Рабочая программа по литературе для 7 класса

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Каменская основная общеобразовательная школа»

с. Каменка Поворинский район Воронежской области




Рассмотрено на заседании Согласовано Утверждаю

педагогического совета школы Заместитель директора по УВР Директор МКОУ «Каменская ООШ»

Протокол № _______________/Авдеева И.Ю. / ________________ /Хмырова М.А../

от « « _______________ 2015 г. « « сентября 2015 г. Приказ № « « сентября 2015 г.


Рабочая программа учителя

Словиной Наталии Сергеевны

I квалификационной категории

по литературе для учащихся 7 класса










Данная программа составлена на основании: Литература программа для 5-11 классов общеобразовательной школы. Авторы- составители: Г.С. Меркин, С. А. Зинин, В. А. Чалмаев. 3-е издание,. - М.: Русское слово, 2006.



2015 г.

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» автор-составитель Г.С.Меркин, 3-е издание, М. «Русское слово» 2006. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; тематический план; календарно-тематический (поурочный) план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; список литературы.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

  • освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

  • овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе - приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования - чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже - вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично - оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе - изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 7 классе - особенности труда писателя, его позиция, изображение человека как важнейшая проблема литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы в 7 классе проводится в конце учебного года.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа рассчитана на 2 часа в неделю всего 70 часов.



Тематический план.


Содержание

Кол-во часов

Введение.

1

Устное народное творчество.

5

Из древнерусской литературы.

2

Из русской литературы XVIII века

6

Из русской литературы XIX века.

26

Из русской литературы XX века.

23

Зарубежная литература.

6

Обобщающий урок

1

Календарно-тематический (поурочный) план

п/п

Дата

Тема урока

Тип урока

Содержание урока

Оборудование

Методическая

литература

1

Введение.

Урок по теории литературы

Изображение человека как важнейшая идейно-нрав­ственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд чело­века, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / Авт.-сост.: Г.С.Меркин, С.А.Зимин, В.А.Чалмаев

2

Устное народное творчество.

Былины. «Святогор и Микула Селянинович»

Комбинированный урок

Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославле­ние мирного труда. Микула - носитель лучших человечес­ких качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Репродукция картины В.М.Васнецова «Богатыри»

Литература. 7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2 ч./ Авт.-сост. Г.С.Меркин

3

«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Анализ поэтического текста

Бескорыстное служение Родине и народу, му­жество, справедливость, чувство собственного достоин­ства - основные черты характера Ильи Муромца. (Изуча­ется одна былина по выбору.)

Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 7 класс.

4

Образы былинных богатырей в произведениях литературы, живописи, музыкального искусства.

Комбинированный урок

Событие в балладе, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт.

Коровина В.Я. Литература: 7 кл.: Метод.советы.

5-6

Русские народные песни. Обрядовая поэзия «Девочки, колядки!..», «Наша масленица дорогая…», «Говорили - сваты на конях будут» Лирические песни «Подушечка моя пуховая…»

Лироэпические песни «Солдатская»

Комбинированный урок

Русские народные песни как выражение высших ценностей народного сознания: любви к Родине, честности, верности слову, преданности делу.

Обрядовая поэзия («Девочки-колядки!», «Наша масленица дорогая…», «Говорили - сваты на конных будут»), лирические песни («Подушечка моя пуховая…»), лироэпические песни («Солдатская»).

Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен.

Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Вопросы и задания по лит.: Учеб. пособ. по лит. для учащихся 7 кл.

7

Человек в древнерусской литературе. «Повесть временных лет» как исторический и литературный памятник.

Урок-исследование прозаического текста

Краткие сведения о древнерусском летописании. Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к Родине, образованность, твёрдость духа, религиозность. Основы нравственной оценки и способы изображения человека. Летописные рассказы о походе Олега на Царьград, о смерти Олега от своего коня. Фольклорно-языческие и христианские традиции в древнерусской литературе.

Литература: Тесты. 5-8кл.: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. Н.Н.Коршунова, Е.Ю.Липина.

8

Нравственные идеалы и заветы Древней Руси в «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Урок-практикум

Высокий моральный облик главной героини «Повести о Петре и Февронии Муромских.

Особенности древнерусского жанра «Повести…»

Литературное и сказочное начала в повести.

Фольклорные традиции в этом произведении.

Тема любви. Образы Петра и Февронии.

9

Литература 18 века. М.В.Ломоносов «О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года») - гимн русской науке и таланту русских людей

Урок-практикум. Обучение анализу поэтического текста и выразительному чтению.

Патриотические мотивы в одах М.В.Ломоносова.

«О вы, которых ожидает…» (из «Оды на день восшествия…»). Воспевание страны, её богатств. Мысли о просвещении, вера в творческие способности народа, о родине, русской науке и её творцах.

Изображение желаемого как импульс к его достижению.

Портрет М.В.Ломоносова

10

Учение М.В.Ломоносова о «трёх штилях».

Комбинированный урок

Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

11

Г.Р.Державин. Мотивы искусства и власти в лирике поэта-философа. «Властителям и судиям»

Комбинированный урок

Биография Г.Р.Державина.

Идеи просвещения и гуманизма в лирике поэта.

«Властителям и судиям»: отражение в названии тематики и проблематики стихотворения.

Тема поэта и власти в произведении.

Своеобразие стихотворений Г.Р.Державина в сравнении со стихотворениями М.В.Ломоносова.

