Реферат по литературе Творчество М. Ю. Лермонтова в осмыслении Константина Паустовского

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Грибановская средняя общеобразовательная школа №4

Грибановского района Воронежской области














Творчество М.Ю.Лермонтова

в осмыслении Константина Паустовского










Выполнила:

ученица 7 класса

Славнова Алина

адрес: ул. Народная, д. 76

пгт Грибановский

Грибановского района

Воронежской области

учитель: Иванова И.В.






пгт Грибановский - 2014

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Лермонтовские мотивы в творчестве К.Г. Паустовского…………...4

1.1. Размышления Паустовского о тайнах писательского мастерства..4

1.2. Образ М.Ю.Лермонтова - этический ориентир К.Г.Паустовского..5

Глава 2. Лермонтов и Паустовский в «Повести о жизни»……………………..8

2.1 Сила лирики Лермонтова в осмыслении К.Г.Паустовского………..9

Заключение………………………………………………………………………11

Список литературы……………………………………………………………...12







Введение

Одним из самых ярких событий Года культуры в нашей стране стал 200-летний юбилей Михаила Юрьевича Лермонтова - великого русского поэта, прозаика, драматурга, художника. Его богатое литературное наследие - порядка трех десятков поэм, четырех сотен стихотворений, ряда прозаических и драматических произведений - составляет неприкосновенный запас русской культуры и остается актуальным в наши дни. Лермонтовские мотивы и тематика его произведений всегда интересовали писателей и поэтов XX века. Повышенный интерес к Лермонтову, к его личности и творчеству нашел отражение как в прямых высказываниях писателей последующих эпох, так и в их художественном творчестве - воссоздание образа поэта, развитие характерных для поэта тем и мотивов, его поэтической традиций.

Целью настоящей работы является изучение роли М.Ю.Лермонтова в творчестве К. Г. Паустовского. Актуальность рассматриваемого вопроса очевидна, так как следует отметить, что творчество поэта ценно не только с точки зрения художественной, эстетической, но с точки зрения влияния на литературное творчество последователей и продолжателей тематики и проблематики его произведений.

В соответствии с целью в работе решались следующие задачи:

- рассмотреть, как формировалось мировоззрение и мастерство писателя ХХ века под влиянием лермонтовской традиции;

- доказать, что поэтизация природы и преображающая сила слова - ключевые качества, унаследованные писателем XX в. у великого поэта XIX в.;

- проследить, как произведения М. Ю. Лермонтова для К. Г. Паустовского стали единицей художественности и весомым аргументов в полемике об эстетических и этических приоритетах;

- показать, как мысли Паустовского о личности и творчестве Лермонтова нашли отражение в кино и театральных постановках, созданных по произведениям писателя.

Глава 1. Лермонтовские мотивы в творчестве К.Г.Паустовского

Мотивы лермонтовского творчества становятся центральными для К. Г. Паустовского. Писатель старался вглядеться в глубину постижения Лермонтовым мира и человека, пытался беспристрастно понять сущность его натуры и творчества. В результате перед читателями повестей и рассказов К.Г. Паустовского предстал неординарный образ поэта - мятежного, но свято верившего, пессимистически относящегося к себе и миру, но исполненного светлой надежды, горько ранимого, но любящего и страдающего во имя истинной любви.

1.1. Размышления Паустовского о тайнах писательского мастерства

Размышления Паустовского о тайнах писательского мастерства легли в основу замысла книги «Золотая роза», увидевшей свет в 1955 году. В "Золотой розе" писатель обнародовал мысль, что среди всех творений разума и рук человеческих именно искусство слова бессмертно. Но оно бессмертно только тогда, когда самоотверженно уходит в жизнь всеми своими корнями, когда жадно вбирает в себя все ее соки, запахи, звуки, краски, ее надежды, страдания, борьбу и любовь. Сам писатель считал, что своеобразие его художественной манеры заключается, помимо прочего, также и в том, что наряду с грубой, неприкрашенной действительностью, подобно "хотя бы и неяркому свету", сверкает у него "легкий романтический вымысел". Паустовский, конечно же, романтик - по интенсивности чувства, по лирической напряженности интонации, по максимальному использованию всего спектра заложенных в природе красок, по своей рыцарской верной любви к прекрасной музе странствий, а главное, по возвышенному благородству своего духа, мятежности темперамента, презирающего покой, и воинствующей человечности. Но это романтик совершенно особого склада. К. Г. Паустовский солидарен с взглядами поэта Лермонтова, который ста годами раньше гордо заявил:

Нет, я не Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

Несмотря на единичное упоминание М. Ю. Лермонтова в данной книге, в становлении мастерства и мировоззрения литератора творчество поэта XIX века играло существенную роль.

