Урок по литературе для 8 класса «Невозможно вернуться назад» (идейно-образный анализ рассказа К. Г. Паустовского «Телеграмма»)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Невозможно вернуться назад» (идейно-образный анализ рассказа К.Г.Паустовского «Телеграмма»)

Афонина Наталья Геннадьевна, МБОУ СОШ № 3, учитель русского языка и литературы, г. Бирск, Башкортостан

Предмет (направленность): литература

Возраст детей: 8 класс

Место проведения: класс.

Цели

Учебные:

  • понимание ключевых проблем изучаемого произведения;

  • умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • формулирование собственного отношения к проблематике и героям произведения;

Метапредметные:

Коммуникативные УУД

  • Умение осмысленного чтения и адекватного восприятия прочитанного;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста;

  • Умение отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

  • Умение создавать устные монологические высказывания разного типа;

  • уметь вести диалог;

Познавательные УУД

  • умение понимать проблему,

  • подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции,

  • выделять причинно-следственные связи в устных высказываниях,

  • формулировать выводы;

  • умение работать с разными источниками информации, находить ее и анализировать;

  • умение строить схемы;

  • Регулятивные УУД

  • умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

  • умение самостоятельно определять цели своей работы;

  • Воспитательные:

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности: воспитание чувства уважения, внимательного отношения к окружающим;

  • воспитание внимательного и ценностного отношения к художественному слову.

Тип урока: анализ произведения (В.Голубков), урок изучения художественного произведения (Кудряшёв)

Форма урока: урок-беседа

Оборудование: мультимедиапроектор, схема, учебник, презентация

Материнское сердце в детях, а детское - в камне.

Народная пословица

I. Организационное начало.

Добрый день, ребята. На улице кружится и медленно падает снег. Давайте и мы с вами побудем снежинками. Лёгкие красивые нежные снежинки-девочки неслышно опускаются на свои стульчики, а за ними большие сильные снежинки-мальчики быстро и тихо присаживаются рядом. Молодцы! Все готовы. Давайте начнём наш разговор.

II. Мотивация (эмоциональная)

* * *

Медлительной чредой нисходит день осенний,

Медлительно крутится желтый лист,

И день прозрачно свеж, и воздух дивно чист -

Душа не избежит невидимого тленья.

Так, каждый день стареется она,

И каждый год, как желтый лист кружится,

Всё кажется, и помнится, и мнится,

Что осень прошлых лет была не так грустна.

5 января 1900 Блок

Однажды в такую же осень К.Г.Паустовский приехал работать в одну деревню под Рязанью. Был октябрь. Писатель с удовольствием бродил по окрестностям, замечая малейшие приметы осени и размышляя о своих будущих произведениях. Вот что он писал потом в книге «Золотая роза»: «Важно было ощущение осени, тот строй чувств и мыслей, какой она вызывала. А все, что называется материалом, -люди, события, отдельные частности и подробности, -это, как я знал по опыту, надежно спрятано до поры до времени где-то внутри этого ощущения осени. И как только я вернусь к этому ощущению в каком-нибудь рассказе, то все это тотчас появится в памяти и перейдет на бумагу.»

Ощущения тех осенних дней вылились на бумагу в печальном, трогательном рассказе «Телеграмма». А назвала я наш урок «Невозможно вернуться назад…». О чём мы будем говорить? (о том, что нужно всё делать вовремя)

III. Актуализация и фиксация (этап всесторонней проверки знаний)

- Итак, скажите, пожалуйста, когда посылают телеграммы? (Когда нужно сообщить что-то срочное. Когда стряслась беда. Когда у человека радость.)

- А сколько было телеграмм послано в рассказе?

- Куда, кому и кем они были отправлены?

Содержание обеих телеграмм на слайде 2,3

1 - дочери Насте в Ленинград: Катя умирает. Тихон.

2 - матери Катерине Петровне в Заборье: Дожидайтесь, выехала. Остаюсь всегда любящая дочь ваша Настя.

IV. Постановка проблемы (этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала)

- Какую телеграмму имел в виду автор, так называя свой рассказ? (ответим в конце урока)

- Обе телеграммы были отправлены Тихоном, но одна - от имени Насти.

- Т.е. от матери к дочери и от дочери к матери. Исходя из этого, определите тему рассказа. (Взаимоотношения родителей и детей).

- Насколько важен этот вопрос в современной жизни?

- Часто ли вы задаётесь вопросом, что главное в отношениях между родителями и детьми? Жалели ли вы когда-нибудь о чём-то, что не успели сделать или сказать?

