Разработка внеклассного мероприятия по русскому языку Лингвистический интеллектуальный марафон. Русская лингвистика

Лингвистический интеллектуальный марафон.  Русская лингвистика. Цель: ·         воспитывать у учащихся стремление к приобретению знаний, ·         повышать эрудицию в области русского языка, ·         прививать учащимся любовь к русскому языку, включая их в игровую ситуацию. ·         Развитие памяти, внимания, способности сосредотачиваться, речевой изобретательности. ·         Воспитание умения слушать друг друга. - развитие творческих способностей, логического мышления детей; ·         повышен... 1.Не ударить в грязь лицом 2. Держать себя в руках 3. Мелькнуть как молния 4. Игра не стоит свеч 5. Стрелять без промаха 6. Во что бы то ни стало 7. Не находить места 8. Вешать голову. 9. Из рук вон плохо               4. Занятие, которое себя не оправдывает               6.Обязательно               9. Очень недостойно    3. Очень быстро               5. Точно попадая в цель              2. Сохранять самообладание               1.Показать себя с лучшей стороны               7. Быть в состоянии большого волнения               8.Огорчиться. Музыка между конкурсами 6.     Четвертый конкурс - игра «Снежный ком». Условия игры: все участники команд от каждого класса выходят, встают через одного. Игра проходит по кругу, то есть каждый должен знать, после  кого он выступает. ( Птица летит. Птица летит на юг. Перелетная птица летит на юг. и т.д.) Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: «Мальчик идет». Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: «Маль...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лингвистический интеллектуальный марафон.

Русская лингвистика.

Цель:

  • воспитывать у учащихся стремление к приобретению знаний,

  • повышать эрудицию в области русского языка,

  • прививать учащимся любовь к русскому языку, включая их в игровую ситуацию.

  • Развитие памяти, внимания, способности сосредотачиваться, речевой изобретательности.

  • Воспитание умения слушать друг друга. - развитие творческих способностей, логического мышления детей;

  • повышение интеллектуального и культурного уровня, расширение кругозора учеников;

  • повышение интереса к учебно-познавательной деятельности;

  • формирование умения работать в группе, в команде, сотрудничать;

  • формирование и развитие умения чётко и правильно формулировать ответы, быстро находить верное решение;

  • воспитание чувства товарищества, взаимоуважения; толерантного отношения друг к другу.

Оборудование: музыкальный центр, аудиозаписи, микрофоны, таблички с указанием команд, жетоны для участников, призы.

Примечание: за несколько дней до турнира уч-ся получили задание:

  • организовать команды,

  • найти имена существительные ед. и мн. числа в слове «Активность» .

Задания каждого этапа оцениваются жюри по пятибалльной шкале.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Звучит музыка «Оркестр под упр.Поля Мариа»

Язык достался нам в наследство от многих поколений людей как самое дорогое богатство. Язык, на котором мы говорим, красив и богат. Он считается одним из самых выразительных языков мира. Прекрасным и звучным, выразительным и гибким назвал русский язык А. С. Пушкин. Многие русские писатели также говорили о необычайном богатстве русского языка, о том, что на этом языке можно передать самые сложные, самые разнообразные мысли и чувства.

Итак, в путь! Отправимся мы туда тремя командами.

Внимание!.. Кажется, впереди - игра.

Игра - наш друг, большой и умный, -
Не даст скучать и унывать,
Затеет спор веселый, шумный,
Поможет новое узнать.

Для подсчета очков нам нужно будет компетентное жюри (представление жюри)

Ведущий: "Выучи русский язык".

Если ты хочешь судьбу переспорить,
Если ты ищешь отрады цветник,
Если нуждаешься в твердой опоре -
Выучи, выучи русский язык.

Он твой наставник - великий, могучий,
Он переводчик, он проводник.
Если штурмуешь познания кручи -
Выучи, выучи русский язык.

Молчат гробницы, мумии и кости, -

Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

Наш дар бессмертный - речь.

Автор: И. Бунин Слово. 1915.


  1. «Представление команд».

Ведущий: Сегодня в нашей интеллектуальной игре принимают участие представители 11-ых классов. Пожалуйста, игроки займите свои места.

Звучит музыка между конкурсами


  1. А сейчас Первый конкурс - «Разминка». Для того, чтобы определить очередность выступления команд, выясним, кто справится с заданием быстрее остальных. Конкурс "Найди лишнее слово". Вам необходимо за 1 минуту найти лишнее слово, вычеркнуть его в предложении.

