Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме: «Главные и второстепенные члены предложения»

Урок обобщения   и  систематизации   знаний  по  теме:  " Главные и второстепенные члены предложения".    Урок  является   завершающим  этапом  в  изучении  данной  темы.  Интегрирующей   целью  урока  является  обобщение,  систематизация  и  углубление  знаний,  отработка  навыка   построения предложения  в  устной  и  письменной  речи,  развитие  умения   работать  индивидуально  и  в  парах.     Модульный   урок  на  завершающем  этапе  изучения   данной  темы  позволяет  учащимся  высокого  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме: «Главные и второстепенные члены предложения».


Цель урока: Обобщить и систематизировать изученное по теме «Главные и второстепенные члены предложения».

Закрепить ЗУН, сформированные учащимися при изучении данной темы:

  1. выделять грамматическую основу предложения;

  2. определять способы выражения подлежащего;

  3. правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;

  4. определять вид сказуемого; знать из каких частей состоят составные сказуемые; уметь отличать их;

  5. знать в каких случаях между подлежащими и сказуемым ставится тире;

  6. знать на какие группы делятся второстепенные члены предложения; как могут выражаться;

  7. отличать согласованные и несогласованные определения; прямые и косвенные дополнения;

  8. знать постановку знаков препинания при приложении;

  9. уметь использовать полученные ЗУН в различных типах речи.

Ребята! При работе с материалом данного урока вы выбираете задания по своим «силам»:

Уровень I. Базовый.

Уровень II. Усложненный.

Учебный элемент

Задания учащимся

Руководство рекомендации

УЗ-1

I. Разберите примеры, приведенные ниже и ответь на вопрос № 1, 2, 3 стр. 84 учебника.

Учебник стр.11-15


1. По пескам у горизонта плыли три белых паруса.

Взаимопроверка

Работа в парах

2. Четверо ребят отправились на рыбалку.

3. Чинить яхты - работа в дороге не очень приятная.

Используйте графическое объяснение

4. Я хочу поговорить с ним об этом.

5. Озеро словно зеркало.

Смотри таблицы в тетради


II.1. Вставьте пропущенные буквы. Поставьте, где это необходимо, знаки препинания.

Смотри примечание на стр.49


1. Летний вечер тих и ясен.

2. Золотой м…телью мчит...ся ж...лтый лист.

Выделите грамматическую основу.

3. Мес…ность равни (н, нн)а и река (с,з)десь широка и дли (н,нн)а.

4. Мы медле (н,нн)о стали пр…ближат…ся к вершин… горы.

5. По Северному морскому пути в это лето сновал (о,и) в…ликое множество судов.

6. Еще и холоден и сыр февральский воздух но над садом уже смотр…т небо яс…ным взглядом.

7. Трое в слодатских бушлатах летел (и,о) укращать Ангару.

8. В этом году осень теплая.

9. Девочка была огорче (н,нн)а присходящ…м.

10. Все нас…ление поселка вышл (и,о) встр…чать рыбаков.


Определите, чем выражены главные члены предложения. Укажите вид сказуемого.


2. Расставьте знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.

Работа в парах

Взаимопроверка


1. Простота есть (не) обходимое условие пр…красного.

Не забудьте вставить пропущенные буквы!

2. Дело художника р…ждать радость.

3. Хороший вкус это прежде всего чу…ство меры.

4. Жизнь несконча…мый экзамен.

5. Для меня жить значит работать.

Смотри примечания на стр.61 учебника и таблицу

6. Облака как пр…чудливые замки.

7. Сегодня море как небо.

8. Очень важное про…вление вежл…вости поздороват…ся первым.

9. Озеро словно зеркало.

10. Глаза будто вишни.


Выделите подлежащее и сказуемое. Определите, чем выражено подлежащее, вид сказуемого.

Ответьте на вопрос № 4 учебника стр. 84.


УЗ - 2

I. 1. Подчеркните грамматические основы. Найдите дополнения. Определите, чем они выражены.

1. На лицо тебе уж веет ра (н,нн)ий утра холодок.

Вставьте пропущенные буквы

2. Реде…т ноч…ного тумана покров.

3. Глубина впадины р…вна оди (н,нн)адцати километрам.

4. Споры отл…жили (на) завтра.

