- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Роль самостоятельной учебной деятельности в формирования профессиональной лексики студентов 1 курса специальности 21. 02. 17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Роль самостоятельной учебной деятельности в формирования профессиональной лексики студентов 1 курса специальности 21. 02. 17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Иванова С.В. |
Дата | 03.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Роль самостоятельной учебной деятельности в формирования профессиональной лексики студентов 1 курса специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых.
В работе представлены образцы из сборника текстов профессиональной тематики для организации самостоятельной работы студентов первого курса специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых.
Использование профессионально ориентированных текстов в самостоятельной деятельности студентов способствует совершенствованию знаний по дисциплине БД.01Русский язык и формированию лексического запаса будущих специалистов.
Актуальность работы заключается в том, что обучающиеся первого курса специальности 21.02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых имеют низкий уровень подготовки по русскому языку и невысокий уровень мотивации. Сборник содержит тексты, позволяющие больше узнать о профессии, вникнуть в производственный процесс, узнать новое о специальности. Выполнение практических заданий к текстам позволяет осмыслить и понять текст, объяснить профессиональные слова, выучить термины и др.
В сборнике представлены не только тексты актуальных материалов из печати и с сайтов организаций, но и произведения русских поэтов и писателей, что формирует уважение к выбранной специальности и повышает мотивацию к обучению.
В соответствии с разделом «Требования к условиям реализации ОПОП» ФГОС в рабочих учебных программах дисциплин предусмотрена самостоятельная учебная деятельность студентов.
Максимальная учебная нагрузка БД.01 Русский язык по специальности 21. 02.17 Подземная разработка месторождений полезных ископаемых Курс: 1 Группа: 1ПРМ-14 пу составляет 113 часов, из которых самостоятельной учебной деятельности студента отведено 35 часов.
Самостоятельная работа проводится с целью систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических умений студентов; углубления и расширения теоретических знаний; формирования умений использовать справочную и специальную литературу; развития познавательных способностей и активности студентов: творческой инициативы, самостоятельности, ответственности, организованности; формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, совершенствованию и самоорганизации; формирования практических (общеучебных и профессиональных) умений и навыков; развитию исследовательских умений.
Результаты обучения по дисциплине «Русский язык» предполагают наличие умения у обучающихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров не только в учебно-научной и социально-культурной сферах общения, но и в деловой. Кроме того, использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни и в практической деятельности для увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств. Обучающиеся должны соблюдать орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения как в социально-культурной, учебно-научной, так и официально-деловой сфере общения.
С целью обогащения словарного запаса обучающихся профессиональной лексикой предложены следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы: подготовка сообщений, оформление основных документов официально-делового стиля, составление, анализ текстов на профессиональную тему, работа со словарями, составление диктантов разного вида на профессиональную тему, анализ текстов профессиональной направленности, работа с конспектом.
Тема 1.2 Официально-деловой стиль речи, его признаки, назначение.
Оформление основных документов официально-делового стиля
Тема 1.3Текст как произведение речи.
Составление текста на профессиональную тему (рассуждение)
Тема 1.4 Информационная переработка текста.
Составление тезисов по статье на профессиональную тему.
Тема 2.3Лексика с точки зрения её употребления.
Составление словарного диктанта на профессиональную тему.
Тема 2.4Фольклорная лексика и фразеология. Фразеологизмы.
Исправление лексических ошибок в тексте профессиональной направленности
Тема 5.1Имя существительное. Склонение существительных.
Их правописание.
Составление словарного диктанта на правописание сложных существительных из профессиональной лексики.
Тема 7.2Второстепенные члены предложения.
Составление текста на профессиональную тему с использованием простых предложений.
Тема 7.3 Способы передачи чужой речи.
Составление текста на профессиональную тему с заданными синтаксическими конструкциями.
Тема 7.5 Повторение по теме «Синтаксис».
Анализ текстов профессиональной направленности.
Образцы заданий.
Тема 5.1 Имя существительное. Склонение существительных. Их правописание.
Задания.
-
Определите тему текста. Передайте его содержание своими словами.
-
Выпишите из текста имена существительные по теме «Разработка месторождений полезных ископаемых». Определите склонение этих существительных. Проверьте по словарю их правописание.
-
Выясните значение слов Кузбасс, угольная отрасль, угледобывающие предприятия, экспортер.
-
Составьте словарный диктант на правописание сложных существительных из профессиональной лексики.
Сегодня Кемеровская область - основной поставщик угля практически во все регионы России и за рубеж. Кузбасс является основным угледобывающим регионом страны, базисом для развития ее промышленности, ее энергетической безопасности. На долю угольной отрасли региона приходится 57% всего российского угля. Кроме того, 77% общероссийского экспортируемого угля - это уголь, добытый горняками Кемеровской области. Благодаря этому Россия остается в тройке крупнейших экспортеров энергетического угля после Австралии и Индонезии.