Звучит музыка во время конкурса

  1. Петя ушиб колено ноги.

  2. Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

  3. Собрание будет в декабре месяце.

  4. Многие города были превращены в руины и развалины.

  5. Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

  6. Он написал свою автобиографию.

  1. Петя ушиб колено. 2) Робинзоны ослабли от недоедания. 3) Собрание будет в декабре. 4) Многие города были превращены в руины. 5) Путь кораблю преградил айсберг. 6) Он написал автобиографию).

Первыми с заданием справились - , вторыми - , третьими стали -


  1. Второй конкурс «Проверка домашнего задания»: нужно было составить из букв слова АКТИВНОСТЬ как можно больше слов. Это должны быть имена существительные нарицательные, в единственном или множественном числе, именительном падеже. Представители команд (капитаны) называют свои слова по очереди, побеждает тот, кто назовет больше слов:

Друзья, вы убедились, что слов у нас в запасе, оказывается, немало. А умеем ли мы правильно писать эти слова? С помощью какой книги мы можем проверить свою грамотность? (Орфографический словарь).

Музыка между конкурсами

  1. Ведущий. Еще великий М. Ломоносов называл устойчивые сочетания речи "фразесами", предлагая включать их в словари. Ученые поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус в языке. Так появилась новая наука - фразеология.

Третий конкурс « Объясни фразеологизм». Участникам предлагается соединить фразеологизм (левый столбик) с соответствующим толкованием в правом столбике.

1.Не ударить в грязь лицом

2. Держать себя в руках

3. Мелькнуть как молния

4. Игра не стоит свеч

5. Стрелять без промаха

6. Во что бы то ни стало

7. Не находить места

8. Вешать голову.

9. Из рук вон плохо

4. Занятие, которое себя не оправдывает

6.Обязательно

9. Очень недостойно

3. Очень быстро

5. Точно попадая в цель

2. Сохранять самообладание

1.Показать себя с лучшей стороны

7. Быть в состоянии большого волнения

8.Огорчиться.

Музыка между конкурсами

  1. Четвертый конкурс - игра «Снежный ком». Условия игры: все участники команд от каждого класса выходят, встают через одного. Игра проходит по кругу, то есть каждый должен знать, после кого он выступает. ( Птица летит. Птица летит на юг. Перелетная птица летит на юг. и т.д.) Первый играющий произносит нераспространенное предложение, например: «Мальчик идет». Каждый следующий должен прибавить к предложению одно слово, правильно повторив все предложение целиком: «Мальчик идет в кино» , «Мальчик быстро идет в кино». Прибавлять можно в любом месте предложеня . Служебные слова не считаются. Игрок, который при повторении пропустил слово или переставил слова местами выходит из игры. Побеждает тот, кто остается последним.

  2. Пятый конкурс «Знание разделов науки о языке»

  1. Состав слова. Словообразование

  1. Подберите однокоренное слово к слову здание? (зодчий)

  2. Назовите слово, начинающееся с 4-х согласных? (встреча, вздрогнуть)

  3. Назовите корень в слове неувядающий? (-вяд-)

  4. Расшифруйте МХАТ (Московский художественный академический театр)

  5. Сколько корней в слове 157-этажных? (5)

  6. Корень в слове сопровождающий? ( -вожд-)

  7. Что такое орфограмма? (Написание в слове, которое соответствует определенному орфографическому правилу)

  8. Найдите родственное слово к слову иссечь (неиссякаемый)

  9. Назовите существительное с суффиксом -ин (баранина)

  10. Образуйте глагол с помощью суффикса -ич-? (Вредничать)

  11. Какие суффиксы есть в слове всеобъемлюще? ( -л-, -ющ-, -е-)

  12. Каким способом образованы слова подоконник и наушник? (приставочно-суффиксальным)

II. Лексика. Фразеология.

  1. Объясните разницу в значении слов абонент и абонемент?

(абонент - лицо, имеющее абонемент, абонемент - документ, дающий право пользоваться чем-либо)

  1. Подберите пословицу со словом язык (язык до Киева доведет)

  2. Что означает фразеологизм жить на широкую ногу? (Хорошо, в достатке)

  3. Что означает фразеологизм. Ахиллесова пята. (Уязвимое место)

  4. Объясните значение слов «факт» и «фактор».

( факт - действительное событие, фактор - причина события)

  1. Объясните значение слов эффектный и эффективный?