5. Безродного пр…грел и (в) вел в мое семейство.

6. Чере (с,з) (не) сколько дней меня выслуш…вал врач… .

7. Мы попросили девоч…ку спеть.

8. Врач посовет…вал отцу уехать на юг.


2. Выделите грамматические основы. Подчеркните дополнения. Определите прямые или косвенные эти дополнения.

Работа в парах

Взаимопроверка


Прод…лжая традиц…и Ломоносова Державин созд…ет свое…бразные, ор…гинальные произв…дения. Его ода «Фелица» стала литературной сенсац…ей, новым шагом в развит… поэз… . Основное место в ней зан…мает (не) описание занятий и привыч…к Екатерины II а выр…жжение личных с…мпатий к ней чу…ства восхищения и надежд на нее как на просвеще (н,нн)ого монарха.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте, где это необходимо, знаки препинания.


Подберите однокоренные слова к слову просвещенный

Работа в парах

Взаимопроверка


3. Выделите грамматические основы. Подчеркните определения. Определите вид определения.

1. Первый сборник ра…казов А.П. Чехова вышел в 1884 году.

Смотри примечания стр.73

2. Где роза бе (з,с) р…стет ?

3. В ржавых трубах пароходов играли зайчики от солнца.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте, где это необходимо, знаки препинании!.

4. (Не) много дальше р…сла черемуха (по) толше.

5. Я соверше (н,нн)о утрат…л способность писать.

6. (В) близи дороги стояли пол…вые цветы самых разно…бразных размеров, форм, окрасок.

7. Это была обыкнове (н,нн)ая кукла с широко ра(с,з)крытыми голубыми глазами с (не) сколько раведе(н,нн)ыми руками с льн…ными локонами. Платье из тюл (я,и) просвеч …вало на ее розовом тел… .


Ответьте на вопрос № 6 (учебник стр.84)


4. Расставьте знаки препинания. Объясните. Ответьте на вопрос № 7 учебника

стр. 84


1. (Не) сколько раз мы вид…ли этого волка чудов…ще.

Вставьте пропущенные буквы!

2. На небе красав…ца з…ря разг…ралась.

3. Аргументы и факты интересная газета.

4. Волга река труж…ница.

Подчеркните грамматические основы!

5. Теч…т река Волга почти чере (з,с) всю страну.

6. Первыми встр…чают весну цветы подснежники.


5. Выделите обстоятельства. Определите вид обстоятельств. Чем выражены.

Работа в парах

Взаимопроверка


1. Гр…мадные тучи нависли и скрыли бл…стательный день.

Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинании!.

2. Здесь горы с двух сторон стоят как две стены.

3. Шли п…шком ехали на извоз (ч,щ) ках со всех концов города.

4. Тогда (то) и выв…сил на дверях квартиры свой бюллетень* Жуковской.

Смотри учебник стр.78-79

Значение слова отмеченного * посмотри в толковом словаре

5. Как щит в бою окровавле (н,нн)ый восходит полная луна.

6. Д…леко (д…леко) колокольч…к звенит.

7. Потом что (то) стукнуло зашипело и откуда (то) донес…я мелодичный звон.



6. Подчеркните грамматическую основу и обстоятельства, выраженные сравнительными и деепричастными оборотами.

Смотри примечания стр.82


1. Из трубы в темно (синее) небо ч…рными клубами валит дым а над ним мигают как живые глаза яс…ные звезды.

Расставьте знаки препинания вставьте пропущенные буквы!

Взаимопроверка

2. Дождь за окном потреск…вал как поленья в костр… .

3. К…рабль словно щепку бр…сало на волнах.

4. Весь день дождь лил как из ведра.

5. Он пролетел как стрела все ра….тояние.

6. Мальч…к покр…снел как рак.

7. Грохот (не) умолкая катился дальше.

8. Держа кувшин над головой грузинка узкою тропой сходила к берегу.

9. Он бежал сломя голову.

10. Порой она ск…льзила меж камней смеясь (не) ловкост….. своей.

Смотри контрольный лист

11. Она любила читать лежа.


7. Какова синтаксическая роль неопределенной формы глагола в данных предложениях?

Работа в парах

Подчеркните как член предложения


1. Читать пр…ключенческую литературу его страсть.

