- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Тесты по русскому языку и литературе для 11-12 класса
Тесты по русскому языку и литературе для 11-12 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 12 класс |
Тип | Тесты |
Автор | Рекетис Г.С. |
Дата | 03.10.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
7
Прочитайте текст и выполните задания:
И.С. Тургенев «Голуби»
1 Я стоял на вершине пологого холма; передо мною - то золотым, то
посеребренным морем - раскинулась и пестрела спелая рожь.
Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.
Около меня солнце еще светило - горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.
Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.
Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! - думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!
Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.
2 И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать
ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый
голубь.
Летел, летел - всё прямо, прямо... и потонул за лесом.
Прошло несколько мгновений - та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.
3 И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха!
Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...
4 Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два
белых голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может
быть, спас.
Нахохлились оба - и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...
Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда.
Май, 1879
1.1. Определите тему произведения?
_____________________________________________________________________________
1.2. Что отражается в произведении?
_____________________________________________________________________________
1.3. Какой картиной начинается произведение?
_____________________________________________________________________________
1.4. Определите настроение произведения. Нужный вариант обведите.
А) Отчаяние Б) светлая поэтическая грусть о жизни В) разочарование жизнью
2 . Каков жанр этого произведения?
1). Рассказ 2). Стихотворение в прозе. 3). Очерк 4). Новелла
3.Определите стиль1 текста? Аргументируйте.
_____________________________________________________________________________
4. Выпишите словосочетание, которое кратко передаёт основное содержание первой части.
_____________________________________________________________________________
5. Чьими глазами увидено «назревание» грозы? Выпишите из текста доказательства вашего утверждения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Какие изобразительно-выразительные средства2 (тропы) использует автор в тексте?
1) выразительное средство - _____________________________________________________
Пример - _____________________________________________________________________
2) выразительное средство - _____________________________________________________
Пример - _____________________________________________________________________
3) выразительное средство - _____________________________________________________
Пример - _____________________________________________________________________
7.1. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами3. _____________________________________________________________________________
7.2. Какие чувства испытывает лирический герой произведения4?
_____________________________________________________________________________
8. Каково состояние всей природы перед грозой? Выпишите словосочетания, передающие это состояние.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
9. Какова цветовая гамма произведения? Выпишите из текста цветовые эпитеты.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Выпишите из текста устаревшие слова и дайте им толкование.
………………… -______________________________________________________________
…………………- ______________________________________________________________
…………………- ______________________________________________________________
11.1. Какая часть речи5 преобладает во второй части текста? _____________________________________________________________________________
11.2. Приведите примеры.
_____________________________________________________________________________
11.3. Что подчеркивается в этой части текста?
_____________________________________________________________________________
12. Во второй части между двумя изображениями действия есть такое предложение: «Прошло несколько мгновений - та же стояла жестокая тишь». Какую роль это предложение играет в тексте?
_____________________________________________________________________________
13. Какой эпитет подчеркивает зловещую паузу перед бурей?
_____________________________________________________________________________
14. Прочитайте третью часть текста (от слов «И вот, наконец, сорвалась буря…» до слов «…запахло серой…»).
14.1. Какое словосочетание передаёт происходящее здесь?
_____________________________________________________________________________
14.2. Какие глаголы использует автор, описывая бурю?
_____________________________________________________________________________
15. Найдите сравнения, которые передают происходящее в третьей части. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
16. Найдите предложение, которое говорит о лирическом герое.
_____________________________________________________________________________
17.1 Какими фонетическими средствами автор передает грохот бури? (Ответ обведите.)
А) Ассонанс - повторение гласных звуков
Б) Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных
В) Звукоподражание - использование звуковых сочетаний, способных отразить звучание описываемых явлений, сходных по звучанию с изображаемым в художественной речи
17.2. Приведите пример.
_____________________________________________________________________________ 17.3. Какие звуки раздаются в тексте? Выпишите примеры.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
17.4. Приносит ли буря успокоение автору? Подтвердите, почему Вы так считаете.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
18. Как соотносятся по смыслу и в авторской оценке вторая и третья части текста? Для ответа на этот вопрос сопоставьте смысл образа белых голубей и бури.