(эффектный - производящий сильное впечатление, эффективный - действительный, быстро развивающийся)

  1. Назовите фразеологизмы, в которых встречаются названия птиц, животных, насекомых. (Кот наплакал. Собака на сене. Комар носу не подточит)

  2. Что означает фразеологизм «втирать огни» (обманывать)

  3. Подберите синонимы к слову дебаты? (Дискуссия, прения)

  4. Подберите антоним к слову «прогрессивный» (консервативный)

  5. Исправьте ошибку в предложении: «Поза лица Раскольникова задумчива» (Выражение лица...)

  6. Каким способом образовано слово «ошеломить» что оно означает? (Поразить; ошеломить-сбить шлем)

III . Морфология

  1. Составьте словосочетание типа «прилаг + сущ» со словами тюль, шампунь (муж. род- оба слова)

  2. Поставьте в творительный падеж числительное 876 (восемьюстами семьюдесятью шестью)

  3. Каким способом образованы существительные «мостовая», «больной», «приемная» (суффиксальным)

  4. Какой частью речи является слово и в предложении:

« Что посеешь, то и пожнешь» (усилительная частица)

  1. Какой частью речи является в течение в предложении:

« В течение 5 лет я отдыхал в деревне (производный предлог)

  1. Какое выражение состоит из 2 наречий, которые по отдельности могут быть предлогами? (Вокруг да около)

  2. С какими частями речи никогда не употребляется предлог?

(с глаголами, деепричастиями, союзами, частицами)

  1. Почему не употребляются в 1-м лице ед. числа глаголы «толпиться», «сбежаться», «съехаться»?

(Эти глаголы обозначают действие нескольких лиц)

  1. Какое наречие пишется с двумя дефисами и двумя мягкими знаками? (точь-в-точь)

  2. Какой частью речи являются слова поражающий, пораженный? (причастия)

  3. Замените прилагательное коммуникабельный синонимом (общительный)

  4. Определите род у существительных «тихоня», «плакса», «подлиза» (сущ. общего рода)

IV. Синтаксис.

  1. Определите тип односоставного предложения:

« Вам сегодня приносили почту? (неопр.- личное)

  1. Определить вид односоставного предложения:

« Негде отдохнуть» (безличное)

  1. Что такое приложение? (определение, выраженное именем существительным в том же роде, числе и падеже, что и определяемое слово)

  2. Назовите 3 вида подчинительной связи слов в предложении (согласование, управление, примыкание)

  3. Составьте 2 предложения со словом «правда»:

в первом оно должно быть подлежащим, во втором - вводным словом.

  1. Почему не обособляются фразеологизмы «спустя рукава», «несолоно хлебавши» (является одним членом предложения)

  2. Что такое инверсия? (изменение порядка слов)

  3. В каких случаях используются неполные предложения? (в диалоге и в сложном предложении)

  4. В каком веке в русском письме появились точка и запятая? (14 век, 16 век)

  5. Когда в ССП перед союзом не ставится запятая?

(Когда у простых предложений один общий второстепенный член)

  1. Каким членом предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? (обстоятельством).

  2. Может ли быть в простом нераспространенном предложении больше двух слов? (Да, если главный член выражен фразеологическим оборотом)

Блиц-вопросы

  1. Назовите литературное произведение, в названии которого есть числительное? («Два капитана», «Три мушкетера»)

  2. Что значит слово консолидация (объединение)

  3. Какого спряжения глагол хлопотать (I спр.)

  4. Назовите слово с непроизносимой согласной (солнце)

  5. Как пишется слово пол-Азии (через дефис)

  6. В каких словах по 100 согласных? (стол, стог, стоп)

  7. Как пишется слово полземли? (слитно)

  8. Какими частями речи могут быть слова рой, пила. (сущ.и глаголом)

  9. Какой частью речи является слово некого? (отрицательное местоимение)

  10. Кто такой Ожегов? (Автор толкового словаря)

  11. Какой частью речи является слово начитавшись? (деепричастие)

  12. Как пишется слово пол-лимона?

  13. Назовите антоним к слову избыток (недостаток)

  14. Докончите пословицу «Глупый осудит, а (умный рассудит)»

  15. Как образовалось наречие сегодня? (мест+сущ.)

  16. Что значит слово табу? (запрет)

  17. Что объединяет существительные кофе, пальто, Уссури (нескл. сущ.)

  18. Как пишется слово пол-Архангельска?

  19. Какими частями речи могут быть слова дуло, стекло (сущ. и гл.)

  20. Какая буква пишется в корне слов «шок», «шов»?