Расставьте знаки препинания вставьте пропущенные буквы!

2. К вечеру мороз начал усил…ваться.

3. Отец научил меня понимать музыку.

4. Он приш…л ра (с,сс) казать новости.

5. Ра (з,с) далась команда поднять паруса.

6. Скоро весе (н,нн) ий лес будет встр… чать своих пернатых хозяев.

7. Мое увлечение соб…рать марки.


II. Разберите предложения текста, данного ниже, по составу, не забудьте обозначить, чем выражены члены предложения.

Работа в парах

Взаимопроверка


Учась в гимназии… Гоголь играл во многих п…есах поставле (н,нн) ых на сцен… ученического театра. Удач…ны были в его

и (с,з) полнени… женские роли, особе (н,нн)о роль помещиц… Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.

Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. Комедия была написа (н,нн) а (в) течен (е,и) двух месяц…в и (в) последствии (е,и) драматург в…лновавшийся за будущ…е п…есы пр…сутствовал на реп…тиц…ях давая актерам це (н,нн)ые советы. Его сатира была остра как нож разящий врага.

Расставьте знаки препинания вставьте пропущенные буквы!


УЗ - 3

Выполните упр. № 178 (смотри учебник) Работу выполняете самостоятельно!

Работать в учебнике можно только карандашом! Самопроверка

УЗ - 4

Вернитесь к УЗ - 0. еще раз внимательно прочитайте цели. Осмыслите прочитанное.

Если цели достигнуты, то можете переходить к экспертному контролю.

Рефлексия

(осознание,

осмысление)

УЗ - 5

Экспертный контроль

Проверяет учитель







4.

1. Несколько раз мы видели этого волка-чудовище.

2. На небе красавица заря разгоралась.

3. «Аргументы и факты» - интересная газета.

4. Волга-река - труженица.

5. Течет река Волга почти через всю страну.

6. Первыми встречают весну цветы подснежники.

5.

1. Громадные тучи нависли и скрыли блистательный день.

2. Здесь горы с двух сторон стоят, как две стены.

3. Шли пешком, ехали на извозчиках со всех концов города.

4. Тогда-то и вывесил на дверях квартиры свой бюллетень* Жуковский.

5. Как шит, в бою окровавленный, восходит полная луна.

6. Далеко-далеко колокольчик звенит.

7. Потом что-то стукнуло, зашипело и откуда-то донесся мелодичный звон.

6.

1. Из трубы в темно-сине небо черными клубами валит дым, а над ним мигают, как живые глаза, ясные звезды.

2. Дождь за окном потрескивал, как поленья в костре.

3. Корабль словно щепку бросало на волнах.

4. Весь день дождь лил как из ведра.

5. Он пролетел как стрела все расстояние.

6. Мальчик покраснел как рак.

7. Грохот, (не) умолкая, катился дальше.

8. Держа кувшин над головой, грузинка узкою тропой сходила к берегу.

9. Он бежал сломя голову.

10. Порой она скользила меж камней, смеясь неловкости своей.

11. Она любила читать лежа. (Не обособляются одиночные деепричастия, перешедшие в наречия).

7.

1. Читать приключенческую литературу - его страсть.

2. К вечеру мороз начал усиливаться.

3. Отец научил меня (чему?) понимать музыку.

4. Он пришел (с какой целью?) рассказать новости.

5. Раздалась команда (какая?) поднять паруса.

6. Скоро весенний лес будет встречать своих пернатых хозяев.

7. Мое увлечение - собирать марки.

II.

Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах поставленных на сцене ученического театра. Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина.

Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актерам ценные советы. Его сатира была остра как нож, разящий врага.

УЗ - 3

Весна наступила в этом году ранняя, дружная и, как всегда в Полесье, неожиданная. Побежали по деревенским улицам бурливые, коричневые, сверкающие ручейки, сердито пенясь вокруг встречных каменьев и быстро вертя щепки и гусиный пух; в огромных лужах воды отразилось голубое небо с плывущими по нему круглыми, точно крутящимися белыми облаками; с крыш посыпались чистые, звонкие капли. Воробьи, стаями обсыпавшие придорожные ветлы, кричали так громко и возбужденно, что ничего нельзя было расслышать за их криком.



© 2010-2022