Рабочая программа по русскому языку и литературе

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

г. КЕРЧИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «Школа №11»



РАССМОТРЕНО

на заседании МО:

протокол № ____

«____» ______2015 г.

Руководитель МО

__________ И.В. Бойко

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

__________ И.В.Чемезова

«____» _______ 2015 г.



УТВЕРЖДАЮ:

Директор МОБУ г.Керчи РК «Школа «11»

_________Л.С.Мантуленко

«____» _______ 2015 г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Русский язык»

для 11 класса

на 2015-2016 учебный год







Рабочая программа составлена на основе «Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений»/ А.И.Власенкова // Программно-методические материалы. Русский язык.10-11 классы/ Сост. Л.М. Рыбченкова.-М.: Дрофа, 2014. Ориентирована на использование учебника Власенкова А.И., Рыбченковой Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение», 2014, рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Программу разработала: Жарко Раиса Викторовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории



2015 г.

Раздел II. Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования,

За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 10 - 11 классов А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011 год

Назначение программы:

  • улучшение результатов обучения родному языку, усовершенствование технологии обучения в соответствии с изменившимися приоритетами целей основного образования;

  • реализация основных положений концепции лингвистического образования школьников.

Структура документа

Рабочая программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, учебно-тематический план, содержание тем учебного курса, формы и средства контроля, перечень учебно-методического обеспечения.

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 11 классе. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь (владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка. Овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации в рамках подготовки к ЕГЭ.

Курс русского языка в 11 классе направлен на достижение следующих целей:

воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.

Принцип построения - концентрический

Специфика предмета:

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:


Учебник: «Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2014

Методическое пособие для учителя:

1. Золоторёва, И.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс: Программы 34 и 68 часов/ И.В. Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2010

2. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

3. Власенков, А.И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10 - 11 класс/ А.И.Власенков, - М.: Просвещение, 2007

Пособия для учащихся:

1.Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2012: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2011

2. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ А.Б. Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2009


Формы организации учебного процесса:


Технологии, методики:

уровневая дифференциация;

проблемное обучение;

информационно-коммуникационные технологии;

здоровьесберегающие технологии;

система инновационной оценки «портфолио»;

коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава);

проектно-исследовательская технология.

Формы организации учебного процесса интерактивные: сочетание традиционных классических форм, методов и приемов обучения с инновационными, нетрадиционными (ученические конференции, уроки деловой игры, уроки презентации, олимпиадные состязания, уроки - защиты мини - рефератов, метод проектов, презентаций, индивидуализация и дифференциация обучения (работа в малых группах, ролевые и деловые игры, имитационное моделирование, тренинги), позволяющие выявить одаренных детей, открыть широкие образовательные перспективы для исследовательской деятельности в области осмысления слова, текста, языка, нацеленные на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативного, социокультурного, деятельностного подхода к обучению русскому языку.

Методы и приёмы обучения:

- обобщающая беседа по изученному материалу;

- индивидуальный устный опрос;

- фронтальный опрос;

- опрос с помощью перфокарт;

- выборочная проверка упражнения;

- взаимопроверка;

- самоконтроль (по словарям, справочным пособиям);

- различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой;

- составление учащимися авторского текста в различных жанрах;

- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;

- сжатые изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;

- написание сочинений;

- письмо под диктовку;

- комментирование орфограмм и пунктограмм.

Виды деятельности учащихся на уроке:

- анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- разные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический);

- лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей языка;

- смысловой анализ и информационная переработка устного и письменного текста:

составление плана текста;

пересказ текста по плану;

продолжение текста;

редактирование;

конспектирование;

- участие в диалогах различных видов;

- аудирование (понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего; понимание на слух информации художественных, публицистических, учебно-научных, научно-популярных текстов, установление смысловых частей текста, определение их связей);

- создание собственных письменных текстов;

- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;

- составление опорных схем и таблиц;

- работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;

- работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей;

Формы текущего контроля знаний в 11 классе:

* тест;

*диктант;

* проверочная работа с выборочным ответом;

* комплексный анализ текста;

  1. публичное выступление по общественно-важным проблемам;

  2. сочинение на морально-нравственную тему;

  1. сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.



Раздел III. Требования к уровню
подготовки выпускников

В результате изучения русского языка ученик должен:

знать/понимать

связь языка и истории, культуры русского и других народов;

смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь

осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  1. применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  1. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  1. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;

  1. развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  1. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;

  1. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Контроль за результатами обучения осуществляется по трём направлениям:

- учитываются умения учащегося производить разбор звуков речи, слова, предложения, текста, используя лингвистические знания, системно излагая их в связи с производимым разбором или по заданию учителя;

- учитываются речевые умения учащегося, практическое владение нормами произношения, словообразования, сочетаемости слов, конструирования предложений и текста, владение лексикой и фразеологией русского языка, его изобразительно-выразительными возможностями, нормами орфографии и пунктуации;

- учитывается способность учащегося выражать свои мысли, своё отношение к действительности в соответствии с коммуникативными задачами в различных ситуациях и сферах общения.

Формами контроля, выявляющего подготовку учащегося по русскому языку, служат соответствующие виды разбора, устные сообщения учащегося, письменные работы типа тестирования, сочинения разнообразных жанров, рефераты.









Раздел IV. Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во

часов

(всего)

В том числе контрольных

В том числе развитие речи

Главные члены предложения

3

Однородные и обособленные члены предложения

6

1

1

Вводные слова и обращения

3

1

Научный стиль

4

Публицистический стиль речи

3

1

2

Художественный стиль речи

2

1

Сложное предложение

10

1

2

Текст и его строение

4

1

Типы речи.Рассуждение

5

1

1

Повторение и систематизация материала для подготовки к ЕГЭ

24

1

Резервное время

4

ИТОГО

68

7

7


Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 11 классе на 2015 - 2016 уч. год


Класс - 11

Учитель - Жарко Раиса Викторовна

Количество часов:

Всего - 68 часов; в неделю - 2 часа

Плановых уроков:


  • контрольных уроков - 7 ч

  • уроков развития речи - 7 ч

  • самостоятельных работ - 2 ч

Планирование составлено на основе на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова). М. «Просвещение», 2014.

