Тема урока: Способы подчинительной связи слов в словосочетании

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: Способы подчинительной связи слов в словосочетании.

Цели урока:

1. Образовательные: Повторение сведений о словосочетании, полученных учащимися в предшествующие годы обучения: строение словосочетания, виды и способы подчинительной связи в словосочетаниях.

2. Развивающие: выработать умение определять способы подчинительной связи, перестраивать словосочетания со связью согласование в словосочетания со связью управление и наоборот; словосочетания со связью примыкание в словосочетания со связью управление и наоборот; мыслить, анализировать, делать выводы и применять теоретические знания.

3. Воспитательные: воспитать культуру общения и культуру ответа на вопросы; развивать культуру умственного труда.

Тип урока: закрепление материала.

Оборудование: карточки с заданиями, критерии оценивания, видиоролик

Ход урока

1. Организационный момент. Позитивный настрой(видеоролик «Цветы»)

2. Сообщение темы урока (запись в тетради). Постановка целей урока учителем, формулирование задач учащимися.

3. Проверка теоретических знаний о словосочетании.

Продолжите предложения…

Словосочетание - это… (соединение двух или нескольких самостоятельных слов на основе подчинительной связи).

Словосочетание состоит… (главного и зависимого слова).

Между словами в словосочетании есть … (грамматическая и смысловая связь).

Словосочетаниями не считаются сочетания слов с … (сочинительной связью).

Между главным и зависимым словами существуют три типа подчинительно связи, а именно… (согласование, управление, примыкание).

Согласование - это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово употребляется в тех же формах, что и главное).

Управление - это… (такой вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится при главном слове в определённом падеже).

Примыкание - это… (такой вид подчинительной связи, при котором слова в словосочетании связываются только по смыслу).

  • Найдите в словосочетании главное и зависимое слово, обозначьте главное слово крестиком: яркой внешности, правда о случившемся, при тебе, быстро бежать, купаться в море, совершенно верно, я не уверен, вера в человека, очень красивый, книги и ручки.

У скольких сочетаний слов не выделили главного и зависимого слова? Почему?

  • Самостоятельная работа.

1 вариант

Выпишите словосочетания со связью управление.

2 вариант

Выпишите словосочетания со связью согласование.

3 вариант

Выпишите словосочетания со связью примыкание.

Большое желание, выразить желание, желание учиться, говорил улыбаясь, учиться в колледже, поступить в техникум, возможность поступить, использовать возможность, сдать экзамен, успешная сдача, отличные успехи, стремление добиться, успешный труд, досрочно закончить, высокая цель.

  • Самопроверка

Согласование: большое желание, успешная сдача, отличные успехи, успешный труд, высокая цель

Управление: выразить желание, учиться в колледже, поступить в техникум, использовать возможность, сдать экзамен

Примыкание: желание учиться, возможность поступить, стремление добиться, закончить досрочно, говорил улыбаясь


  • Критерии оценки

«5» - без ошибки

«4» - 1 ошибка

«3» - 2 ошибки

  • Запишите все словосочетания из данных предложений в правый столбик таблицы в соответствии со видом подчинительной связи.

  1. Недавно прошёл лёд, и река широко отблескивала жёлтой водой. 2. Бала ранняя весна. 3. На сирени уже зазеленели почки.

1. ранняя весна

1. словосочетание с подчинительной связью согласование

2.жёлтой водой

3. зазеленели на сирени

2. словосочетание с подчинительной связью управление

4.отблескивала водой

5. недавно прошёл

3. словосочетание с подчинительной связью примыкание

6. широко отблескивала

7.зазеленели уже

8. зазеленели почки

4. грамматическая основа

9. прошёл лёд

10. весна была

11. река отблескивала

5. Работа над вопросами ЕНТ.

  • Найдите в предложениях синонимичные словосочетания. Выпишите их, определите способ связи в словосочетаниях.

В магазине я купил диск для компьютера. Свой компьютерный диск я отдал товарищу.(диск для компьютера - компьютерный диск)

  • Что общего между словосочетаниями-синонимами?

(Главное слово, общее грамматическое значение).


  • Подберите синонимичные словосочетания.

