Эссе Мое становление как педагога новой формации

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Эссе

на областной конкурс, объявленный «Национальным центром повышения квалификации «Өрлеу» «Институтом повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области»


Мое становление как педагога новой формации


Там с удовольствием учатся, где с удовольствием учат.

В кабинете тихо, лишь солнце гуляет по партам… Закончился еще один школьный день. Каким он был для меня и каким он запомнится моим ученикам? Оставят ли мои сегодняшние уроки след в их душе? Думаю, размышляю, а мыслями уношусь далеко. В выборе моей профессии сыграли роль и авторитет учителя, и интерес к чтению, и любовь к слову. Всё, что есть во мне хорошего, заложено родителями и педагогами. Родители научили нас, семерых детей, любить книгу и много читать.

Вспоминаю себя робко входящей в класс, неуверенной, неопытной учительницей. Двадцать пар внимательных, изучающих глаз. Чего они ждут от меня, их наставника? Как не обмануть их ожиданий? Какова цель учителя, входящего в класс? С первых дней своего педагогического пути искала ответы на эти вопросы, ищу их и сейчас. Поиск ответов - это творчество, а творчество начинается с желания узнать ответ.

Убежденно верю в свое, еще в первые годы работы обретенное кредо: настоящий учитель должен любить не только свой предмет, но в первую очередь - детей. Удивительная профессия - учитель! Есть сорок пять минут на уроке и драгоценные минуты между ними и после них, чтобы воспитать в каждом ребенке собственное «я», научить жить в гармонии, никогда не быть равнодушными. Л.Н.Толстой сказал однажды, что хорошему учителю достаточно иметь «только два качества - большие знания и большое сердце». Сердце я бы поставила на первое место.

Для повышения квалификации учителей Республики Казахстан были организованы трехмесячные курсы. Основной целью являлось помочь учителям оценить и усовершенствовать их педагогическую практику. Мы ознакомились с научными (исследовательскими) материалами, касающимися соответствующих аспектов педагогики, что крайне необходимо нам для обеспечения теоретической основы, на которую мы смогли опереться при рассмотрении стратегий и подходов в преподавании и обучении, включенных в Программу.

До прохождения этих курсов я любила, чтобы у меня в классе был порядок, тишина, чтобы мои ученики были послушными, выполняли то , что я запланировала. И для меня казалось идеалом, когда учитель играет основную роль на уроке. Мне было очень тяжело отойти от традиционных методов, где ученики работают над заданиями , склонив все дружно головы в одном направлении , и всегда все работали сами, т.е. индивидуально. Соблюдались строгие правила урока: отвечаешь правильно - получаешь сам оценку. И никаких подсказок! Я не задумывалась о том, как можно повысить интерес учеников к учебе . Для меня уроки проходили в соответствии с намеченным планом работы, т.е строго по времени, за это время я должна была выполнить все этапы урока: объяснить новую тему, закрепить ее, дать выполнить самостоятельно какое-то упражнение , объяснить выполнение домашнего задания. Я не задумывалась о том, что усвоили дети тему, поняли они ее или нет.

После прохождения 3-х месячных курсов я поняла , что отношения «учитель - ученик» нужно строить так, чтобы это позволяло учить всех и дать каждому уверенность в том, что он добьется успеха. Успех вдохновляет ученика, а удача ученика вдохновляет учителя. Любовь - великая помощница. И.Гете говорил: «Учатся у того, кого любят». Но любят того, кто сам умеет любить, кто отдает свое сердце, душу. Недавно в книге очерков об учителях Галины Чумаковой прочитала о том, что любовь учителя к ученику бывает разной. Один любит своих учеников только на уроках, пока не отзвенел звонок. Другой жертвует ради детей какой-то частью и своего внеурочного времени, даже в походы отправляется с ними. А есть еще особая любовь учителя к своим ученикам, - это самоотверженная любовь взрослого, мудрого и сильного человека к хрупкому миру детства. Перед этой любовью порой склоняют головы и матери. Думается, именно такая любовь - любовь до самоотречения - способна творить чудеса. И как это трудно - любить каждого. Но ты - учитель, и в основание всех своих начинаний должен положить Любовь и Доброту.

Я - учитель русского языка и литературы. Всегда произношу эти слова с особым чувством. В наши непростые времена только добро, понимание и любовь могут спасти человечество от гибели. Язык и настоящая литература обладают большой силой воздействия на личность, приобщают ребенка к нравственно-эстетическим ценностям. Прививают стремление к добру, совести чести, веру в прогресс, в нравственное совершенствование, желание служить высшим целям. Поэтому вижу свою задачу как учителя-словесника в первую очередь в том, чтобы воспитать читателя, умеющего мыслить, сопереживать и сочувствовать, развивать способность соизмерять свой внутренний мир с духовным миром персонажей, черпать у них жизнестойкость, находить в них поддержку в решении своих проблем.

Ученики ждут от нас интересных уроков, динамичных, как они сами. На собственном опыте убедилась: чем увлекательнее, непринужденнее и содержательнее урок, тем больше, значит, учитель готовился к нему. И порой искренне жалеешь, что в сутках всего двадцать четыре часа, а хочется чтобы каждый урок дарил ученику открытия, запоминался, оставлял след в душе ребенка.

«Учитель, познай ученика!» - кажется, что этот призыв уходит корнями в самую древность. Не познав характера, души ребенка, не состоишься как педагог. Извечная истина. Аксиома. Уверена, в основе любого педагогического успеха всегда лежат отношения между учителем и учеником. Тот же И.Гете говорил: «Если вы берете людей такими, каковы они есть, со всеми присущими им недостатками, вы никогда не сделаете их лучше. Если же вы обращаетесь с людьми, как с идеальными людьми, вы поднимаете их на ту высоту, на которой вы хотели их видеть». Я понимаю и принимаю это.

В окно весело и удивленно - почему нет детей? - заглядывает солнце, чтобы попрощаться. А я все размышляю над тем, чему и как я учу своих детей. Чему? Учу не только основам наук, но и умению слушать и слышать друг друга, уважать чужое мнение, быть чуткими, уметь сострадать…Как? Об этом вся моя работа и эти поэтические строки:

Успеха формулу я назову простую,

Я возвращаюсь к ней все вновь и вновь:

«Чтобы любой урок не проходил впустую,

Должна пылать Любовь к ребенку, к школе,

К профессии своей Любовь!»



Учитель русского языка и литературы

Мариновской казахской средней школы

Аубакирова Лязат Капашевна

© 2010-2022