Преображение жанра оды в поэзии Державина.

Портрет

ЧУИ №4, 2008г.

12-14

Д.И.Фонвизин. Краткие сведения о писателе. Проблемы гражданственности, образования и воспитания в пьесе «Недоросль»

Урок-размышление. Комбинированный урок

Краткие сведения о писателе.

Отражение Д.И.Фонвизиным идей XVIII в. в комедии «Недоросль».

Основные характеры. Драматический конфликт. Особенности композиции. Способы создания комического эффекта.

Своеобразие драматургического произведения, образы комедии (портрет и характер, поступки , мысли, язык).

Образование и образованность; воспитание и семья, отцы и дети; социальные вопросы.

Конфликт между невежественным и корыстным миром поместного дворянства и просвещёнными служителями государственности. Обличение невежества и самодурства помещиков. Образы главных героев. Высокий идеал драматурга и нравственный кодекс его положительных героев.

Значение комедии для современников и последующих поколений. Художественное новаторство Фонвизина.

Таблицы

15

Литература 19 века. А.С.Пушкин. Свободолюбивые мотивы в стихотворениях «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…»

Комбинированный урок

Тема воинской славы и свободы в стихотворениях А.С.Пушкина «К Чаадаеву», «Во глубине сибирских руд…».

Величие жизни, отданной борьбе за свободу.

Объединение высокого пафоса с интимными интонациями. Философское осмысление А.Пушкиным темы свободы. Тема дружбы и долга.

Портрет

16

А.С.Пушкин «Туча»

Урок-практикум. Обучение анализу поэтического текста.

Человек и природа.

17

Исторический и легендарный материал «Песни о вещем Олеге» А.С.Пушкина

Сопоставительный анализ летописного источника и баллады Пушкина.

«Песнь о вещем Олеге» и её летописный источник. Судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, вера и суеверие.

Особенности содержания и формы баллады А.Пушкина. Смысл сопоставления Олега и волхва. Образность как основа художественного текста. Эпическая традиция.

Тест, кроссворд

18-19

Образ Петра I и тема России в поэме А.С.Пушкина «Полтава»

Урок-размышление.

Урок-практикум. Сопоставительный анализ героев поэмы.

«Полтава» - героическая поэма о петровской эпохе. Интерес поэта к истории России.

Гражданский пафос поэмы.

Изображение «массы» и персоналий в произведении.

Творческая история создания поэмы. Своеобразие художественного видения Пушкина («пунктирность» образов, монтажный принцип построения).

Мастерство А.С.Пушкина в изображении полтавского боя. Прославление мужества и отваги русских солдат. Сравнительная характеристика героев.

Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа).

Тест

20

М.Ю.Лермонтов. Россия в произведениях поэта.

«Родина»

Творческий практикум. Обучение анализу поэтического произведения.

Личность и судьба поэта. Одарённость натуры и одиночество. Основные мотивы его лирики. Анализ стихотворения «Родина».

Портрет

21-22

Герои произведения и нравственный идеал М.Ю.Лермонтова в «Песне про царя Ивана Васильевича…»

Комбинированный урок.

Урок-исследование.

Смысл обращения М.Лермонтова к русской истории. Нравственный поединок Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Сила и благородство характера Калашникова. Защита человеческого достоинства и нравственных ценностей. Оценка морали и поведения героев с позиции народа.

Проблематика и основные мотивы «Песни…» (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество, отвага, независимость, личность и власть).

Быт XVI в. в «Песне…», его значение для понимания характеров. Фольклорные начала в «Песне…».Особенности сюжета и художественной формы поэмы.

Художественные средства создания исторического колорита. Художественные приёмы создания центральных персонажей. Образы гусляров и образ автора. Внутренний мир, речь и поступки героев, авторская оценка как средство создания характера в литературе.

Тест, кроссворд

23-24

Н.В.Гоголь. Сочувствие писателя «маленькому человеку» в повести «Шинель»

Комбинированный урок.

Урок-исследование прозаического текста

Личность и судьба Н.В.Гоголя.

Н.В.Гоголь в Петербурге. Новая тема - изображение чиновничества и жизни «маленького человека».

Творческая история повести. Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Обвинение бюрократическому строю.

«Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое.

Человек и государство. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Гуманистический пафос произведения. Традиции и новаторство в изображении «маленького человека». «Шинель» в писательском и читательском восприятии и осмыслении (Ф.Достоевский: «Все мы вышли из «Шинели» Гоголя»)

Портрет Н.В.Гоголя, грамзапись

25

И.С.Тургенев. Художественные особенности рассказа «Хорь и Калиныч»

Творческая мастерская

Рассказ о жизни И.С.Тургенева а 60-е гг. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос (общая характеристика). Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении Тургенева. Средства создания характеров героев в эпическом произведении. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант, сложные социальные отношения в деревне в изображении писателя). Сопоставление героев как средство характеристики.

Портрет

26

Талант и чувство достоинства крестьян в рассказе И.С.Тургенева «Певцы»

Урок-исследование прозаического текста

Основная тема рассказа «Певцы». Отношение автора к героям. Мастерство писателя в изображении характеров персонажей.

27

И.С.Тургенев Стихотворение в прозе «Нищий»

Комбинированный урок

Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения.

Авторские критерии нравственности в стихотворениях в прозе.

28

Картины подневольного труда в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога»

Урок-практикум. Обучение анализу поэтического текста.