_____________________________________________________________________________
19. Прочитайте четвертую часть текста ( от слов « Но под навесом крыши…» и до конца).
19.1. Каково господствующее настроение третей и четвертой частей?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
19.2. Какими средствами писатель добивается резкой смены интонации в четвертой части?
_____________________________________________________________________________ 19.3.Определите тип речи четвертой части текста?
А) повествование Б) описание В) рассуждение
20. С какой целью автор два раза повторил слово один?
_____________________________________________________________________________
21. Каково состояние лирического героя?
_____________________________________________________________________________
22. Чем объясняется данное состояние лирического героя?
_____________________________________________________________________________
23. Подтвердите примером из текста.
_____________________________________________________________________________
24. О чём думает автор, наблюдая за голубями?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
25. Почему это произведение называется «Голуби»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА
№
Возможные ответы
Нормы оценки
Баллы
1.1*
о чувствах лирического героя, его переживаниях, вызванных наблюдениями за парой голубей / о грозе.
Ответ верный
Ответ приблизительный
Ответ неправильный, нет ответа
2
1
0
1.2*
Переживания, чувства и мысли автора в связи с его жизненными впечатлениями
Ответ верный
Ответ приблизительный
Ответ неправильный, нет ответа
2
1
0
1.3*
С описания природы перед грозой, а затем и во время грозы
Ответ верный
Ответ приблизительный
Ответ неправильный, нет ответа
2
1
0
1.4
Б) светлая поэтическая грусть о жизни
Ответ верный
Ответ неправильный, нет ответа
1
0
2
2) Стихотворение в прозе
Ответ верный
Ответ неправильный, нет ответа
1
0
3
Художественному стилю,
потому что он полон зримых картин, образов, создает определенное настроение./ отличается образностью, / широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.
За правильно названный стиль
За каждый аргумент по 1 баллу
Ответ неправильный, нет ответа
1
1 х 2 = 2
0
4
«Назревала гроза великая».
Ответ верный
Ответ неправильный, нет ответа
1
0
5
Оно увидено глазами лирического героя (автора / повествователя) : «я стоял», «передо мною», «около меня», «я глядел», «думалось мне».
Ответ верный
За каждое доказательство по 0,5 балла (максимум 2,5 б)
Ответ неправильный, нет ответа
1
0,5 х 5 = 2,5
0
6*
Метафоры: туча лежала / всё притаилось, / визжит ветер; и др.
Эпитеты: жестокая тишь, / рьяный ливень и др.
Сравнения золотая змейка, / два платка, / два комочка / стреляет как из пушки и др.
За названное выразительное средство по 1 баллу
За каждый правильный пример по 1 баллу
Ответ неправильный, нет ответа
1 х 3 = 3
1 х 3 = 3
3 + 3 = 6
0
7.1
7.2
Краюшке, рядышком -
эти слова передают нежность, / теплоту, / любовь испытываемую лирическим героем.
За каждое слово по 1 баллу
Ответ правильный
Ответ приблизительный
Ответ неправильный, нет ответа
1 х 2 = 2
1
0,5
0
8
Это состояние затишья перед бурей: не бегало зыби - не струился воздух - все притаилось - все изнывало - не слыхать, / не видать ни одной птицы.
Ответ правильный
Ответ неправильный, нет ответа
За каждое выписанное словосочетание по 0,5 балла
1
0
0,5 х 6 = 3
9
Золотой, посеребрённый, тусклый, тёмно-синий, зловещий блеск, солнечный, огнистая зелень…
За каждый правильный пример по 0,5 балла
7 х 0,5 = 3,5
10*
зыбь - легкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное колебание верхушек растений на большом пространстве.
Межа - граница земельных участков.
Томление - мучение, тягостное ожидание чего-то.
За каждое правильное объяснение по 1 баллу
1 х 3 = 3
11.1
11.2
11.3
Глаголы:
замелькало - летел, летел - потонул; мелькают - несутся - летят
Они передают движение.
За правильно названную часть речи
За каждый пример по 0,5 балла
За правильное объяснение
1
0,5 х 4 = 2
1
12*
Это напряженная пауза, ожидание
Ответ правильный
Ответ приблизительный
Ответ неправильный, нет ответа
2
1
0
13
Жестокая (тишь)
Ответ правильный
Ответ неправильный, нет ответа
1
0
14.1
Сорвалась буря.
