Подготовка к сочинению - описанию природы по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ «Школа №1 им. В. П. Екимецкой» г. Рязань





Подготовка к сочинению - описанию природы по картине

И.Грабаря «Февральская лазурь»

Учитель русского языка и литературы

Касаткина Нина Валентиновна





Краткие рекомендации к использованию.

Урок развития речи в 5 классе «Подготовка к сочинению-описанию природы по картине Грабаря «Февральская лазурь» - урок с использованием ИКТ. На данном уроке устанавливаются связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, создаются условия для более рационального использования учебного времени и для усиления разнообразной художественной деятельности. Использование ИКТ на уроках делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным; позволяет не только вызвать интерес к уроку, но и значительно активизирует деятельность учащихся; способствует развитию познавательной деятельности; формирует творчески мыслящую личность. Например, к данному уроку ученики получили предварительные задания: подготовить рассказ о художнике, выучить стихотворение о берёзе.

Тип урока: урок развития связной речи в 5 классе

Тема: Подготовка к сочинению -описанию природы по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» .

Цели:

Образовательные:1.Формировать умение «читать» картину, понимать

идейный замысел художника;

2.развивать пространственное мышление, обогащать

словарный запас учащихся;

3. научить школьников высказывать своё отношение

к увиденному, правильно оценивать настроение картины,

отбирать лексический материал для своего устного

выступления;

4.подготовить учащихся к сочинению -описанию

природы на основе знакомства с картиной;

5.закрепить понятие о пейзаже, совершенствовать

навык описания;

6.способствовать развитию творческого воображения и

литературной речи учащихся.

Развивающие: 1. Создать условия для развития логического мышления,

коммуникативных умений, познавательного интереса у

обучающихся;

2.развитие умения правильно обобщать данные и делать

выводы, составлять план и пользоваться им;

3. развивать интерес к произведениям живописи, кругозор

учащихся.

Воспитательные: 1. Способствовать овладению необходимыми навыками

самостоятельной учебной деятельности;

2. обеспечить высокую творческую активность при выполнении

заданий по карточкам;

3. учить проявлять творческий интерес к обсуждению

собственной работы и работ товарищей;

4. воспитывать навыки взаимодействия и командной работы.

Оборудование: учебник русского языка с репродукцией картины,

презентация, карточки для учащихся, компьютер,

мультимедийный проектор .

Ход урока

1.Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята, садитесь.

2.Ввод в тему

Учитель: -Продолжите предложение: Урок развития речи - это урок, на котором мы…

Учитель : - Посмотрите, пожалуйста, на экран. (слайды 1-4)

- Что общего в этих картинах? Что их объединяет? (зима, пейзаж) (слайд 5)

-Словарная работа (работа со словами «пейзаж», «пейзажист») (слайд 6)

- Ещё раз внимательно посмотрите на эти картины. (слайд 7)

Вам предстоит определить тему нашего урока. Поможет вам в этом отрывок из стихотворения…

(приложение 1 - стих. по выбору учителя)

(чтение стих. подготовленным учеником)

- О каком дереве говорится в стихотворении? (о берёзе)

-А теперь сформулируйте тему нашего урока.

- Да, сегодня вам предстоит подготовиться к сочинению по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». (слайд 8)

-Какова цель нашего урока? (слайд 9)

3. Сообщение ученика о художнике . (Приложение 2) (слайд 10)

Учитель :

-Игорь Эммануилович - выдающийся пейзажист. Наиболее известна его работа «Февральская лазурь». (слайд 11)

«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие - то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба! «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я.

Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет».

Несмотря на сильный мороз, художник создавал картину в вырытой им траншее из снега. Художник поставил холст не только без обычного наклона вперёд, но повернул его лицевой стороной к синеве неба.

4.Работа по группам - работа с картиной (Приложение №3)

Учитель: -Какое впечатление производит на вас эта картина? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная).

-Как сегодня мы будем работать над картиной, ваши предложения. (по группам)

1 группа - Основные образы картины

(учитель раздаёт группам карточки - Приложение 3 и дополнительный материал для слабых учащихся - Приложение 4))

Любимый мотив И.Грабаря - берёза. Мастер пейзажа не переставал восторгаться этим дивом: «Что может быть прекраснее берёзы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как остальные деревья имеют тёмные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево -сказка. Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну только её писал».

