- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Подготовка к сочинению - описанию природы по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
Подготовка к сочинению - описанию природы по картине И. Грабаря «Февральская лазурь»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Касаткина Н.В. |
Дата | 09.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
МБОУ «Школа №1 им. В. П. Екимецкой» г. Рязань
Подготовка к сочинению - описанию природы по картине
И.Грабаря «Февральская лазурь»
Учитель русского языка и литературы
Касаткина Нина Валентиновна
Краткие рекомендации к использованию.
Урок развития речи в 5 классе «Подготовка к сочинению-описанию природы по картине Грабаря «Февральская лазурь» - урок с использованием ИКТ. На данном уроке устанавливаются связи между полученными знаниями об окружающем мире и конкретной практической деятельностью учащихся, создаются условия для более рационального использования учебного времени и для усиления разнообразной художественной деятельности. Использование ИКТ на уроках делает процесс обучения и преподавания более интересным, качественным, результативным; позволяет не только вызвать интерес к уроку, но и значительно активизирует деятельность учащихся; способствует развитию познавательной деятельности; формирует творчески мыслящую личность. Например, к данному уроку ученики получили предварительные задания: подготовить рассказ о художнике, выучить стихотворение о берёзе.
Тип урока: урок развития связной речи в 5 классе
Тема: Подготовка к сочинению -описанию природы по картине И. Грабаря «Февральская лазурь» .
Цели:
Образовательные:1.Формировать умение «читать» картину, понимать
идейный замысел художника;
2.развивать пространственное мышление, обогащать
словарный запас учащихся;
3. научить школьников высказывать своё отношение
к увиденному, правильно оценивать настроение картины,
отбирать лексический материал для своего устного
выступления;
4.подготовить учащихся к сочинению -описанию
природы на основе знакомства с картиной;
5.закрепить понятие о пейзаже, совершенствовать
навык описания;
6.способствовать развитию творческого воображения и
литературной речи учащихся.
Развивающие: 1. Создать условия для развития логического мышления,
коммуникативных умений, познавательного интереса у
обучающихся;
2.развитие умения правильно обобщать данные и делать
выводы, составлять план и пользоваться им;
3. развивать интерес к произведениям живописи, кругозор
учащихся.
Воспитательные: 1. Способствовать овладению необходимыми навыками
самостоятельной учебной деятельности;
2. обеспечить высокую творческую активность при выполнении
заданий по карточкам;
3. учить проявлять творческий интерес к обсуждению
собственной работы и работ товарищей;
4. воспитывать навыки взаимодействия и командной работы.
Оборудование: учебник русского языка с репродукцией картины,
презентация, карточки для учащихся, компьютер,
мультимедийный проектор .
Ход урока
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребята, садитесь.
2.Ввод в тему
Учитель: -Продолжите предложение: Урок развития речи - это урок, на котором мы…
Учитель : - Посмотрите, пожалуйста, на экран. (слайды 1-4)
- Что общего в этих картинах? Что их объединяет? (зима, пейзаж) (слайд 5)
-Словарная работа (работа со словами «пейзаж», «пейзажист») (слайд 6)
- Ещё раз внимательно посмотрите на эти картины. (слайд 7)
Вам предстоит определить тему нашего урока. Поможет вам в этом отрывок из стихотворения…
(приложение 1 - стих. по выбору учителя)
(чтение стих. подготовленным учеником)
- О каком дереве говорится в стихотворении? (о берёзе)
-А теперь сформулируйте тему нашего урока.
- Да, сегодня вам предстоит подготовиться к сочинению по картине Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь». (слайд 8)
-Какова цель нашего урока? (слайд 9)
3. Сообщение ученика о художнике . (Приложение 2) (слайд 10)
Учитель :
-Игорь Эммануилович - выдающийся пейзажист. Наиболее известна его работа «Февральская лазурь». (слайд 11)
«Я стоял около дивного экземпляра берёзы, редкостного по ритмическому строению ветвей, заглядевшись на неё. Я уронил палку и нагнулся, чтобы её поднять. Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие - то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба! «Если бы хоть десятую долю этой красоты передать, то и это будет бесподобно», - подумал я.
Февраль стоял изумительный. Солнце светило ежедневно, и мне посчастливилось писать без перерыва около двух с половиной недель, пока я не кончил картину. Писал я с зонтиком, окрашенным в голубой цвет».
Несмотря на сильный мороз, художник создавал картину в вырытой им траншее из снега. Художник поставил холст не только без обычного наклона вперёд, но повернул его лицевой стороной к синеве неба.
4.Работа по группам - работа с картиной (Приложение №3)
Учитель: -Какое впечатление производит на вас эта картина? (Приятное, радостное, хочется долго смотреть на эту картину, потому что она красочная).