Учебник: Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений: базовый уровень/ - М.: Просвещение, 2014 г.

№ п/п

Дата

Кор

рекция

Наименование раздела,

темы

Количество часов

Подго

товка к

ЕГЭ

Прим

тема

К.р.

Р.р

Из раздела «Стили речи»

8 ч.

2


1

Разновидности употребления языка: язык разговорный и язык литературный. Стили речи.

1



2

Научный стиль речи. Особенности научно-популярного подстиля речи. Комплексный анализ текста.

1



А23

В4

3

Входная контрольная работа

1

1


А5

4

Лексические особенности научного стиля речи

1



А12

5

Морфологические особенности научного стиля речи.

1



В7

6

Синтаксические особенности научного стиля речи.

1



А4

7

К/Р. № 1. Комплексный анализ текста с тестовыми заданиями

1

1


8

Анализ написания работ. Работа над ошибками. Решение заданий ЕГЭ

1



Повторение изученного в 5-10 классах. Синтаксис и пунктуация


1


9

Принципы русской пунктуации. Употребление знаков препинания. Пунктуационный анализ текста упр. 224.

1



А20-

А26

10

Словосочетание. Виды синтаксической связи. Упр. 208. Решение тестовых задач к тексту упр. 208. (ДВ 2013)

1



В3

11

Простое предложение. Простое неосложненное предложение. Грамматическая основа предложения. Тире между подлежащим и сказуемым.

1



А9,

12

Двусоставное и односоставное предложение. Синтаксический и пунктуационный анализ простого предложения.

1



А10

А20

А23

13

Простое осложненное предложение. Знаки препинания при однородных членах предложения.

1



В5,

А20

14

Знаки препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах предложения.

1



А4, А20

15

К/Р. № 2. Тест в формате ЕГЭ. Диагностическая работа №1

1

1


В5

16

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение заданий ЕГЭ

1



А1-А5

Из раздела «Стили речи»


1

2

17

9 ч.

Лексические особенности публицистического стиля речи.




А27

18

Средства эмоциональной выразительности текстов публицистического стиля речи.


1


19

Диагностическая работа №2.Решение заданий на ЕГЭ




20

Публицистический стиль речи. Основные признаки текста публицистического стиля речи.




А30

21

Анализ контрольной работы.




В8

22

Р/Р. Лексико-стилистический анализ текста. Обучающее сочинение.



1

Часть С

23

Синтаксические особенности текстов публицистического стиля речи.




23.11

24

К/Р. № 3. Контрольное сочинение



1

Часть С

25.11

25

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками




Повторение изученного в 5-10 классах. Синтаксис и пунктуация


1


26

9 ч.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Вводные слова и вводные предложения.

1



А19А22,В5

27

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Вводные слова и вводные предложения.

1



В5

А22

28

Знаки препинания при обращении.

1



В5

29

Р/Р. Комплексный анализ текста с творческим заданием (мини-сочинение). (ДВ 2009: часть С)

1



30

К/Р. № 4 Полугодовая контрольная работа в формате ЕГЭ

1

1


31

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Решение заданий ЕГЭ

1



32

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения, приложения.

1



В5

33

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные и необособленные определения, приложения.

1



В5

А23

34

Знаки препинания при обособленных членах предложения. Обособленные обстоятельства.

1



А4,А21

Из раздела «Стили речи»


1


А21

35

5 ч.


Стиль художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка.

1



В8

36



Стиль художественной литературы. Изобразительно-выразительные средства языка.

1



В8

37



Практическая работа. Развитие умений школьников работать со словарем литературоведческих терминов при анализе авторских текстов.

1



В8

38



К/Р. № 5. Анализ изобразительно-выразительных средств языка. Анализ текста художественного стиля речи с решением тестовых заданий. ЕГЭ 2013:

1

1


часть В

В8

39



Анализ контрольной работы.




Повторение изученного в 5-10 классах. Синтаксис и пунктуация



2

40

12ч.


Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении

1



А25,А26

41



Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным.

1



А25,А26

В6

42



Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

1



В6

43



Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными

1



В6В7

44



Р/Р. Подготовка к ЕГЭ (часть С). Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы.

1


1

часть С

45



К/Р. № 6. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.

1


1

46



Анализ контрольной работы.

1



47



Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1



А24-А26

48



Практическая работа. Решение тестовых заданий по синтаксису и пунктуации в формате ЕГЭ.

1



А20-А26

49



Знаки препинания в предложениях с прямой и косвенной речью.

1



50



Знаки препинания при цитировании.

1



51



С/р Комплексный анализ текста с тестовым заданием в формате ЕГЭ.




Из раздела «Текст и его строение» (стр. 155)



1

52

2

Текст. Содержательно-композиционный анализ текста.

1



А7,А8

А28

53

Р/Р. Особенности работы над текстом сочинения по прочитанному тексту.

1


1

Часть С

Из раздела «Сокращение текста. План» (стр. 192)




54

2

Сокращение текста. Практическая работа. Особенности выполнения задания А27.

1



А27

55

Сокращение текста. Практическая работа. Особенности выполнения задания А27.

1



А27

Из раздела «Типы речи. Рассуждение» (стр.182)



2

56

3ч.

Типы речи. Рассуждение. Типологический анализ текста.

1



А19,

А29

57

Р/Р. Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы.

1


1

Часть С

58

Р/Р. Особенности сочинения-рассуждения по прочитанному тексту как части экзаменационной работы.

1


1

Часть С

59

К/Р. № 7. Итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ.

1

1


60

Анализ контрольной работы. Работа над ошибками

1



Из раздела «Стили речи» (4 ч.)




61

Официально-деловой стиль речи. Основные стилевые черты текстов официально-делового стиля речи.

1



А30

62

Практическая работа по составлению документов.

1



63

Разговорный стиль речи. Общие признаки разговорного стиля речи.

1



В8

64

Р/Р. Урок-дискуссия на тему «Актуальные проблемы живой разговорной речи сегодня».

