- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Образовательная программа элективного курса по русскому языку Трудные вопросы ЕГЭ
Образовательная программа элективного курса по русскому языку Трудные вопросы ЕГЭ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Цейтлин М.С. |
Дата | 09.11.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Программа элективного курса по русскому языку «Трудные вопросы ЕГЭ».
10 класс.
35 часов.
Пояснительная записка.
Единый государственный экзамен в виде тестов занимает достаточно прочные позиции и представляет собой письменную работу, которая состоит из трех частей, включающих 37 заданий. Тестовые задания первой части в основном проверяют знания обучающихся базового уровня. Во второй части предлагается система заданий повышенной сложности, направленных на разноаспектный языковой анализ текста. На основе этого текста в третьей части пишется сочинение-рассуждение (рецензия, отзыв, эссэ). Уровень сложности возрастает от первой части к третьей.
Элективный курс "Трудные вопросы ЕГЭ" поможет учащимся повторить теоретические сведения по трудным разделам и темам языкознания, развить практические умения и навыки по выполнению тестовых заданий по всем частям ЕГЭ по русскому языку.
Выполняя контрольно-измерительные материалы ЕГЭ по русскому языку, ученики смогут создать высказывание на любую тему в устной и письменной форме, анализировать особенности употребления основных единиц языка с точки зрения соблюдения норм и требований выразительности речи.
Данный курс будет способствовать расширению знаний и умений учащихся по вопросам, традиционно вызывающим затруднения:
-
Правописание приставок
-
Безударные гласные в корне слова
-
Правописание суффиксов н/нн
-
Правописание не с различными частями речи
-
Правописание личных окончаний глаголов
-
Правописание суффиксов причастий
-
Правописание наречий
-
Правописание сложных прилагательных
-
Правописание служебных частей речи
Вопросы культуры речи, нормативного произношения и ударения, практические задания и тесты помогут закрепить знания по культуре речи и подготовиться к сдаче/
Курс рассчитан на 35 часов. На основе теоретического обоснования материала будут проводиться практические занятия,
выполняться тестовые задания.
Рекомендуется зачетная тестовая работа.
Основные цели курса
1 .Систематизировать речевые трудности, объяснить принципы их возникновения и помочь успешному общению в устной и письменной форме.
2.Соблюдать языковые нормы (орфографические, лексические, грамматические, стилистические, пунктуационные) в устных и письменных высказываниях.
3.Обогатить учащихся сведениями о правилах правописания орфограмм, совершенствование навыков написания трудных случаев, исключений из правил, отработка алгоритмов на тренировочных упражнениях (тестах).
4.Воспитание любви и бережного отношения к русскому языку, расширять кругозор учащихся, формировать навыки воспитанности, этические нормы поведения.
Учебно-тематический план
1. Лексика и фразеология 4.
2. Фонетика 4
3. Морфемика 2
4. Словообразование 5
5. Трудные темы орфографии 12
6. Культура речи 5
7. Зачетная работа и анализ её выполнения 3ч
Содержание курса.
1. Лексика и фразеология (многозначность слова, лексическое значение слова, системные отношения в лексике, значения фразеологизмов)
Практические занятия с тестами
2. Морфемика.
3. Словообразование.
Способы образования слов.
Практические занятия (работа с тестами).
4. Трудные темы орфографии.
Безударные гласные в корне слова.
Правописание о, е после шипящих.
Правописание согласных.
Правописание приставок пре-, при-.
Правописание н/нн в разных частях речи.
Правописание частицы "не" со всеми частями речи.
Правописание сложных прилагательных.
Правописание наречий.
Слова-исключения.
5. Культура речи.
Нормативное произношение и ударение.
Трудности ударения.
Лексические нормы.
Морфологические нормы.
6. Зачетная работа.
Методическое обеспечение
1-4 занятие: Работа с тестами по лексике и фразеологии.
5-6 занятия: Работа с тестами по фонетике.
7-10 занятия: работа с тестами по морфемике и словообразованию.
11-32 занятие: Повторение и углубление теории, практическая работа с дидактическими материалами, тестами и текстами.
33-35 занятия: Зачетная тестовая работа.
№
Кол-во часов
Тема занятия
Знать и уметь
Дата
1
1
Слова однозначные и многозначные. Изобразительно-выразительные средства русского языка.
Знать о многозначном слове, о тропах.
Уметь распознавать тропы в тексте, анализировать текст с точки зрения использованных в нём изобразительно-выразительных средств.
2
1
Системные отношения в лексике: омонимы, паронимы, синонимы, антонимы.
