Да святится имя твое Конспект урока литературы по повести А. Куприна Гранатовый браслет

МНЕ кажется, что возрождение нравственной чистоты среди молодежи, ее приобщение к не­преходящим человеческим ценностям может и должно стать составной частью урока, его глав­ной и единственной целью. Вряд ли учитель лите­ратуры добьется успеха среди работающих под­ростков, если основной акцент поставит на форми­рование только литературоведческих понятий. А вот взяв за основу беседы самый смысл, сердце­вину писательского поиска, его терзаний и дум, непременно обретет с классом единый душевный нас...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ»

(План урока по повести «Гранатовый браслет»)

МНЕ кажется, что возрождение нравственной чистоты среди молодежи, ее приобщение к непреходящим человеческим ценностям может и должно стать составной частью урока, его главной и единственной целью. Вряд ли учитель литературы добьется успеха среди работающих подростков, если основной акцент поставит на формирование только литературоведческих понятий. А вот взяв за основу беседы самый смысл, сердцевину писательского поиска, его терзаний и дум, непременно обретет с классом единый душевный настрой. Ведь с нами заговорят великие умы России - поэты, философы, писатели...

В XI классе, думается, вполне созвучен настроениям выпускников купринский «Гранатовый браслет» - так удивительно чист и светел, нежен и возвышен в этой повести идеал Любви. Смею предложить коллегам примерный план урока - он рассчитан на два часа.

Слово о писателе А. И. Куприне. Выборочное комментированное чтение повести «Гранатовый браслет» и его анализ.

Цель образовательная. Краткие сведения о жизни и творчестве А. И. Куприна. Познакомить учащихся с содержанием повести. Раскрыть тему социального неравенства, положенной в основу произведения; смысл споров героев о сильной, бескорыстной, возвышенной любви.

Цель воспитательная. Воспитание чувств сострадания к человеку, уважение личности; постижение возвышенности и благородства в любви.

Оборудование. Портрет писателя, его фотографии (в предреволюционный и эмигрантский периоды). Музыкальное оформление - «Соната Аппассионата» Бетховена, 2-й концерт С. В. Рахманинова.

Ход урока

Слово об А. И. Куприне. Используя фотографии, запись 2-го концерта Рахманинова (1 и 3 части), ввести учащихся в музыкально-литературный мир писателя. Объяснить причины его эмиграции. Мучительная ностальгия. Переписка с С. Рахманиновым о судьбе России и возвращении на Родину «Возвращение домой - счастье и спокойная совесть - достигнуто» (из письма Ф. И. Шаляпину).

Вопросы. Какие его произведения вы читали? Какие экранизированы? Кто из героев произведений Куприна вам особенно запомнился и почему?

Прокомментировать проблематику тех произведений, о которых говорили учащиеся.

А. И. Куприна, чудесного мастера слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим России три повести - «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь», объединенных этой прекрасной темой.

Протестуя против пошлости и цинизма, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь» - краткий пересказ содержания и поступка героини); забираясь в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»); заглядывая в каморку влюбленного отшельника-телеграфиста («Гранатовый браслет»).

Во всех этих повестях урок благороднейшего и святого отношения к женщине. Поэтому и тема нашего занятия: «Да святится имя твое...» (объяснить учащимся происхождение этого выражения)

Выборочное чтение текста. Предваряет чтение краткий рассказ сюжета. Это поможет уяснению основной проблемы: понять обстоятельства трагической любви «маленького человека», почувствовать силу и красоту этой благородной и бескорыстной любви к женщине-святыне.

Примерный пересказ сюжета. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь.

Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шейных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат любовных откровений.

Присланный неизвестным влюбленным подарок - гранатовый браслет - вызывает бурю негодования у брата княгини. Он готов растоптать, уничтожить .«плебея», осмелившегося оказать внимание потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, близкий друг Веры и всей ее семьи, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «А почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую неспособны мужчины».

Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести погибает.

Беседа, анализ произведения (после прочтения).

1. Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?

Справка. В октябре 1910 г. А. И. Куприн сообщал своему другу, критику и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: «В основу моей новой повести положены факты из семейной хроники -князей Туган-Барановских. Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. теперь губернатор в Вильне)».