1



А30

65-68

Резервное время





Раздел V. Содержание программы учебного курса русского языка для 11 класса

Синтаксис и пунктуация (17ч)

Обобщающее повторение синтаксиса. Грамматическая основа простого предложения, виды его осложнения, типы сложных предложений, предложения с прямой речью. Способы оформления чужой речи. Цитирование.

Нормативное построение словосочетаний и предложений разных типов. Интонационное богатство русской речи.

Принципы и функции русской пунктуации. Смысловая роль знаков препинания. Роль пунктуации в письменном общении. Факультативные и альтернативные знаки препинания. Авторское употребление знаков препинания.

Синтаксическая синонимия как источник богатства и выразительности русской речи. Повторение и обобщение изученного о типах простого и сложного предложения. Пунктуация простого и сложного предложения.

Синтаксический разбор словосочетания, простого и сложного предложений, предложения с прямой речью.

Публицистический стиль речи (5ч)

Особенности публицистического стиля речи. Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле.

Очерк, эссе.

Устное выступление. Дискуссия.

Использование учащимися средств публицистического стиля в собственной речи.

Художественный стиль речи (3ч)

Общая характеристика художественного стиля (языка художественной литературы): образность,

широкое использование изобразительно-выразительных средств, языковых средств других стилей, выражение эстетической функции национального языка. Язык как первоэлемент художественной литературы, один из основных элементов структуры художественного произведения.

Источники богатства и выразительности русской речи. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Стилистические функции порядка слов.

Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Стилистические фигуры, основанные на возможностях русского синтаксиса.

Повторение изученного о тексте, а также по фонетике, графике, орфографии, орфоэпии, морфемике, морфологии и словообразованию (7ч)

Повторение изученного о тексте. Обобщающее повторение фонетики, графики, орфоэпии, орфографии. Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке. Обобщающее повторение морфологии. Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов разных частей речи.





Раздел VI. Формы и средства контроля

Ведущие

формы контроля

Год

I полугодие

II полугодие

Контрольный диктант

-

-

-

Тесты

7

3

4

Сочинение

7

3

4

Контрольно-измерительные материалы

Название раздела,

темы

Наименование контрольных работ

Методическая литература

Главные члены предложения

Контрольная работа (диктант) по теме «Главные члены предложения»

Приложение 1

Синтаксис и пунктуация

Контрольная работа (тест) по теме «Синтаксис и пунктуация»

Приложение 2

Сложное предложение

Контрольная работа (тест) по теме «Сложное предложение»

Приложение 3

Повторение и систематизация материала для подготовки к ЕГЭ

Контрольная работа (диктант) по повторению в конце года

Приложение 4

Повторение и систематизация материала для подготовки к ЕГЭ

Контрольная работа (тест) по повторению в конце года

Приложение 5



Раздел VII. Перечень учебно-методических средств обучения

Литература (основная и дополнительная)


Основная литература

Учебник: «Русский язык. 10-11 классы». Учебник для общеобразовательных учреждений: базовый уровень. Авторы: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. М.: Просвещение, 2014

Методическое пособие для учителя:

1. Золоторёва, И.В. Поурочные разработки по русскому языку. 11 класс: Программы 34 и 68 часов/ И.В. Золотарёва, - Москва «ВАКО», 2010

2. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008

3. Власенков, А.И. Дидактические материалы к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» 10 - 11 класс/ А.И.Власенков, - М.: Просвещение, 2010

Пособия для учащихся:

1.Сенина, Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ - 2012: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2011

2. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ А.Б. Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2009

Дополнительная литература

Дополнительная литература для учителя:

1. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2005

2. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, - Волгоград: Учитель, 2005

3 Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005

4. Павлова О.А.,Белова,И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/О.А Павлова,И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008

5 Амбушева, Т.М. и др. Русский язык. 10-11 классы: исследовательские работы/ Т.М. Амбушева и др., - Волгоград: Учитель, 2009

11.Бисеров, А.Ю. ЕГЭ - 2011: русский язык: самые новые задания/ А.Ю.Бисеров,-ФИПИ, 2010

6 Цветкова, Г.В. Русский язык. 6 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2009

7 Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010

Пособия для учащихся:

1.Сенина, Н.А. Русский язык. ЕГЭ - 2012 Вступительные испытания: учебно-методическое пособие / Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2011

2 Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 10-11 класс/ А.Б. Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2011

3 Петрова, В.В. Русский язык. Выполнение заданий части 2 (В): учебно-методическое пособие/ В.В. Петрова, - М.: «Экзамен», 2009

4 Егораева, Г.Т. Русский язык. Выполнение заданий части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т. Егораева, - М.: «Экзамен», 2009

5 Загоровская, О.В. Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Ч. С/ О.В. Загоровская, - М.: Просвещение, 2009

6 Нефёдова, И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы»/ И.Ю.Нефёдова, - М.: АСТ: Астрель, 2009

7 Баронова, М.М. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Морфемика» и «Словообразование»/ М.М.Баронова, - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009

8 Кулюкина, Л.А. Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. «Словосочетание», «Простое предложение», «Сложное предложение», «Способы передачи чужой речи»: 10-11 кл. /Л.А.Кулюкина, - М.: АСТ: Астрель, 2009

9 Егораева, Г.Т. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Вступительные испытания./ Г.Т. Егораева, - М.: «Экзамен», 2011

Справочная литература

2. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002

3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001

4. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык, 1996

6. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005

6. Розенталь,Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, -М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008

7. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. - 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991

8. Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009

9. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975

Мультимедийные пособия

1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов

2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов

3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»

4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»

5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий

6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-6 класс

7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5-6 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий

8. Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников от 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5 - 11 классы

Интернет-ресурсы

1. Культура письменной речи gramma.ru

2. Имена.org - популярно об именах и фамилиях imena.org

3. Крылатые слова и выражения slova.ndo.ru

4. Мир слова русского rusword.org

5. Рукописные памятники Древней Руси lrc-lib.ru

6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет - учебник philol.msu.ru/rus/galva-1/

7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты character.webzone.ru

8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку svetozar.ru

9. Электронные пособия по русскому языку для школьников learning-russian.gramota.ru

10. rusolimp.kopeisk.ru/

11. svetozar.ru/

Приложение 1

Контрольная работа (диктант) по теме «Главные члены предложения»


Андрей Платонов был наделен трудным даром - «обнажившимся сердцем». О чем бы он ни писал: о стариках или о детях, о великих замыслах или об обычной работе обыкновенного кузнеца, о любви или о смерти, - он действительно прикасался к своим героям этим «обнажившимся сердцем». Отсюда особая эмоциональная насыщенность его прозы, предельность сопереживания, которую мы ощущаем в каждом его произведении.