- Об этом размышляет и Паустовский в своём рассказе. Какова будет цель нашего урока? (на примере рассказа «Телеграмма» понять, на чём должны основываться отношения между родителями и детьми)

- Вы правы. Я думаю, понять это - важно каждому из нас. В продолжение урока мы будем заполнять схему, которая поможет нам понять суть отношений между родителями и детьми и сделать выводы в конце урока.

V. Поиск путей решения поставленной проблемы (этап усвоения новых знаний)

- Кто герои рассказа? О ком рассказывает писатель в начале рассказа?

- Расскажите об обитательнице старого дома. Что задело, затронуло вас в судьбе этой женщины?

- Какими художественными средствами рисует трагизм положения Катерины Петровны Паустовский? (Описание пейзажа, интерьера.)

Чтение картины осеннего пейзажа. (Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года. Октябрь")

-Назовите ключевые слова пейзажа, рисующие картину холодной осени (холодный, ненастный, почернели, тучи, дождь)

-Какое настроение вызывает пейзаж? (печальное)

-Как это настроение помогает понять состояние Катерины Петровны?

-Какая яркая деталь не вписывается в общий тон? (подсолнечник)

-Почему подсолнечник?

Слово учителя:

В китайской символике означает долгожительство.

Подсолнечник- м. подсолнух южн. растен. солнечник (Даль)

Поклонение, безрассудная страсть, выражаемая в рабском следовании за Солнцем. Постоянно меняющееся положение символизирует ненадежность и ложное богатство.(Ожегов)

- Какое из этих значений помогает понять образ Катерины Петровны?

- Продолжите фразу: "Как доцветал маленький подсолнечник, так и ….".

Вывод: В начале рассказа с помощью пейзажа задаётся тон. Пейзаж печален, когда печален человек

- Читаем второй абзац. Назовите цвета интерьера (пожелтевший, сумрачный, серый, тусклый.)

- Какой предмет помогал Катерине Петровне переживать длинные ночи? (керосиновый ночник)

- Расскажите о своих ассоциациях с этим предметом? (огонь, тепло, жизнь, трепет, волнение, маяк, одиночество)

- Какой вы увидели Катерину Петровну? Докажите текстуально. Найдите слова, характеризующие Катерину Петровну (слаба, слепа, сгорбленная, маленькая, шепчет, тихонько плачет, шла медленно, ощупью)

- Какое «горе горькое» терзает эту маленькую тихую женщину? Докажите текстуально. (думала о ней все дни, перебирала пухлые бумажки, от денег пахло Настиными духами)

- Какими словами вы бы определили душевное состояние Катерины Петровны? ( Надежда, разочарование, осознание одиночества, душевная боль)

- Как передал писатель угасающую надежду старой женщины на то, что дочь приедет? В какой пейзажной зарисовке об этом говорится? (сад и клён)

- Найдите ключевые слова, передающие угасание надежды (позабытые звёзды, клён облетевший, озябший, ему некуда уйти от этой бесприютной, ветреной ночи)

- Что поняла Катерина Петровна после этой прогулки? (дни сочтены, дочь не приедет)

- На какой отчаянный поступок решается героиня? (пишет письмо)

Чтение письма учителем (музыка, слайд 4)

- Что вас затронуло в этом письме? (О смерти она сказала очень просто и думает она о саде)

Вывод: Что нужно было матери, чтобы счастливой прожить свои последние дни? (внимание, участие)

- Много ли она хотела? Кто мог сделать её счастливой?

- Расскажите, пожалуйста, о дочери.

- Почему, рассказывая о дочери, Паустовский не даёт описания природы? (Она недобрый, чёрствый человек. Такие люди не замечают природы)

- Перечитаем портрет Насти.

- Почему художники прозвали её Сольвейг? Согласны ли вы с этим?(слайд 5)

Слово учителя: СОЛЬВЕЙГ (норв. Solveig) - героиня драматической поэмы Генрика(Хенрик) Иогана Ибсена «Пер Гюнт». Сольвейг в переводе означает "солнечный путь". Сольвейг могла взглядом вызвать в чьей-нибудь душе светлый праздник, она отличалась добротой, отзывчивостью, верностью.

- Могла ли Настя устроить праздник?

- Но какую деталь внешности Насти подчёркивает автор? ( Холодные глаза) (Настя праздник устраивает, а глаза у неё холодные. А ведь они - зеркало души. Значит, и душа у неё холодная. Сравнение с Сольвейг оказалось ошибочным).

- Давайте остановимся на моменте, когда Настя получила письмо от матери. Что она с ним сделала? (Она положила его в сумочку нераспечатанным, подумав, что, раз письмо пришло, мать жива.)

- А когда получила телеграмму? Найдите глагол, рисующий её состояние. (Нахмурилась)

- Почему? (Неприятное известие. Это нарушило её планы.)

- Почему Настя не открыла старому художнику правду? (Ей было стыдно признаться в том, что в это время, когда она наслаждается похвалой, у неё умирает мать.)

