- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Конспект урока по теме Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 9 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Севек М.В. |
Дата | 06.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ Адыр-Кежигская СОШ
на тему: «Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях»
(9 класс)
(Урок с использованием ИКТ)
Провела: учитель русского языка
и литературы Севек М.В.
2015
Тема: Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях.
ЦЕЛИ УРОКА:
-
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
-систематизировать материал по синтаксису сложного предложения;
-совершенствовать знания учащихся о характере смысловых отношений между частями БСП;
-углубить знания по синтаксической стилистике сложного предложения.
-
РАЗВИВАЮЩИЕ:
-развивать навыки постановки знаков препинания между частями в БСП;
-развивать умения создавать схемы БСП;
-развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения.
3. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
-формировать личностную позицию учащихся;
-воспитывать эстетический вкус;
- помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек;
-воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ):
-
Запись на доске:
- тема урока;
- стихотворный текст для анализа;
- дополнительное задание. -
Карточки с образцами заданий.
-
На рабочем столе учащихся: Учебник по русскому языку в 9 классе /Р.Б.Сабаткоев.- 13-е изд. - СПб. : Просвещение, 2014.; тетради, ручки и карандаши, компьютер, проектор, презентация.
СТРУКТУРА УРОКА:
-
Организационный этап.
-
Работа с эпиграфом к уроку.
-
Лингвистическая разминка.
-
Объяснение нового материала.
-
Закрепление изученного материала.
-
Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ДАННОМ УРОКЕ:
-
Устный и письменный.
-
Фронтальный, групповой, индивидуальный.
ХОД УРОКА
1. Организационный этап.
-
Подготовка учащихся к работе на уроке.
-
Взаимное приветствие учителя и учащихся.
-
Визуальный контроль готовности к уроку.
-
Работа с журналом.
2. Работа с эпиграфом к уроку (эпиграф записан на доске).
-
Сегодня мне хотелось бы к нашему уроку предложить следующий эпиграф.
Нет, не гибнет в жизни большой
Всё, на что сердце твоё откликается.
Живи беспокойно, живи с маетой:
С доброты человек начинается.
-
Выразительное чтение эпиграфа учащимся.
-
Все ли слова вам знакомы и понятны?
Маета - собственно русское образование от существительного мая -"тяжелая работа, мученье" посредством суффикса -ет-.
-
Запись эпиграфа в тетрадях.
-
Сформулируйте главную мысль стихотворной строфы.
(С доброты человек начинается)
-
Настроимся на разговор о доброте.
-
Проверка домашнего задания. Назовите синонимы к слову "доброта". Запись слов в тетрадях и на доске.
(Добродушие, незлобивость, добросердечность, отзывчивость, душевность, сострадание, милосердие)
-
Какой смысл заключает в себе слово "доброта"?
(Это отзывчивость, душевное расположение к людям и ко всему окружающему, стремление делать добро другим).
3.Лингвистическая разминка.( 3 мин) Слайд 4.
1. В каком слове пишется Ъ?
а) п…еса;
б) суб…ект;
в) прем…ера;
г) сер…ёзный.
2. В каком слове пишется Ь?
а) ин…екция;
б) с…ёмка;
в) с…ехать;
г) медал…он.
4. Объяснение нового материала.
Сообщение темы урока и постановка целей.
«Запятая и точка с запятой в бессоюзных сложных предложениях». (Тема урока записана на доске).
Цель урока:
- осмысление …специфики БС предложений;
- усвоение …правила постановки знаков препинания в БСП;
-отработка…умений находить БС предложения в тексте и правильно ставить запятую и точку с запятой.
Слово учителя:
-Для начала вспомним, что такое БСП?
(Бессоюзное сложное предложение- это сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу, интонационно и порядком расположения.
Между простыми предложениями в составе бессоюзных предложений, выражаются смысловые отношения: перечисление, последовательность, сравнение, пояснение, условие, причина, следствие, времени, дополнение, противопоставление).
-В чем его отличие от других сложных предложений?
-Какие знаки препинания ставятся между частями БСП?
(Части бессоюзного сложного предложения разделяют такие знаки препинания как: запятая, точка с запятой, двоеточие, тире.)
Сегодня поговорим о том, когда ставятся запятая и точка с запятой.
Запятая между частями БСП ставится при одновременности и последовательности действий, проверяется по смыслу интонацией. Например: Дождик кончился сразу, тучка пошла за горизонт, показалось солнышко. [ ], [ ], [ ].
Точка с запятой между частями БСП ставится, если эти части отдалены друг от друга по смыслу, или содержат внутри себя запятые. Например: Слабо шурша, падали шишки; вздыхая, шумел лес. [ ], [ ].
-
Закрепление изученного материала.
1.Самостоятельная работа.
Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно стало БСП; расставьте знаки препинания.
1.С детских лет постигаем мы истину…
2.Держится мир на доброте…
3.Хочешь изменить мир к лучшему…
2.Игра «Кто быстрее?»
Первая команда
Вторая команда
1. [ ], и [ ].
1. [ ], а [ ].
2. [ ], (чтобы).
2. [ ], (который).
3. [ ], [ ], [ ].
3. [ ], [ ], [ ].
4. [ ]; [ ].
4. [ ]; [ ].
6.Итоги урока.
-Наш урок завершается. Интересно ли вам было на уроке? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?
Повторим!
Запятая между частями БСП ставится при одновременности и последовательности действий, а точка с запятой ставится, если эти части отдалены друг от друга по смыслу, или содержат внутри себя запятые.
-Сегодня мы с вами еще говорили о таком качестве человека как доброта. Давайте вспомним синонимы к этому слову.
Помните: С доброты человек начинается!
Домашнее задание:
Напишите небольшое сочинение с использованием БСП на тему: «Добрый человек в моём понимании».