  1. Лесной запах - запах леса

Бронзовая статуя - статуя из бронзы

Мраморный памятник - памятник из мрамора

Горный воздух - воздух гор

Солнечный город - город солнца

  1. Костюм для тренировки - тренировочный костюм

Парк при море - приморский парк

Гостиница при вокзале - привокзальная гостиница

Сумка для хозяйства - хозяйственная сумка

Ветер с севера - северный ветер

  1. Держаться с достоинством - держаться достойно

Рассказывать с увлечением - рассказывать увлеченно

  • Измените словосочетания, чтобы изменился способ связи.

Согласование в управление: каменный дом, отцовская шапка, лисьи повадки, улыбающийся ребенок, деревенский житель.

Управление в примыкание: отзываться с восторгом, сделать с умыслом, приходить без наказания, колеблясь без звука.

Управление в согласование: время после обеда, туман перед рассветом, корку хлеба, лучи солнца, лай собаки.

  • Взаимопроверка

Управление: дом из камня, шапка отца, повадки лисы, ребенок с улыбкой, житель деревни

Примыкание: отзываться восторженно, сделать умышленно, безнаказанно приходить, беззвучно колеблясь

Согласование: послеобеденное время, предрассветный туман, хлебную корку, солнечные лучи, собачий лай

(см. критерии оценки)

  • Выполните задания

1.Замените словосочетание БЕЗЫМЯННУЮ РЕЧУШКУ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2.Замените словосочетание СПРОСИЛ С УСМЕШКОЙ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

3.Замените словосочетание НЕ ВСПОМИНАЛИ С ТОСКОЙ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

4.Замените словосочетание ДЕТСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5.Замените словосочетание ЖЕНСКИХ СЕРДЕЦ, построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Замените словосочетание ЛИСТЫ ЖЕЛЕЗА, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

7.Замените словосочетание БЕССОННЫХ НОЧЕЙ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8.Замените словосочетание АВТОРСКОЕ ВДОХНОВЕНИЕ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

9.Замените словосочетание СУБСТРАТ ЖИЗНИ, построенное на основе связи управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

10.Замените словосочетание СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОЛЛЕКТИВ, построенное на основе связи согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

  • Самопроверка

1) речушка без имени

2) спросил усмехаясь

3 )не вспоминали тоскливо

4 )воображение детей

5) сердца женщин

6) железные листы

7) ночей без сна

8) вдохновение автора

9) жизненный субстрат

10 )коллектив строителей

  • Критерии оценки

«5» - 10 баллов

«4» - 8-9 баллов

«3» - 5-7 баллов

«2» - 0-4 балла

5.Дополнительные задания для сильных учащихся

1.Замените словосочетание ПИСАТЕЛЬСКИЙ БЛОКНОТ (предло-жение 2), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

2.Замените словосочетание РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ (предложение 4), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

3.Замените словосочетание ВРАЖЕСКАЯ АРТИЛЛЕРИЯ (предложение 7), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

4.Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ (предложение 18), построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

5.Замените словосочетание РЫБАЧЬИХ ЛАЧУГ (предложение 6), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

6.Самопроверка

1)блокнот писателя

2)собраний родителей

3)артиллерия врага

4)говорили восторженно

5)лачуг рыбаков


  • Укажите все ли словосочетания, выписанные из текста, являются словосочетаниями. Исправьте также ошибки в определении способов подчинительной связи между словами.

Однажды чей-то большой пёс забежал в «домик няни», залез под печку и сладко-сладко задремал. Смотрительница музея не заметила этого, а посетители домика смотрели и думали, что это так и нужно, что это подобие пушкинского пса Руслана, о котором экскурсовод только что им рассказал в зальце дома Пушкина, где висит портрет этого пса.

1.Забежал однажды - примыкание.

Чей-то пёс, большой пёс - согласование.

Пёс забежал, залез и задремал - согласование.

Забежал в «домик няни» - управление.

Залез под печку - управление.

Сладко задремал - примыкание.

7. Рефлексия

Самоанализ работы на уроке

Кто хорошо знает материал и мог бы помочь товарищам?

Кто знает, над чем ему нужно поработать?

Кто плохо понял эту тему и нуждается в помощи?

8. Домашнее задание упр.52 повторить виды словосочетаний.



© 2010-2022