Урок русского языка в 9 классе

Урок русского языка в 9 классе Тема: «Сложноподчиненное предложение. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП» Цели: 1)      Обобщить сведения о СПП. 2)      Углубить знания о СПП с несколькими придаточными; 3)      Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения; 4)      Закрепить навык синтаксического  и пунктуационного  разбора  СПП 5)      Совершенствование пунктуационных      навыков, практических навыков анализа СП, умения конструировать СП;   Тип урока – урок... № Утверждения   1 В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и  союзными словами + 2 Простые предложения в составе СПП всегда равноправны - 3 Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним + 4 СПП состоит только из двух простых предложений - 5 СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями - 6 При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе – к этому придаточному + 7 Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и - или, запятая между ними не ставится + 8 Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное - 9 При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются  разными по значению + 10 При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению +   3.      Задания 8, 12, 13 ( на слайдах   3- 8) 4.      Синтаксическая разминка ( распечатка) В приведенном тексте отметьте предложения, которые соответствуют данным характеристикам: А)  простое предложение с однородными частями составного   именного сказуемого; Б)  сложносочиненное предложение;                       В)  сложноподчиненное предложение с одним придаточным;                             Г)  сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением. 1)  Роса была холодная, обильная... Предложение Схема Тип подчинения 1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.       [ глаг.], (как …), ( как…)     Однородное  подчинение, изъяснит 2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.      (Когда …),  [глаг.],  (что …) Параллельное подчинение, обст. времени, изъяснит 3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк.     [ глаг.], (как …    туда), (где …) Последов., изъяснит,  обстоят места 4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.     [ глаг.], (как …)   и  ( как…  сущ) , ( которого…)   Однородное подчинение, изъяснит   7.Конструирование предложений. ( слайд 13) Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. 1.      Хлынул дождь.  Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни  (когда …, который …). 2.       Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда  …,  то …, которая …). 8. Работас тетрадями на печатной основе. с 58-61, задания 21- 27     Домашнее задание- Придумайте новый знак зодиака и составьте ...   Виды работ Количество правильных ответов 1 Словарная работа   2 Утверждения   3 Синтаксическая разминка   4 Анализ предложений( по слайдам)   5 Конструирование предложения   6 Задания 8, 12, 13 ( на слайдах)   7 Рабочая тетрадь     Итог.        
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложноподчиненное предложение.

Синтаксический и пунктуационный разбор СПП»

Цели:

  1. Обобщить сведения о СПП.

  2. Углубить знания о СПП с несколькими придаточными;

  3. Закрепить понятие однородного, последовательного, параллельного подчинения;

  4. Закрепить навык синтаксического и пунктуационного разбора СПП

  5. Совершенствование пунктуационных навыков, практических навыков анализа СП, умения конструировать СП;

Тип урока - урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.

Этапы:

  1. Словарная работа( слайд2)

  2. Входной контроль знаний. ( распечатка)Упражнение на избирательность. Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными

Утверждения

1

В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и союзными словами

+

2

Простые предложения в составе СПП всегда равноправны

-

3

Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним

+

4

СПП состоит только из двух простых предложений

-

5

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями

-

6

При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному, а второе - к этому придаточному

+

7

Если однородные придаточные связаны одиночными союзами и - или, запятая между ними не ставится

+

8

Если в СПП несколько придаточных, то они поясняют только главное

-

9

При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются разными по значению

+

10

При однородном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются одинаковыми по значению

+


  1. Задания 8, 12, 13 ( на слайдах 3- 8)

  2. Синтаксическая разминка ( распечатка)

В приведенном тексте отметьте предложения, которые соответствуют данным характеристикам:

А) простое предложение с однородными частями составного именного сказуемого;

Б) сложносочиненное предложение;

В) сложноподчиненное предложение с одним придаточным;

Г) сложноподчиненное предложение с однородным соподчинением.

1) Роса была холодная, обильная.

2) Она брызгала в лицо с высокой травы, капала с деревьев в реку, и по темной воде расплывались медленные круги.

3) Тонкая хвоя лиственниц все время сыпалась сверху, хотя ветра не было.

4) На лиственнице около костра трещала какая-то птица.

5) Казалось, что эта птица - здешний лесной парикмахер, что она стрижет хвою, щелкает ножницами, сыплет эту хвою вниз.

5. Синтаксический и пунктуационный разбор СПП

Когда звук повторился на более высокой ноте, Антон понял, что это играла гармошка. (В.Быков)

6. Анализ предложений ( слайды 9-10) Прочитать предложения, определить, начертить схему, определить тип подчинения. Тематика по спецификации : « Синтаксический анализ сложного предложения)

Предложение

Схема

Тип подчинения

1.Я увидел, как звёзды стали туманиться и терять свою лучистость, как лёгким вздохом пронеслась по земле прохлада.

[ глаг.], (как …), ( как…)

Однородное подчинение, изъяснит

2. Когда наша шлюпка направилась от фрегата к берегу, мы увидели, что из деревни бросились бежать женщины и дети.

(Когда …), [глаг.], (что …)

Параллельное подчинение, обст. времени, изъяснит

3.Долго было слышно, как он шагал туда, где светится огонёк.

[ глаг.], (как … туда), (где …)

Последов., изъяснит,

обстоят места

4.В тишине отчетливо послышалось, как простонал человек и как тяжело захрустел наст под ногами медведя, которого необычный гул и треск выгнали из леса.

[ глаг.], (как …) и ( как… сущ) , ( которого…)

Однородное подчинение, изъяснит

7. Конструирование предложений. ( слайд 13) Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения.

  1. Хлынул дождь. Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни (когда …, который …).

  2. Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда …, то …, которая …).

8. Работас тетрадями на печатной основе. с 58-61, задания 21- 27



Домашнее задание- Придумайте новый знак зодиака и составьте на него гороскоп, используя ССП, СПП и СПП с несколькими придаточными.










Лист самооценки.



Виды работ

Количество правильных ответов

1

Словарная работа


2

Утверждения

3

Синтаксическая разминка

4

Анализ предложений( по слайдам)

5

Конструирование предложения

6

Задания 8, 12, 13 ( на слайдах)

7

Рабочая тетрадь


Итог.


© 2010-2022