- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Рабочая программа по русскому языку 10 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Мызрова З.Н. |
Дата | 15.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Раздел I. Пояснительная записка
Статус документа
Настоящая программа по русскому языку для 10 класса составлена на основе Государственного стандарта общего образования и примерной программы среднего полного общего образования по русскому языку (базовый уровень) и «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений» / А. И. Власенков. Программно-методические материалы. Русский язык. 10-11 классы / Сост. Л. М. Рыбченкова, М:Дрофа, 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом.
Программа предназначена для обучающихся 10 класса МОУ «СОШ с. Вязовка». В классе 5 обучающихся: 3 девушки и 2 юноши. В 2014-2015 учебном году класс успешно завершил период основного обучения, что позволяет начать освоение курса программы по подготовке к ЕГЭ.
Структура документа
Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; календарно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; список литературы (для учителя и для учащихся).
Общая характеристика учебного предмета
Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В процессе изучения русского языка создаются предпосылки для восприятия и понимания художественной литературы как искусства слова. На уроках русского языка закладываются основы, необходимые для изучения иностранных языков как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и
воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
В содержании программы реализован актуальный в настоящее время личностно-ориентированный и коммуникативно-когнитивный подход к обучению, что выражается в установлении взаимосвязи между процессом изучения и процессом использования языка. Содержание курса представляет собой единство процесса усвоения основ лингвистики, элементов современной теории речевого общения, теории речевой деятельности и процесса
2
формирования умений нормативного, целесообразного, уместного использования языковых средств в разнообразных условиях общения.
Содержание обучения русскому языку на профильном отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода: в классах филологического профиля развиваются и совершенствуются языковая и лингвистическая (языковедческая), коммуникативная и культуроведческая компетенции.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - углубление знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; о лингвистике как науке и ученых-русистах; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.
Коммуникативная компетенция - совершенствование владения всеми видами речевой деятельности и культурой устной и письменной речи; умений и навыков использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, Интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения культуры, национально-культурной специфика русского языка; расширение знаний о взаимосвязи развития языка и истории народа; совершенствование этикетных норм речевого общения, культуры межнационального общения.
В соответствии с выделенными компетенциями структурируется содержание программы. Она состоит из трех тематических блоков, в каждом из которых представлен материал, обеспечивающий развитие и совершенствование соответствующих знаний, умений и навыков.
Программа предусматривает углубление знаний о лингвистике как науке; языке как многофункциональной развивающейся системе; взаимосвязи основных единиц и уровней языка; языковой норме, ее функциях; функционально-стилистической системе русского языка; нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения.
Большое значение придается развитию и совершенствованию навыков самоконтроля, потребности старшеклассников обращаться к разным видам лингвистических словарей и разнообразной справочной литературе для определения языковой нормы, связанной с употреблением в речи того или иного языкового явления.
Изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:
-
воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
-
развитие и совершенствование способности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;
-
освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
3
-
овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
-
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Достижение указанных целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане МОУ «СОШ с. Вязовка». Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в Х классе - 35 часов, т.е. 1 час в неделю.
Результаты обучения
Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки учащихся Х класса, которые содержат следующие компоненты: знать/понимать - перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь - перечень конкретных умений и навыков по русскому языку, основных видов речевой деятельности; выделена также группа знаний и умений, востребованных в практической деятельности ученика и его повседневной жизни.
Формы контроля:
- устное сообщение на лингвистическую тему;
- тест;
- изложение с творческим заданием;
- сжатое изложение;
- сочинение;
- осложненное и творческое списывание;
- защита проектов и др.
4
Раздел II. Учебно-тематический план
-
№
П /П
Тематический блок
Количество часов (в год)
1.
Водный урок. Общие сведения о языке
1
2.
Стили речи
2 + 1РР
3.
Лексика и фразеология. Культура речи
4
4.
Грамматика. Морфемика и словообразование. Культура речи
4 + 1РР
5.
Морфология и орфография. Культура речи
5
6.
Синтаксис и пунктуация. Культура речи
5
7.
Текст и его строение. Основные виды переработки текста. Культура речи
6 + 2РР
8.
Итоговая контрольная работа
2
Резерв
2
Итого
35
5
Раздел III.Календарно-тематический план
-
№
п/п
Наименование раздела,
общее количество часов
Тема урока
Кол - во
час.
Дата проведения
Примечание
план.
фактич.
1.
Вводный урок
Общие сведения о языке
1
08.09
Фонетика. Орфоэпия Орфография (2 + 1Р/р)
2.
Обобщающее повторение фонетики, графики, орфографии. Фонетический разбор слова
1
15.09
3.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке
1
22.09
4.
Р/р № 1 Сочинение на морально - нравственную тему
1
29.09
Лексика и фразеология.
Культура речи (4)
5-6.
Повторение по теме « Лексика»
2
06.10
13.10
7.
Русская фразеология
1
20.10
8.
