Разработка урока по русскому языку Повторение и обобщение темы Местоимение

Тема: Повторение и обобщение  темы «Местоимение» Цель: повторить и обобщить знания о местоимении;  обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу «Местоимение»;  совершенствовать навыки правописания местоимений; развивать речевые навыки и умения учащихся.   Ход урока 1.Слово учителя - Представьте себе ситуацию, которая описана в стихотворении: Имя Существительное, Имя восхитительное, Скрылось, улетело, унеслось! Следом – Прилагательное, Умное, внимательное, Над Словами тоже лихо...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Повторение и обобщение темы «Местоимение»


Цель:
повторить и обобщить знания о местоимении; обобщить и систематизировать теоретические сведения по разделу «Местоимение»; совершенствовать навыки правописания местоимений; развивать речевые навыки и умения учащихся.

Ход урока

1.Слово учителя

- Представьте себе ситуацию, которая описана в стихотворении:

Имя Существительное,

Имя восхитительное,

Скрылось, улетело, унеслось!

Следом - Прилагательное,

Умное, внимательное,

Над Словами тоже лихо пронеслось.

Все слова в смятении:

Ищут объяснения.

Возвратятся? Может быть, авось…

На Местоимение

Вдруг нашло затмение,

И безотлагательно было решено:

Станет вместо каждого и иного важного

Он, она, оно.


- Итак, ребята! Мы с вами познакомились со всеми разрядами местоимения. На следующем уроке у вас контрольная работа. Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (повторять всё, что мы знаем о местоимении)

2. Повторение теории, используя приём «Закончи предложение»

1) Местоимение - это часть речи, которая... (указывает на предмет, но не называет его)

2) Местоимения изменяются... (как правило, изменяются по падежам, есть местоимения, которые изменяются по родам и числам)

3) В предложении местоимения обычно бывают... (подлежащим, дополнением)

4) Возвратное местоимение (себя) не имеет... (И.п., рода и числа)

5) Вопросительные местоимения служат... (для выражения вопроса)

6) В неопределенных местоимениях кое, то, либо, нибудь, пишутся ... (через дефис)

7) В каких случаях не и ни в отрицательных местоимениях пишутся раздельно?
(когда между местоимениями и не/ни есть предлог)

2. Разминка «Лови ошибку» (найти ошибку в правописании местоимений, записанных на доске)

Ждать не кого, чтото обнаружил, с кем-то заговорил, коечто узнал, рассказать кому либо, некого не было, не скем поговорить, не которые личности, коекто из учеников, никому не сказал, ничего делать, отказать кому нибудь.

3. Игра «Найди местоимения»

- Ребята, из предложенных фразеологизмов выберите и запишите те, в которых есть местоимения.

Сидеть сложа руки И нашим и вашим

Ни в какие ворота Мерить на один аршин

Кусать себе локти Как в воду канул

Бог с тобой Взять себя в руки

Себе на уме Не в своей тарелке

Быть на седьмом небе Зарубить себе на носу

Знать себе цену Иголке негде упасть

Бежать сломя голову И никаких гвоздей

4. Работа в парах.

Задание № 1

Поставить местоимение в начальной форме, определить разряд, падеж.
Моего - (мой) кого-то - (кто-то)

Никого - (никто) со мной - (я)
Нашего - (наш) твоего - (ты)
Ваши - (ваш) своему - (свой)

Никакому - (никакой) ему - (он)

Задание № 2

Запишите подходящее местоимение.

1) Личное местоимение, 1 л., ед.ч. Т.п. (со мной)

2) Неопределенное местоимение, Д.п. (чему-то?)

3) Указательное местоимение, П.п. (о той)

  1. Возвратное местоимение, Р.п. с предлогом С (с себя)

  2. Личное местоимение, З л., ед.ч., ж.р., Т.п. с предлогом О (о ней)

Физкультминутка.

На одной ноге постой-ка,
Если ты солдатик стойкий.
Ногу левую - к груди,
Да смотри - не упади.
А теперь постой на левой,
Если ты солдатик смелый.

Какие местоимения встретились в физкультминутке?

(ты).

5. Работа в группах (для каждой группы заранее приготовлены карточки с заданиями. Какая группа правильнее справится с заданием ).

Вписать в предложения подходящие по смыслу местоимения.

Интересная загадка.

Однажды …. шёл по лугу. Ко ….. пристала ласточка. …. кружилась около …… Ласточка задевала …… за плечо, кричала жалобно, словно ….. отнял у …. птенца, и …..просила отдать ….. обратно. ….. не понимал, что …. нужно. Я рассказал об этом деду, а ….посмеялся надо …..и всё объяснил.

Человек идёт по лугу и спугивает кузнечиков и жучков. Ласточка уже не ищет….. в траве, а …..летает около человека и ловит…. на лету.

6. Редактирование текста

Найти и исправить речевые ошибки.

В доме у нас появился котёнок, котёнок был маленький и пушистый. Когда котёнка гладили, котёнок закрывал глазки и начинал громко урчать. За это мы серенького котёнка прозвали Моторчик.

7. Викторина

1. Какие три местоимения не имеют именительного падежа? (себя, некого, нечего)

2. Какое отрицательное местоимение перешло в имя существительное? (ничья)

3. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и справа налево?(оно, тот)

4. Какое личное местоимение следует добавить к другому личному, чтобы получить много крупных плодов? (тыквы)

5. Какое местоимение превращается в союз, если его прочесть справа налево?(он-но)

8.Рефлексия

- Как вы думаете, справитесь ли вы теперь с контрольной работой? (выбирают смайлики)

9. Подведение итогов. Оценка ответов учащихся.

Домашнее задание: составить загадки, ребусы, кроссворды, тесты по теме «Местоимение»








© 2010-2022