- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок русского языка в 7 классе по теме «Лексика. Фразеология»
Урок русского языка в 7 классе по теме «Лексика. Фразеология»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 7 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Аманжанова Б.Х. |
Дата | 13.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Урок русского языка в 7 классе по теме «Лексика. Фразеология»
Цель урока:
-
углубить знания учащихся по теме «Лексика. Фразеология»;
-
развивать умение употреблять синонимы, антонимы, омонимы, однозначные, многозначные слова, фразеологизмы в речи;
-
привить интерес к языку;
-
воспитать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.
Тип урока: повторение, систематизация изученного.
Методы обучения: словесный, частично-поисковый, метод стимулирования интереса к учению.
Оборудование: интерактивная доска, фразеологические и толковые словари.
Ход урока:
І.Оргмомент:
Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
ІІ. Работа на интерактивной доске
Ученики составляют опорную схему «Лексика»
ІІІ. Тест «Утверждение и неутверждение»
Называю слово и даю толкование слова. Ответ дается цифрами «согласен»-1 или «не согласен»-2 ответ «не согласен» поясняется.
Расписной - украшенный живописью, разукрашенный красками. «1».
Листопад - появление на деревьях желтых листьев. «0». Опадание листьев осенью.
Дождь - атмосферные осадки в виде водяных капель «1».
Роща - большой еловый лес. «0» Небольшой лиственный лес.
Патриотизм - любовь к Родине «1».
ІV. Прямое и переносное значение (работа - поиск)
Прямое значение слова - это…….
(его основное лексическое значение)
Переносное значение слова - это лексическое значение слова, основанное на сходстве, близости между собой предметов, явлений.
а) Говорят у мамы руки непростые,
Говорят у мамы руки золотые!
Я гляжу внимательно, подношу поближе.
Трогаю и глажу - золота не вижу.
Почему так говорят? Как говорят об очень хорошем человеке? - Золотой человек.
Б) Найдите слова в переносном значении. Как называется средство выразительности, используемое в отрывке стихотворения С.Есенина? (олицетворение)
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки
И горят серебряные росы.
V. Работа с учебником
Упражнение 280. Спишите, сравните словосочетания. Найдите слова, которые одинаково звучат и пишутся. Объясните их значение:
Дверь без ключа - вода из ключа
Резать лук - стрелять из лука
Вступить в брак - допустить в работе брак
Праздничный наряд - наряд на уголь.
Омонимы - это слова, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению. Например:
Лук - огородное растение и лук - оружие; ключ - замок и вода из ключа - вода из родника;
VІ. Соединить синонимы стрелкой: Что такое синонимы?
Собака
Печаль
Дорога
Неправда
Армия
Огонь
Метель
Автомобиль
Путь
Пес
Ложь
Войско
Грусть
Пламя
Машина
Буран
VІІ. Игра «Наоборот» ( Стихотворение С.Палтоновой. Ребята подбирают антонимы.
Нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот»
Скажу я слово высоко, а ты
Ответишь……… (низко).
Скажу я слово далеко, а ты
Ответишь……..(близко).
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь……..(пол).
Скажу я слово потерял,
А ты ответишь……..(нашел).
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты……..(храбрец)
Теперь начало я скажу,
Ну, отвечай……….(конец).
Вопрос: Что мы называем антонимами?
VІІІ. Работа с тестами.
Что такое фразеологизмы? Это устойчивые сочетания слов.
1. Душа в душу
2. Море поколено
3. Топорная работа
4. Бить баклуши
5. Водить за нос
6. Сломя голову
7. В час по чайной ложке
8. Себе на уме;
9. Зарубить на носу
10. На краю света
А. хитрый
Б. бездельничать
В. обманывать
Г. очень медленно
Д. дружно
Е. ничего не страшно
Ж. грубая работа
З. запомнить
И. далеко
Ответы: 1Д, 2Е, 3Ж, 4Б, 5В, 6К, 7Г, 8А, 9З, 10И.
1Х. Итог урока
Х. Домашнее задание:
Упражнение 299. Определите основную мысль стихотворения и выучите наизусть.
ХІ. Оценка знаний учащихся