Слово о поэте. Гражданская лирика поэта.

Доля народная - основная тема произведений поэта.

Картины подневольного труда в стихотворении «Железная дорога». Фольклорная традиция веры в победу добрых сил и социальный трагизм в стихотворениях поэта.

Своеобразие композиции стихотворения: эпиграф, диалог-спор, сочетание реальности и фантастики, роль пейзажа.

Портрет, тест, презентация

29

Н.А.Некрасов. Боль поэта за судьбу народа в стихотворении «Размышления у парадного подъезда»

Урок-практикум. Обучение анализу поэтического текста.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» - раздумье поэта об острых вопросах современности. Своеобразие поэтической музы Н.А.Некрасова.

30

Величие духа русской женщины в «Княгине Трубецкой» (по поэме Н.А.Некрасова «Русские женщины»)

Урок развития речи. Анализ эпизода.

Историческая основа поэмы «Русские женщины».

Мужество декабристов и верность русских женщин их делу как идеал общественного поведения для Н.А.Некрасова.

Основная проблематика поэмы: судьба русской женщины, любовь и чувство долга, преданность, независимость, стойкость; чванство, равнодушие.

беззащитность, бесправие.

тест

ЧУИ №9, 2008г. «Сердце навое не делится…» - вечер, посвящённый жёнам декабристов.

31-32

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Смех сквозь слёзы» в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Урок-открытие писателя. Комбинированный урок

Рассказ о писателе.

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», её иносказательный смысл.

Своеобразие сюжета, проблематика сказки: труд, власть, справедливость. Противопоставление паразитизма генералов сметливости и трудолюбию мужика.

Нравственное превосходство человека из народа и авторское осуждение рабской покорности народа.

Портрет, тест, кроссворд, презентация

33

Изображение нравственных пороков общества в сатирической сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик»

Урок-исследование прозаического текста

Социальная острота проблематики и художественные особенности сказки. смысл названия произведения. Сатирическое изображение персонажей. Средства создания комического. Позиция писателя в сказке «Дикий помещик»

Презентация

34

Человек и война, жизнь и смерть - основные темы рассказа Л.Н.Толстого «Севастополь в декабре месяце»

Урок-размышление

Л.Н.Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Авторское отношение к героям.

Литература и история. Проблема героизма, подвига, защиты Отечества.

Портрет

35-36

Н.С.Лесков. Изображение лучших качеств русского народа в повести «Левша»

Комбинированный урок Урок-исследование прозаического текста

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков - писатель будущего». Особенность проблематики и центральная идея повести. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в повести «Левша». Авторское отношение к героям. Фольклорные элементы в повести «Левша». Образный мир повести.

Портрет, тест, кроссворд

37

А.А.Фет. Русская природа в лирике поэта.

Урок-практикум. Обучение анализу поэтического текста.

Слово о поэте. Стихотворения «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой…» Точность и осязаемость пейзажных зарисовок А.Фета. Общечеловеческое в лирике; наблюдательность; добрые чувства; красота земли.

Портрет

38

А.П.Чехов. Человек и чин в творчестве писателя.

Урок-исследование прозаического текста

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров. Смешное и грустное в рассказе. Средства создания комического. Смысл названия рассказа.

Портрет, тест

39

Позиция писателя в рассказе А.П.Чехова «Смерть чиновника»

Творческая мастерская.

Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения в произведениях Чехова. Способы создания образов, социальная направленность рассказов.

40

«О Русская земля…»: стихи о России поэтов 19-20 веков

Интегрированный урок литературы, музыки, изобразительного искусства

Выражение собственных переживаний и мироощущения в произведениях о родной природе.

41-43

Литература 20 века.

М.Горький «Детство»

Комбинированный урок Урок-исследование прозаического текста

Краткие биографические сведения о писателе. Особенности автобиографической прозы. Основные сюжетные линии в повести «Детство». Дед Каширин. Изображение быта и характеров персонажей.

Становление характера мальчика. Проблематика произведения (личность и обстоятельства, близкий человек, покорность, гордость, жалость). Бабушка Акулина Ивановна, Цыганок, Хорошее Дело. Вера в творческие силы народа.

Портрет, тест, кроссворд

ЧУИ №1, 2008г.

44

«Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль» М.Горького как утверждение подвига во имя людей.

Урок-диспут

«Старуха Изергиль» как один из самых популярных романтических рассказов М.Горького. Основные сюжетные линии в рассказе, его проблематика (жизнь людей, героизм, зависть, равнодушие, гордость). Авторская позиция. Контраст как основной приём раскрытия замысла.

45

И.А.Бунин. Образ природы, родины, России в лирике. «Догорел апрельский светлый вечер…»

Урок-исследование поэтического текста

Рассказ учителя «Наш земляк - великий русский писатель». Особое место лирических произведений о природе в поэтическом наследии И.Бунина. Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер…». Тема русской природы. Удивительная конкретность бунинских пейзажей.

Портрет

46

Смысл названия рассказа И.А.Бунина «Кукушка»

Урок-исследование прозаического текста

Доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение - основные проблемы рассказа; образ природы; образы животных и их значение для понимания художественной идеи рассказа. Явный и скрытый конфликт рассказа. Роль рассказчика в «Кукушке».

47

«Что есть доброта?» (по рассказу А.И.Куприна «Куст сирени»)

Урок-дискуссия

Сообщение о творчестве А.И.Куприна. Рассказ «Куст сирени». Нравственные проблемы произведения. Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст. Художественная идея в произведении.