В области действуют 120 угледобывающих предприятий (63 шахты и 57 разрезов), а также 49 обогатительных фабрик и установок. Их производственная мощность составляет 245 млн тонн в год по добыче угля и 166 млн тонн в год - по переработке. В угольной отрасли региона занято 115 тыс. человек.
Начиная с 1998 года, горняки Кузбасса ежегодно наращивают добычу угля. Если 1998 году добыча угля в Кузбассе составила 97,6 млн тонн, то в 2012 году - рекордные 201,5 млн тонн, при этом объем переработки добытого угля составил 64,6% от общей добычи.
Значительный прирост добычи стал возможен благодаря мощному строительству и реконструкции угледобывающих предприятий. Только с 2000 года введены в эксплуатацию 23 шахты, 26 разрезов, 18 обогатительных фабрик и установок. Согласно Стратегии развития угольной отрасли Кузбасса до 2025 года, планируется увеличить объем добычи до 260 млн тонн, ввести в строй 19 новых угледобывающих предприятий и 14 обогатительных фабрик.
210 слов
(По материалам Пресс-службы АКО )
delkuz.ru
Тема 7.3 Способы передачи чужой речи.
Задания.
-
Определите стилистическую принадлежность текста.
-
Озаглавьте и устно перескажите текст. Запишите предложение, в котором заключена главная мысль.
-
Найдите предложения с прямой речью, составьте к ним схемы.
-
Выпишите профессиональные слова из диктуемого текста. Определите их лексическое значение. Отметьте устаревшие термины.
-
Составьте текст на профессиональную тему, используя несколько предложений с прямой речью.
Здесь, на руднике, Тима понял, что такое рабочее товарищество - суровое, карающее отщепенцев, но и отважное, не останавливающееся ни перед чем, когда надо помочь товарищу в беде.
Харитон Опреснухин не забыл своего обещания Сапожкову: недостающие трубы он привез с соседнего рудника, и через несколько дней слесари смонтировали паропровод, ведущий к месту очистных работ в шахте. А на случай, если не хватит пара для подъемника, поставили дополнительно ручной ворот.
Теперь Тима на рассвете, с первым гудком шахтного копра, вместе с отцом отправлялся на Капитальную. Папа нес деревянный ящик, в котором лежали стеклянные сосуды для проб воздуха. Тима нес свою и папину настоящие шахтерские лампы. Теперь Тима уже не хватался за папину руку, когда клеть, словно оборвавшись с каната, падала вниз и осклизлые стены ствола, обмываемые водяными потоками, будто вставшая на дыбы река, проносились у самого лица, обдавая его холодными брызгами.
Шахтеры знали Сапожковых и старались потесниться, прижимаясь к решеткам клети, чтобы уступить им место в середке. Всегда находился какой-нибудь шахтер, который, кивнув на папин ящик, строго предупреждал рукоятчика: "Давай полегче, видал с какой посудой", - и предлагал подержать ящик.
Тима научился светить лампой не у лица, а свесив ее у самых ног, чтобы не спотыкаться и не ослеплять идущих навстречу. Нагибать голову в откаточном штреке ему нужды не было. И только папа шел, согнувшись, спрятав очки в карман, прижимаясь лицом к ящику.
Чтобы не бояться обвисающей кровли, Тима придумал для себя следующее: вот когда он жил в землянке у Парамоновых, он же не смотрел все время в потолок, который тоже мог обвалиться, значит, про шахту нужно думать так: это просто длинный подземный дом, где вместо комнат - одни длинные коридоры, и тогда все станет просто и не страшно. Кроме того, папа сказал, что более ста тысяч людей в Сибири находятся на подземных работах. Что же, Тима самый трусливый из всех ста тысяч, что ли? Федор говорил как-то: храбрость - это умение беречь свое человеческое достоинство.
Вчера, когда они шли с папой по штольне, кто-то закричал: "Стой, кумпол рушится!" Папа остановился, передал Тиме ящик, вынул из кармана очки, надел их, поглядел вверх, потом поднял руку, постучал докторским согнутым пальцем в потолок и, объявив сердито: "Глупая шутка!" - велел Тиме идти за собой. И они слышали, как десятник Мослаков проворчал где-то сзади:
- Хозяевы ходят, как по улице, тока бы себя выказать!
А другой голос пригрозил:
- Ты более так не шуткуй, а то мы с тобой по-шахтерски шутканем. Скупаем в зумпфе. Враз пропадет охота.
Вадим Кожевников "Заре навстречу"
publ.lib.ru
Справка: События романа Вадима Кожевникова "Заре навстречу" разворачиваются в тяжелые годы после Первой мировой войны. Судьба героя, Тимы Сапожкова, неразрывно связана с историей нашего общества и государства. Первые впечатления мальчика, сына ссыльных революционеров, формируют его характер и определяют жизненный путь.