Автор, как мы видим, совсем немного переделал фамилии своих героев: Желтиков - Желтков, Вера Николаевна и ее брат Николай Николаевич Булат-Тугановские были Туган-Барановские

  1. Так в чем же смысл любви? Прав ли старый генерал Аносов, ратующий за сильную любовь, которая «заключает весь смысл жизни - всю вселенную»?

  2. Попробуем еще раз найти в тексте слова, выражающие взгляды самого Куприна на любовь. Устами Аносова он утверждает, что это чувство
    не должно быть ни легкомысленным, ни пошлым, ни, тем более, основанным на выгоде и корысти:

Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.

  1. Задумаемся: «Величайшей тайной в мире!» Думал ли «честнейший», «чистейший и благородный» Желтков о том, что его письма, браслет-подарок (на переделку его он использовал казенные деньги), единственная семейная реликвия, которая у него осталась,- все это станет предметом насмешек и злобы семьи Веры Николаевны?

Подчеркнуть: «Величайшая тайна» влюбленных - это тот личный мир, который не должен быть выставлен для обозрения и обсуждения. Это то чувство, на которое способны немногие. Но каждый человек мечтает об идеальной любви.

  1. Почему так подробно Куприн описывает боевое прошлое, бескомпромиссную жизнь старика-генерала Аносова? Чем подкупает наше доверие этот человек? Почему к нему так привязаны Верочка и ее сестра Аня? Вспомним лермонтовские слова о Максиме Максимыче, одном из
    персонажей вечной книги «Герой нашего времени»: «И дай вам бог встретить на своем жизненном пути поболее таких Максим Максимычей...»
    Что общего у этих двух героев?

  2. Какие воспоминания остались у вас об истинном герое повести - Желткове? Не находите ли вы общее в характерах Желткова и Аносова?
    Почему Желтков посвящает, вернее, «заставляет слушать» свою любимую именно «АРРАSSIONAТО» Бетховена? (отметить и интеллект героя!).

Давайте вновь прочтем последнюю, такую маленькую, но эмоционально насыщенную главку повести, чтобы понять чувства Желткова именно к княгине Вере.

  1. Заслуживает ли эта женщина такой любви?
    Прошептали ли вы бы ей, вслед за Желтковым, молитву: «Да святится имя Твое!»?

  2. С какой целью автор вводит в сюжет просьбу Желткова, адресованную хозяйке квартиры: соблюсти католический обряд с браслетом? Какую черту характера в нашем герое помогает раскрыть этот эпизод?

  3. Но мы забыли еще о герое повести, который берет на себя ношу трагедии Желткова. Кто он?
    Да, муж княгини Веры Василий Львович Шеин (предводитель дворянства) так же, как и генерал Аносов, понял искренность чувств благородного
    человека к своей жене. Не осудил, не озлобился на Желткова, а именно сумел понять. И - не простить себе смерти этого человека: «... для него
    не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я почти понял, что
    передо мной мертвый человек. ... я не знал, как себя держать, что мне делать».

Заключительное слово учителя

А. И. Куприн дал нам возможность прикоснуться к высоким чувствам человека, напомнил о непреходящих общечеловеческих ценностях. В этом небольшом повествовании мощно звучит ТЕМА ВОЗВЫШЕННОЙ ЛЮБВИ.

Сама повесть «Гранатовый браслет» - подтверждение того, как мастер слова ищет в реальной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, даже жизнь, не требуя ничего взамен. И в письме к Ф. Д. Батюшкову Куприн утверждает: «Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте..., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».

Литература

А. И. Куприн. Собр. соч. Т. I-VI. 1957-1958. Вступ. ст. К. Паустовского.

Чуковский К. И. «Современники. Портреты и этюды». М., «Молодая гвардия», 1967. С. 162- 193.

«Чем талантливее человек, тем труднее ему без России...» (Архив «ЛГ». Из писем А. И. Куприна). «Лит. газ.», 1986, 17 сент.

«С Россией я не во вражде...» «Наш современник», 1988, №11.

«В подарок-«Гранатовый браслет». «Вечерняя Одесса», 1990, 31 авг.

Штейнбук Ф. М. «Почему умерла Суламифь?» «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», 1990, № 9.

Богословский Н. «Три версии». «Книжное обозрение», 1991, № 26.


© 2010-2022