С детства почувствовав некую обособленность от семьи, К. Г. Паустовский осознаёт непонятное окружающим стремление к романтизации действительности, преобразованию обыденности. В поэме «Сашка» Лермонтов так говорит о своих детских годах:

Он не имел ни брата, ни сестры,

И тайных мук его никто не ведал.

До времени отвыкнув от игры,

Он жадному сомненью сердце предал

И, презрев детства милые дары,

Он начал думать, строить мир воздушный

И в нём терялся мыслию послушной...

И в этом влиянии периода детства на творчество и мироощущение Паустовского и Лермонтова прослеживаются соответствия. Как и Лермонтов, будущий писатель полагает, что для осуществления мечты ему необходимы познание реальности и самообразование. В реализации первого требования помогают путешествия, смена мест работы, общение с разными людьми. Становлению мастерства способствует обращение к классической литературе.


1.2. Образ М.Ю.Лермонтова - этический ориентир К.Г.Паустовского

На страницах первой и второй частей его автобиографического повествования «Повесть о жизни» возникает образ М. Ю. Лермонтова, обаяние личности и глубина слова которого становятся своеобразным этическим и эстетически ориентиром для писателя. Важно, что подобное влияние не проходит с годами, а лишь дополняется новыми оттенками. Поэту автор приписывает созвучные ему самому мысли.

В пьесе «Поручик Лермонтов» (1940) много буквальных совпадений монологов художника слова XIX века с размышлениями самого К. Г. Паустовского в автобиографической «Повести о жизни». Так, например, в диалоге с В. Г. Белинским М. Ю. Лермонтов выскажет определяющую для «беспокойной юности» мысль: «Как передать вам сущность того чувства, которое делает меня счастливейшим человеком на земле? Жизнь, по существу, прекрасна, - прекрасна в чистоте своей, в самой своей сердцевине. И вот иные видят лишь изредка проявления этого прекрасного, а я счастлив тем, что ощущаю его вплотную. Почти каждый день и каждый час» [4, т. 8, с. 38-39].

Переписка военного 1943 года доносит до нас трудности работы над сценарием фильма «Лермонтов». Не рассматриваемая в 40-е годы ХХ века в науке и искусстве сложность и противоречивость дуэльной истории в кинокартине сведена к теории заговора. Художник сосредоточен на изображении преемственности дара М. Ю. Лермонтова и патриотизме русского воина. В годы воны тема патриотизма, служения Родине имела особую актуальность.

К. Г. Паустовский вводит в фильм сцену бала, на котором будущий автор «Смерти поэта» ожидает встречи со своим кумиром А. С. Пушкиным и где он узнаёт о его гибели.. Показывая, как после создания стихотворения «На смерть поэта» изменяется роль его автора в литературной среде, сценарист выстраивает биографию центрального героя с учётом этого фактора. После месяцев напряженной работы увидел свет чёрно-белый художественный фильм «Лермонтов» режиссёра Альберта Гендельштейна по сценарию Константина Паустовского. Фильм был снят в 1943 году. Большая часть фильма снималась в эвакуации на Сталинабадской студии в трудные дни Великой Отечественной войны. Действие картины начинается с предсмертных дней Пушкина и заканчивается трагической гибелью самого Лермонтова. Страдающий, радостно-взволнованный, одухотворённый, мятежный - таким предстаёт перед зрителями великий русский поэт в гениальных строчках его стихов, в глубоких размышлениях, в смелых и дерзких поступках. У художественного фильма «Лермонтов» - трагическая судьба. На просмотре Политбюро картина была резко раскритикована Берией. Однако в 1944 году состоялась премьера фильма.