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием
1
27.10
Грамматика.Морфемика и словообразование Культура речи (4 + 1Р/р)
9.
Состав слов и словообразование
1
10.11
10.
Чередование гласных в корнях.правописание глухих и звонких согласных
1
17.11
11.
Правописание приставок
1
24.11
12.
Общие правила правописания сложных слов
1
01.12
13.
Р/р № 2 Сочинение - рассуждение
1
08.12
Морфология и орфография.
Культура речи (5)
14.
Обобщающее повторение частей речи
1
15.12
15.
Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи
1
22.12
16.
Трудные вопросы правописания суффиксов и окончаний разных частей речи
1
29.12
17.
Правописание НЕ и НИ с разными частями речи
1
12.01
18.
Правописание наречий
1
19.01
Синтаксис и пунктуация. Культура речи (5)
19.
Словосочетание
1
26.01
20.
Простое предложение
1
02.02
21.
Сложносочиненные предложения
1
09.02
22.
Сложноподчиненные предложения
1
16.02
23.
Бессоюзные сложные предложения
1
01.03
Текст и его строение. Основные виды переработки текста. Культура речи (6+2Р/р)
24.
Признаки текста. Абзац
1
15..03
25.
Типы речи.
Повествование.
Описание.
Рассуждение
1
22.03
26-27
Р/р № 3-4 Сочинение в форме ЕГЭ
2
05.04
12.04
28.
Способы сокращения текста. План
1
19.04
29.
Тезисы. Выписки
1
26.04
30.
Конспект, тематический конспект
1
03.05
31.
Реферат. Аннотация. Рецензия
1
10.05
Итоговая контрольная работа (2)
32-
33.
Контрольная работа в форме ЕГЭ
2
17.05
24.05
Резерв
2
Итого
35
8
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся
за курс русского языка 10 класса
В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:
-
связь языка и истории, культуры русского и других народов;
-
смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
уметь:
информационно-смысловая переработка текста в процессе чтения и аудирования:
-
адекватно воспринимать информацию и понимать читаемый и аудируемый текст, комментировать и оценивать информацию исходного текста, определять позицию автора;
-
использовать основные виды чтения (просмотровое, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное, сканирование и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
-
осознавать коммуникативную цель слушания текста и в соответствии с этим организовывать процесс аудирования;
-
осознавать языковые, графические особенности текста, трудности его восприятия и самостоятельно организовывать процесс чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
-
свободно пользоваться справочной литературой по русскому языку;
-
передавать содержание прослушанного или прочитанного текста в виде развернутых и сжатых планов, полного и сжатого пересказа, схем, таблиц, тезисов, резюме, конспектов, аннотаций, сообщений, докладов, рефератов; уместно употреблять цитирование;
-
использовать информацию исходного текста других видов деятельности (при составлении рабочих материалов, при выполнении проектных заданий, подготовке докладов, рефератов);
создание устного и письменного речевого высказывания:
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;
-
формулировать основную мысль (коммуникативное намерение) своего высказывания, развивать эту мысль, убедительно аргументировать свою точку зрения;
9
-
выстраивать композицию письменного высказывания, обеспечивая последовательность и связность изложения, выбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность и выразительность речи;
-
высказывать свою позицию по вопросу, затронутому в прочитанном или прослушанном тексте, давать оценку художественным особенностям исходного текста;
-
владеть основными жанрами публицистики, создавать собственные письменные тексты проблемного характера на актуальные социально-культурные, нравственно-этические, социально-бытовые темы, использовать в собственной речи многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка;
-
создавать устное высказывание на лингвистические темы;
-
владеть приемами редактирования текста, используя возможности лексической и
-
грамматической синонимии;
-
оценивать речевое высказывание с опорой на полученные речеведческие знания;
-
анализ текста и языковых единиц:
-
проводить разные виды языкового разбора;
-
опознавать и анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-
анализировать тексты различных функциональных стилей и разновидностей языка с точки зрения содержания, структуры, стилевых особенностей, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач и использования изобразительно-выразительных средств языка;
соблюдение языковых норм и правил речевого поведения:
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
-
грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в процессе письма изученные орфографические и пунктуационные нормы;
-
эффективно использовать языковые единицы в речи;
-
соблюдать нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;
-
участвовать в спорах, диспутах, дискуссиях, владеть умениями доказывать, отстаивать свою точку зрения, соглашаться или не соглашаться с мнением оппонента в соответствии с этикой речевого взаимодействия;
-
фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, различать грамматические ошибки и речевые недочеты, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников.
-
Формы контроля: устное сообщение на лингвистическую тему, лабораторная работа, тест, изложение с творческим заданием, сочинение, осложненное и творческое списывание и др.
10
Раздел V. Литература
Для учителя:
1. А.И.Власенков, Л.М. Рыбченкова. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык:
2. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Методические рекомендации к учебному пособию «Русский язык: Грамматика, Текст. Стили речи. 10 - 11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
3. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык: Грамматика, Текст. Стили речи. 10 - 11 классы». - М.: Просвещение, 2004.
