- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Да святится имя твое Конспект урока литературы по повести А. Куприна Гранатовый браслет
Да святится имя твое Конспект урока литературы по повести А. Куприна Гранатовый браслет
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Мухортова Р.В. |
Дата | 22.12.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
«ДА СВЯТИТСЯ ИМЯ ТВОЕ»
(План урока по повести «Гранатовый браслет»)
МНЕ кажется, что возрождение нравственной чистоты среди молодежи, ее приобщение к непреходящим человеческим ценностям может и должно стать составной частью урока, его главной и единственной целью. Вряд ли учитель литературы добьется успеха среди работающих подростков, если основной акцент поставит на формирование только литературоведческих понятий. А вот взяв за основу беседы самый смысл, сердцевину писательского поиска, его терзаний и дум, непременно обретет с классом единый душевный настрой. Ведь с нами заговорят великие умы России - поэты, философы, писатели...
В XI классе, думается, вполне созвучен настроениям выпускников купринский «Гранатовый браслет» - так удивительно чист и светел, нежен и возвышен в этой повести идеал Любви. Смею предложить коллегам примерный план урока - он рассчитан на два часа.
Слово о писателе А. И. Куприне. Выборочное комментированное чтение повести «Гранатовый браслет» и его анализ.
Цель образовательная. Краткие сведения о жизни и творчестве А. И. Куприна. Познакомить учащихся с содержанием повести. Раскрыть тему социального неравенства, положенной в основу произведения; смысл споров героев о сильной, бескорыстной, возвышенной любви.
Цель воспитательная. Воспитание чувств сострадания к человеку, уважение личности; постижение возвышенности и благородства в любви.
Оборудование. Портрет писателя, его фотографии (в предреволюционный и эмигрантский периоды). Музыкальное оформление - «Соната Аппассионата» Бетховена, 2-й концерт С. В. Рахманинова.
Ход урока
Слово об А. И. Куприне. Используя фотографии, запись 2-го концерта Рахманинова (1 и 3 части), ввести учащихся в музыкально-литературный мир писателя. Объяснить причины его эмиграции. Мучительная ностальгия. Переписка с С. Рахманиновым о судьбе России и возвращении на Родину «Возвращение домой - счастье и спокойная совесть - достигнуто» (из письма Ф. И. Шаляпину).
Вопросы. Какие его произведения вы читали? Какие экранизированы? Кто из героев произведений Куприна вам особенно запомнился и почему?
Прокомментировать проблематику тех произведений, о которых говорили учащиеся.
А. И. Куприна, чудесного мастера слова, гуманиста и правдоискателя, с неменьшим основанием можно назвать и певцом возвышенной любви, подарившим России три повести - «Гранатовый браслет», «Олеся», «Суламифь», объединенных этой прекрасной темой.
Протестуя против пошлости и цинизма, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов, писатель создает удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого в глубину веков («Суламифь» - краткий пересказ содержания и поступка героини); забираясь в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»); заглядывая в каморку влюбленного отшельника-телеграфиста («Гранатовый браслет»).
Во всех этих повестях урок благороднейшего и святого отношения к женщине. Поэтому и тема нашего занятия: «Да святится имя твое...» (объяснить учащимся происхождение этого выражения)
Выборочное чтение текста. Предваряет чтение краткий рассказ сюжета. Это поможет уяснению основной проблемы: понять обстоятельства трагической любви «маленького человека», почувствовать силу и красоту этой благородной и бескорыстной любви к женщине-святыне.
Примерный пересказ сюжета. Мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в молодую светскую даму, представительницу высшего сословия. Восемь лет продолжается безответная и безнадежная любовь.
Письма влюбленного служат предметом насмешек и издевательств членов семейного клана князей Шейных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат любовных откровений.
Присланный неизвестным влюбленным подарок - гранатовый браслет - вызывает бурю негодования у брата княгини. Он готов растоптать, уничтожить .«плебея», осмелившегося оказать внимание потомственной дворянке. Близкие княгине люди считают бедного телеграфиста ненормальным, маньяком. И только старый генерал Аносов, близкий друг Веры и всей ее семьи, догадывается об истинных мотивах столь рискованных поступков неизвестного влюбленного: «А почем знать? Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла такая любовь, о которой грезят женщины и на которую неспособны мужчины».
Не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ, герой повести погибает.
Беседа, анализ произведения (после прочтения).
1. Могла ли быть такая любовь в действительности? «Гранатовый браслет» - чистый вымысел или Куприн сумел найти в жизни сюжет, отвечающий его авторской идее?