А четырьмя годами раньше в 1940 году в Воронежском Областном драматическом театре был поставлен спектакль «Поручик Лермонтов» по пьесе К. Паустовского режиссёром В. М. Энгелькрон. Этот спектакль шёл на сцене 22 июня 1941 г.





















Глава 2. Лермонтов и Паустовский в «Повести о жизни»

Складывающийся в течение продолжительных лет (с 1945 по 1963 гг.) замысел автобиографического повествования в окончательном варианте вылился в произведение из шести книг «Повесть о жизни». В посвящённых детству и юности и представляющих процесс формирования писателя первых частях, «Далёкие годы» (1946) и «Беспокойная юность» (1954), представлен образ поэта, ставшего для писателя родственным по ощущению прекрасного в каждом мгновении жизни природы. К. Г. Паустовский показывает, как ребёнком встречал вместе со своим отцом М. А. Врубеля. Не уточняя концептуального отличия образов художника и поэта, писатель ХХ века вспоминает, как в юношеском возрасте впервые увидел картину «Демон поверженный», как через десятилетия, соединив эпизоды в памяти и проанализировав сквозь призму житейской умудрённости, он придёт к следующей оценке М. Ю. Лермонтова: «Он считал себя пленником земли.

Он растратил жар души в пустыне. Но пустыня расцвела после этого и настоялась его поэтической силой, его гневом, тоской, его постижением счастья. Ведь это он застенчиво признался: "Из-под куста мне ландыш серебристый приветливо кивает головой". И кто знает, может быть, острый и режущий воздух горных вершин, за брызганных кровью демона, наполнен этим слабым, очень отдалённым запахом этого приветливого лесного цветка. А он, Лермонтов, как и этот поверженный демон, - просто ребёнок, не получивший от жизни того, к чему он страстно стремился: свободы, справедливости и любви» [4, т. 7, с. 126]. Подчёркивая детское чистое, родственное с природой мироощущение поэта, К. Г. Паустовский осознаёт созидающую роль поэзии М. Ю. Лермонтова. Для него важно действие, поступок, когда поэтическое слово раскрывает лучшие потаённые качества и современниц поэта, и его потомков. В автобиографической «Повести о жизни» образ М. Ю. Лермонтова выписан с большим мастерством, лишён трафаретности, свойственной произведениям, в центре которых судьба поэта. Вероятно, жанр повествования, предполагающий большую исповедальность и субъективность, освободил писателя от обязанностей перед читателем по созданию гения и дал возможность изобразить поэта более жизненно. Для автора ХХ века с его пафосом преображающей жизнь силы искусства особенным смыслом наполняется судьба Любы, героини второй части «Повести о жизни» «Беспокойные годы». Художник показывает, что, благодаря влиянию человечности и красоты лермонтовских строк, для неё открылась новая жизнь, она оказывается способной сделать над собой усилие, чтобы подняться со дна.

В десятилетие, отделяющее первую часть «Повести о жизни» от второй, были опубликованы «Повесть о лесах» (1948) и «Разливы рек» (1952). В сюжетные линии первого произведения через цитатный слой введена гражданская тема (стихотворение «Родина»), иллюстрируются особенности мировоззрения, порождённого воздействием М. Ю. Лермонтова. Лирическая линия представлена в мистическом предчувствии будущего чувства, в объёмно выписанных подчёркивающих душевную общность снах обоих главных героев о М. Ю. Лермонтове. Следя за перипетиями развития чувств героев, автор наделяет их поэтической восприимчивостью, душевной широтой и добротой. Героиня любит М. Ю. Лермонтова «больше всего на свете» [4, т. 3, c. 82], его образ в её снах настолько жизненен, что читатель вместе с Марьей Трофимовной вновь переживает его гибель как событие сегодняшнего дня. Встречи с М. Ю. Лермонтовым в снах писателя Леонтьева подчёркивают не только душевную общность героев, но и деятельностное начало личности, столь важное для К. Г. Паустовского в поэте. Эта особенность детально воссоздана в продолжении сна Леонтьева, который видит свою миссию в спасении поэта. «Они вдвоём подняли офицера - он был лёгкий, как мальчик, - и понесли его по дороге» [4, т. 3, с. 88].


