- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Олимпиада по литературе в 8 классе
Олимпиада по литературе в 8 классе
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Борискова Е.И. |
Дата | 25.04.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Олимпиада по литературе в 8 классе
Острова свои обогреваем
Захлебнулось поле и болото
Дождевой водою - дождались!
Прозябаньем, бедностью, дремотой
Всё объято - впадины и высь!
Ночь придёт - родимая окрестность,
Словно в омут, канет в темноту!
Темнота, забытость, неизвестность
У ворот, как стража на посту.
По воде, качаясь, по болотам
Бор скрипучий движется, как флот!
Как же мы, отставшие от флота,
Коротаем осень меж болот?
Острова свои обогреваем
И живём без лишнего добра,
Да всегда с огнём и урожаем,
С колыбельным пеньем до утра…
Не кричи так жалобно, кукушка,
Над водой, над стужею дорог!
Мать России целой - деревушка,
Может быть, вот этот уголок…
(Н.М.Рубцов)
Задания.
-
Внимательно прочитайте стихотворение. Какую картину вы представляете при чтении стихотворения? Напишите о настроении, эмоциях, впечатлении, которые вызывает у вас это стихотворение.
-
Попробуйте объяснить значение следующих слов. Обратите внимание на стилистическую окраску.
Прозябанье, объять, кануть, забытость, коротать.
-
Прочитайте первую строфу стихотворения. Повторение какого звука создаёт здесь звуковой образ льющейся воды? Как называется это средство выразительности?
-
В этой же строфе найдите созвучные слова. Каким термином обозначается это выразительное средство? С какой целью автор использовал эти слова в одной строке?
-
Найдите в стихотворении риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение. Какую эмоциональную окраску придают стихотворению эти выразительные средства?
-
Найдите в стихотворении метафоры, объясните их значение.
-
Найдите в стихотворении эпитеты. Объясните их значение.
-
Найдите в стихотворении сравнения. Объясните их значение.
-
В каких строках используется приём олицетворения? Какую выразительную роль он здесь играет?
-
Найдите в стихотворении пример противопоставления. Какой образ создаёт у читателя соединение этих слов?
-
Найдите в стихотворении слова, которые передают состояние природы и души поэта. Какому времени года соответствует это состояние? В каких красках видится вам эта картина?
-
Какие слова противопоставлены «осенним» словам? Какую окраску вносят они в стихотворение?
-
Найдите примеры градации. Объясните, по какому признаку располагаются в них слова? Какую выразительную роль они играют?
-
Как вы понимаете выражение «Острова свои обогреваем», вынесенное в заглавие стихотворения? Как оно связано с общим смыслом произведения?
-
Найдите в стихотворении строки, в которых , по-вашему, выражен его основной смысл. Почему поэт называет деревушку матерью России?
-
Каким размером написано стихотворение? Охарактеризуйте рифму.