История чая (урок р. р. Подготовка к ОГЭ

Урок развития речи в рамках ФГОС.  Вашему вниманию я предлагаю разработку урока,которую можно использовать  для подготовки 6-классников к ОГЭ (сжатие текста, лингвистическая работа по тексту) . Учащиеся на этом уроке работают не в тетрадях, а в специально разработанной брошюре. Это помогает сэкономить время, что в свою очередь позволяет выполнить больший объем работы.   К уроку прилагается готовый буклет, в котором работают ученики на протяжении всего урока, конспект урока, рецепты приготовления чая.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

История чая

Употребление чая в виде лекарственных средств, а потом уже и как напитка берёт свое начало в Китае. Сначала чайный лист жевали, проглатывая его сок, и разжёванную массу накладывали на места ранений для заживления. Первое упоминание о чае восходит к глубокой древности. О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая, Индии, Японии. Китайский император Шен Нунг, учёный и знаток трав, сидел под деревом, в то время как его слуга кипятил воду для питья. Листок с дерева попал в воду, и Шен Нунг решил попробовать получившийся настой. Так был открыт новый напиток.

Примерно в начале IX века чай проникает в Японию, где становится национальным напитком. В Европу его завезли лишь в начале XVI века - в 1517 году. Португальские мореплаватели доставили чай из Китая в дар своему королю. Французы узнали о чае через голландцев в 1636 году. Одним из самых первых приверженцев чая был французский государь Людовик XIV. В Германии чайный напиток упоминается в 1650 году. В 1664 году с восторгом принимает чай Англия.

Древнейший способ приготовления чая китайцами называется «прожарка чайного листа». Нужно нарвать веточки чайного дерева с молодыми листочками, затем разложить их на металлическом или глиняном противне, пропечь листья до желтизны, поместить подготовленные листья в металлический чайник или глиняный сосуд и залить холодной водой, довести до кипения, разлить напиток по пиалам. Этому рецепту уже более трёх тысяч лет.

У разных народов существуют свои рецепты чая. Монголы добавляют в чай муку, масло, молоко и крупу. Калмыки заваривают чай молоком и кладут в него соль, лавровый лист, мускатный орех и гвоздику, а узбеки - чёрный перец. В Индии чай охлаждают и пьют со льдом, сахаром и лимоном.

Впервые знакомство с чаем в России произошло в 1638 году. Он был поднесён как дар русскому послу Василию Старкову для царя Михаила Фёдоровича. Путь чая был долог и сложен: его везли 10 тысяч километров, прежде чем он попадал в чашки москвичей-чаёвников. По Китаю - в джонках, речным путём, а по суше на быках, ослах. По Монголии его обычно перевозили на верблюдах.

Обязательной частью истории чаепития в России и символом уюта, радушного дома и гостеприимства стал самовар, который изобрели в 1679 году. Заваривали чай в знаменитых «чайных машинах», которые делали из бронзы и меди. В самоварах кипятили воду и поддерживали её высокую температуру на протяжении долгого времени. В литературе XIX века часто описывались семейные застолья возле кипящего самовара. Крепкий ароматный чай выливали из чашек в блюдца, чтобы он быстрее остывал. К столу в обязательном порядке подавалась выпечка: пироги, рогалики, бублики, медовые пряники, кулебяки; разнообразные сладости: мёд, конфеты, клубничное и малиновое варенье. Сахар употреблялся вприкуску.

Чай вошёл в народные пословицы, поговорки, сказки.


(С. Н. Новикова, по материалам интернет-сайтов)



История чая (урок р.р. Подготовка к ОГЭИстория чая (урок р.р. Подготовка к ОГЭИстория чая (урок р.р. Подготовка к ОГЭИстория чая (урок р.р. Подготовка к ОГЭ



Тема: История чая (урок с элементом ФГОС)

Цель: узнать историю чая, узнать рецепты чая некоторых стран.

Оборудование: Текст - распечатка «История чая», брошюра.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Подведение к теме урока.

С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или будербродом,
Иди скорей друзей встречай
Наливай всем вкусный...(чай).

Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим также, как хлеб.

На каждом этапе проводится самооценка ученика (см. брошюру): правильно ответил - 2 балла, что-то не получилось - 1 балл, не смог найти решение - 0 баллов.

  1. Постановка цели урока:

Ответь на вопрос - поставь цель: Какова история возникновения энергетического напитка? Какие рецепты чая бывают в разных странах?

Опираясь на ключевые слова в вопросах, дети формулируют цель урока.

  1. Чтение текста «История чая» (чтение учителем вслух)

- Какие слова вам непонятны. Дайте определения словам (легенда, император, пиала, рецепт, джонка)

Ученики находят объяснение данных слов в тексте. Если возникают трудности ставится вопрос перед детьми:

- где можно узнать еще информацию о данных терминах? (предположительные ответы: в словаре, спросить у учителя, спросить у взрослых)

  1. Мои открытия (сжатие текста - запись в буклет: сжатие ведется поабзацно)

  2. Рецепты чая (выписать кратко рецепты чая в разных странах)

  3. Тест на проверку знаний

  4. Подсчет предварительных баллов

  5. Запись домашнего задания

  6. Итоги урока.

Если хворь с кем приключится,

Чаем можете лечиться,

Чай всех снадобий полезней,

Нас спасает от болезней.

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает,

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит,

Сокрушит любой недуг,

Чай здоровью лучший друг!

В конце каждый ученик и гости урока могут взять рецепты приготовления чая себе на память (рецепты оформлены в виде лепесточка на большом цветке, который прикреплен на доске)

© 2010-2022