2.1. Сила лирики Лермонтова в осмыслении Паустовского


В повести «Разливы рек» развивается тема преемственности и преображающей жизнь силы лирики Лермонтова. К. Г. Паустовский представляет поэта не разочарованным романтиком, но человеком, открытым перед искренним выражением чувств к нему других. Тоскливый рассказ о последней дороге любимого поэта, о последней его встрече с любимой женщиной, о понимании неизбежности конца всему - жизни, любви, творчеству. Писатель не поддерживает представления об одиночестве и непонимании М. Ю. Лермонтова в личных отношениях. И Э. К. Мусина-Пушкина, и княгиня М. А. Щербатова, несмотря на соблюдение светских условностей, способны на глубокое чувство к нему. Конечно, создавая образ М. Ю. Лермонтова в произведениях 40-50-х гг. ХХ в. и домысливая лирическую линию отношений поэта и княгини М. А. Щербатовой, К. Г. Паустовский смещает акценты на преображение героини. Своеобразно комментируя посвященное княгине стихотворение «На светские цепи…», К. Г. Паустовский приписывает ей следующие мысли: «Нет, ещё бьётся сердце, и она не променяла цветущие украинские степи на мёртвую суету Петербурга. Он был не прав, когда упрекал её в этом. В глубине души, как исчезающий неуловимый сон, жила надежда: может быть, она ещё встретит его, догонит в пути. И вот - сбылось! Лермонтов здесь. И она должна решиться и сказать ему, наконец, как он ей дорог» [4, т. 3, с. 637].



Заключение

Итоговая оценка роли М. Ю. Лермонтова, представленная в рассказе «Наедине с осенью» (1963), дополняется новыми оттенками, свойственными зрелому художнику. К. Г. Паустовский акцентирует внимание на отмеченных в автобиографической прозе мировоззренческих основаниях, сближающих его с поэтом XIX в. В рассказе творчество М. Ю. Лермонтова выступает как эстетическая единица художественности: «За несколько дней до встречи с журавлями один москов­ский журнал попросил меня написать статью о том, что такое "шедевр", и рассказать о каком-нибудь литературном шедевре. Иначе, о совершенном и безукоризненном произведении. Я выбрал стих Лермонтова "Завещание". [4, т. 3, с. 547].Всем известны строки этого стихотворения гения русской поэзии:

Наедине с тобою, брат,
Хотел бы я побыть…

Много времени провел наедине с неувядающей поэзией М.Ю.Лермонтова писатель Паустовский. Потому и отмечается такое сильное влияние лермонтовских тем и мотивов на творчество писателя. Особенно значимо в этом контексте звучат слова Ираклия Андроникова: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека - грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями и волей, проницательным и беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого». [1, с. 537].

В ходе работы по теме реферата доказано глубокое влияние лермонтовских мотивов на творчество Паустовского. Обосновано глубокое осмысление и переосмысление писателем не только творчества поэта, но и его жизненного пути и трагического конца. Отмечена неоценимая заслуга Паустовского в деле популяризации творчества Лермонтова, сохранения исторической памяти о великом мастере художественного слова.

Список литературы

1. Андроников И.Л., Лермонтов: Исследования и находки (историко-литературные загадки в жизни и творчестве великого поэта)[Текст]. - 4-е изд. - М.: Худож. лит., 1977. - 647 с.; ил.

2. Виноградов В., Стиль прозы Лермонтова, ЛН, т. 43-44, с. 517-628.

3. Обручев С. В., Над тетрадями Лермонтова, М., 1965.

4. Паустовский К. Г., Собрание сочинений: в 9 т. М.: Художественная литература, 1981-1986. Т. 3. Повести. 1982. 687 с. Т. 4. Повесть о жизни. Кн. первая - третья. 1982. 734 с. Т. 8. Пьесы; Теория капитана Гернета: документальная повесть; Статьи и выступления. 1984. 447 с. Т. 9. Письма, 1915-1968. 1986. 542с

5. Роднянская И. Б., Герой лирики Лермонтова и литературная позиция поэта, «Изв. ОЛЯ», т. 39, № 2, М., 1980, с. 103-15.

6. Фридлендер Г. М., Лермонтов и русская повествовательная проза, «РЛ», 1965, № 1, с. 33-49.


© 2010-2022