Урок по теме Правописание НЕ с существительными

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Правописание НЕ с существительными.

Цели урока: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; повторить написание НЕ с глаголами; воспитание нравственных качеств.

Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы, С.И.Ожегов «Толковый словарь». М.:Оникс Мир и Образование, 2008

Ход урока

- Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем приступить к работе, я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Выберите, пожалуйста, смайлики -настроения (улыбается- отличное настроение; безразличие - хорошее; грустит- без настроения). Сегодня мы с вами отправимся в гости на лесную поляну к героям известного вам стихотворения Агнии Барто «Медвежонок-невежа». (Слайд 1). Инсценировка отрывка из стихотворения.

Был сынок у маменьки-

Медвежонок маленький.

В маму был фигурою-

В медведицу бурую.

Сыночек дисциплины

Совсем не признает!

Нашел он мед пчелиный-

И грязной лапой в мед!

Родители беседуют-

Мешает он беседе.

Перебивать не следует

Взрослого медведя!

-Родители жалели, хвалили своего медвежонка, а он вырос избалованным.

  1. Повторение и закрепление знаний

-А сейчас открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа, выписываем отрывок из стихотворения, раскрываем скобки, выполняем морфемный разбор глаголов.(Один человек работает у доски).

Вот он примчался к дому

И первый влез в берлогу-

Медведю пожилому

(Не) уступил дорогу.

-Как пишется не с глаголом? (раздельно)

-Почему? (Не с глаголами пишется раздельно)

- Ребята нашего класса очень сочувствуют медведице.

-А сейчас обратите внимание на экран. Нужно выполнить синтаксический разбор предложения (работа на доске и в тетрадях).

Шестиклассники (не)навидят лентяев, нерях и невежд. (Слайд 2)

Шестиклассники ненавидят лентяев, нерях и невежд. (Повест., невоскл.,распр.,простое, осложнено однородными дополнениями) (Слайд 3)

- Ребята, как пишется НЕ с глаголом?(слитно)

-Почему? ( без Не не употребляется)

- Есть ли в записанном вами предложении еще слова с НЕ?(Да)

- Какой частью речи они являются? (Имя сущ.)

-Что называется именем существительным? (Проверка домашнего задания: защита проектной работы). (Слайд 4)

-Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных? (Правописание Не с существительными). (Слайд 5)

-Каковы цели нашего урока? (Слайд 6)

-познакомиться с правописанием НЕ с cуществительными;
-уметь находить слово с данной орфограммой;
-уметь определять условия выбора;

II. Работа по новой теме

- Запишем тему урока в тетрадь. Составляем опорный конспект в виде таблицы. Сегодня вам придется выступать в роли ученых-языковедов. Давайте вернемся к предложению и найдем существительные с НЕ. Что они обозначают? Обратимся к словарю. (Слайд 7)

Неряха- неаккуратный человек

Невежда-необразованный , мало знающий человек

-Употребляются ли они без НЕ?(нет)

-Составление таблицы.

-Когда Не с существительными пишется слитно?

-Не с существительными пишется слитно, если:

  1. слово без НЕ не употребляется: Неряха, невежда, невежа. (Слайд 8)

-Чем является НЕ в этих словах?(частью корня)

- Мама-медведица в раздумье: кто же ее сынок? Невежа или невежда? Обратимся за советом к «Толковому словарю».

НЕВЕЖА - грубый, невоспитанный человек. (Слайд 9)

- А в семье-то, ребята, медвежьей что делается, что делается!

Нелады в семье
Медвежьей -
А сынок
Растет невежей! (Слайд 10-11)

- Выпишем: Нелады.

- Как можно иначе сказать, подберем синоним без НЕ.

Нелады - ссоры. (Пишем слитно, потому что можем заменить синонимом без НЕ - ссоры.)

- Записываем второй пункт опорного конспекта.

2) можно заменить синонимом без Не:

Нелады-ссоры (Слайд 12)

Недруг - враг.

-Чем является НЕ в этих словах?(приставкой)

- Ребята, откройте с. 150 учебника, подумайте, как перестроить предложение, чтобы НЕ писалось раздельно. Что нужно добавить, чтобы НЕ стала отрицательной частицей?

Нелады в семье медвежьей.