Один ученик из группы отвечает, остальные - добавляют. Работают также ребята из других групп (слайд 12)

(Вопросы: - Что изображено на переднем плане картины? (Расскажите о берёзе, о цвете её ствола, ветвей.)

-Символом чего является берёза? (символом России))

2 группа - Предметы изображения

(Вопросы: -Рассмотрите небо, есть ли на нём облака? Как меняется цвет неба к горизонту?

-Какие цвета использует художник? Почему?) (слайд 13)

3 группа - Предметы изображения

(Вопросы: -Рассмотрите снег. Меняется ли его цвет на солнце и в тени?

-Какие цвета использует художник? Почему?) (слайд 14)

4 группа - Чувства, эмоции, вызванные картиной. (слайд 15)

(Вопросы:- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину И.Грабаря?

-Какие эмоции у вас вызывает берёза, написанная художником на переднем плане?)

5 группа - Название картины

Учитель: Ребята, художник не сразу пришёл к названию своей картины. Он обдумывал варианты: «Лазоревый февраль», «Конец февраля». И только после этого отыскал, как ему показалось, лучшее название - «Февральская лазурь».

(Вопросы:-- Почему картина названа «Февральская лазурь»?

-Какие слова помогают увидеть февральский день?) (слайд 16)

6 группа -- Основной фон картины (слайд 17)

Учитель: - И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой - то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

( Вопросы: -Какова основная палитра картины?

-Почему именно белый и голубые цвета используются художником?)

Учитель: -А вот что написали о картине биографы И.Грабаря: «Картина воспринимается как торжественный гимн во славу родной природы».

-Вспомним лексическое значение слова « гимн»?

( гимн - торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо )

- Согласны ли вы с биографами И.Грабаря?

5. Физкультминутка. (слайд 18)

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши, три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

6. Подбор опорных слов для написания сочинения.

Учитель:

-Давайте поработаем над опорными словами, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения. Подберите прилагательные к существительным. ( слайд 19)

День - …(морозный, солнечный, ясный...)

Небо - … (голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное…)

Воздух - … (чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется._ .. (слайд 20)

Снег - ….(белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями…)

Берёза - …(большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.)

- Подберите синонимы к словам.

Художник - …(живописец, пейзажист, певец русской природы…)

Изобразил - …(написал, создал картину..)

Картина - …(репродукция, полотно, пейзаж, произведение живописи)

Берёзы -…( русские красавицы, символ русских лесов, символ России) (слайд 21)

7. Составление плана учащимися.

План. (слайд 22)

1. Когда происходит действие.

2.Какой февральский день изобразил художник.

3.Что изображено на картине:

А) небо;

б) снег;

в) берёза;

г) горизонт;

4. Удалось ли И.Э.Грабарю передать красоту солнечного зимнего дня?

5. Моё отношение к картине.

8. Рефлексия.

Учитель: - Выполнили ли мы на уроке цели, поставленные вами в начале урока? Давайте их вспомним. (слайд 23)

- Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вам понравилось работать на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поднимите зелёный символ, если у вас есть какая-то неудовлетворенность, - жёлтый, и если вы с нетерпением ждали, когда же кончится урок, и вы всем недовольны -красный.

- Продолжите, пожалуйста, предложение (слайд 24)

Было интересно…

Было трудно…

Я научился…

У меня получилось…

Теперь я могу…

Мне захотелось…

9. Итог.

Учитель :

- Писатель пишет пейзаж словами, художник - красками, но все они описывают природу своей душой, своим сердцем.

(Выставление оценок за урок)

10. Домашнее задание

-Напишите сочинение -описание природы по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».

(слайд 25-26)

Приложение 1

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом,

Точно серебром.

На пушистых ветках

Снежною каймой

Распустились кисти

Белой бахромой.

И стоит береза

В сонной тишине,

\ И горят снежинки

В золотом огне…

С.Есенин

В жемчужной россыпи снежинок,

В суровых лапах декабря,

Под шалью нежных паутинок

Берёзка зимняя моя!