Портрет

48

А.И.Куприн «Allez»

Урок-исследование прозаического текста

Смысл названия и художественной идеи рассказа.

49

В.В.Маяковский. Тема поэта в стихотворении «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Урок-открытие поэта

Личность и судьба поэта. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» - стихотворение о смысле жизни и работы поэта. Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Новаторство В.Маяковского. Поэт и Солнце. Мир поэта - мир гипербол.

Приёмы создания образов. Юмор автора. Роль фантастических картин. Своеобразие жанра «разговора» в поэзии Маяковского.

Портрет, тест

50-51

С.А.Есенин - певец природы отчего края. «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом…»

Урок-презентация

Творческий практикум

Краткие сведения о поэте. Стихи С.Есенина о родине и родной природе. Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта. Обучение устной рецензии на стихотворения.

Портрет, презентация

52

И.С.Шмелёв. Национальный характер в рассказе «Русская песня»

Урок-исследование прозаического текста

Краткие сведения о писателе. Основные сюжетные линии рассказа «Русская песня». Проблематика и художественная идея.

53

М.М.Пришвин. Родина, человек и природа в рассказе «Москва-река»

Урок-исследование прозаического текста

Точные, яркие, образные рассказы писателя о своих удивительных путешествиях. Тема и внутренний смысл рассказа «Москва-река». Образ рассказчика. Макрообраз (Москва-река) и микрообразы произведения. Метафоричность прозы М.М.Пришвина.

Портрет

54

К.Г.Паустовский. Человек и природа в художественном мире писателя. «Мещерская сторона»

Урок-читательская конференция

Рассказ о личности писателя. «Мещерская сторона». Любовь к родной природе, ко всему живому как выражение патриотизма и гуманизма К.Г.Паустовского. Человек и природа: малая родина. Образ рассказчика в произведении. Лиризм рассказов К.Г.Паустовского. Нравственная ценность эстетического восприятия природы.

Презентация

55

Н.А.Заболоцкий «Не позволяй душе лениться…» -нравственный закон жизни поэта.

Урок развития речи. Обучение анализу поэтического текста.

Краткие сведения о поэте. Тема стихотворения «Не позволяй душе лениться…» и его художественная идея. Духовный труд - основное нравственное достоинство человека. Авторская позиция в стихотворении.

Портрет

ЧУИ №2, 2008г.

56-57

А.Т.Твардовский. Тема сыновней памяти в лирике. «Прощаемся мы с матерями…», «На дне моей жизни…»

Комбинированный урок Урок-практикум. Обучение анализу поэтического текста.

Краткие сведения о поэте. Стихотворения «прощаемся мы с матерями…» и «На дне моей жизни...». Создание новой энциклопедии народной жизни в творчестве А.Т.Твардовского. Образ матери в стихотворении «Прощаемся мы с матерями…». Переплетение двух тем в стихотворении «На дне моей жизни…» - образ близкого автору пейзажа и подведения итогов жизни.

58

Картины фронтовой жизни в поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»

Урок-практикум

Военная тема в лирике поэта.

Поэма «Василий Тёркин» (главы «Переправа», «Два солдата») - центральное произведение Твардовского. Будни и быт войны, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, долг - основные мотивы военной лирике и эпоса А.Т.Твардовского. Раздумья поэта о Родине во время Великой Отечественной войны.

тест

59

Тёркин - защитник родной страны (по поэме А.Т.Твардовского «Василий Тёркин»).

Творческий практикум. Обучение устному рассказу.

Поэма «Василий Тёркин» и её главный герой.

Эволюция главного героя: утраты и обретения (по главе «Два солдата»). Весёлость, удачливость, энергия и неунывающая душа - лучшие человеческие качества, данные автором главному герою. Национальный характер в литературе.

60

Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны

Урок-встреча в литературной гостиной

Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатков. «Повестка»;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

Bс. H. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жиз­ни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов - участников войны.

61

Б.Л.Васильев. Тема памяти в прозе писателя (по рассказу «Экспонат №…»)

Урок-размышление

Краткие сведения о писателе. Название рассказа «Экспонат №…» и его роль для понимания художественной идеи произведения. Осуждение писателем равнодушия и нравственной убогости. Проблема истинного и ложного в рассказе.

62

Нравственная высота героев рассказов В.М.Шукшина «Микроскоп», «Волки»

Урок-открытие писателя.

Слово учителя о писателе, актёре, режиссёре.

Рассказы «Микроскоп», «Волки». «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.Шукшина, их внутренняя простота. Образ «маленького человека». Понимание героями красоты и гармонии жизни. Назначение человека на земле.

63

«Мне о России надо говорить…»: стихи о России поэтов 20 века

Урок-встреча в литературной гостиной

Стихи о России поэтов 20 века. Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ в.

64

Зарубежная литература.

У.Шекспир «Когда на суд безмолвных, тайных дум…», «Прекрасное прекрасней во сто крат…», «Уж если ты разлюбишь, - так теперь…», «Люблю, - но реже говорю об этом…»

Урок-практикум. Обучение анализу поэтического текста.

Краткие сведения об авторе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У.Шекспира.

65

Краткие сведения о Мацуо Басё. Хокку

Комбинированный урок

Краткие сведения об авторе. Особенности структуры хокку, смысловая нагрузка строк хокку, эстетические принципы сложения хокку.