Не лады в семье медвежьей, а ссоры. (Слайд 13).

-Чем является НЕ в этом предложении?(частицей)

-Как она пишется ?(раздельно)

- Записываем в опорный конспект.

-Не с существительными пишется раздельно, если:

3) есть противопоставление с союзом а:

Не лады, а ссоры (Слайд 14).

Не правда, а ложь.

III. Закрепление изученного

- А теперь внимательно прочитаем еще раз опорный конспект. Запомним правило.

-Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка

Наклонились ну-ка, ну-ка,

Распрямились, потянулись

А теперь назад прогнулись.

- Давайте напомним Мишке, каких ребят мы не любим. Запишем слова: недотепа, недоучка, непоседа, недотрога. Объясните значение этих слов (Слайд 15).

Недотепа-неумный, неуклюжий во всем человек

Недоучка-недоучившийся человек

Непоседа-непоседливый человек

Недотрога-обидчивый, не терпящий шуток по отношению человек

-Как пишутся эти существительные?(слитно)

-Почему?(без Не не употребляются)

- Вот интересно: о мальчиках или о девочках идет речь? (Существительные общего рода.)

- Уважаемые Мишки, у нас есть пословицы, которые многому вас научат. Я читаю пословицу, вы поднимаете карточку, показываете мне, как следует писать НЕ с существительными, объясняете значение ее и подбираете похожую пословицу на башкирском языке (Использование сигнальных карточек. Синие - слитно, красные - раздельно.) (Слайд 16)

1.Ум определяется не возрастом, а головой.(Если тебе много лет, это не значит, что ты очень умный. Может быть человек моложе, но умнее)

2.Неправдой не проживешь.(Всегда жить ложью невозможно)

3.Не место красит человека, а человек место.(Важны качества человека, а не его положение, должность)

4.Друзья в несчастье познаются.(Хорошими друзьями могут быть только те, которые придут к тебе на помощь в трудную минуту)

5.Не работа старит, а забота. (Человек не от работы стареет, а от заботы)

- Ой, ребята, видите: здесь, на полянке, приветливо кивают нам головками ромашки. Давайте сорвем только одну, а остальные осторожно обойдем, ведь растения тоже живые и их нужно беречь. (Отрываем лепестки ромашки и выполняем упражнение 287.) (Слайд 17)

- Заменить данные словосочетания существительными с приставкой НЕ, записать в тетрадь. (Слайд 18-19)
1. Отсутствие внимания - невнимание.
2. Отсутствие вежливости - невежливость

3.Недостаток организованности- неорганизованность
4. Отсутствие самостоятельности - несамостоятельность.
5. Отсутствие предусмотрительности - непредусмотрительность
6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков - неблагозвучие

7. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств- неудача, несчастье

IV. Самостоятельная работа

- Давайте прочитаем лесным жителям стихотворение Станислава Бондаренко. (Читает выразительно подготовленный ученик. Текст у каждого ученика, работаем с печатной основой самостоятельно) (Слайд 20)

-Ребята, вам понравилось стихотворение?

-Чего в нем не хватало?

-Сейчас запишите слова с НЕ, вернув им прежний облик.

Побывал я однажды в стране.
Где исчезла частица не.
Посмотрел я кругом с доумением:
Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
А навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
(С. Бондаренко)

-Поработайте учителями, проверьте тетрадь у соседа по парте. (Правильный вариант на экране.) (Слайд 21)

V. Итоги урока

- Наше путешествие подошло к концу. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие правила поведения должны соблюдать сыночки и дочки, чтобы не быть похожими на Медвежонка-невежу?

-Оцените свою работу на уроке, как хорошо вы поняли материал (Слайд 22).

1. Я усвоил(а) орфограмму «Не с именами существительными».
2. Я умею находить слово с данной орфограммой.
3. Я отличаю случаи слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными.
Баллы:
Да-5 баллов
Частично-3 балла
Нет- 0 баллов.

Сумма баллов Оценка

15б 5

12-14б 4

9-11б 3

3б 2

VI. Домашнее задание: выучить опорный конспект, выполнить упражнение 291(1 уровень);выписать предложения из стихотворений Агнии Барто Не с существительными(2 уровень); придумать сказку про существительного с НЕ (3 уровень).(Слайд 23).



© 2010-2022