Юность": психологизм, роль внутреннего монолога в раскрытии души героя.

1

Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация. Составление опорных конспектов.

Знать: краткие сведения из биографии писателя; краткое содержание его автобиографической трилогии (более подробно - «Юность»).

Уметь: выполнять аналитическую работу с текстом.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

64

А. П. Чехов. Слово о писателе. "Смерть чиновника". Эволюция образа "маленького человека" в русской литературе XIX отношение к нему. Боль и негодование автора

1

Беседа. Составление опорных конспектов.

Знать: краткие сведения из биографии писателя; основные темы его рассказов; философско-нравственную проблематику рассказов «Маленькой трилогии» и авторское отношение к ней

Уметь: выполнять аналитическую работу с текстом.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

65

А. П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

1

Беседа. Анализ прозаического текста.

Знать: краткие сведения из биографии писателя; основные темы его рассказов; философско-нравственную проблематику рассказов «Маленькой трилогии» и авторское отношение к ней

Уметь: выполнять аналитическую работу с текстом.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

66

Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А. Н. Островского, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого и А. П. Чехова)» (По выбору учащихся)

1

Написание сочинения.

Письменный, индивидуальный.

67

Беседа о стихах Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета. Их стихотворения разных жанров.

Эмоциональное богатство русской поэзии, Развитие представления о жанрах лирических произведений.

1

Беседа. Анализ лирических стихотворений.

Знать: краткие сведения из биографии каждого из названных поэтов; основные особенности поэтического языка каждого поэта.

Уметь: производить сопоставительный анализ лирических произведений.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

Русская литература XX века (21ч. +5 ч.)

68

Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1

Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой. Составление опорных конспектов.

Уметь: конспектировать текст учебника, пользоваться словарем литературоведческих терминов.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

69

И. А. Бунин. Слово о писателе. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой. Составление опорных конспектов.

Знать: краткие сведения из биографии писателя; основные мотивы его творчества.

Уметь: анализировать поэтические и прозаические произведения, производить сопоставительный анализ произведений разных авторов.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

70

Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования.

1

Аналитическая беседа, работа с книгой.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

71

М. А Булгаков. Слово о писателе. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров.

1

Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой. Составление опорных конспектов.

Знать: краткие сведения из биографии писателя; проблематику повести «Собачье сердце».

Уметь: выявлять суть конфликта в произведении, приемы сатиры; правильно понять мотивы поступков героев.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

72

Поэтика повести M. А. Булгакова «Собачье сердце», Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира, гротеск и их художественная роль в повести.

1

Беседа. Анализ текста. Демонстрация.

Знать: краткие сведения из биографии писателя; проблематику повести «Собачье сердце».

Уметь: выявлять суть конфликта в произведении, приемы сатиры; правильно понять мотивы поступков героев.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

73

М. А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

1

Лекция, аналитическая беседа, работа с книгой. Составление опорных конспектов.

Знать: краткие сведения из биографии писателя; проблематику рассказа «Судьба человека», смысл его названия, особенности композиции.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

74

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее.

1

Аналитическая беседа, работа с книгой. Демонстрация.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

75

А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе.

1

Беседа, работа с книгой. Составление опорных конспектов

Знать: основные вехи жизни и творчества писателя, идейно-тематическое и художественное своеобразие его произведений.

Уметь: выполнять аналитическую работу с текстом «Матренин двор».

Фронтальный и индивидуальный опрос.

76

Образ праведницы в рассказе «Матренин двор». Трагизм ее судьбы. Нравственный смысл рассказа-притчи.

1

Беседа, работа с книгой, анализ прозаического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

77

Контрольная работа или зачетное

занятие по произведениям второй

половины XIX и ХХ века.

1

Выполнение контрольной работы.

Письменный, индивидуальный.

78

Русская поэзия Серебряного века.

1

Лекция, демонстрация. Составление опорных конспектов.

Знать: различие между понятиями «Серебряный век» и «рубеж веков»; поэтические направления «Серебряного века».