Зарождающаяся мысль разворачивается, расцветает во всей своей зрелой органической мощи в необычной платоновской фразе, сочетающей иронию, житейскую усмешку, разговорную речь с высокой философской или сугубо технической терминологией. Язык Платонова - попытка показать путь к новому, «неевклидовому» познанию мира. Это язык «по Лобачевскому», с пересекающимися параллельными, с шокирующей наше будничное сознание обратной перспективой, характерной, скажем, для русской иконописи, где мнимая несоразмерность на самом деле выражает не столько реальность мира, сколько направленность нашего восприятия, нашей мысли по поводу этого мира.

«Странный» язык Платонова - это не просто особый язык, это целое миросозерцание, это крупная, серьезная, ждущая исследования философия писателя, выраженная не псевдоязыком профессионалов, а языком мыслящего художника. Философия, роднящая его с такими поэтами, как Хлебников и Заболоцкий, такими художниками, как Филонов, такими учеными, как Вернадский.

При всем своем очевидном новаторстве творчество Платонова - корнями уходит в народное миросозерцание, в фольклор. Л. Шубин

точно сформулировал: «Платонов - интеллигент, который не вышел из народа». (202 слова)

Приложение 2

Контрольная работа (тест) по теме «Синтаксис и пунктуация»


Внимательно прочитайте текст и выполните задания А1 - А9, В1 - В14.

(1)... Жизнь Гайдара была продолжением, а иногда и началом его книг. (2)Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашёл как-то ко мне. (3)У меня был трудно болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. (4)Его нигде не было. (5)Гайдар подошёл к телефону и позвонил к себе домой.

- (б)Пришлите сейчас же ко мне, - сказал он, - всех мальчиков нашего двора. (7)Я жду. (8)Он повесил трубку. (9)Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. (Ю)Гайдар вышел в переднюю. (11)На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.

- (12)Вот что, - сказал им Гайдар. - (13)Тяжело болен мальчик. (14)Нужно лекарство. (15)Я вам запишу каждому его название на бумажке. (16)Сейчас же - во все аптеки: на юг, на восток, на север, на запад. (17)Из аптек звонить мне сюда. (18)Всё понятно?

- (19)Понятно, Аркадий Петрович! - закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице. (20)Вскоре начались звонки.

- (21)Аркадий Петрович! - кричал в трубку взволнованный детский голос. -- (22)В аптеке на Маросейке нет.

- (23)Поезжай дальше. (24)На Разгуляй.

(25)Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. (26)Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:

- (27)Аркадий Петрович, есть! (28)Я достал!

- (29)Где?

- (30)В Марьиной роще!

- (31 )Вези сюда. (32)Немедленно.

(33) Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.

(34)Благодарить его было нельзя. (35)Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. (36)Он считал помощь человеку таким же ... делом, как, скажем, приветствие. (37)Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался.

(38)Однажды мы с Гайдаром шли по улице и услышали встревоженные голоса. (39)Оказалось, что в саду вырвало кран из водопроводной трубы. (40)Сильная струя воды била прямо в кусты роз и сирени, в клумбы с цветами, вымывала из-под них землю и вот-вот могла уничтожить весь сад. (41)Люди бросились вверх по улице, чтобы закрыть какой-то кран. (42)Гайдар подбежал к трубе, примерился и зажал трубу ладонью. (43)Поток воды остановился. (44)По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно. (45)Он почернел и стиснул зубы, но трубу не отпустил, пока не перекрыли воду. (46)Потом Гайдар долго тяжело дышал. (47)Ладонь у него была окровавлена. (48)Но он был очень радостно настроен - не потому, конечно, что проверил свою силу, а потому, что ему удалось спасти маленький чудный сад.

(49)Мне очень не хватает Гайдара - большого, доброго, талантливого человека.

(По К. Паустовскому)

К каждому заданию А1 - А9 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. Какое слово должно стоять на месте пропуска в предложении 36?

1. незначительным

2. бессмысленным

3. неблагодарным

4. естественным

А2. Какое из высказываний, приведенных ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему рассказчик называет Гайдара «большим, добрым, талантливым человеком»?

1.Добрые, талантливые люди всегда оказываются там, где нужна их помощь.

2.Гайдар написал много талантливых произведений.

3.Гайдар был очень высокого роста.

4.Герой достал лекарство для сына рассказчика.

A3. О какой стороне натуры героя говорит информация, заключенная в предложениях 44 - 45?

1.Это говорит о недостатке физических сил героя.

2.Из трудных жизненных ситуаций Гайдар выходил победителем.

3.В данной ситуации он растерялся.

4.Таким образом он проверил свою силу.

А4. Как характеризует героя его речь? ( Предложения 23 - 24, 31 - 32)

1.Он не был многословным.

2.Он чувствовал себя капитаном на мостике корабля.

3.Он умел быстро принимать решения в критических ситуациях.

4.Это речь взрослого с детьми.

А5. В каком предложении говорится о связи произведений Гайдара с его жизнью?

1) 1

2) 2

3) 3

4) 4

А6. В каком предложении текста автор говорит о причине радостного настроения героя?

1) 43

3) 48

2) 40

5) 41

А7. В каком предложении текста содержится аргумент, подтверждающий позицию рассказчика, что Гайдар всегда действовал бескорыстно?

1) 1

2) 48

3) 36

4) 34

А8. В каком варианте ответа указаны средства речевой выразительности, использованные автором в предложениях 20 - 32?