Справка. В октябре 1910 г. А. И. Куприн сообщал своему другу, критику и историку литературы Ф. Д. Батюшкову: «В основу моей новой повести положены факты из семейной хроники -князей Туган-Барановских. Это - помнишь? - печальная история маленького телеграфного чиновника К. П. Желтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова (Д. Н. теперь губернатор в Вильне)».
Автор, как мы видим, совсем немного переделал фамилии своих героев: Желтиков - Желтков, Вера Николаевна и ее брат Николай Николаевич Булат-Тугановские были Туган-Барановские
-
Так в чем же смысл любви? Прав ли старый генерал Аносов, ратующий за сильную любовь, которая «заключает весь смысл жизни - всю вселенную»?
-
Попробуем еще раз найти в тексте слова, выражающие взгляды самого Куприна на любовь. Устами Аносова он утверждает, что это чувство
не должно быть ни легкомысленным, ни пошлым, ни, тем более, основанным на выгоде и корысти:
Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.
-
Задумаемся: «Величайшей тайной в мире!» Думал ли «честнейший», «чистейший и благородный» Желтков о том, что его письма, браслет-подарок (на переделку его он использовал казенные деньги), единственная семейная реликвия, которая у него осталась,- все это станет предметом насмешек и злобы семьи Веры Николаевны?
Подчеркнуть: «Величайшая тайна» влюбленных - это тот личный мир, который не должен быть выставлен для обозрения и обсуждения. Это то чувство, на которое способны немногие. Но каждый человек мечтает об идеальной любви.
-
Почему так подробно Куприн описывает боевое прошлое, бескомпромиссную жизнь старика-генерала Аносова? Чем подкупает наше доверие этот человек? Почему к нему так привязаны Верочка и ее сестра Аня? Вспомним лермонтовские слова о Максиме Максимыче, одном из
персонажей вечной книги «Герой нашего времени»: «И дай вам бог встретить на своем жизненном пути поболее таких Максим Максимычей...»
Что общего у этих двух героев? -
Какие воспоминания остались у вас об истинном герое повести - Желткове? Не находите ли вы общее в характерах Желткова и Аносова?
Почему Желтков посвящает, вернее, «заставляет слушать» свою любимую именно «АРРАSSIONAТО» Бетховена? (отметить и интеллект героя!).
Давайте вновь прочтем последнюю, такую маленькую, но эмоционально насыщенную главку повести, чтобы понять чувства Желткова именно к княгине Вере.
-
Заслуживает ли эта женщина такой любви?
Прошептали ли вы бы ей, вслед за Желтковым, молитву: «Да святится имя Твое!»? -
С какой целью автор вводит в сюжет просьбу Желткова, адресованную хозяйке квартиры: соблюсти католический обряд с браслетом? Какую черту характера в нашем герое помогает раскрыть этот эпизод?
-
Но мы забыли еще о герое повести, который берет на себя ношу трагедии Желткова. Кто он?
Да, муж княгини Веры Василий Львович Шеин (предводитель дворянства) так же, как и генерал Аносов, понял искренность чувств благородного
человека к своей жене. Не осудил, не озлобился на Желткова, а именно сумел понять. И - не простить себе смерти этого человека: «... для него
не существовало жизни без тебя. Мне казалось, что я присутствую при громадном страдании, от которого люди умирают, и я почти понял, что
передо мной мертвый человек. ... я не знал, как себя держать, что мне делать».
Заключительное слово учителя
А. И. Куприн дал нам возможность прикоснуться к высоким чувствам человека, напомнил о непреходящих общечеловеческих ценностях. В этом небольшом повествовании мощно звучит ТЕМА ВОЗВЫШЕННОЙ ЛЮБВИ.
Сама повесть «Гранатовый браслет» - подтверждение того, как мастер слова ищет в реальной жизни людей, одержимых высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью и бездуховностью, готовых отдать все, даже жизнь, не требуя ничего взамен. И в письме к Ф. Д. Батюшкову Куприн утверждает: «Любовь - это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте..., не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви».
Литература
А. И. Куприн. Собр. соч. Т. I-VI. 1957-1958. Вступ. ст. К. Паустовского.
Чуковский К. И. «Современники. Портреты и этюды». М., «Молодая гвардия», 1967. С. 162- 193.
«Чем талантливее человек, тем труднее ему без России...» (Архив «ЛГ». Из писем А. И. Куприна). «Лит. газ.», 1986, 17 сент.
«С Россией я не во вражде...» «Наш современник», 1988, №11.
«В подарок-«Гранатовый браслет». «Вечерняя Одесса», 1990, 31 авг.
Штейнбук Ф. М. «Почему умерла Суламифь?» «Русский язык и литература в средних учебных заведениях УССР», 1990, № 9.
Богословский Н. «Три версии». «Книжное обозрение», 1991, № 26.