Литературная игра Пушкинский экспресс

Литературная познавательная игра "Пушкинский экспресс" для учащихся 5-7 классов. Эта игра способствует расширению литературного кругозора учащихся среднего звена, пробуждению интереса к историко-литературным фактам и понятиям, а также побуждает к участию в литературном творчестве. Это мероприятие посвящено жизни и творчеству А.С.Пушкина и может быть проведено в рамках недели русского языка и литературы. Игра проводится в форме путешествия по станциям. В качестве судей на этапах могут выступать у...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий познавательной игры

Литературная игра Пушкинский экспресс

Литературная игра Пушкинский экспресс

Цель игры:

1.Расширение литературного кругозора уч-ся 5-7 классов.

2.Пробуждение интереса к историко-литературным фактам и понятиям.

3.Участие в литературном творчестве.

Обеспечение игры.

1.Помещение ля общего сбора участников.

2.Помещение для этапов (6-7 кабинетов)

3.Маршрутные листы (по количеству команд)

4. «Сумка с потерянными вещами»

5.Географическая карта России

6.Оформление сцены (портрет Пушкина, плакаты, цветы)

7.Призы

ХОД ИГРЫ.

1.Сбор участников и инструктаж.

(На сцене девиз игры «Тебя, как первую любовь, России сердце не забудет».)

Руководитель игры: Сегодня для 5-7 классов завершается школьная пушкинская неделя. Мы приветствуем вас, юные почитатели пушкинского таланта, и желаем вам успехов на пушкинском маршруте. Надеемся, задания на этапах будут вам по силам. Представляю судей (идёт представление судей).

А теперь об этапах.

-На станции «Хоровая» вам предстоит декламировать выученное стихотворение А.С. Пушкина. Исполнение хоровое.

-На станции «Картинная галерея» вы проявите свои познания в живописи.

-Станция «По литературным местам» выявит лучших знатоков биографии поэта.

-На станции «Песенной» вы будете петь хором либо народную песню, либо песню на стихи Пушкина.

-На станции «Эрудицион» вы станете участниками пушкинской викторины.

-В «Камере хранения» вам предстоит разобраться с ЗАБЫТЫМИ ВЕЩАМИ, которые принадлежат литературным героям.

-А на станции «Угадай-ка!», конечно, что-то придётся отгадывать.

После того, как все испытания будут пройдены, мы ждём вас для подведения итогов в актовом зале.

А теперь я вручаю каждой команде маршрутный лист.

Успехов вам, юные почитатели пушкинского таланта.

2. Маршрут «Пушкинского экспресса»

1) Станция «Песенная»

Судья: Мы приветствуем ваш класс на станции народной песни и желаем успехов на этом этапе игры. Вы можете петь группой, можете по ролям. Главное, чтобы эта песня была народной, а не эстрадной. Лучше, если это будет песня , которую любил Пушкин, или песня на его слова.

Возможный материал:

А) Народные песни: «Во кузнице», «Во поле берёза стояла», «Коробейники» и т.д.

Б) Произведения на слова А.С. Пушкина: «Зимний вечер», муз. М. Яковлева

2) «Картинная галерея»

Судья: Наша станция называется «Картинная галерея». Вы все экскурсанты. На доске и стенах развешаны репродукции. Какие-то из них вы уже знаете, но есть и незнакомые. Всего картин 10. Вы смотрите на них 2 минуты, изучаете подписи, запоминаете автора. Потом я буду указывать на ту или иную репродукцию, а вы будете называть автора и название полотна.

Предлагаемый перечень картин:

- О. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина».

- В. Тропинин «Портрет А.С. Пушкина».

- И. Репин «Пушкин на лицейском экзамене».

- В. Боровиковский «Портрет В.Г. Державина».

- Н. Ге «Пушкин и Пущин в селе Михайловском».

- Н. Ульянов «Пушкин с женой на балу»

- К. Брюлов «Портрет В. Жуковского».

- Г. Чернецов «Группа писателей».

- В. Гау «Н.Н. Пушкина».

- А. Наумов «Дуэль Пушкина с Дантесом».

3)Станция «Хоровая»

Судья: Мы приветствуем вашу команду на станции хоровой декламации. Вы должны прочитать все вместе одно из стихотворений Пушкина. Читать надо слаженно, эмоционально, проникновенно. Громкость - не главное. За чтение программного стихотворения оценка снижается.

4) «Камера хранения»

Судья: Вы вошли в камеру хранения. Наша станция называется так потому, что некоторые литературные герои оставили здесь свои вещи. А вам придётся вспомнить, кому эти вещи принадлежат. Это, возможно и пушкинские персонажи, а возможно, что и нет. Одно очко присуждается за полный ответ: имя героя, название произведения, его автор. Все вещи лежат в большой сумке, доставать вы их будете сами, наугад. Всего вещей 10.

Примерный материал:

- Веретено (Пушкин «Сказка о царе Салтане», три девицы под окном…)

- Зеркало (Пушкин «Сказка о мертвой царевне», мачеха).

- Яблоко (там же, черница).

- Письмо в Оренбург (Пушкин «Капитанская дочка», Пётр Гринёв).

- Клубок пряжи и спицы (Ш. Перро «Красная шапочка», бабушка).

