Открытый урок в 3 классе Г. Сапгир Глухая пора листопада

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МКОУ «Уланэргинская СОШ»



Тема урока: «ГЛУХАЯ ПОРА ЛИСТОПАДА…»

Генрих Сапгир «Четыре конверта»

Дата: 10.12.2014г. п.Улан - Эрге

Учитель Цюрюмова Л.Н.

2014 - 2015 уч. год


Цели:

• развитие умений воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• развитие умений осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• развитие умений самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному тексту, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Оборудование:

- интерактивная доска;

- учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение», 3 класс «В одном счастливом детстве» часть 1.

- презентация;

- музыка для физминутки.




Этапы урока

Ход урока


Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

Ι. Актуализация знаний.

2 2

  1. Речевая разминка. Слайд 1.


  • Чтение стихотворения Ивана Бунина «Листопад». Слайд 2.

Лес точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой…

- Прочитайте стихотворение вслух каждый в своем темпе.

- С каким настроением написано это стихотворение?

- С чем сравнивает поэт лес? Почему? Что означает это?

Ученик зачитывает толкования из словаря:

«Терем - в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…».

Слайд 3.

- Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме.

(Терем, резьба, оконца, стена, вышки.)

- Прочитайте слова-краски, которые использовал поэт.

- Прочитайте выразительно стихотворение, передайте восхищение, ощущение простора в осеннем лесу.

(Чтение стихотворения хором.)

- С каким известным стихотворением его роднит светлое настроение, радостное возбуждение?

(А.С.Пушкин «Осень»)


2.Проверка домашнего задания.

- К.Паустовский очень любил и ценил И.Бунина за его творчество, его талант художника, за его удивительный язык. Но мы знаем, что и сам писатель К.Паустовский обладал даром слова.


  • Чтение наизусть отрывков из рассказа «Мой дом».

  1. человек, последовательно по частям).


  • Игра «Да-нетка»:

- Октябрь - сынок Осени? Да.

- Еж собирает яблоки лапками? Нет.

- Листопад начинается в сентябре? Да.

- Заяц впадает зимой в спячку? Нет.

- Птицы осенью улетают на юг? Да.

- Заведено в природе строго:

За Осенью - Весне дорога? Нет.

3. Введение в тему урока.

Чтение авторского текста (с. 181 внизу).

- Обязательно ли грустными должны быть произведения об осени? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

II. Развитие умений.





2 4 2 2 3 3

* Чтение стихотворения Г.Сапгира «Четыре конверта».

1. Работа с текстом стихотворения до чтения.

1). На с. 182-183 читаем имя автора, название, рассматриваем иллюстрации.

- Что же нам предстоит сейчас читать? Каким оно может быть? Почему?

(Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей.)

- Нам известна тема стихотворения - осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения?

- Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать? Кому они адресованы?

2). На с. 184 читаем имя автора, название.

- Что можно предположить о содержании?

Ф и з м и н у т к а

2. Работа с текстом во время чтения.

1). Первичное чтение. Работа в парах с заданием

- Прочитайте письмо.

- Подумайте, кто его написал?

- Объясните ваш ответ.

- Назовите, кто еще мог бы написать письмо из леса.

(Стихотворение дети читают про себя.)

2. Выявление первичного восприятия.

- Что заметили, почувствовали? О чём хочется сказать, чем поделиться?

Хорошо, если дети заметят, что стихотворение детское, стихотворение-игра;

3. Повторное чтение (дети читают вслух по смысловым частям, учитель комментирует, помогает вести диалог с автором).

Генрих Сапгир

ЧЕТЫРЕ КОНВЕРТА

Вот конверт

Большой и жёлтый.

Как же нас, конверт,

Нашёл ты?

Листья по ветру неслись.

И конверт летел,

Как лист. (Заметили: конверт по цвету - как осенний лист, и летит, как лист. Представили?)

Через поле -

Ниже,

Выше,

Прошуршал

По скату крыши, (Крыша наклонная.)

Соскользнул

Тихонько

Вниз

И улёгся на карниз. (Услышали звуки - шуршание листьев, шум ветра? (Да, здесь много звуков [ж] и [ш].) Что ещё заметили? (В каждой строчке по одному слову - поэт показывает, как летел конверт.) При выразительном

чтении нужно передать с помощью интонации это движение.)

Тут на стул Алёнка встала

И конверт легко достала.