66

Краткие сведения о Р.Бёрнсе. «Возвращение солдата»

Комбинированный урок

Краткие сведения об авторе. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

67

Р.Л.Стивенсон «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»)

Комбинированный урок

Приёмы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героя.

68

А.де Сент-Экзюпери. Добро, мужество и честь в понимании писателя и его героев. «Планета людей»

Комбинированный урок

Сведения о писателе. «Планета людей» - книга о добре, мужестве и чести. Тема выбора в «Планете людей». Жизненные ценности писателя и его героев.

69

Краткие сведения об Янке Купале. «Мужик», «Алеся», «А кто там идет?»

Комбинированный урок

Основные биографические сведения. Отражение судьбы бело­русского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».

70

«Вот и стали мы на год взрослей»

Урок подведения итогов



Содержание тем учебного курса

Введение

Знакомство со структурой и особенностями учебника. Своеобразие курса. Литературные роды (лирика, эпос, драма). Жанр и жанровое образование. Движение жанров. Личность автора, позиция писателя, труд и творчество.

Теория литературы: литературные роды.

Из устного народного творчества

Былины

«Святогор и Микула Селянинович», «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

А.К. Толстой. «Илья Муромец». Событие в былине, поэтическая речь былины, своеобразие характера и речи персонажа, конфликт, поучительная речь былины, отражение в былине народных представлений о нравственности (сила и доброта, ум и мудрость).

Теория литературы: эпические жанры в фольклоре. Былина (эпическая песня). Тематика былин. Своеобразие центральных персонажей и конфликта в былине (по сравнению с волшебной сказкой, легендой и преданием).

Развитие речи: отзыв на эпизод, письменные ответы на вопросы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: легенды и предания о народных заступниках края (региона).

Русские народные песни

Обрядовая поэзия («Девочки, колядки!..», «Наша Масленица дорогая ... », «Говорили - сваты на конях будут»); лирические песни ( «Подушечка моя пуховая ... »); лироэпические песни ( «Солдатская»). Лирическое и эпическое начало в песне; своеобразие поэтического языка народных песен. Многозначность поэтического образа в народной песне. Быт, нравственные представления и судьба народа в народной песне.

Теория литературы: песенные жанры в фольклоре, многообразие жанра обрядовой поэзии, лироэпическая песня.

Краеведение: песенный фольклор региона.

Из древнерусской литературы

Из «Повести временных лет» («И вспомнил Олег коня своего»), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поучительный характер древнерусской литературы; мудрость, преемственность поколений, любовь к родине, образованность, твердость духа, религиозность.

Теория литературы: эпические жанры и жанровые образования в древнерусской литературе (наставление, поучение, житие, путешествие, повесть).

Развитие речи: подробный пересказ, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: иконопись, оформление памятников древнерусской литературы.

Из литературы XVIII века

М.В. ЛОМОНОСОВ

Жизнь и судьба поэта, просветителя, ученого. «О вы, которых ожидает ... » (из «Оды на день восшествия на Всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»). «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»: мысли о просвещении; вера в творческие способности на рода, рассуждения о значении поэтического труда. Теория о «трех штилях» (отрывки). Тематика поэтических произведений; особенность поэтического языка оды и лирического стихотворения; поэтические образы. Основные положения и значение теории о стилях художественной литературы.

Теория литературы: ода; тема и мотив.

Развитие речи: сочинение с элементами рассуждения. Связь с другими искусствами: работа с репродукциями

(портреты М.В. Ломоносова).

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия: Холмогоры - Москва - Германия - Петербург.

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Биография Державина (по страницам книги В. Ходасевича «Державин»). Стихотворение «Властителям и судиям». Отражение в названии тематики и проблематики стихотворения; своеобразие стихотворений Г.Р. Державина в сравнении со стихотворениями М.В. Ломоносова. Тема поэта и власти в стихотворении.

Теория литературы: лирическое стихотворение, отличие лирического стихотворения от оды, тематическое разнообразие лирики.

Развитие речи: чтение наизусть.

Д.И. ФОНВИЗИН

Краткие сведения о писателе. Комедия «Недоросль». Своеобразие драматургического произведения, основной конфликт пьесы и ее проблематика, образы комедии (портрет и характер; поступки, мысли, язык); образование и образованность; воспитание и семья; отцы и дети; социальные вопросы в комедии; позиция писателя.

Теория литературы: юмор, сатира, сарказм; драма как литературный род; жанр комедии; «говорящие» фамилии; литературное направление (создание первичных представлений); классицизм.

Развитие речи: чтение по ролям, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: театральное искусство (театральные профессии, авторский замысел и исполнение [трактовка]; актер и режиссер; режиссер и художник).

Из литературы XIX века

А.С.ПУШКИН

Свободолюбивые мотивы в стихотворениях поэта: «К Чаадаев» («Любви, надежды, тихой слабы ... »), «Во глубине сибирских руд ... ». Человек и природа («Туча»). Дружба и тема долга. «Песнь о вещем Олеге»: судьба Олега в летописном тексте и в балладе Пушкина; мотивы судьбы - предсказание, предзнаменование, предвидение; вера и суеверие. Поэма «Полтава» (в сокращении). Образ Петра и тема России в поэме. Гражданский пафос поэмы. Изображение «массы» и персоналий в поэме. Своеобразие поэтического языка (через элементы сопоставительного анализа). Творческая история создания произведений.