  21. Какой частью речи является слово вооружившись? (деепр.)

  22. Какой частью речи является слова сотая, дюжина, трое? (сущ.)

  23. Какая буква пишется в корне слова «обжора»?

  24. Кто такой В. И. Даль? (создатель словаря)

  25. В названии какого дня недели, есть удвоенная согласная? (суббота)

  26. Докончи пословицу: «Умел ошибиться..(сумей и исправиться)»

  27. Как образовалось наречие «сейчас» (мест.+сущ.)

Звучит музыка из «Ералаша»



  1. Шестой конкурс «КОРРЕКТОР»

Ведущий: Найдите ошибки в выборе слова (каждой команде раздаются карточки с одинаковым текстом и заданием), исправьте их в тексте.

1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли.2) В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. 3) Из передовой бригады он перешел в отсталую. 4) В центре города построен памятник герою.

(1) После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали капли.
2) В конструкции есть дефекты.
3) Из передовой бригады он перешел в отставшую.
4) Из-за пожара, вспыхнувшего от костра, сгорел большой участок леса).

Ведущий: Пока команды выполняют задание, мы узнаем историю появления выражения «тютелька в тютельку».

Разговорное «тютелька в тютельку» обозначает «абсолютно точно, точка в точку». Знаете, наверное? А вы хоть раз задумывались, что это за «тютелька» такая? Оказывается, в диалектных словарях можно найти слово «тютя», означающее «удар», «попадание». «Тютелька» - уменьшительное от «тютя». Само же выражение «тютелька в тютельку» первоначально характеризовало столярную работу: если топор столяра точно попадает в одно и то же место, это значит, что попадает он «тютелька в тютельку».

Ведущий: Жюри подводит итоги, а мы переходим к следующему этапу.

Музыка между конкурсами

  1. Седьмой конкурс "Переводчик". Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами за 1 минуту? (За каждый правильный ответ команда получает 1 балл).

  1. Доктор прописал пациенту инъекции.

  2. Разъяренная вьюга замела тропинки.

  3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

  4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

(1) Врач выписал больному уколы.
2) Свирепая метель накрыла дороги.
3) Водитель опять начал осторожно смотреть во тьму.
4) Охранник укрылся от дождя под крышей дома).

Звучит музыка Поля Мариа. Подведение итогов конкурса

Игра со зрителями. (Проводится во время подготовки команд).Вы знаете, что такое метаграммы? Это загадки, по условиям которых из загаданного слова путем замены одной буквы на другую, получается новое слово. Каждая команда получает по две метаграммы, которые они должны разгадать. (Помимо карточек для участников, на магнитную доску вывешиваются плакаты с заданиями, чтобы зрители и жюри могли их видеть).

Я - из материи, и все об этом знают.
Но примененье я двойное нахожу:
Когда я с А, то мной одежду украшают,
Когда я с И - больным повязкою служу. (Бант - бинт).

С Т - я книга, с С - я рыба,
С К - бесформенная глыба,
с Л помог колоть я лед,
С Д народ во мне живет. (Том - сом - ком - лом - дом).

Меня как скот невысоко ты ценишь:
Упрямцем и глупцом слыву я с давних пор.
Но если С на Р ты переменишь,
То гордо я взлечу на выси гор. (Осел - орел).

С буквой Д вперед шагаю от зари и до зари.
С П торчу, зачем - не знаю.
С Т я людям помогаю даже в сильный летний зной.
С Л всегда и всем мешаю, не дружите вы со мной. (День - пень - тень - лень).

Ведущий: уважаемые зрители, пока команды думают, мы с вами будет отгадывать метаграммы и логогрифы. В этих загадках надо отгадать слово, прибавить к нему или отнять от него букву - и получится новое слово. Активнее участвуйте в наших конкурсах, самых активных участников в конце праздника ждут призы. (Ассистенты выдают жетоны за правильные ответы. В конце праздника эти жетоны подсчитываются и определяются победители).

С буквой О - арктический и антарктический,

Без нее я знак математический. (Полюс - плюс).

С Д - давно я мерой стала.

С Т - уж нету выше балла. (Пядь - пять).

С Е - я жаркая пора,
С О - настольная игра. (Лето - лото).

Когда я с Д - меня сорвут,
Когда я с Т - на мне плывут. (Плод - плот).

Известное я блюдо, когда ж добавишь М,
Летать, жужжать я буду, надоедая всем. (Уха - муха).

© 2010-2022