Тесты по русскому языку и литературе для 11-12 класса

Тест по русскому языку и литературе для 11- 12 класса.Анализ художественного текста. Материал (тест) может быть использован для подготовки к экзамену по русскому языку, для контрольной работы, для повторения материала порусской литературе.Прочитайте текст и выполните задания: И.С.Тургенев  « Голуби ». Я стоял на вершине пологого холма; передо мною — то золотым, то посеребренным морем — раскинулась и пестрела спелая рожь. Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 12 класс
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

7

Прочитайте текст и выполните задания:

И.С. Тургенев «Голуби»

1 Я стоял на вершине пологого холма; передо мною - то золотым, то

посеребренным морем - раскинулась и пестрела спелая рожь.

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая.

Около меня солнце еще светило - горячо и тускло; но там, за рожью, не слишком далеко, темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой половине небосклона.

Всё притаилось... всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы; попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Как сильно пахнет полынь на межах! Я глядел на синюю громаду... и смутно было на душе. Ну скорей же, скорей! - думалось мне, - сверкни, золотая змейка, дрогни, гром! двинься, покатись, пролейся, злая туча, прекрати тоскливое томленье!

Но туча не двигалась. Она по-прежнему давила безмолвную землю... и только словно пухла да темнела.

2 И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать

ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый

голубь.

Летел, летел - всё прямо, прямо... и потонул за лесом.

Прошло несколько мгновений - та же стояла жестокая тишь... Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.

3 И вот, наконец, сорвалась буря - и пошла потеха!

Я едва домой добежал. Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой...

4 Но под навесом крыши, на самом кра́юшке слухового окна, рядышком сидят два

белых голубя - и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может

быть, спас.

Нахохлились оба - и чувствует каждый своим крылом крыло соседа...

Хорошо им! И мне хорошо, глядя на них... Хоть я и один... один, как всегда.

Май, 1879

1.1. Определите тему произведения?

_____________________________________________________________________________

1.2. Что отражается в произведении?

_____________________________________________________________________________

1.3. Какой картиной начинается произведение?

_____________________________________________________________________________

1.4. Определите настроение произведения. Нужный вариант обведите.

А) Отчаяние Б) светлая поэтическая грусть о жизни В) разочарование жизнью

2 . Каков жанр этого произведения?

1). Рассказ 2). Стихотворение в прозе. 3). Очерк 4). Новелла

3.Определите стиль1 текста? Аргументируйте.

_____________________________________________________________________________

4. Выпишите словосочетание, которое кратко передаёт основное содержание первой части.

_____________________________________________________________________________

5. Чьими глазами увидено «назревание» грозы? Выпишите из текста доказательства вашего утверждения.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие изобразительно-выразительные средства2 (тропы) использует автор в тексте?

1) выразительное средство - _____________________________________________________

Пример - _____________________________________________________________________

2) выразительное средство - _____________________________________________________

Пример - _____________________________________________________________________

3) выразительное средство - _____________________________________________________

Пример - _____________________________________________________________________

7.1. Выпишите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами3. _____________________________________________________________________________

7.2. Какие чувства испытывает лирический герой произведения4?

_____________________________________________________________________________

8. Каково состояние всей природы перед грозой? Выпишите словосочетания, передающие это состояние.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какова цветовая гамма произведения? Выпишите из текста цветовые эпитеты.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Выпишите из текста устаревшие слова и дайте им толкование.

………………… -______________________________________________________________

…………………- ______________________________________________________________

…………………- ______________________________________________________________

11.1. Какая часть речи5 преобладает во второй части текста? _____________________________________________________________________________

11.2. Приведите примеры.

_____________________________________________________________________________

11.3. Что подчеркивается в этой части текста?

_____________________________________________________________________________

12. Во второй части между двумя изображениями действия есть такое предложение: «Прошло несколько мгновений - та же стояла жестокая тишь». Какую роль это предложение играет в тексте?

_____________________________________________________________________________

13. Какой эпитет подчеркивает зловещую паузу перед бурей?

_____________________________________________________________________________

14. Прочитайте третью часть текста (от слов «И вот, наконец, сорвалась буря…» до слов «…запахло серой…»).

14.1. Какое словосочетание передаёт происходящее здесь?

_____________________________________________________________________________

14.2. Какие глаголы использует автор, описывая бурю?

_____________________________________________________________________________

15. Найдите сравнения, которые передают происходящее в третьей части. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Найдите предложение, которое говорит о лирическом герое.

_____________________________________________________________________________

17.1 Какими фонетическими средствами автор передает грохот бури? (Ответ обведите.)

А) Ассонанс - повторение гласных звуков

Б) Аллитерация - повторение одинаковых или однородных согласных

В) Звукоподражание - использование звуковых сочетаний, способных отразить звучание описываемых явлений, сходных по звучанию с изображаемым в художественной речи

17.2. Приведите пример.