Уметь: анализировать поэтические произведения, производить сопоставительный анализ произведений разных авторов.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

79

А. А. Блок. Слово о поэте. «Ветер принес издалека ... », «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди

людей ... ». Трагедия лирического героя в «страшном мире».

1

Анализ лирического произведения.

Наизусть: «О доблестях, о подвигах, о славе...», «Ветер принес издалека», «Ушла. Но гиацинты ждали…»

Знать: краткие сведения из биографии поэта, мотивы творчества, своеобразие лирики; символизм как литературное направление.

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять их художественные особенности.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

80

А. А. Блок. «О доблестях, о подвигах, о славе ... ». Трагедия утраченной любви. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1

Анализ лирического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

81

С. А. Есенин. Слово о поэте. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Гой ты, Русь моя родная...»,

«Край ты мой заброшенный...»

1

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. Составление опорных конспектов.

Наизусть: «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты Русь моя родная…». По выбору: «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая…»

Знать: краткие сведения из биографии поэта, мотивы творчества, своеобразие лирики (тема родины, любовная лирика).

Имажинизм как литературное направление.

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять их художественные особенности.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

82

Размышления о жизни, природе, предназначении человека в лирике С. А. Есенина. «Разбуди меня завтра рано…», «Отговорила роща золотая...».

Народно-песенная основа лирики С.А. Есенина

1

Анализ лирического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

83

В.В. Маяковский. Слово о поэте. «Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя. Новаторство поэзии Маяковского, Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество. Маяковский о труде поэта.

1

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. Составление опорных конспектов

Наизусть: «Люблю» (отрывок).

Знать: краткие сведения из биографии поэта, особенности его лирики, приемы стиха.

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять их художественные особенности.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

84

М. И. Цветаева. Слово о поэте. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти. «Идешь, на меня похожий», «Бабушке», «Мне нравится, что больны не мной...», «С большою нежностью - потому…», «Откуда такая нежность?».Особенности поэтики Цветаевой.

1

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. Составление опорных конспектов

Наизусть: «Идешь, на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи к Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору учащихся).

Знать: краткие сведения из биографии поэта, особенности его лирики, приемы

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять их художественные особенности.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

85

Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

1

Анализ лирического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

86

Н.А.Заболоцкий Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст». Философский характер лирики Заболоцкого.

1

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. Составление опорных конспектов

Наизусть:. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц», «Завещание» ( по выбору).

Знать: краткие сведения из биографии поэта, особенности его лирики, приемы

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять их художественные особенности.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

87

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. Составление опорных конспектов

Наизусть: «Сероглазый король», «Молитва», «Не с теми я , кто бросил землю…», «Что ты бродишь неприкаянный…», «Муза», 2И упало каменное слово…» ( по выбору).

Знать: краткие сведения из биографии поэта, особенности его лирики, приемы

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять их художественные особенности.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

88

Стихи А. А. Ахматовой о поэте и поэзии. Особенности поэтики.

1

Анализ лирического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

89

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и о любви. «Красавица моя, вся стать ... », «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных - тяжелый крест ...». Философская глубина лирики Пастернака.

1

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. Составление опорных конспектов

Знать: краткие сведения из биографии поэта, особенности его лирики, приемы

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять их художественные особенности.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

90

А. Т. Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери».

1

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом. Составление опорных конспектов

Наизусть: «Весенние строчки», «Земля! От влаги снеговой» (Страна Муравия), «Я убит подо Ржевом…».

Знать: краткие сведения из биографии поэта, особенности его лирики, приемы

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять их художественные особенности

Фронтальный и индивидуальный опрос.

91

А. Т. Твардовский. «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Мечта о преображении Родины. Образ Никиты Моргунка и его смысловая роль в поэме.

1

Аналитическая беседа, работа с книгой, поэтическим текстом.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

92

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX-XX веков. Н.Языков «Пловец», В.Соллогуб «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукою...»), Н. Некрасов «Тройка», А. Вертинский «Доченьки»,

Н. Заболоцкий «В этой роще березовой ... »

1

Слушание и исполнение песен и романсов.

Знать: краткие сведения из биографии каждого из названных поэтов; основные особенности поэтического языка каждого поэта.

