- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме Правописание НЕ с существительными
Урок по теме Правописание НЕ с существительными
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Динова М.М. |
Дата | 24.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: Правописание НЕ с существительными.
Цели урока: формировать умение использовать правильный способ действия при выборе слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными; повторить написание НЕ с глаголами; воспитание нравственных качеств.
Оборудование: компьютер, мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы, С.И.Ожегов «Толковый словарь». М.:Оникс Мир и Образование, 2008
Ход урока
- Добрый день, дорогие ребята! Прежде чем приступить к работе, я хочу узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Выберите, пожалуйста, смайлики -настроения (улыбается- отличное настроение; безразличие - хорошее; грустит- без настроения). Сегодня мы с вами отправимся в гости на лесную поляну к героям известного вам стихотворения Агнии Барто «Медвежонок-невежа». (Слайд 1). Инсценировка отрывка из стихотворения.
Был сынок у маменьки-
Медвежонок маленький.
В маму был фигурою-
В медведицу бурую.
Сыночек дисциплины
Совсем не признает!
Нашел он мед пчелиный-
И грязной лапой в мед!
Родители беседуют-
Мешает он беседе.
Перебивать не следует
Взрослого медведя!
-Родители жалели, хвалили своего медвежонка, а он вырос избалованным.
-
Повторение и закрепление знаний
-А сейчас открываем тетради, пишем сегодняшнее число, классная работа, выписываем отрывок из стихотворения, раскрываем скобки, выполняем морфемный разбор глаголов.(Один человек работает у доски).
Вот он примчался к дому
И первый влез в берлогу-
Медведю пожилому
(Не) уступил дорогу.
-Как пишется не с глаголом? (раздельно)
-Почему? (Не с глаголами пишется раздельно)
- Ребята нашего класса очень сочувствуют медведице.
-А сейчас обратите внимание на экран. Нужно выполнить синтаксический разбор предложения (работа на доске и в тетрадях).
Шестиклассники (не)навидят лентяев, нерях и невежд. (Слайд 2)
Шестиклассники ненавидят лентяев, нерях и невежд. (Повест., невоскл.,распр.,простое, осложнено однородными дополнениями) (Слайд 3)
- Ребята, как пишется НЕ с глаголом?(слитно)
-Почему? ( без Не не употребляется)
- Есть ли в записанном вами предложении еще слова с НЕ?(Да)
- Какой частью речи они являются? (Имя сущ.)
-Что называется именем существительным? (Проверка домашнего задания: защита проектной работы). (Слайд 4)
-Как будет называться тема нашего урока, если мы говорим о НЕ и существительных? (Правописание Не с существительными). (Слайд 5)
-Каковы цели нашего урока? (Слайд 6)
-познакомиться с правописанием НЕ с cуществительными;
-уметь находить слово с данной орфограммой;
-уметь определять условия выбора;
II. Работа по новой теме
- Запишем тему урока в тетрадь. Составляем опорный конспект в виде таблицы. Сегодня вам придется выступать в роли ученых-языковедов. Давайте вернемся к предложению и найдем существительные с НЕ. Что они обозначают? Обратимся к словарю. (Слайд 7)
Неряха- неаккуратный человек
Невежда-необразованный , мало знающий человек
-Употребляются ли они без НЕ?(нет)
-Составление таблицы.
-Когда Не с существительными пишется слитно?
-Не с существительными пишется слитно, если:
-
слово без НЕ не употребляется: Неряха, невежда, невежа. (Слайд 8)
-Чем является НЕ в этих словах?(частью корня)
- Мама-медведица в раздумье: кто же ее сынок? Невежа или невежда? Обратимся за советом к «Толковому словарю».
НЕВЕЖА - грубый, невоспитанный человек. (Слайд 9)
- А в семье-то, ребята, медвежьей что делается, что делается!
Нелады в семье
Медвежьей -
А сынок
Растет невежей! (Слайд 10-11)
- Выпишем: Нелады.
- Как можно иначе сказать, подберем синоним без НЕ.
Нелады - ссоры. (Пишем слитно, потому что можем заменить синонимом без НЕ - ссоры.)
- Записываем второй пункт опорного конспекта.
2) можно заменить синонимом без Не:
Нелады-ссоры (Слайд 12)
Недруг - враг.
-Чем является НЕ в этих словах?(приставкой)
- Ребята, откройте с. 150 учебника, подумайте, как перестроить предложение, чтобы НЕ писалось раздельно. Что нужно добавить, чтобы НЕ стала отрицательной частицей?