_____________________________________________________________________________ 17.3. Какие звуки раздаются в тексте? Выпишите примеры.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17.4. Приносит ли буря успокоение автору? Подтвердите, почему Вы так считаете.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Как соотносятся по смыслу и в авторской оценке вторая и третья части текста? Для ответа на этот вопрос сопоставьте смысл образа белых голубей и бури.

_____________________________________________________________________________

19. Прочитайте четвертую часть текста ( от слов « Но под навесом крыши…» и до конца).

19.1. Каково господствующее настроение третей и четвертой частей?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19.2. Какими средствами писатель добивается резкой смены интонации в четвертой части?

_____________________________________________________________________________ 19.3.Определите тип речи четвертой части текста?

А) повествование Б) описание В) рассуждение

20. С какой целью автор два раза повторил слово один?

_____________________________________________________________________________

21. Каково состояние лирического героя?

_____________________________________________________________________________

22. Чем объясняется данное состояние лирического героя?

_____________________________________________________________________________

23. Подтвердите примером из текста.

_____________________________________________________________________________

24. О чём думает автор, наблюдая за голубями?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

25. Почему это произведение называется «Голуби»? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА

Возможные ответы

Нормы оценки

Баллы

1.1*

о чувствах лирического героя, его переживаниях, вызванных наблюдениями за парой голубей / о грозе.

Ответ верный

Ответ приблизительный

Ответ неправильный, нет ответа

2

1

0

1.2*

Переживания, чувства и мысли автора в связи с его жизненными впечатлениями

Ответ верный

Ответ приблизительный

Ответ неправильный, нет ответа

2

1

0

1.3*

С описания природы перед грозой, а затем и во время грозы

Ответ верный

Ответ приблизительный

Ответ неправильный, нет ответа

2

1

0

1.4

Б) светлая поэтическая грусть о жизни

Ответ верный

Ответ неправильный, нет ответа

1

0

2

2) Стихотворение в прозе

Ответ верный

Ответ неправильный, нет ответа

1

0

3

Художественному стилю,

потому что он полон зримых картин, образов, создает определенное настроение./ отличается образностью, / широким использованием изобразительно-выразительных средств языка.

За правильно названный стиль

За каждый аргумент по 1 баллу

Ответ неправильный, нет ответа

1

1 х 2 = 2

0

4

«Назревала гроза великая».

Ответ верный

Ответ неправильный, нет ответа

1

0

5

Оно увидено глазами лирического героя (автора / повествователя) : «я стоял», «передо мною», «около меня», «я глядел», «думалось мне».

Ответ верный

За каждое доказательство по 0,5 балла (максимум 2,5 б)

Ответ неправильный, нет ответа

1

0,5 х 5 = 2,5

0

6*

Метафоры: туча лежала / всё притаилось, / визжит ветер; и др.

Эпитеты: жестокая тишь, / рьяный ливень и др.

Сравнения золотая змейка, / два платка, / два комочка / стреляет как из пушки и др.

За названное выразительное средство по 1 баллу

За каждый правильный пример по 1 баллу

Ответ неправильный, нет ответа

1 х 3 = 3

1 х 3 = 3

3 + 3 = 6

0

7.1

7.2

Краюшке, рядышком -

эти слова передают нежность, / теплоту, / любовь испытываемую лирическим героем.

За каждое слово по 1 баллу

Ответ правильный

Ответ приблизительный

Ответ неправильный, нет ответа

1 х 2 = 2

1

0,5

0

8

Это состояние затишья перед бурей: не бегало зыби - не струился воздух - все притаилось - все изнывало - не слыхать, / не видать ни одной птицы.

Ответ правильный

Ответ неправильный, нет ответа

За каждое выписанное словосочетание по 0,5 балла

1

0

0,5 х 6 = 3

9

Золотой, посеребрённый, тусклый, тёмно-синий, зловещий блеск, солнечный, огнистая зелень…

За каждый правильный пример по 0,5 балла

7 х 0,5 = 3,5

10*

зыбь - легкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное колебание верхушек растений на большом пространстве.

Межа - граница земельных участков.

Томление - мучение, тягостное ожидание чего-то.

За каждое правильное объяснение по 1 баллу

1 х 3 = 3

11.1

11.2

11.3

Глаголы:

замелькало - летел, летел - потонул; мелькают - несутся - летят

Они передают движение.

За правильно названную часть речи

За каждый пример по 0,5 балла

За правильное объяснение

1

0,5 х 4 = 2

1

12*

Это напряженная пауза, ожидание

Ответ правильный

Ответ приблизительный

Ответ неправильный, нет ответа

2

1

0

13

Жестокая (тишь)

Ответ правильный

Ответ неправильный, нет ответа

1

0

14.1

Сорвалась буря.