-Как сегодня мы будем работать над картиной, ваши предложения. (по группам)
1 группа - Основные образы картины
(учитель раздаёт группам карточки - Приложение 3 и дополнительный материал для слабых учащихся - Приложение 4))
Любимый мотив И.Грабаря - берёза. Мастер пейзажа не переставал восторгаться этим дивом: «Что может быть прекраснее берёзы, единственного в природе дерева, ствол которого ослепительно бел, тогда как остальные деревья имеют тёмные стволы. Фантастическое, сверхъестественное дерево, дерево -сказка. Я страстно полюбил русскую берёзу и долго почти одну только её писал».
Один ученик из группы отвечает, остальные - добавляют. Работают также ребята из других групп (слайд 12)
(Вопросы: - Что изображено на переднем плане картины? (Расскажите о берёзе, о цвете её ствола, ветвей.)
-Символом чего является берёза? (символом России))
2 группа - Предметы изображения
(Вопросы: -Рассмотрите небо, есть ли на нём облака? Как меняется цвет неба к горизонту?
-Какие цвета использует художник? Почему?) (слайд 13)
3 группа - Предметы изображения
(Вопросы: -Рассмотрите снег. Меняется ли его цвет на солнце и в тени?
-Какие цвета использует художник? Почему?) (слайд 14)
4 группа - Чувства, эмоции, вызванные картиной. (слайд 15)
(Вопросы:- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину И.Грабаря?
-Какие эмоции у вас вызывает берёза, написанная художником на переднем плане?)
5 группа - Название картины
Учитель: Ребята, художник не сразу пришёл к названию своей картины. Он обдумывал варианты: «Лазоревый февраль», «Конец февраля». И только после этого отыскал, как ему показалось, лучшее название - «Февральская лазурь».
(Вопросы:-- Почему картина названа «Февральская лазурь»?
-Какие слова помогают увидеть февральский день?) (слайд 16)
6 группа -- Основной фон картины (слайд 17)
Учитель: - И.Э.Грабарь вот такими словами описывал своё любимое время года: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычайное. Казалось, что она праздновала какой - то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
( Вопросы: -Какова основная палитра картины?
-Почему именно белый и голубые цвета используются художником?)
Учитель: -А вот что написали о картине биографы И.Грабаря: «Картина воспринимается как торжественный гимн во славу родной природы».
-Вспомним лексическое значение слова « гимн»?
( гимн - торжественная песня, восхваляющая и прославляющая кого-либо или что-либо )
- Согласны ли вы с биографами И.Грабаря?
5. Физкультминутка. (слайд 18)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
6. Подбор опорных слов для написания сочинения.
Учитель:
-Давайте поработаем над опорными словами, которыми вы будете пользоваться при написании сочинения. Подберите прилагательные к существительным. ( слайд 19)
День - …(морозный, солнечный, ясный...)
Небо - … (голубое, бирюзовое, лазурное, чистое, высокое, прозрачное, безоблачное…)
Воздух - … (чистый, морозный, прозрачный, бодрящий, колется._ .. (слайд 20)
Снег - ….(белый, пушистый, чистый, блестит, сверкает, переливается огнями…)
Берёза - …(большая, красивая, нарядная, огромная, могучая, гордая.)
- Подберите синонимы к словам.
Художник - …(живописец, пейзажист, певец русской природы…)
Изобразил - …(написал, создал картину..)
Картина - …(репродукция, полотно, пейзаж, произведение живописи)
Берёзы -…( русские красавицы, символ русских лесов, символ России) (слайд 21)
7. Составление плана учащимися.
План. (слайд 22)
1. Когда происходит действие.
2.Какой февральский день изобразил художник.
3.Что изображено на картине:
А) небо;
б) снег;
в) берёза;
г) горизонт;
4. Удалось ли И.Э.Грабарю передать красоту солнечного зимнего дня?
5. Моё отношение к картине.
8. Рефлексия.
Учитель: - Выполнили ли мы на уроке цели, поставленные вами в начале урока? Давайте их вспомним. (слайд 23)
- Мне бы хотелось узнать ваше отношение к уроку. Если вам понравилось работать на уроке, вы усвоили материал, вы довольны своей работой и работой своих товарищей, поднимите зелёный символ, если у вас есть какая-то неудовлетворенность, - жёлтый, и если вы с нетерпением ждали, когда же кончится урок, и вы всем недовольны -красный.
- Продолжите, пожалуйста, предложение (слайд 24)
Было интересно…
Было трудно…
Я научился…
У меня получилось…
Теперь я могу…
Мне захотелось…
9. Итог.
Учитель :
- Писатель пишет пейзаж словами, художник - красками, но все они описывают природу своей душой, своим сердцем.
(Выставление оценок за урок)
10. Домашнее задание
-Напишите сочинение -описание природы по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь».
(слайд 25-26)
Приложение 1
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
\ И горят снежинки
В золотом огне…
С.Есенин
В жемчужной россыпи снежинок,
В суровых лапах декабря,
Под шалью нежных паутинок
Берёзка зимняя моя!
Она манит! Чарует очи
В хрустальной сонной тишине!
И хочется побыть мне очень
С берёзкой той - наедине!