- Майка с красной звездой ( А.Гайдар «Тимур и его команда», Тимур).

- Топор ( Русская сказка «Каша из топора», солдат).

- Мыло и мочалка ( К. Чуковский «Мойдодыр»).

- Сковорода (К. Чуковский «Федорино горе», Федора).

- Корзина плетёная( К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», дочь лесника).

- Яйцо золочёное (русская сказка «Курочка Ряба»).

- Кольцо (А. Пушкин «Дубровский», Марья Кирилловна).

- Роман Ж.Ж. Руссо (Пушкин «Евгений Онегин», Татьяна Ларина).

- Карманные часы (там же, Евгений Онегин).

- Шкатулка (А. Пушкин «Метель», Мария Гавриловна).

5) «По пушкинским местам»

Судья: Наша станция особая: мы будем путешествовать по карте. Суть задания такова: вы берёте билетик, на котором написано название города или села. Вы должны сказать, бывал ли здесь поэт, в связи с чем, и затем показать на карте этот географический пункт. Всего вы берёте 5 билетов.

Материал для работы на этапе:

ДА НЕТ

Москва Таганрог

Петербург Саратов

Одесса Рыбинск

Село Болдино Нижегор. губ. Астрахань

Оренбург Тула

Калуга Череповец

Село Михайловское Псковской Омск

губернии Пенза

Ялта, пос. Гурзуф Иркутск

Пушкин (Царское Село) Углич

6) «Угадай-ка»

Судья: Наша станция приветствует остроумных и смекалистых ребят. Мы предлагаем вам загадки. Их будет 10. Итак, начинаем.

1. Белая чайка по чёрному полю скакала, следы оставляла. ( мел и классная доска)

2. С большой охотой пыль глотает, но не болеет, хоть чихает ( пылесос).

3. Опасней всех в реке она, хитра, прожорлива, сильна (щука)

4. Избушка нова - жильца нет.

Жилец появится - изба развалится. (яйцо и цыплёнок)

5. У него четыре ножки, по две с каждой стороны,

Но сапожки этим ножкам даже в холод не нужны.

( Стол, стул, кровать)

6. С виду это самолёт, крылья есть, и есть пилот.

Хорошо лететь умеет, но мотора не имеет.(планёр)

7. Когда он чёрен, куслив и задорен. А лишь покраснеет - сразу присмиреет. (рак)

8. Если ты его отточишь - нарисуешь всё, что хочешь.

( карандаш)

9.Таять может, а не лёд. Не фонарь, а свет даёт. (Свеча)

10. Ты идешь с друзьями в лес - он тебе на плечи влез. Сам идти не хочет - он тяжёлый очень. ( рюкзак)

7) «Эрудицион».

Судья: Наша станция, очевидно, самая трудная, потому что здесь проверяется эрудиция. Она называется «Эрудицион», то есть «кругозор», «осведомлённость». Мы предлагаем вам литературную викторину. Правильный ответ на вопрос принесёт вам одно очко.

Вариант 1.

Кто автор произведения?

- «Муму» (Тургенев)

- «12 месяцев» (Маршак)

- «Белый пудель» (Куприн)

- «Детство Никиты» (А.Толстой)

- «Детство Тёмы» (Гарин-Михайловский)

- «Лесная газета» (Бианки)

- «Три толстяка» ( Олеша )

- «Сказка о попе и работнике его Балде» (Пушкин)

- «Дети подземелья» (Короленко)

- «Метель» (Пушкин)

Вариант 2.

Откуда эти слова?

- Друзья мои, прекрасен наш союз… ( «19 октября» 1825 г.)

- Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось… ( «Евгений Онегин»)

- Как ныне сбирается Вещий Олег

Отмстить неразумным хазарам. ( «Песнь о Вещем Олеге»)

- Наша ветхая лачужка

И печальна, и темна… ( «Зимний вечер»)

- Его глаза

Сияют, лик его ужасен.

Движенья быстры, он прекрасен… ( «Полтава»)

- Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находились его имения… («Дубровский»)

- Сказка - ложь, да в ней намёк!

Добрым молодцам урок. ( «Сказка о золотом петушке»)

- Слушай, расскажу тебе сказку, которую мне в ребячестве рассказывала старая калмычка… ( «Капитанская дочка»)

- Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы… ( «К Чаадаеву»)

Вариант 3.

1)Где и когда родился Пушкин?

2)Назовите лицейских друзей Пушкина.

3)Какое прозвище было у поэта в лицее?

4)Кто разделил одиночество Пушкина в Михайловской ссылке?

5)Кто из друзей навестил опального поэта?

6)Какое женское имя встречается в шести произведениях Пушкина?

7)Кому посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновение»?

8)Кому посвящён одноимённый романс

9)Как называется журнал, который издавал Пушкин в последние годы?

10)Где и когда открыт первый памятник поэту?

( 6 июня 1799г. Москва; Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Матюшкин, Малиновский и др.; «Француз»; Няня Арина Родионовна; И. Пущин, А. Дельвиг; Мария; А.П. Керн; дочери Керн - Екатерине; «Современник»; 6 июня 1880 г., Москва, Тверской бульвар.)

3. Подведение итогов.

© 2010-2022