Знать об омонимах, паронимах, синонимах, антонимах, углублять знание лексической сочетаемости.
Уметь распознавать их в тексте и употреблять в собственной речи
3
1
Фразеологизмы и их употребление.
Знать о фразеологизмах.
Уметь анализировать текст с точки зрения точности и уместности употребления фразеологизмов, видеть связь языка с историей народа.
4
1
Готовимся к ЕГЭ. Тест.
Знать принципы и основные особенности экзаменационного тестирования.
Уметь работать с заданиями ЕГЭ.
5-6
2
Орфоэпические нормы современного русского языка
Знать об основных правилах произношения русских слов, об орфоэпии и орфоэпической норме.
Уметь использовать орфоэпический словарь, отработать навыки выполнения тестовых заданий.
7-8
2
Система морфем русского языка. Словообразующие и формообразующие аффиксы. Морфемный анализ слова.
Знать о морфемах русского языка, синонимичных и омонимичных морфемах.
Уметь определять корень и окончание слова, работать с заданиями ЕГЭ.
9-10
4
Словообразование в русском языке. Словообразовательный разбор слова. Тест.
Знать способы словообразования (морфологические и неморфологические).
Уметь распознавать и различать словообразование и формообразование, производить морфемный и словообразовательный анализ слова.
11
1
Принципы русской орфографии. Безударные и чередующиеся гласные в корне слова. тест
Знать об основных принципах русской орфографии, правила правописания безударных гласных в корне слова.
Уметь «узнавать орфограммы», определять условия выбора гласных, правильно графически обозначать.
12
1
Гласные после шипящих. Тест.
Знать правила правописания гласных после шипящих в разных морфемах (корни, суффиксы, окончания).
Уметь «узнавать» орфограмму, условия её выбора, графического обозначения, «видеть» нюансы лексического значения слова.
13
1
Слова с сомнительными и непроизносимыми согласными. Правописание удвоенных согласных. тест
Знать о слабых позициях согласных звуков.
Уметь узнавать орфограммы, графически обозначать орфограммы, работать с орфографическим словарём.
14-15
2
Гласные и согласные в приставках. Ъ и Ь. И или Ы после приставок. Тест.
Знать правила правописания указанных орфограмм.
Уметь узнавать орфограммы, графически обозначать орфограммы, работать с орфографическим словарём.
16
1
Правописание падежных окончаний имен существительных.
Знать правила правописания имён существительных.
Уметь правильно писать падежные окончания существительных.
17
1
Гласные в суффиксах имён существительных.
Знать правила, связанные с существительным.
Уметь применять изученные правила, готовить публичные выступления.
18
1
Правописание суффиксов прилагательных.
Знать правила правописания суффиксов имён прилагательных.
Уметь применять орфограммы в письменной речи.
19
1
Правописание сложных прилагательных и существительных.
Знать правила слитного и дефисного написания сложных слов, расширить словарный запас.
Уметь правильно писать сложные слова, употреблять их в речи, работать с лингвистическими словарями.
20
1
Тест.
Отрабатывать навыки работы с тестами в формате ЕГЭ.
21
1
Правописание личных окончаний и суффиксов глаголов.
Знать правила правописания глагола.
Уметь применять правила при написании глаголов.
22
1
Правописание суффиксов причастий.
Знать правила правописания причастий.
Уметь применять правила при написании причастий.
23
1
Правописание деепричастий.
Знать правила правописания деепричастий.
Уметь применять правила при написании деепричастий.
24
1
Тест
Отрабатывать навыки работы с тестами в формате ЕГЭ.
25-26
2
Правописание наречий.
Знать разряды наречий, степени сравнения и правописание наречий.
Уметь применять правила при написании наречий и слов категории состояния.
27
1
Тест
Закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слов, отрабатывать навыки работы с тестами в формате ЕГЭ.
28
1
Предлог.
Знать разряды предлогов и правописание предлогов.
Уметь применять правила при написании предлогов.
29
1
Союз
Знать о союзах и правилах их написания, разряды союзов.
Уметь отличать союзы от других частей речи и применять правила при написании союзов.
30
1
Частицы.
Знать разряды частиц, правила написания частиц.
Уметь применять правила при написании частиц.
31-32
2
Морфологические нормы современного русского языка.
Знать о морфологических нормах.
Уметь применять знания в речевой практике.
33-34
2
Готовимся к ЕГЭ. Контрольный тест.
Закрепить навыки морфемного и словообразовательного разбора слов, отрабатывать навыки работы с тестами в формате ЕГЭ.
35
1
Анализ контрольного теста. Работа над ошибками.
Отработать «трудные» разделы темы.