Л. Шишкина.
Приложение 2
Игорь Эммануилович Грабарь родился 13 марта 1871 года в Будапеште в семье юриста.
С детства он мечтал о живописи, старался быть ближе к художественным кругам, посещал все выставки, изучал коллекцию Третьяковской галереи. Из -за политических преследований в 1876 году семья переехала в Россию. Грабарь получил блестящее образование, окончив сначала Московский лицей, затем юридический факультет Петербургского университета. После окончания университета он поступил в Высшую художественную школу при Академии искусств. Учителем Грабаря был Репин.
В 1901 г. входит в Союз русских художников.
С 1913- 1925 гг. руководил Третьяковской галереей. Участвовал в создании новых музеев, в охране памятников, занимался реставрацией, писал мемуары о русских художниках.
Приехав в Россию, художник был потрясён красотой русской природы. Он заворожён красками русской зимы, восхищён «грацией» и «магнетизмом» волшебного дерева берёзы. И.Грабарь - тонкий живописец, мастер пейзажа, певец русской природы.
Приложение 3
Карточки (вопросы группам учащихся для работы):
1 группа - Основные образы картины.
- Что изображено на переднем плане картины? (Расскажите о берёзе, о цвете её ствола, ветвей.)
-Символом чего является берёза?
2 группа - Основные образы картины
-Рассмотрите небо, есть ли на нём облака? Как меняется цвет неба к горизонту?
-Какие цвета использует художник? Почему?
3 группа - Предметы изображения
-Рассмотрите снег. Меняется ли его цвет на солнце и в тени?
-Какие цвета использует художник? Почему?
4 группа - Чувства, эмоции, вызванные картиной.
- Что вы чувствуете, когда смотрите на картину И.Грабаря?
-Какие эмоции у вас вызывает берёза, написанная художником на переднем плане?
5 группа - Почему картина называется «Февральская лазурь»?
-Подберите слова, которые помогут вам увидеть изображённый на картине февральский день?
6 группа -- Основной фон картины
-Основная палитра картины?
-Почему именно белый и голубые цвета используются художником?
Приложение 4
Дополнительный материал слабым учащимся для работы в группах
Основные образы картины
Основной фон картины
Чувства, переживания, вызванные картиной
-Белоствольная берёза, устремлённая ввысь, слегка искревлённый ствол; широко распахнутые ветви берёзы припорошены снегом, ярко сверкающем на солнце. Листочки берёзки тянутся к солнышку, к теплу и свету - природа не теряет надежды, чувствует приближение весны. Эта берёзка выделяется среди остальных.
-Сквозь эти берёзы виднеется небо: высокое, прозрачное, недосягаемое, далёкое. Оно словно манит берёзу своей вечностью. На небе нет ни одного облака, словно ничто не тревожит его покой.
- Снег, словно ковёр, покрывает землю. Этот образ придаёт картине некую мягкость.
- Образ берёзы - это образ, это символ всей России. Не случайно многие русские поэты и писатели обращались к этому образу.
-Палитра картины разнообразна: её переполняют различные цветовые оттенки.
-Белый цвет - символ чистоты, непорочности, нежности, открытости, чего -то трепетного. Его очень много на картине: белоствольная берёзка, снег. Белый снег на солнце переливается, становится разноцветным. А земля словно покрыта бриллиантами.
-Голубой цвет - символ вечности, надежды - он есть повсюду. Этот цвет насыщает картину. И не зря, наверное, художник называет своё произведение «Февральская лазурь» - цвет даже в названии. Оттенки голубого - это немного холодные оттенки, но пейзаж в целом согревает берёзка.
-Охватывает щемящее чувство любви к Родине, хочется прижаться к стволу берёзки, поведать ей свои сокровенные мысли, почувствовать её тепло, подышать этим февральским морозным воздухом.
- Возникает ощущение того, что ты сам находишься в этой берёзовой роще среди удивительных, поистине русских деревьев.
- Переполняют противоречивые чувства горечи и гордости за нашу Родину: что -то родное чувствуется в этой берёзке.
- Даже в обычной берёзке можно увидеть удивительную, сказочную красоту, даже в малой частице можно разглядеть многое, для этого нужна лишь открытая душа и чуткое сердце. Ведь природа - это часть нас самих.
Литература 1.Азаркович В.Г., Егорова Н.В. Игорь Грабарь. - Л.: Аврора, 1974.
2.Зельманова Л.М., Колокольцев Е.Н. Развитие речи: Русский язык и литература. 5-7 классы. Репродукции картин: Учебно-наглядное пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений. - 4-е изд. - М: Дрофа, 1999.
3.Кузнецова Э.В. Игорь Эммануилович Грабарь (1871-1960) - художник и общественный деятель / В кн.: В.И. Гапеева, Э.В. Кузнецова. Беседы о советских художниках. - М.-Л.: Просвещение, 1964. С. 86-89.
4.Победова О.И. Грабарь И.Э. - М.: Советский художник, 1964.