1.гипербола, диалектизмы

2.анафора, противопоставление

3.литота, эпитеты

4.сравнение, парцелляция

А9. Какой (-ие) тип (-ы) речи представлен (-ы) в предложениях 39-43?

1. описание и рассуждение

2. повествование

3. описание

4. повествование и рассуждение

Ответы на задания В1 - В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. В каком слове звуков больше, чем букв?

1)нельзя 2) название 3) дверью 4) детский

В2. Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1)1; 2)6; 3)3; 4)9;

ВЗ. Из предложений 3-5 выпишите слово, образованное бессуффиксным способом (с помощью нулевого суффикса).

В4. Из предложений 25-34 выпишите страдательное причастие.

В5. Из предложения 41 выпишите подчинительное словосочетание со связью согласование.

В6. Из предложений 9-11 выпишите слова, правописание приставки в которых определяется правилом: «На конце приставки пишется -з, если после нее следует буква, обозначающая звонкий согласный»

В7. Среди предложений 42-49 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.

В8. Из предложения 1 выпишите грамматическую основу.

В9. Укажите количество грамматических основ в предложении 42.

В10. Сколько рядов однородных членов в предложении 40?

В11. Из приведенного ниже предложения 45 выпишите цифру (-ы), при помощи которой (-ых) обозначена (-ы) запятая (-ые), разделяющая (-ие) главную и придаточную части сложноподчиненного предложения.

Он почернел и стиснул зубы,(1) но трубу не отпустил,(2) пока не перекрыли воду.

В12. Укажите верную характеристику предложения 44.

По лицу Гайдара я видел, что он сдерживает давление воды изо всех сил и ему невыносимо больно.

1. Сложноподчиненное предложение с одним придаточным

2. Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью

3. Сложноподчиненное предложение с однородным подчинением

4. Бессоюзное сложное предложение.

В13. Среди предложений 9-14 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В14. В предложении 6 замените прямую речь косвенной. Напишите получившееся предложение.


Критерии оценки:

«5» - 19 - 21 балл

«4» - 16 - 18 баллов

«3» - 12 - 15 баллов

«2» - 0 - 11 баллов

Приложение3

Контрольная работа (тест) по теме «Сложное предложение»

А1В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) нарвалА 2) загнУтый 3) статУя 4) обОдрена

А2

В каком предложении вместо слова УДАЧНЫЙ нужно употребить УДАЧЛИВЫЙ?

1) В подаче образа найдены УДАЧНЫЕ поэтические штрихи.

2) Самые УДАЧНЫЕ и интересные репетиции всегда те, когда каждый из участников работы вносит в неё что-то своё.

3) Они уже стали москвичами, как и многие их более УДАЧНЫЕ земляки.

4) В то же время почти все они при УДАЧНОМ стечении обстоятельств способны стать призёрами Игр.

А3Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова?

1) за семью печатями

  1. интересное интервью

  2. согласно расписания

  3. лучше всех

А4

Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Опираясь на данные словарей,

1) сведения оказываются наиболее точными.

2) легко подбирается доказательство.

3) помощь учителя вам не потребуется.

4) вы без труда докажите свою точку зрения.

А5Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).

1) Во избежание всяких дорожных случайностей ехали только днём.

2) Нет сравнений, чтобы передать эту упоительную, волшебную игру красок.

3) Природу надо беречь, как мы бережём саму жизнь человека.

4) Прочитав рассказ Вересаева, у меня возникло желание посмотреть на картину Рафаэля.

А6

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишутся НН?

Улица, по которой он теперь шёл, была ухоже(1)ая, асфальтирова(2)ая и по обеим сторонам обсаже(3)ая подстриже(4)ыми липами.

1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 3 4) 1,2,3

А7В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) в..рсистый, ут…пический, м..рзлота

2) б..сиком, ок..ймлять, приг..рать

3) ав..нтюра, м..ндариновый, благораспол..жение

4) компр…мисс, соприк…снувшись, обог..щени

А8

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пр..имущество, пр..рвать, пр..ют

2) сверх..нтересный, контр..гра, по..грать

3) ..дельный, и..кусный, и..жить

4) по..ставить, о..бросить, по..пустить

А9

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У(Ю)?

1) песни разнос..тся далеко, вылива..щаяся житкость

2) они тяжело дыш..т, движ..щаяся цель

3) куры кудахч..т, хохоч..щий ребёнок

4) парикмахеры бре..т, неж..щийся на солнце кот

А10В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

A. окольц..вать

Б. перешаг..вать

B. ве..л

Г. просе..вать

1) А, Б, Г 2) Б, Г 3) В, Г 4) А, Г

А11

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) (не)пользуясь льготами, времени всегда (не)достаёт

2) сегодня (не)здоровится, (не)заменимый поступок

3) сказать (не)что по секрету, провал есть (не)что иное, как кратер

4) (не)видимые глазом звёзды, уйти в (не)бытие

А12

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)ВИДУ угрозы тайфуна эвакуация жителей приморского города осуществлялась (В)ПРОДОЛЖЕНИЕ всего дня.

2) Нам было страшно, ЗА(ТО) в ТО(ЖЕ) самое время интересно.

3) Нам ТО(ЖЕ) захотелось участвовать в соревнованиях, и (ПО)ЭТОМУ мы пошли на стадион.

А134) В пятистах метрах (ОТ)ТОГО места, где находился штаб, был создан перекидной мост, ЧТО(БЫ) облегчить переправу.

Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении: У старика подгибались и дрожали ноги () и стало ему горько от пережитого.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая нужна.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И не нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И не нужна запятая.

А14В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Случайно (1) увидев Герасима (2) Ерошка заскочил за угол и (3) пропустив немого мимо (4) побежал вслед за ним.

1) 1,2,3,4 2) 2,3,4 3) 1,2,4 4) 1,3,4

А15В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Она крикнула: «Я никогда (1) по-вашему (2) делать не буду. Он ответил: «Я (3) кстати (4) никогда не ошибаюсь.

1) 1,2, 3, 4 2)1,2 3) 3,4 4) 1,3

А16

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Так прошло полчаса или сорок минут.

2) Ими либо восторгаются либо всё в них критикуют но никогда не остаются равнодушными.