4. И. Б. Голуб. Основы культуры речи / И. Б. Голуб. - М.: Просвещение, 2005.
5. А.Д Дейкина, Т.М. Пахнова. Методические рекомендации по использованию учебника «Русский язык: Учебник-практикум для старших классов» при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. - М.: Вербум-М, 2004.
6. ЕГЭ-2011. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П.Цыбулько и др. - М., 2011.
7. Единый государственный экзамен - 2006. Русский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / Рособрнадзор, ИСОП. - М.: Интеллект-Центр, 2006.
8. В.Ф. Иванова. Трудные вопросы орфографии. - М., 1982. Л. И. Пучкова. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: Грамматика. Речь / Л. И. Пучкова, Ю. М. Гостева. - М.: Просвещение, 2004
9. Н.А Ипполитова. Текст в системе обучения русскому языку.- М.: Просвещение, 1984.
10.. В.И Капинос, Н.Н. Сергеева, М.С. Соловейчик. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. - М.: Просвещение, 1994
11. Контрольные тесты: Орфография и пунктуация.10-11 классы, 3-изд.- М.: ООО «Тид «Русское слово - РС», 2007.
12. Русский язык: 10 настоящих вариантов заданий для подготовки к единому государственному экзамену - 2007. - М.: Федеральный центр тестирования, 2007.
13. И. П. Цыбулько. Единый государственный экзамен: Русский язык: Методика подготовки / И. П. Цыбулько. - М.: Просвещение, 2011
11
Для учащихся:
1. Власенков А И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб. для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А И. 2. 2. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е издание. - М.: Просвещение, 20104.
2. Т.И. Галкина «Пособие для подготовки к ЕГЭ,Ростов-на-Дону, «Феникс»,2003
. …. 3. В.Ф. Греков,Л.А.Чешко «Пособие для занятий по русскому языку» ,Москва,»Просвещение» ,2002 г.
4. О.Д. Ивашова «Экспресс-курс подготовки к ЕГЭ» М.,2005
5. Пучкова Л.И., Гостева Ю.Н. Готовимся к единому государственному экзамену по русскому языку: 10-11: Грамматика. Речь. - М.: Просвещение, 2015.
6.ЕГЭ. Русский язык. Контрольные измерительные материалы, МСмешанный урок., «Просвещение»,2005
7.ЕГЭ. Русский язык.Тренировочные материалы. «Интеллект-Центр»,2005
8.ЕГЭ. Тесты, 2015
9.Тесты Рус. язык ,М.,2014
Сетевые ресурсы по русскому языку
1. Основные правила грамматики русского языка ipmce.su/~lib/osn_prav.html .
2. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» urok.hut.ru/ .
3. Культура письменной речи gramma.ru/ .
4. «Словесник» slovesnik-oka.narod.ru .
5. «Виртуальная школа» vschool.km.ru/ .
6. «Тесты по русскому языку» likbez.spb.ru/tests/ .
7. Тесты по пунктуации repetitor.lc.ru/onliiie/disp.asp?2 .
8. «Словарь устаревших и диалектных слов» telegraf.ru/misc/day/dis.htm .
9. Русские словари. Служба русского языка slovari.ru/lang/ru/
10. «Знаете слово?» math.msu.su/~apentus/znaete/ .
11.«Искусство метафоры» metaphor.narod.ru/ .
12. «Первое сентября» 1september.ru/index.htm .
13. Сайт «Репетитор» repetitor.hl.ru/programms.html .
14. Сайт «Толковый словарь» В. И. Даля slova.ru/ .
15. «Русское письмо» character.webzone.ru/ .
16. «Словарь молодежного сленга» teenslang.su/
17.Мир слова русского
rusword.com.ua/rus/index.php
18.Словесник: альманах
slovesnik-oka.narod.ru/index.htm
19.Курс русского языка
mediahouse.ru/products/rus/rus.htm
20.Обучающие программы по русскому языку
history.ru/progrus.htm
21.Теоретический материал по русскому языку
teen.fio.ru/index.php?c=831
22.Центр развития русского языка
. ruscenter.ru/
23.В помощь учителю-словеснику
omsk.edu.ru/teacher/metod/liter.html
24.Грамотность и развитие речи: практический курс
educa.ru/gramotno/
25.Русские электронные словари и справочная литература
slovari.ru/
26.Весь школьный курс русского языка
pshelp.ru/lib/applicant/0002.html
27.Фонетика
petrsu.ru/Chairs/RusLang/sovrem_rl.html
28.Тесты по русскому языку
likbez.spb.ru/tests/
29..Лингвистические словари
dictionaries.rin.ru/
30.Культура языка и речи
zovu.ru/yaz/
31.Толковый словарь
muller.academic.ru/misc/ushakov.nsf/ListW
32.Русская грамматика
rusgram.narod.ru/
12