Ответ правильный
Ответ неправильный, нет ответа
1
0
14.2
(Буря) сорвалась, визжит, мечется (ветер), мчатся (облака), (всё) закрутилось, смешалось, закачался (ливень), (молнии) слепят, стреляет (гром))
За каждый глагол по 0,5 балла
Максимум - 4 балла
8х0,5=4
15
Мечется как бешеный ветер, стреляет как из пушки гром
Ответ правильный
Ответ неправильный, нет ответа
2
0
16
Я едва домой добежал
Ответ правильный
Ответ неправильный, нет ответа
1
0
17.1
Б) Аллитерация
Ответ правильный
Ответ неправильный, нет ответа
1
0
17.2
повторением звуков [тр] и [гр]: стреляет отрывистый… гром.
Ответ правильный
Ответ неправильный, нет ответа
2
0
17.3
Тишина ( шептал и хлопал)…/ Жестокая тишь… / Визжит, захлестал, стреляет гром.
Ответ правильный
Ответ неполный
Ответ неправильный, нет ответа
2
1
0
17.4*
Нет.
В ней нет гармонии, умиротворения, автору видится буря как злая сила - «запахло серой» - говорит он.
За правильный ответ 1 балл
За правильное подтверждение 2 балла
1+2=3
18*
Белые голуби - это символ мира, покоя, гармонии, благодати, а буря - это разрушительная стихия, что подчеркивается сравнением с войной: «стреляет как из пушки» гром, - поэтому эти части противопоставлены друг другу.
Ответ правильный
Ответ приблизительный
Ответ неполный
Ответ неправильный, нет ответа
3
2
1
0
19.1*
В третьей части все - движение, смятение, разрушение, зло; в четвертой - умиротворение, согласие, спокойствие, добро.
Ответ правильный
Ответ приблизительный
Ответ неправильный, нет ответа
2
1
0
19.2*
Большое сложноподчиненное предложение, осложненное однородными членами и вводной конструкцией; / глаголов становится мало, зато много существительных.
Ответ правильный
Ответ приблизительный
Ответ неправильный, нет ответа
2
1
0
19.3
Б) описание
Ответ верный
Ответ неправильный, нет ответа
1
0
20*
Повтор слова один подчеркивает острое ощущение собственного одиночества, / внутреннюю тоску лирического героя
Ответ правильный
Ответ приблизительный
Ответ неправильный, нет ответа
2
1
0
21
Тревожное
Ответ верный
Ответ неправильный, нет ответа
1
0
22
Одиночеством
Ответ верный
Ответ неправильный, нет ответа
1
0
23
«Я одинок…один, как всегда…»
Ответ верный
Ответ неправильный, нет ответа
1
0
24*
Автор как бы говорит: «Пускай я один (один как всегда), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, тепло, сердечность и спокойствие
Ответ правильный
Ответ приблизительный
Ответ неправильный, нет ответа
2
1
0
25*
Именно с образом двух белых голубей, олицетворяющих тепло и сердечность, гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним свою жизнь одинокого человека. Этот образ - носитель главной мысли стихотворения в прозе.
*(Ответ может быть и другим.)
Ответ правильный
Ответ приблизительный
Ответ неполный
Ответ неправильный, нет ответа
3
2
1
0
1 Стили текста: - Публицистический; Художественный; Научный; Официально-деловой; Разговорный.
2 Метафора - Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. (В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин).
Сравнение - Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. (Ее глаза - как два тумана, полуулыбка, полуплач. (Н.Заболоцкий).
Эпитет - Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего прилагательное); «красочное» определение. (Капельки хрустальной влаги; седой росный луг).
3 Суффикс -ек- (сыночек, цветочек), Суффикс -ик- (солдатик), Суффиксы -ечк, -еньк- (маленький, кошечка, заечка). Суффиксы -очк, -оньк- (глазоньки, Димочка). Суффикс -ул- (Сынуля, мамуля).
4 Лирический герой произведения - это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.
5 Части речи в русском языке: Имя существительное, Имя прилагательное, Имя числительное, Местоимение, Наречие, Глагол, Деепричастие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.