Уметь: производить сопоставительный анализ лирических произведений.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

93

Зачетное занятие по русской лирике ХХ века.

1

Выполнение зачетной работы.

Письменный, индивидуальный.

Зарубежная литература (7ч. +2 ч. р/р)

94

Античная лирика. Катулл.

Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить ... ». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»). Гораций. Слово о поэте. Я воздвиг памятник ... ». Поэтическое творчество и поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии.

1

Чтение и анализ стихотворений.

Знать: краткие сведения из биографии поэта, особенности его лирики, приемы

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять их художественные особенности

Фронтальный и индивидуальный опрос.

95-96

Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы и ее

универсально-философский характер.

2

Беседа, работа с книгой. Составление опорных конспектов.

Знать: краткие сведения из биографии писателя, содержание изученных фрагментов «Божественной комедии».

Фронтальный и индивидуальный опрос.

97

У. Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века».

1

Беседа, работа с книгой. Составление опорных конспектов.

Знать: краткие сведения из биографии писателя, особенности его лирики.

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять их художественные особенности

Фронтальный и индивидуальный опрос.

98

Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Анализ драматического произведения.

Знать: краткие сведения из биографии писателя, особенности его лирики.

Уметь: анализировать стихотворения, выявлять их художественные особенности

Фронтальный и индивидуальный опрос.

99

И. -В. Гете. Слово о поэте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла, Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни.

1

Лекция. Составление опорных конспектов.

Знать: краткие сведения из биографии писателя; особенности жанра трагедии «Фауст».

Уметь: строить высказывание философского характера.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

100

Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ в мировой литературе.

1

Анализ драматического произведения.

Фронтальный и индивидуальный опрос.

101-102

Выявление уровня литературного развития учащихся. Итоги года. Задание для летнего чтения.

2

Беседа, тестирование.

Письменный, индивидуальный.

Литература

Методические пособия:

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 9 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:

Просвещение, 2008.

  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

  • Вельская Л.Л. Литературные викторины. - М.: Просвещение, 2005.

  • Зинина Е.А., Федоров А.В., Самойлова Е.А. Литература: Сборник заданий для проведения экзамена в 9 классе. - М: Просвещение, 2006.

  • Коровина В.Я. Литература: 9 кл.: Методические советы / В.Я.Коровина, И.С.Збарский: под ред. В.И.Коровина. - М.: Просвещение, 2008.

  • Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2010.

  • Лейфман И.М. Карточки для дифференцированного контроля знаний по литературе. 9 класс, -М.: Материк Альфа, 2004.

  • Матвеева Е.И. Литература. 9 класс: Тестовые задания к основным учебникам. - М.:

Эскимо, 2008

  • Фогельсон И.А. Русская литература первой половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

Список дополнительной литературы для обучающихся:

  • 1. Литература. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х ч./Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. - М.: Просвещение, 2010г.

Словари и справочники:

  • Быстрова Е. А. и др. Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1994.-271с

  • Лексические трудности русского языка: Словарь-справочник: А.А.Семенюк (руководитель и автор коллектива), И.Л.Городецкая, М.А.Матюшина и др. - М.:Рус.яз., 1994. - 586с.

  • М.А.Надель-Червинская. Толковый словарь иностранных слов. Общеупотребительная лексика 9для школ, лицеев, гимназий). Г.Ростов-на-Дону, «Феникс», 1995г. С.608.

  • Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:80000 слов и фразеологических выражений / Российская АН.; Российский фонд культуры; - 2 - е изд., испр. и доп. - М.: АЗЪ,1995. - 928 с.

  • Учебный словарь синонимов русского языка/Авт. В.И.Зимин, Л.П.Александрова и др. - М.: школа-пресс, 1994. - 384с.

  • Электронные словари: Толковый словарь русского языка. С.И. и Н.Ю.Шведова

  • Словарь синонимов русского языка. З.Е.Александрова

Образовательные сайты:

  • 1. school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

  • 2. Сеть творческих учителей it-n.ru/

  • 3. rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  • 4. openclass.ru/

© 2010-2022