Конспект урока по русскому языку в 9 классе «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи»

     Урок по русскому языку  «Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи» направлен на закрепление знаний учащихся 9 класса о предложениях данного типа.  В течение занятия ребятам предстоит также вспомнить синтаксис простого предложения и способы связи слов в словосочетании. Одной из главных задач урока является подготовка обучающихся к итоговой аттестации.      В качестве языкового материала подобраны два многочленных предложения. Первое из них учащиеся анализируют совмес...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КЛАСС: 9

ПРЕДМЕТ: РУССКИЙ ЯЗЫК

ТЕМА: ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ СВЯЗИ.

ЦЕЛИ: продолжить знакомство с многочленными предложениями; формировать умение определять виды синтаксической связи между частями многочленного предложения, составлять их схемы; развивать грамотность; воспитывать внимательность; готовить к ГИА.

ХОД УРОКА

  1. Постановка целей и задач.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Словарно-орфографическая работа.

Свежемороженые овощи, фаршированный перец, смышленый малыш, варенный в кастрюле, убранные вещи, брошенный камень, огни потушены, сушеные ягоды, искусанный комарами, купленный товар; песчаный берег, гуманный поступок, картинная галерея, серебряный иней, подлинное искусство.

- Объясните, по какому принципу записанные словосочетания разделены на две группы?

- Расскажите о правилах правописания -н- и -нн- в суффиксах отыменных прилагательных, причастий и отглагольных прилагательных.

  1. Индивидуальная работа по карточкам.

Карточка № 1.

  1. Какие слова образованы суффиксальным способом?

Подоконник, учительница, приглядываясь, по-летнему.

  1. Какое из подчеркнутых слов употреблено в прямом значении? Составьте с этим словом словосочетание , употребив его в переносном значении.

Часы идут, холодное сердце, золотой браслет, нос корабля.

  1. В каких словах пропущена безударная гласная, проверяемая

ударением? Подберите к ним проверочные слова.

Кав_лерия, л_гический, п_лисадник, пок_залось, распол_жение.


  1. Фронтальная беседа.

- Какие предложения называют многочленными?

- Какой связью могут быть соединены П в многочленных сложных?

- Назовите средства связи П в составе сложного многочленного.

- Назовите виды синтаксической связи в многочленных СП

(сочинительная и подчинительная; сочинительная и бессоюзная;

подчинительная и бессоюзная;сочинительная, подчинительная и

бессоюзная).

  1. Анализ языкового материала.

Народный календарь (1) - уникальное явление русской культуры: (2) в нем нашли отражение многовековой опыт наших предков и их наблюдения за всем, (3) что было: (4) за землей, (5) водой, (6) небесными светилами и различными светилами.

- Перед вами сложное предложение. Определите его вид. Давайте выполним

задания по синтаксису, которые встретятся вам на ГИА.

Задание № 1. Сколько грамматических основ в данном предложении?

Задание № 2. Выпишите грамматическую основу первого компонента.

Задание № 3. Замените словосочетание «народный календарь» синонимичным.

Задание № 4. Выпишите словосочетание, образованное на основе примыкания.

Задание № 5. Выпишите цифры, которые обозначают знаки препинания между частями СПП.

  1. Самостоятельная работа.

День был голубой, нежный, на диво солнечный; слева наползла бархатистая тень, и невозможно было понять, где кончается тень и где начинается расплывчато-оранжевая листва дерева, заполнявшего двор.

1. Запишите количество грамматических основ.

2. Какие виды связи реализованы в данном предложении?

3. Замените причастный оборот придаточным определительным. Запишите получившееся предложение и произведите его синтаксический анализ. Составьте структурную схему.

  1. Итог урока.

- В чем отличие многочленного предложения от других сложных П?

- Как сочетаются различные виды синтаксической связи в рамках многочленного предложения?

Домашнее задание: подобрать 5 предложений с различными видами связи, произвести синтаксический разбор, составить графические и структурные схемы.

© 2010-2022