Теория литературы: поэма, отличие поэмы от баллады, образный мир поэмы, группировка образов, художественный образ и прототип, тропы и фигуры (риторическое обращение, эпитет, метафора), жанровое образование - дружеское послание.

Развитие речи: различные виды чтения, в том числе наизусть; сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Стихотворения: «Родина», «Песня про царя Ивана Васильевича ... ». Родина в лирическом и эпическом произведении; проблематика и основные мотивы «Песни ... » (родина, честь, достоинство, верность, любовь, мужество и отвага, независимость; личность и власть); центральные персонажи повести и художественные приемы их создания; речевые элементы в создании характеристики героя. Фольклорные элементы в произведении. Художественное богатство «Песни ... ».

Теория литературы: жанры лирики; углубление и расширение понятий о лирическом сюжете и композиции лирического стихотворения; фольклорные элементы в авторском произведении; стилизация как литературно-художественный прием; прием контраста; вымысел и верность исторической правде; градация.

Развитие речи: рассказ о событии, рецензия.

Связь с другими искусствами: устное рисование, работа с иллюстрациями.

Н.В. ГОГОЛЬ

Н.В. Гоголь в Петербурге. Новая тема - изображение чиновничества и жизни «маленького человека». Разоблачение угодничества, глупости, бездуховности. Повесть «Шинель»: основной конфликт; трагическое и комическое. Образ Акакия Акакиевича. Авторское отношение к героям и событиям.

Теория литературы: сатирическая повесть, юмористические ситуации, «говорящие» фамилии.

Развитие речи: различные виды пересказа, подбор цитат для характеристики персонажа, составление словаря для характеристики персонажа, написание рассказа по заданному сюжету.

Связь с другими искусствами: «Петербургские повести» Н.В. Гоголя в русском искусстве (живопись, кино, мультипликация).

И. С. ТУРГЕНЕВ

Рассказ о жизни писателя в 60-е годы. Общая характеристика книги «Записки охотника». Многообразие и сложность характеров крестьян в изображении И.С. Тургенева. Рассказ «Хорь и Калиныч» (природный ум, трудолюбие, смекалка, талант; сложные социальные отношения в деревне в изображении Тургенева); рассказ «Певцы (основная тема рассказа, талант и чувство достоинства крестьян, отношение автора к героям). Стихотворение в прозе «Нищий»: тематика; художественное богатство стихотворения.

Теория литературы: портрет и характер, стихотворение в прозе (углубление представлений).

Н.А. НЕКРАСОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Вчерашний день, часу в шестом ... », «Железная дорога», «Размышления у парадного подъезда», поэма «Русские женщины» («Княгиня Трубецкая»). Доля народная - основная тема произведений поэта; своеобразие поэтической музы Н.А. Некрасова. Писатель и власть; новые типы героев и персонажей. Основная проблематика произведений: судьба русской женщины, любовь и чувство долга; верность, преданность, независимость, стойкость, чванство, равнодушие, беззащитность, бесправие, покорность судьбе.

Теория литературы: диалоговая речь, развитие представлений о жанре поэмы.

Развитие речи: чтение наизусть, выписки для характеристики героев, цитатный план, элементы тезисного плана.

Связь с другими искусствами: Н.А. Некрасов и художники-передвижники.

М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН

Краткие сведения о писателе. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил », «Дикий помещик» и одна сказка по выбору. Своеобразие сюжета; проблематика сказки: труд, власть, справедливость; приемы создания образа помещика. Позиция писателя.

Теория литературы: сатира, сатирический образ, сатирический персонаж, сатирический тип; притчевый характер сатирических сказок; мораль; своеобразие художественно-выразительных средств в сатирическом произведении; тропы и фигуры в сказке (гипербола, аллегория).

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзыв.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии в литературной гостиной «Крестьянский труд и судьба землепашца в изображении поэтов XIX века»:

А.В. Кольцов. «Песня пахаря», «Горькая доля»;

Н.П. Огарев. «Сторона моя родимая ... »;

И.С. Никитин. «Пахарь»;

А.Н. Плещеев. «Скучная картина! .. »;

А.Н. Майков. «Сенокос», «Нива»;

М.Л. Михайлов. «Груня», «Те же все унылые картины ... » и др.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Л.Н. Толстой - участник обороны Севастополя. Творческая история «Севастопольских рассказов». Литература и история. Рассказ «Севастополь в декабре месяце »: человек и война, жизнь и смерть, героизм, подвиг, защита Отечества - основные темы рассказа. Образы защитников Севастополя. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: рассказ, книга рассказов (развитие представлений).

Развитие речи: подбор материалов для ответа по плану, составление цитатного плана, устное сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: литературно-музыкальная композиция «Город русской славы, ратных подвигов».

Н.С.ЛЕСКОВ

Краткие сведения о биографии писателя. «Лесков - писатель будущего». Повесть «Левша». Особенность проблематики и центральная идея повести. Образный мир произведения.

Теория литературы: своеобразие стиля повести. Расширение представлений о сказе, сказовом характере прозы.

Связь с другими искусствами: образ Левши в русском искусстве (живопись, кинематограф, мультипликация).

А.А.ФЕТ

Русская природа в стихотворениях: «Вечер», «Зреет рожь над жаркой нивой ... ». Общечеловеческое в лирике; наблюдательность, чувства добрые; красота земли; стихотворение-медитация.

Теория литературы: лирика природы, тропы и фигуры и их роль в лирическом тексте (эпитет, сравнение, метафора, бессоюзие).