На конверте адрес мой.

А обратный чей?

Лесной! (Почему восклицательный знак? Какие эмоции он передаёт?.. Интерес, изумление, радость, восторг. Ещё бы: письмо из леса!)

Смотрим не без интереса,

Что же пишут нам из леса?

Пишут Лисы,

Пишут Лоси,

Пишут Зайцы:

«Осень! Осень!» (Что заметили интересного? (Имена лесных жителей написаны с большой буквы.) Почему?)

«Пожелтело всё вокруг», -

Пишет пёстрый Бурундук. (Вы поняли, почему пёстрый бурундук обратил внимание именно на это? Осень стала похожа на Бурундука. Ведь осень тоже можно назвать пестрой, и Бурундук рыженький с полосками.)

Вот записка и от Белки.

Почерк Белки очень мелкий. (Почему? У белки лапки маленькие…)

Полчаса мы разбирали,

Над словами хмуря лбы,

Наконец-то прочитали:

«Есть орехи и грибы». (Что вы прочли между строк в послании белки?

- Приходите за лесным урожаем!)

Пишут Утки с озера:

«Ночью подморозило.

Ox, озябли

Наши лапки.

Наши лапки

Очень зябки. (Озябли - то есть… замёрзли; лапки очень зябки - то есть… слово однокоренное - легко мёрзнут.)

Рано утром

Мы собрались

И на юг

Лететь собрались.

И решило

Всё собранье

Передать вам

«До свиданья». (Каким словом «играет» Генрих Сапгир? Собрались - 1) скопились в одном месте; 2) приняли решение лететь; всё собранье - то есть все

утки, которые собрались. Уткам, похоже, нужно ещё поработать над своей речью!)

Пишет Михаил Иваныч:

«Отыскал берлогу на ночь. (Как, всего на одну ночь? Одной ночью покажется медведю зима, ведь он уснёт. Заметили: он Михаил Иваныч, потому что…)

Утки тянут

В путь-дорогу. (То есть утки уже потянулись в тёплые края.)

До весны!

Ложусь в берлогу».

Пишет Ёжик:

«Листопад.

На пеньке - семья опят.

Тут же под корнями пня

Комнатёнка у меня.

На постели -

Лист резной... (Почему многоточие? Кажется, ёж собирался много написать? Засыпает…)

Ждите весточки - весной».

Ящерица написала:

«Бегать по лесу устала.

Кто - в берлогу,

Кто - в нору.

Я же прячусь

Под кору». (Для чего? Чтобы уснуть до весны.)

И ещё два Ерша

Нацарапали спеша

Извещение о том,

Что река

Покрылась льдом. (Чем нацарапали и почему спешили?)

Переписка

Прекращается.

До весны

Ерши прощаются. (Река покрылась льдом.)

Ф и з м и н у т к а

4. Обобщающая беседа.

а) - Кто же авторы письма? Перечислите.

б) - Это стихотворение-игра, но из него внимательный читатель может многое узнать - что же?

в) - Какое настроение у этого стихотворения? (Совсем не грустное.)

г) - Вернёмся к названию стихотворения. Конверт был только один - жёлтый. А название… Что можно предположить? (У автора есть продолжение.)

- Какие творческие задания можете предложить? (Придумать письма из леса в белом, голубом и зелёном конвертах; продолжить письмо в жёлтом конверте от имени других обитателей леса.)

5. Выразительное чтение по ролям.

- Организуем игру по этому стихотворению. Я знаю, что когда читаешь письмо, ты ясно представляешь того, с кем переписываешься, даже слышишь его голос.

Вот и мы разыграем сейчас живое письмо. Постарайтесь передать голосом повадки, звуки собеседников Аленки и рассказчика.

- Как вы думаете, а как сам поэт Генрих Сапгир воспринимает осень, что он чувствует?

- Будем надеяться, что письма из лесной страны придут и зимой, и весной, и летом.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Личностные результаты

  1. Развиваем умения

выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность

действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника.

4. Учиться работать по предложенному учителем

плану.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙΙ. Итог.

Рефлексия

- Как бы вы ответили на вопрос, который у нас возник в начале урока: только ли грустными должны быть произведения об осени?

Сиквейн. Тема «Осень»

- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- На уроке я понял (а), что…

- Было интересно узнать …

- Меня удивило …


© ООО «Баласс», 2013

12

© 2010-2022