3) А дождь и сыплет всё чаще и чаще и дробит кровли и окна сильней и сильней.

4) Дождь принимается гудеть широко и ровно и на дворе и в саду и в переулке.

А17Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он поднялся на бугор: слева шла чёрная гряда сопок, изогнувшаяся, как хребет гигантского зверя.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Первая часть бессоюзного сложного предложения заключает в себе условие, а вторая - следствие этого условия.

3) Во второй части бессоюзного сложного предложения содержится неожиданная информация.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую.

А18В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Через четверть часа (1) когда над нашими головами разразилась гроза (2) и лес (3) точно застонал от раскатов грома (4) у нас в палатке весело горел огонёк.

1) 1,2,4 2) 1,4 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3

А19

В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

1) 1,4 2) 2,3 3) 1,3,4 4) 1,2,3,4

А20

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Из бурой земли, которая только-только освободилась от снега, выглянула зелень травы.

2) Лодка, которую подгоняли шестами, хорошо шла по течению.

3) Я написала слова, что долго сказать не могла.

4) Случай, который он описывает, очень правдоподобен.

Костёр возле речки.

(1) Всё-таки я встретил тех, кто не только сорит, но и убирает. (2) Нет, не на родине встретил, не в Сибири. (3) В Подмосковье встретил.

(4) Ехал из аэропорта Домодедово и возле берёзовой рощи увидел седого, легко одетого мужчину с полиэтиленовым мешком, в резиновых перчатках, и женщину, одетую в спортивные штаны, в рубашку мужского покроя, тоже в перчатках и тоже с мешком.

(5) Они неторопливо двигались по опушке рощи, о чём-то беседуя, время от времени наклонялись и складывали в мешок бумагу, коробки от сигарет и папирос, фольгу, обрывки полиэтилена, окурки, раскисшие куски хлеба, старые обутки, лоскутьё - всё, чем сорит вокруг себя человек.

(6) - Видал чокнутых? - почему-то со злобой воскликнул шофёр-таксист, вёзший меня в Москву. (7) Я поглядел на него вопросительно. (8) - Академик с бабой своей. (9) Дача у них тут недалеко. (10) Как идут на прогулку, прихватывают с собой мешки и лопату. (11) Какой мусор приберут, так сожгут возле речки, чё где выправят, чё где закопают. (12) Цветки рвать не дают, прямо за грудки берут, и-иы-ди-о-оты-ы. (13) Да разве за нами, за поганцами, всё приберёшь? (14) И-и-ы-ы-ди-и-о-о-оты-ы-ы !..

(15) Он резко крутанул руль. (16) Двое пожилых людей исчезли за поворотом.

(17) Всякий раз, как еду в аэропорт Домодедово и вижу дымок костерка над речкой Пахрой, с тихой радостью думаю: это они, терпеливые люди, делают посильную добровольную работу, так необходимую уставшей земле.

(По В. Астафьву)

Часть 2

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.Ответы к задании


В1

Из предложения 4 выпишите слово, образованное неморфологическим способом.

В2

Из предложения 4 выпишите все союзы.

В3

Из предложения 15-17 выпишите подчинительные словосочетания со связью ПРИМЫКАНИЕ.

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4

Среди предложений 6-14 найдите простое односоставное обобщённо-личное предложение. Напишите номер этого предложения.

В5

Среди предложений 4-6 найдите предложения с однородными членами и обобщающим словом. Напишите номер этого предложения.

В6

Среди предложений 6-17 найдите сложноподчинённые предложения с придаточными времени. Напишите номера этих сложных предложений.

В7

Среди предложений 1-5 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер этого предложения.





Критерии оценки:


«5» - 25 - 27 баллов

«4» - 21 - 24 баллов

«3» - 15 - 20 баллов

«2» - 0 - 14 баллов

Ответы

Часть 1 (А1-А20)

133442

123423

323342

43442


Часть 2 (В1-В8)

В1

возле

В2

и,тоже

В3

резкокрутанул,такнеобходимую

В4

13

В5

5

В6

10,17

В7

5

Приложение 4

Контрольная работа (диктант) по повторению в конце года


Лев Толстой - наиболее популярный из современных русских писателей, а «Война и мир», можно смело сказать, - одна из самых замечательных книг нашего времени. Это обширное произведение овеяно эпическим духом; в нём частная и общественная жизнь России в первые годы нашего века изображена рукой подлинного мастера. Перед читателем проходит целая эпоха, богатая великими событиями и крупными фигурами (рассказ начинается незадолго до Аустерлицкого сражения и доходит до сражения под Москвой), встаёт целый мир со множеством выхваченных прямо из жизни типов, принадлежащих ко всем слоям общества. Способ, каким граф Толстой разрабатывает свою тему, столь же нов, сколько и своеобразен; это - не метод Вальтера Скотта и, само собою разумеется, также не манера Александра Дюма. Граф Толстой - русский писатель до мозга костей, и те французские читатели, кого не оттолкнут немногие долготы и оригинальность некоторых суждений, будут вправе сказать себе, что «Война и мир» дала им более непосредственное и верное представление о характере и темпераменте русского народа и о русской жизни вообще, чем если бы они прочитали сотни сочинений по этнографии и истории. Здесь есть целые главы, в которых никогда не придётся ничего менять; здесь исторические лица (как Кутузов, Растопчин и другие), чьи черты установлены навеки. Это - непреходящее… это великое произведение великого писателя, - и это подлинная Россия.

(200 слов)

И.С.Тургенев


Приложение 5

Контрольная работа (тест) по повторению в конце года


А1

В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?

1) цЕмент

2) бАлованный

3) звОнит

А24) прИняли

В каком предложении вместо слова ГЛИНЯНЫЙ нужно употребить ГЛИНИСТЫЙ?

1) Наталья с уважением посмотрела на дедовы руки в коричневых, ГЛИНЯНОГО цвета, старческих веснушках.

2) Во дворе немолодая женщина растапливала ГЛИНЯНЫЙ очаг.

3) Геологам в этих местах нередко встречались ГЛИНЯНЫЕ минералы.