Развитие речи: чтение наизусть.

А.П. ЧЕХОВ

Рассказы: «Хамелеон», «Смерть чиновника», Разоблачение беспринципности, корыстолюбия, чинопочитания, самоуничижения. Своеобразие сюжета, способы создания образов, социальная направленность рассказов; позиция писателя.

Теория литературы: психологический портрет, сюжет (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ, близкий к тексту; составление словаря языка персонажа.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Произведения русских поэтов XIX века о России

А.С. Пушкин. «Два чувства дивно близки нам ... »

Н.М. Языков. «Песня ».

И.С. Н и к и т и н. «Русь».

А.Н. Майков. «Нива»,

А.К. Толстой. «Край ты мой, родимый край ... »

Из литературы ХХ века

М.ГОРЬКИЙ

Повесть «Детство» (главы по выбору). «Легенда о Данко» (из рассказа «Старуха Изергиль»). Основные сюжетные линии в автобиографической прозе и рассказе; становление характера мальчика; проблематика рассказа (личность и обстоятельства, близкий человек, жизнь для людей, героизм, зависть, равнодушие, покорность, непокорность, гордость, жалость) и авторская позиция; контраст как основной прием раскрытия замысла.

Теория литературы: развитие представлений об автобиографической прозе, лексика и ее роль в создании различных типов прозаической художественной речи, герой-романтик, прием контраста.

Развитие речи: различные виды пересказа, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

И.А.БУНИН

Стихотворение «Догорел апрельский светлый вечер ... ».

Человек и природа в стихах И. Бунина, размышления о своеобразии поэзии. «Как я пишу ». Рассказ «Кукушка». Смысл названия; доброта, милосердие, справедливость, покорность, смирение - основные проблемы рассказа; образы-персонажи; образ природы; образы животных и зверей и их значение для понимания художественной идеи рассказа.

Теория литературы: темы и мотивы в лирическом стихотворении, поэтический образ, художественно-выразительная роль бессоюзия в поэтическом тексте.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, выразительное чтение, различные виды пересказа.

А.И.КУПРИН

Рассказы «Куст сирени». Взаимопонимание, взаимовыручка, чувство локтя в понимании автора и его героя. Основная сюжетная линия рассказа и подтекст; художественная идея.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений), диалог в рассказе.

Развитие речи: подготовка вопросов для дискуссии, отзыв на эпизод, составление плана ответа.

В.В. МАЯКОВСКИЙ

Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Проблематика стихотворения: поэт и общество, поэт и поэзия. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: автобиографические мотивы в лирических произведениях; мотив, тема, идея, рифма; тропы и фигуры (гипербола, метафора; синтаксические фигуры и интонация конца предложения).

Развитие речи: выразительное чтение.

С.А.ЕСЕНИН

Стихотворения: «Отговорила роща золотая ... », «Я покинул родимый дом ... ». Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора. Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта.

Теория литературы: образ-пейзаж, тропы и фигуры (эпитет, оксюморон, поэтический синтаксис).

Краеведение: литературно-краеведческая экскурсия «По есенинским местам».

Развитие речи: чтение наизусть, устная рецензия или отзыв о стихотворении.

И.С.ШМЕЛЕВ

Рассказ «Русская песня». Основные сюжетные линии рассказа. Проблематика и художественная идея. Национальный характер в изображении писателя.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании, рассказ с элементами очерка, антитеза.

Развитие речи: устный и письменный отзыв о прочитанном, работа со словарями.

М.М. ПРИШВИН

Рассказ «Москва-река». Тема и основная мысль. Родина, человек и природа в рассказе. Образ рассказчика.

Теория литературы: подтекст, выразительные средства художественной речи, градация.

Развитие речи: составление тезисов.

К.Г. ПАУСТОВСКИЙ

Повесть «Мещерская сторона» (главы «Обыкновенная земля», «Первое знакомство», «Леса», «Луга», «Бескорыстие» по выбору). Чтение и обсуждение фрагментов, воссоздающих мир природы; человек и природа; малая родина; образ рассказчика в произведении.

Теория литературы: лирическая проза; выразительные средства художественной речи: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение; пейзаж как сюжетообразуюший фактор.

Развитие речи: изложение с элементами рассуждения.

Краеведение: каждый край по-своему прекрасен (лирическая проза о малой родине).

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Стихотворение «Не позволяй душе лениться ... ». Тема стихотворения и его художественная идея. Духовность, духовный труд - основное нравственное достоинство человека.

Теория литературы: выразительно-художественные средства речи (риторическое восклицание, метафора), морфологические средства (роль глаголов и местоимений).

Развитие речи: чтение наизусть, составление словаря лексики стихотворения по заданной тематике.

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Стихотворения: «Прощаемся мы с матерями ... » (из цикла «Памяти матери), «На дне моей жизни ... ». Поэма «Василий Теркин». Война, жизнь и смерть, героизм, чувство долга, дом, сыновняя память - основные мотивы военной лирики и эпоса А.Т. Твардовского.

Теория литературы: композиция лирического стихотворения и поэмы, поэтический синтаксис (риторические фигуры).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной или час поэзии «Стихи и песни о войне поэтов ХХ века »:

А.А. Ахматова. «Клятва», «Песня мира»;

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... »;

А.А. Сурков. «В землянке »;

М.В. Исаковский. «Огонек», «Ой, туманы мои ... » и др.