Она манит! Чарует очи

В хрустальной сонной тишине!

И хочется побыть мне очень

С берёзкой той - наедине!

Л. Шишкина.

Приложение 2

Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште в семье юриста.

С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи. Из -за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.

В 1901 г. входит в Союз русских художников.

С 1913- 1925 гг. руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией, писал мемуары о русских художниках.

Приехав в Россию, художник был потрясён красотой русской природы. Он заворожён красками русской зимы, восхищён «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева берёзы. И.Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа, певец русской природы.

Приложение 3

Карточки (вопросы группам учащихся для работы):

1 группа - Основные образы картины.

- Что изображено на переднем плане картины? (Расскажите о берёзе, о цвете её ствола, ветвей.)

-Символом чего является берёза?

2 группа - Основные образы картины

-Рассмотрите небо, есть ли на нём облака? Как меняется цвет неба к горизонту?

-Какие цвета использует художник? Почему?

3 группа - Предметы изображения

-Рассмотрите снег. Меняется ли его цвет на солнце и в тени?

-Какие цвета использует художник? Почему?

4 группа - Чувства, эмоции, вызванные картиной.

- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину И.Грабаря?

-Какие эмоции у вас вызывает берёза, написанная художником на переднем плане?

5 группа - Почему картина называется «Февральская лазурь»?

-Подберите слова, которые помогут вам увидеть изображённый на картине февральский день?

6 группа -- Основной фон картины

-Основная палитра картины?

-Почему именно белый и голубые цвета используются художником?

Приложение 4

Дополнительный материал слабым учащимся для работы в группах

Основные образы картины

Основной фон картины

Чувства, переживания, вызванные картиной

-Белоствольная берёза, устремлённая ввысь, слегка искревлённый ствол; широко распахнутые ветви берёзы припорошены снегом, ярко сверкающем на солнце. Листочки берёзки тянутся к солнышку, к теплу и свету - природа не теряет надежды, чувствует приближение весны. Эта берёзка выделяется среди остальных.

-Сквозь эти берёзы виднеется небо: высокое, прозрачное, недосягаемое, далёкое. Оно словно манит берёзу своей вечностью. На небе нет ни одного облака, словно ничто не тревожит его покой.

- Снег, словно ковёр, покрывает землю. Этот образ придаёт картине некую мягкость.

- Образ берёзы - это образ, это символ всей России. Не случайно многие русские поэты и писатели обращались к этому образу.

-Палитра картины разнообразна: её переполняют различные цветовые оттенки.

-Белый цвет - символ чистоты, непорочности, нежности, открытости, чего -то трепетного. Его очень много на картине: белоствольная берёзка, снег. Белый снег на солнце переливается, становится разноцветным. А земля словно покрыта бриллиантами.

-Голубой цвет - символ вечности, надежды - он есть повсюду. Этот цвет насыщает картину. И не зря, наверное, художник называет своё произведение «Февральская лазурь» - цвет даже в названии. Оттенки голубого - это немного холодные оттенки, но пейзаж в целом согревает берёзка.

-Охватывает щемящее чувство любви к Родине, хочется прижаться к стволу берёзки, поведать ей свои сокровенные мысли, почувствовать её тепло, подышать этим февральским морозным воздухом.

- Возникает ощущение того, что ты сам находишься в этой берёзовой роще среди удивительных, поистине русских деревьев.

- Переполняют противоречивые чувства горечи и гордости за нашу Родину: что -то родное чувствуется в этой берёзке.

- Даже в обычной берёзке можно увидеть удивительную, сказочную красоту, даже в малой частице можно разглядеть многое, для этого нужна лишь открытая душа и чуткое сердце. Ведь природа - это часть нас самих.

Литература 1.Азаркович В.Г., Егорова Н.В. Игорь Грабарь. - Л.: Аврора, 1974.

2.Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. - 4-е изд. - М: Дрофа, 1999.

3.Кузнецова Э.В. Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) - художник и общественный деятель / В кн.: В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова. Беседы о советских художниках. - М.-Л.: Просвещение, 1964. С. 86-89.

4.Победова О.И. Грабарь И.Э. - М.: Советский художник, 1964.



© 2010-2022