4) Мне вспоминался город моего детства, ГЛИНЯНЫЕ свистульки, которыми торговали на базарах.

А3

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) четырьмястами строчками

2) кратчайший путь

3) все директора гимназий

4) более выше

А4АУкажите грамматически правильное продолжение предложения.

Применяя новый метод,

1) были достигнуты блестящие результаты.

2) язык усваивается очень быстро.

3) можно быстро овладеть любым языком.

А54) сокращаются сроки овладения языком.

Укажите предложение с грамматической ошибкой (с на- рушением синтаксической нормы).

1) Ввиду длительного отсутствия катера, вышедшего со специальным заданием во время шторма, на поиски судна был послан самолёт.

2) Те, кто увлечённо работает в какой бы то ни было области знаний, тянутся к новаторству.

3) Уезжая в командировку, отец обещал, что он обязательно вернётся к праздникам.

4) Скоро будет заселён дом, выросший на глазах за несколько месяцев и который приняла комиссия.

К заданиям А6;А7;А8;А9;А10;А11.

(1)... (2)В этом можно убедиться, наблюдая за узким пучком света в запылённой комнате. (З)Точно так же прямолинейно свет распространяется в прозрачных твёрдых телах и жидкостях. (4)На основе подобных опытных данных был сформулирован закон прямолинейного распространения света: в прозрачной однородной среде свет распространяется по прямым линиям. (5)Собственно, само понятие «прямой» возникло, по-видимому, из оптических наблюдений. (6)... желая проверить, является ли линия прямой, мы пользуемся этим законом.



Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

А61) Учёные фиксировали данные своих наблюдений.

2) Ещё в глубокой древности люди установили, что в воздухе свет распространяется по прямой линии.

3) Представление о прямолинейных световых лучах используется в инструментальной оптике для конструирования оптических приборов.

4) Закон преломления света был экспериментально установлен голландским ученым В. Снеллиусом в 1621 году.

А7

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?

1) Однако

2) Вопреки этому

3) Так или иначе,

4) Лишь

А8Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) можно убедиться (предложение 2)

2) закон был (предложение 4)

3) линия является (предложение 6)

4) проверить (предложение 6)

А9

Укажите верную характеристику четвёртого (4) предложения текста.

1) сложное бессоюзное

2) сложносочинённое

3) сложноподчинённое

4) простое осложнённое

А100Укажите верную морфологическую характеристику слова СФОРМУЛИРОВАН в предложении 4.

1) краткое прилагательное

2) страдательное причастие

3) наречие

4) деепричастие

А11Укажите значение слова ПРЯМОЙ в предложении 6.

1) ровно идущий в каком-нибудь направлении, без изгибов

2) явный, выраженный однозначно

3) настоятельно необходимый, безусловный *

4) лишённый необходимой гибкости

А12В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

В героях своих картин Пабло Пикассо хотел видеть носителей скрытой от обычных людей исти(1)ы, доступной только внутре(2)ему взору человека, его возвыше(3)ой природе.

1) 1 2) 1,2 3) 3 4) 2,3

А13

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) омр..чать, зар.хли, л..терея

2) зак..ренелый, возр..стать, к..мбинация

3) наст..рожившись, прил..жить, подг..равший

4) абстр..гироваться, изнем..жение, вып..лоть (сорняки)

А14

В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1) пост..ндустриальный, сверх..зысканный, контр..гра

2) ра..секреченный, бе..прибыльный, бе..голосый

3) по..полье, пре..новогодний, о..гороженный

4) пр..способленный, пр..мудрый, пр..одолеть

А15В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?

1) верт..шься, обожа..мый

2) засмотр..шься, добыва..мый

3) накол..шь, законч..нный

4) выпил..шь, провер..вший

А16

В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква Е?

A. тюл..вый

Б. присва..вать

B. надоедл..вый

Г. недоум..вать

1) А, Г 2) А, Б, В 3) В, Г 4) А, В, Г

А17

В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Наш спутник тоже (не)сидел сложа руки.

2) Вокруг тянулись (не)скончаемые виноградники.

3) Путники вышли к ещё (не)обросшему кромкой льда берегу.

4) (Не)мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.

А18

В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) ЧТО(БЫ) не видеть происходящего, я закрыл глаза, однако в ТО(ЖЕ) мгновение в ушах затрещала канонада.

2) ЧТО(БЫ) ни говорили дилетанты, к пониманию классической музыки надо быть подготовленным, (ПО)ТОМУ что не так просто освоить сложное искусство.

3) Отец не смел спросить, в чём дело, и в ТО(ЖЕ) время не понимал, (ОТ)ЧЕГО дом стал таким пустынным.

4) Великий шёлковый путь начинался в Китае, (ЗА)ТЕМ шёл через Среднюю Азию, Персию, Ближний Восток, а (ОТ)ТУДА в Европу.

А19Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Звуки скрипки изредка раздавались в сумраке ночи () и постепенно растворялись в шуме прибоя.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

А20В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.

1) 1,2,3,4 2) 2,3 3) 1,4 4) 1,2

А21В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мучительная искренность Л. Толстого и недовольство собой (1) конечно (2) часть его живой души, но важнее всего для нас (3) пожалуй (4) то, как побеги духовного развития писателя прорастают в его творчестве.

1) 1,2 2) 1,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4

А22

Укажите предложение, в котором нужно поставить одну

запятую. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.

2) Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

3) Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

4) Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.

А23Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Ехать в бричке было приятно: тёплый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов и жаворонков радовали путников, настраивали их на отдых.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Содержание второй части бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чём говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.

4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится первой части.

А24В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

1) 1,2 2) 2 3) 3 4) 2,3,4

А25В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые? Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло ускорить свидание с близкими людьми.

1) 3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3 4) 2,4

А26

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) С 1923 года В.В. Алёхин руководил в МГУ кафедрой геоботаники, которая была создана по его личной инициативе.

2) Всё творчество писателя Евгения Носова и есть большая мудрая книга, которая помогает людям быть добрее, щедрее душой.

3) Дело В.В. Алёхина продолжают преданные науке учёные, для которых смыслом работы стало сохранение неповторимого природного уголка соловьиного края.