Ответ правильный

Ответ неправильный, нет ответа

1

0

14.2

(Буря) сорвалась, визжит, мечется (ветер), мчатся (облака), (всё) закрутилось, смешалось, закачался (ливень), (молнии) слепят, стреляет (гром))

За каждый глагол по 0,5 балла

Максимум - 4 балла

8х0,5=4

15

Мечется как бешеный ветер, стреляет как из пушки гром

Ответ правильный

Ответ неправильный, нет ответа

2

0

16

Я едва домой добежал

Ответ правильный

Ответ неправильный, нет ответа

1

0

17.1

Б) Аллитерация

Ответ правильный

Ответ неправильный, нет ответа

1

0

17.2

повторением звуков [тр] и [гр]: стреляет отрывистый… гром.

Ответ правильный

Ответ неправильный, нет ответа

2

0

17.3

Тишина ( шептал и хлопал)…/ Жестокая тишь… / Визжит, захлестал, стреляет гром.

Ответ правильный

Ответ неполный

Ответ неправильный, нет ответа

2

1

0

17.4*

Нет.

В ней нет гармонии, умиротворения, автору видится буря как злая сила - «запахло серой» - говорит он.

За правильный ответ 1 балл

За правильное подтверждение 2 балла

1+2=3

18*

Белые голуби - это символ мира, покоя, гармонии, благодати, а буря - это разрушительная стихия, что подчеркивается сравнением с войной: «стреляет как из пушки» гром, - поэтому эти части противопоставлены друг другу.

Ответ правильный

Ответ приблизительный

Ответ неполный

Ответ неправильный, нет ответа

3

2

1

0

19.1*

В третьей части все - движение, смятение, разрушение, зло; в четвертой - умиротворение, согласие, спокойствие, добро.

Ответ правильный

Ответ приблизительный

Ответ неправильный, нет ответа

2

1

0

19.2*

Большое сложноподчиненное предложение, осложненное однородными членами и вводной конструкцией; / глаголов становится мало, зато много существительных.

Ответ правильный

Ответ приблизительный

Ответ неправильный, нет ответа

2

1

0

19.3

Б) описание

Ответ верный

Ответ неправильный, нет ответа

1

0

20*

Повтор слова один подчеркивает острое ощущение собственного одиночества, / внутреннюю тоску лирического героя

Ответ правильный

Ответ приблизительный

Ответ неправильный, нет ответа

2

1

0

21

Тревожное

Ответ верный

Ответ неправильный, нет ответа

1

0

22

Одиночеством

Ответ верный

Ответ неправильный, нет ответа

1

0

23

«Я одинок…один, как всегда…»

Ответ верный

Ответ неправильный, нет ответа

1

0

24*

Автор как бы говорит: «Пускай я один (один как всегда), но в жизни много прекрасного, когда в ней есть дружба, взаимопонимание, взаимовыручка, тепло, сердечность и спокойствие

Ответ правильный

Ответ приблизительный

Ответ неправильный, нет ответа

2

1

0

25*

Именно с образом двух белых голубей, олицетворяющих тепло и сердечность, гармонию и покой, проводит автор внутреннюю параллель, сопоставляя с ним свою жизнь одинокого человека. Этот образ - носитель главной мысли стихотворения в прозе.

*(Ответ может быть и другим.)

Ответ правильный

Ответ приблизительный

Ответ неполный

Ответ неправильный, нет ответа

3

2

1

0

1 Стили текста: - Публицистический; Художественный; Научный; Официально-деловой; Разговорный.

2 Метафора - Слово в переносном значении; перенос основан на уподоблении одного предмета другому по сходству или контрасту; скрытое сравнение. (В саду горит костер рябины красной. (С.Есенин).

Сравнение - Сопоставление двух понятий, предметов, явлений с целью пояснения одного из них при помощи другого. (Ее глаза - как два тумана, полуулыбка, полуплач. (Н.Заболоцкий).

Эпитет - Слово или словосочетание, служащее образной характеристикой какого-либо лица, явления или предмета (чаще всего прилагательное); «красочное» определение. (Капельки хрустальной влаги; седой росный луг).

3 Суффикс -ек- (сыночек, цветочек), Суффикс -ик- (солдатик), Суффиксы -ечк, -еньк- (маленький, кошечка, заечка). Суффиксы -очк, -оньк- (глазоньки, Димочка). Суффикс -ул- (Сынуля, мамуля).

4 Лирический герой произведения - это и носитель речи, и предмет изображения. Он открыто стоит между читателем и изображаемым миром; мы можем судить о лирическом герое по тому, что ему близко, против чего он восстает, как он воспринимает мир и свою роль в мире и т.д.

5 Части речи в русском языке: Имя существительное, Имя прилагательное, Имя числительное, Местоимение, Наречие, Глагол, Деепричастие, Предлог, Союз, Частица, Междометие.

© 2010-2022