Лирика поэтов - участников Великой Отечественной войны

Н.П. Майоров. «Творчество»;

Б.А. Богатиков. «Повестка »;

М. Джалиль. «Последняя песня»;

Вс. Н. Лобода. «Начало». Особенности восприятия жизни в творчестве поэтов предвоенного поколения. Военные «будни» в стихотворениях поэтов - участников войны.

Б.Л. ВАСИЛЬЕВ

Рассказ «Экспонат N... ». Название рассказа и его роль для понимания художественной идеи произведения, проблема истинного и ложного. Разоблачение равнодушия, нравственной убогости, лицемерия.

Теория литературы: рассказчик и его роль в повествовании.

Развитие речи: подготовка плана к диспуту, различные виды комментирования эпизода.

В.М.ШУКШИН

Краткие сведения о писателе. «Чудаки» и «чудики» в рассказах В.М. Шукшина. «Микроскоп», «Волки», «Срезал», «Постскриптум» (2 рассказа по выбору) Внутренняя простота и нравственная высота героев.

Теория литературы: способы создания характера.

Развитие речи: составление словаря языка персонажей, письменный отзыв, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: деятельность В.М. Шукшина в киноискусстве (сценарист, режиссер, актер).

Краеведение: Сростки - малая родина писателя.

Русские поэты ХХ века о России -

А.А. Ахматова. «Мне голос был. Он звал утешно ... »

М.И. Цветаева. «Рябину рубили зорькою ... »

Я.В. Смеляков. «История».

А.И. Фатьянов. «Давно мы дома не были ... »

А.Я. Яшин. «Не разучился ль ... »

А.А. Вознесенский. «Муромский сруб».

А.А. Дементьев. «Волга».

Своеобразие раскрытия темы России в стихах поэтов ХХ века.

Развитие речи: развернутая характеристика одного из поэтических текстов, чтение стихотворения наизусть.

Из зарубежной литературы

У.ШЕКСПИР

Краткие сведения об авторе. Сонеты: «Когда на суд безмолвных, тайных дум ... », «Прекрасное прекрасней во сто крат ... », «Уж если ты разлюбишь, - так теперь ... », «Люблю, - но реже говорю об этом ... ». Темы и мотивы сонетов. «Вечные» темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах У. Шекспира.

Теория литературы: твердая форма (сонет), строфа (углубление и расширение представлений).

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть.

МАЦУО БАСЁ

Краткие сведения об авторе. Особенности структуры хокку, смысловая нагрузка строк хокку, эстетические принципы сложения хокку.

Р.БЁРНС

Краткие сведения об авторе. Стихотворения: «возвращение солдата», «Джон Ячменное Зерно» - по выбору. Основные мотивы стихотворений: чувство долга, воинская честь, народное представление о добре и силе.

Теория литературы: лироэпическая песня, баллада, аллегория.

Р.Л. СТИВЕНСОН

Краткие сведения об авторе. Роман «Остров сокровищ» (часть третья, «Мои приключения на суше»). Приемы создания образов. Находчивость, любознательность - наиболее привлекательные качества героя.

Теория литературы: приключенческая литература.

Развитие речи: чтение и различные способы комментирования.

А. де СЕНТ -ЭК3ЮПЕРИ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Планета людей» («Линия», «Самолет», «Самолет и планета») , сказка «Маленький принц» - по выбору. Добро, справедливость, мужество, порядочность, честь в понимании писателя и его героев. Основные события и позиция автора.

Теория литературы: лирическая проза (развитие представлений), правда и вымысел.

Связь с другими искусствами. Сказка А. де Сент-Экзюпери на языке других искусств. Рисунки детей по мотивам «Маленького принца».

ЯНКА КУПАЛА

Основные биографические сведения. Отражение судьбы бело­русского народа в стихах «Мужик», «А кто там идет?», «Алеся».

Для заучивания наизусть

М.В. Ломоносов. Из «Оды на день Восшествия на Всероссийский престол ... » (отрывок).

Г.Р. Державин. «Властителям и судиям» (отрывок).

А.С. Пушкин. 1-2 стихотворения - по выбору.

М.Ю. Лермонтов. «Родина».

Н.А. Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» (отрывок).

А.А. Фет. Стихотворение - по выбору.

С.А. Есенин. Стихотворение - по выбору.

Из стихов о России поэтов XIX века. 1-2 стихотворения по выбору.

Н.А. 3аболоцкий. «Не позволяй душе лениться ... »

А.Т. Твардовский. «На дне моей жизни ... »

У. Шекспир. Один сонет - по выбору.

Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 7 класса.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

работать с книгой

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Список литературы

Для учащихся

Литература.7 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений: В 2-х частях. / Авт.-сост. Г.С. Меркин. - 11-е изд., испр. и доп. М. : Русское слово. 2013.

Для учителя

  1. Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы / авт.-сост. Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. - 3-е изд. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2006. - 200 с.

  2. Сборник нормативных документов. Литература / Сост.Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2008.

  3. Соловьева С.Ф. Уроки литературы. К учебнику «Литература. 7 класс» (авт.-сост. Г.С. Меркин): методическое пособие / Ф.Е. Соловьева; под ред. Г.С. Меркина. - М.: Русское слово, 2012.

  4. Примерное тематическое планирование по литературе по учебникам Г.С.Меркина «Литература» (7 класс) Воронеж: ВОИПКРО, 2006. - 68 с.


© 2010-2022