4) В фамильном архиве есть письмо актёра Щепкина, который с душевной болью сообщает о закрытии театра в Тифлисе.

А27Прочитайте текст

Бактерии поистине вездесущи. В воздухе и воле, в любом комочке почвы и в каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий. Их удаётся обнаружить в верхних слоях атмосферы на высоте нескольких десятков километров и в глубоких подземных скважинах; в кипящих вулканических источниках и в толще антарктических ледников



В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

1) Бактерии живут везде.

2) Бактерии могут жить в самых суровых условиях.

3) В каждом живом организме обитают тысячи, а то и миллионы бактерий.

4) Бактерии обитают в каждом живом организме

К заданиям А28;А29;А30;В1;В2;В3;В4;В5;В6;В7;В8;С1.

(1)Почему-то многие современные эстрадные «звёзды» с особенным удовольствием говорят о том, как плохо они учились в школе. (2)Кому-то объявляли выговоры за хулиганство, кого-то оставляли на второй год, кто-то доводил педагогов до обморочного состояния своими умопомрачительными причёсками... (З)Можно по-разному относиться к подобным откровениям наших «звёзд»: одних эти рассказы об озорном детстве приводят в умиление, другие начинают ворчливо сетовать на то, что сегодня путь на сцену открыт только бездарям и невеждам.

(4)Но больше всего беспокоит реакция подростков. (5)У них возникает стойкое убеждение, что наиболее короткий путь к известности пролегает через детскую комнату милиции. (б)Они-то всё принимают за чистую монету. (7)Они далеко не всегда понимают, что рассказы о «безбашенном» детстве, когда будущая «звезда» поражала всех окружающих своим экзотическим своеобразием, - это всего лишь сценическая легенда, что-то вроде концертного костюма, который отличает артиста от обычного человека. (8)Подросток не просто воспринимает информацию, он её активным образом преобразовывает. (9)Эта информация становится основой для его жизненной программы, для выработки путей и способов достижения цели. (10)Вот почему человек, который что-то вещает на многомиллионную аудиторию, должен обладать высоким чувством ответственности.

(11)На самом ли деле он выражает свои мысли или бессознательно продолжает сценическую игру и говорит то, чего от него ждут поклонники? (12)Посмотрите: я «свой», такой же, как все. (13)Отсюда и иронично-снисходительное отношение к образованности, и кокетливое ёрничанье: «Ученье - свет, а неученье - приятный полумрак», и надменное самолюбование. (14)Но вот передача закончилась. (15)Что осталось в душе тех, кто слушал артиста? (1б)Какие семена он посеял в доверчивых сердцах? (17)Кого он сделал лучше? (18)Кого он направил на путь творческого созидания? (19)Когда одному известному ди-джею молоденькая журналистка задала эти вопросы, он просто фыркнул: да идите вы, я совсем не для этого... (20)И в этом недоуменном возмущении «поп-звезды» проявляется её гражданская незрелость, её человеческая «недообразованность». (21)А человек, который ещё не построил себя как личность, не осознал своей миссии в обществе, становится покорным слугой толпы, её вкусов и потребностей. (22)Он, может быть, и умеет петь, но не знает, для чего поёт.

(23)Если искусство не зовёт к свету, если оно, хихикая и лукаво подмигивая, тащит человека в «приятный полумрак», если оно ядовитой кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности, тогда возникает резонный вопрос: а нужно ли такое «искусство» обществу, достойно ли оно того, чтобы стать частью национальной культуры?

(По И. Гонцову)

А28Какое утверждение соответствует содержанию текста?

1) Хорошее, качественное образование - главное условие жизненного успеха.

2) Служитель искусства должен осознавать свою высокую ответственность перед людьми.

3) Современные подростки мало верят рассказам о детстве любимых артистов.

4) Многие «звёзды» эстрады скромно умалчивают о фактах своих школьных неудач.

А29Какой(-ие) тип(-ы) речи представлен(-ы) в предложениях 8 -10?

1) описание

2) описание и повествование

3) повествование

4) рассуждение

А30

Укажите предложение, в котором используется фразеологизм.

1) 1 2) 6 3) 8 4) 22

Часть 2

Ответы к заданиям В1-ВЗ запишите словами.

В1

Укажите способ образования слова ИЗВЕСТНОСТЬ (предложение 5).

В2Из предложений 1 - 3 выпишите краткое причастие.

В3Укажите тип подчинительной связи в словосочетании СЕГОДНЯ ОТКРЫТ (предложение 3).

Ответы к заданиям В4-В8 запишите цифрами.

В4

Среди предложений 1 - 7 найдите сложное, одной из частей которого является односоставное безличное предложение. Напишите номер этого сложного предложения.

В5Среди предложений 13-23 найдите предложение с обособленными обстоятельствами. Напишите номер этого предложения.

В6Среди предложений 7-11 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

В7Среди предложений 7-11 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи указательного местоимения, лексического повтора и притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения.

В8«Строки текста свидетельствуют об искренней обеспокоенности автора поставленной проблемой. И яркое тому доказательство - употребление таких лексических средств выразительности, как_____(«бездарям

и невеждам»),_____ («недообразованность» в предложении 20). Взволнованность И. Гонцова перерастает в неподдельную тревогу во второй части текста, где использованы такое синтаксическое средство выразительности, как_____(предложения 15 - 18), и такой

троп, как _____(«кислотой иронии уничтожает незыблемые ценности» в предложении 23)».

Список терминов:

1) развёрнутая метафора

2) риторическое обращение

3) литота

4) ряд однородных членов

5) эмоционально-оценочные слова

6) диалектизм

7)термины

8)индивидуально-авторское слово

9) вопросительные предложения



Критерии оценки:

«5» - 37 - 41 балла

«4» - 31 - 36 баллов

«3» - 20 - 30 баллов

«2» - 0 - 19 баллов


Ответы


434342

311211

413124

114432

231242


Часть 2 (В1-В8)


В1

суффиксальный

В2

открыт

В3

примыкание

В4

3

В5

23

В6

8

В7

9

В8

5,8,9,1








© 2010-2022