Нелады в семье медвежьей.
Не лады в семье медвежьей, а ссоры. (Слайд 13).
-Чем является НЕ в этом предложении?(частицей)
-Как она пишется ?(раздельно)
- Записываем в опорный конспект.
-Не с существительными пишется раздельно, если:
3) есть противопоставление с союзом а:
Не лады, а ссоры (Слайд 14).
Не правда, а ложь.
III. Закрепление изученного
- А теперь внимательно прочитаем еще раз опорный конспект. Запомним правило.
-Физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка
Наклонились ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись
А теперь назад прогнулись.
- Давайте напомним Мишке, каких ребят мы не любим. Запишем слова: недотепа, недоучка, непоседа, недотрога. Объясните значение этих слов (Слайд 15).
Недотепа-неумный, неуклюжий во всем человек
Недоучка-недоучившийся человек
Непоседа-непоседливый человек
Недотрога-обидчивый, не терпящий шуток по отношению человек
-Как пишутся эти существительные?(слитно)
-Почему?(без Не не употребляются)
- Вот интересно: о мальчиках или о девочках идет речь? (Существительные общего рода.)
- Уважаемые Мишки, у нас есть пословицы, которые многому вас научат. Я читаю пословицу, вы поднимаете карточку, показываете мне, как следует писать НЕ с существительными, объясняете значение ее и подбираете похожую пословицу на башкирском языке (Использование сигнальных карточек. Синие - слитно, красные - раздельно.) (Слайд 16)
1.Ум определяется не возрастом, а головой.(Если тебе много лет, это не значит, что ты очень умный. Может быть человек моложе, но умнее)
2.Неправдой не проживешь.(Всегда жить ложью невозможно)
3.Не место красит человека, а человек место.(Важны качества человека, а не его положение, должность)
4.Друзья в несчастье познаются.(Хорошими друзьями могут быть только те, которые придут к тебе на помощь в трудную минуту)
5.Не работа старит, а забота. (Человек не от работы стареет, а от заботы)
- Ой, ребята, видите: здесь, на полянке, приветливо кивают нам головками ромашки. Давайте сорвем только одну, а остальные осторожно обойдем, ведь растения тоже живые и их нужно беречь. (Отрываем лепестки ромашки и выполняем упражнение 287.) (Слайд 17)
- Заменить данные словосочетания существительными с приставкой НЕ, записать в тетрадь. (Слайд 18-19)
1. Отсутствие внимания - невнимание.
2. Отсутствие вежливости - невежливость
3.Недостаток организованности- неорганизованность
4. Отсутствие самостоятельности - несамостоятельность.
5. Отсутствие предусмотрительности - непредусмотрительность
6. Отсутствие благозвучия, режущее слух неприятное сочетание звуков - неблагозвучие
7. Неудачное, несчастливое стечение обстоятельств- неудача, несчастье
IV. Самостоятельная работа
- Давайте прочитаем лесным жителям стихотворение Станислава Бондаренко. (Читает выразительно подготовленный ученик. Текст у каждого ученика, работаем с печатной основой самостоятельно) (Слайд 20)
-Ребята, вам понравилось стихотворение?
-Чего в нем не хватало?
-Сейчас запишите слова с НЕ, вернув им прежний облик.
Побывал я однажды в стране.
Где исчезла частица не.
Посмотрел я кругом с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всем была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый, причесанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
А навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
(С. Бондаренко)
-Поработайте учителями, проверьте тетрадь у соседа по парте. (Правильный вариант на экране.) (Слайд 21)
V. Итоги урока
- Наше путешествие подошло к концу. Что нового мы сегодня узнали на уроке? Какие правила поведения должны соблюдать сыночки и дочки, чтобы не быть похожими на Медвежонка-невежу?
-Оцените свою работу на уроке, как хорошо вы поняли материал (Слайд 22).
1. Я усвоил(а) орфограмму «Не с именами существительными».
2. Я умею находить слово с данной орфограммой.
3. Я отличаю случаи слитного и раздельного написания НЕ с именами существительными.
Баллы:
Да-5 баллов
Частично-3 балла
Нет- 0 баллов.
Сумма баллов Оценка
15б 5
12-14б 4
9-11б 3
3б 2
VI. Домашнее задание: выучить опорный конспект, выполнить упражнение 291(1 уровень);выписать предложения из стихотворений Агнии Барто Не с существительными(2 уровень); придумать сказку про существительного с НЕ (3 уровень).(Слайд 23).