- Считаете ли вы, что такие взаимоотношения между матерью и дочерью нормальные?

- Почему Настя, помогая безвестному художнику, забывает о матери? Она бездушная? Чёрствая? (такова жизнь, когда приходится лгать себе и другим, когда, заботясь о многих, не замечаешь, как плохо самому близкому тебе человеку, и оправдываешь слепоту души ложью - такая жизнь ненормальна, она фальшива, беспокойна).

Лексико-семантическая работа

- В психологии есть такое понятие КАТАРСИС (от греческого katarsis - очищение) - эмоциональное потрясение, состояние внутреннего очищения, вызванное трагедией, страданием. Такое же очищение через страдание проходит и Настя

- С чего оно началось? («Взгляд Гоголя в мастерской скульптора Тимофеева, укоризненный и честный, сверлил её».)

- Почему именно Гоголь? (Гоголь - сатирик, который обладал, по мнению Пушкина, удивительной способностью сразу угадывать человека.)

- О чём говорил взгляд сатирика? ("А письмо-то в сумочке нераспечатанное, - казалось, говорили сверлящие глаза Гоголя. - Эх ты, сорока!")

- Что стоит за этим "эх ты!"? (Презрение, укоризна.)

- Что мы понимаем о Насте вместе с автором и Гоголем? (И автор, и великий сатирик, и мы видим Настю изнутри: доброта её ненастоящая, показная.)

- Очерствела ли душа Насти до конца? (Душа Насти не очерствела до конца. Будь так, она бы не почувствовала и смутные укоры и сверлящий взгляд Гоголя не ощутила бы.)

Чтение отрывка стр. 318 со слов "Валил водянистый снег…".до «…лишь бы ты простила»

- Успела Настя попросить прощения у матери? (Нет. Мать умерла и похоронена посторонними людьми, односельчанами. Дочь не успела увидеть мать в последний раз.)

Чтение эпилога учителем

- Как вы думаете, эта часть важна? Докажите свою мысль.

- Почему Настя плакала? (слезы боли и раскаяния, холод души растоплен)

- Обратите внимание на эпиграф к уроку. Исчез ли камень, о котором гласит русская пословица, с сердца Насти?

Слово учителя: Настя в переводе с греческого - "воскресшая". Наверное, недаром это имя дал своей героине Паустовский. «За добро плати добром, не будь пустельгой» - говорит Тихон Манюшке.

- Кто это пустелга? (Пустельга́ - 1) птица, которая живет в пустынных местах 2) "пустой человек", )

- Что значит пустой человек? (недобрый, невнимательный, чёрствый)

- Только ли к Манюшке обращены эти слова?

- Может ли Настя что-то исправить? Что чувствует Настя? (Холодная комната, тяжесть в душе, чувство непоправимой вины)

- В чём она сейчас нуждалась? (в прощении, заботе)

- Кто мог бы помочь и простить её, успей она вовремя? (Мать)

- Можно ли сомневаться в том, что мать простила бы её? (Работа с эпиграфом.)

VI. Этап вывода (выхода из проблемы)

- Сделайте вывод. Всегда ли те, кто нам по-настоящему нужен, будут рядом с нами? О чём мы должны помнить? О чём предупреждает нас Паустовский, рассказывая историю Насти и её мамы?

Вывод: Оказывается, к тому, кто был и, кажется, будет всегда, можно не успеть и не сказать ему о чём-то очень важном, можно очень многое потерять в суете жизни, в якобы важных и первостепенных делах.

У поэта Н.Новикова есть такие стихи:

Никогда ничего не вернуть,
Как на солнце не вытравить пятна,
И, в обратный отправившись путь,
Всё равно не вернёшься обратно.
Эта истина очень проста,
И она, точно смерть, непреложна,
Можно в те же вернуться места,
Но вернуться назад
Невозможно…

- Так почему рассказ называется «Телеграмма»?

- Кому адресована?

- О чём она?

VI. Рефлексия (слайд 6)

- Обратимся к схеме. На чём должны строиться отношения между родителями и детьми? (на любви, заботе, уважении, ответственности)

- Сформулируйте языком телеграммы предупреждение писателя. Адресуйте её самому себе.

Я понял, что…

Я постараюсь…

Я задумался о …

Мне захотелось…

- Почему наш урок называется «Невозможно вернуться назад…»?

VII. Домашнее задание и его комментирование (слайд 7)

Сочинение-миниатюра «Невозможно вернуться назад»

ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ

  1. Литература. 8 класс: учебник - хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях /Авт.-сост. Г.И.Беленький. - М.: Мнемозина, 2007.

  2. myshared.ru/slide/436885/

  3. uchportal.ru/load/257-1-0-14436


© 2010-2022