- Преподавателю
- Русский язык и литература
- История чая (урок р. р. Подготовка к ОГЭ
История чая (урок р. р. Подготовка к ОГЭ
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Комлева К.А. |
Дата | 07.03.2014 |
Формат | rar |
Изображения | Есть |
История чая
Употребление чая в виде лекарственных средств, а потом уже и как напитка берёт свое начало в Китае. Сначала чайный лист жевали, проглатывая его сок, и разжёванную массу накладывали на места ранений для заживления. Первое упоминание о чае восходит к глубокой древности. О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая, Индии, Японии. Китайский император Шен Нунг, учёный и знаток трав, сидел под деревом, в то время как его слуга кипятил воду для питья. Листок с дерева попал в воду, и Шен Нунг решил попробовать получившийся настой. Так был открыт новый напиток.
Примерно в начале IX века чай проникает в Японию, где становится национальным напитком. В Европу его завезли лишь в начале XVI века - в 1517 году. Португальские мореплаватели доставили чай из Китая в дар своему королю. Французы узнали о чае через голландцев в 1636 году. Одним из самых первых приверженцев чая был французский государь Людовик XIV. В Германии чайный напиток упоминается в 1650 году. В 1664 году с восторгом принимает чай Англия.
Древнейший способ приготовления чая китайцами называется «прожарка чайного листа». Нужно нарвать веточки чайного дерева с молодыми листочками, затем разложить их на металлическом или глиняном противне, пропечь листья до желтизны, поместить подготовленные листья в металлический чайник или глиняный сосуд и залить холодной водой, довести до кипения, разлить напиток по пиалам. Этому рецепту уже более трёх тысяч лет.
У разных народов существуют свои рецепты чая. Монголы добавляют в чай муку, масло, молоко и крупу. Калмыки заваривают чай молоком и кладут в него соль, лавровый лист, мускатный орех и гвоздику, а узбеки - чёрный перец. В Индии чай охлаждают и пьют со льдом, сахаром и лимоном.
Впервые знакомство с чаем в России произошло в 1638 году. Он был поднесён как дар русскому послу Василию Старкову для царя Михаила Фёдоровича. Путь чая был долог и сложен: его везли 10 тысяч километров, прежде чем он попадал в чашки москвичей-чаёвников. По Китаю - в джонках, речным путём, а по суше на быках, ослах. По Монголии его обычно перевозили на верблюдах.
Обязательной частью истории чаепития в России и символом уюта, радушного дома и гостеприимства стал самовар, который изобрели в 1679 году. Заваривали чай в знаменитых «чайных машинах», которые делали из бронзы и меди. В самоварах кипятили воду и поддерживали её высокую температуру на протяжении долгого времени. В литературе XIX века часто описывались семейные застолья возле кипящего самовара. Крепкий ароматный чай выливали из чашек в блюдца, чтобы он быстрее остывал. К столу в обязательном порядке подавалась выпечка: пироги, рогалики, бублики, медовые пряники, кулебяки; разнообразные сладости: мёд, конфеты, клубничное и малиновое варенье. Сахар употреблялся вприкуску.
Чай вошёл в народные пословицы, поговорки, сказки.
(С. Н. Новикова, по материалам интернет-сайтов)
Тема: История чая (урок с элементом ФГОС)
Цель: узнать историю чая, узнать рецепты чая некоторых стран.
Оборудование: Текст - распечатка «История чая», брошюра.
Ход урока:
-
Организационный момент.
-
Подведение к теме урока.
С молоком, лимоном, медом,
С тортом, или будербродом,
Иди скорей друзей встречай
Наливай всем вкусный...(чай).
Чай - это прекрасный, полезный напиток, который утоляет жажду, снимает усталость, придает бодрость, поднимает настроение. Для многих народов он необходим также, как хлеб.
На каждом этапе проводится самооценка ученика (см. брошюру): правильно ответил - 2 балла, что-то не получилось - 1 балл, не смог найти решение - 0 баллов.
-
Постановка цели урока:
Ответь на вопрос - поставь цель: Какова история возникновения энергетического напитка? Какие рецепты чая бывают в разных странах?
Опираясь на ключевые слова в вопросах, дети формулируют цель урока.
-
Чтение текста «История чая» (чтение учителем вслух)
- Какие слова вам непонятны. Дайте определения словам (легенда, император, пиала, рецепт, джонка)
Ученики находят объяснение данных слов в тексте. Если возникают трудности ставится вопрос перед детьми:
- где можно узнать еще информацию о данных терминах? (предположительные ответы: в словаре, спросить у учителя, спросить у взрослых)
-
Мои открытия (сжатие текста - запись в буклет: сжатие ведется поабзацно)
-
Рецепты чая (выписать кратко рецепты чая в разных странах)
-
Тест на проверку знаний
-
Подсчет предварительных баллов
-
Запись домашнего задания
-
Итоги урока.
Если хворь с кем приключится,
Чаем можете лечиться,
Чай всех снадобий полезней,
Нас спасает от болезней.
Чай в жару нас освежает,
А в морозы согревает,
И сонливость переборет,
И с усталостью поспорит,
Сокрушит любой недуг,
Чай здоровью лучший друг!
В конце каждый ученик и гости урока могут взять рецепты приготовления чая себе на память (рецепты оформлены в виде лепесточка на большом цветке, который прикреплен на доске)