Конспект урока по русскому языку по теме: «Антонимы. Словарь антонимов» 5 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект урока по русскому языку по теме: «Антонимы. Словарь антонимов» 5 класс

Тип урока. Урок развития умений.

Цели как деятельность учеников.

М/п: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему), осваивать ИКТ­технологии.

1ЛР: менять стратегию чтения, пользоваться механизмами и приёмами технологии читательской деятельности (антиципация, поиск и подбор ключевых слов, сжатие, комментированное чтение, словарно­орфографический анализ и др.), применять приобретённые умения в жизни.

6ЛР: находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам, устанавливать связь антонимов с многозначностью слова.

3ЛР: наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.



II. Проверка домашнего задания.



1. Коллективное обсуждение отредактированных предложений.

Результаты работы сравниваются, выявляется наиболее удачный вариант правки.

Формулирование вывода. Исправить речевые ошибки можно с помощью синонимов.

2. Запись на доске (выведение с помощью компьютера подготовленных дома презентаций) схем определения синонимов (аналогично омонимам). У доски работают два­три человека.

Возможный вариант: см. материал предметного диска - схема понятия синонимы к §8.



ТОУУ

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).

2. Пользоваться цифровыми ресурсами для обработки и передачи информации.

Коммуникативные УУД

Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.


III. Языковая разминка с подведением к теме урока и составлением его плана.



1. Лингвистический диктант­ассоциация.

Учитель предлагает слово­термин из раздела «Слово и его лексическое значение», а ученики записывают противоположную ассоциацию, с ним связанную.

1. Лексическое значение (грамматическое значение).

2. Однозначные слова (многозначные слова).

3. Пассивный словарный запас (активный словарный запас).

4. Прямое значение (переносное значение).

5. Совершенно разное значение (омонимы) - одинаковое/близкое значение (синонимы).


- На основе предложенного задания выскажите предположения, какая будет тема урока. (Антонимы.)


Методическая рекомендация. Напоминаем учителю, что учащиеся пропедевтически знакомились с антонимами в начальной школе, поэтому нужно обобщить и углубить знания об антонимах, установить их связь с многозначными словами и другими семантическими группами слов - омонимами и синонимами.


2. Упр. 101.

- Проверьте свои предположения, выполнив задания к упр. 101.

3. - Составьте план урока, используя опыт работы над омонимами и синонимами.

План записывается на доске.

Вариант плана урока:

1. Определение антонимов.

2. Работа со словарём антонимов.

3. Подбор антонимов к словам.

4. Роль антонимов в тексте.


Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему (проблему) урока.

3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.




IV. Повторение и углубление изученного.


1. Чтение учебно­научного текста упр. 102 в технологии продуктивного чтения (изучающее чтение).

- Прочитайте текст про себя.

- Что вы уже знали об антонимах и что узнали нового из этой статьи?

- Задайте вопрос к каждому абзацу текста. Для чего мы используем этот приём при чтении текста? (Чтобы лучше понять текст и легче его запомнить, составить вопросный план.)

- Запишем наш вопросный план, сравним его с планом в разделе «Подсказки». Что вы заметили? Чем нам может помочь этот план?
- А теперь сравните его с планом, который мы наметили в начале урока.

- Что ещё можно добавить в наш общий план урока?

В план на доске вносятся необходимые коррективы.

2. Чтение определения в рамке.

- Приведите свои примеры антонимов. Среди каких частей речи больше всего антонимов?

- Запишите пословицу:

Корень учения горек, а плод его сладок.

- Как вы её понимаете?

- В прямом или переносном значении употреблены в ней слова? Назовите антонимы.

- Будут ли антонимами слова корень и плод в прямом значении? Своё мнение обоснуйте, опираясь на материал упр. 102. (Слова корень и плод в прямом значении обозначают конкретные предметы, они не противопоставляются друг другу: плод может являться и корнем (корнеплодом) - морковь, свёкла, репа и др.)

- Где можно найти антонимы? (В своём словарном запасе, в словаре, в текстах.)

- Вспомните, какие ещё понятия, кроме антонимов, связаны с лексическим значением слова.

- Рассмотрите схему (см. материал предметного диска - обобщающая схема по теме «Лексика» к §9) и дополните её нужной информацией.

Регулятивные УУД

1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.

2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения.

3. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.


Коммуникативные УУД

1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.


V. Развитие учебно­языковых и речевых умений.


1. Упр. 103 - развивается универсальное познавательное умение - извлекать информацию из словарной статьи словаря антонимов.

- Сравните информацию, полученную из словаря антонимов и толкового словаря. В чём сходство и отличие?

2. Упр. 104 - развивается умение самостоятельно подбирать слова­антонимы заданных частей речи и группировать антонимы по частям речи.

1­ю часть задания можно провести как предупредительный диктант, 2­ю и 3­ю ученики выполняют самостоятельно.

Словарная работа: оптимизм - пессимизм с опорой на толковый словарь.

3. Упр. 105 - развивается умение устанавливать связь антонимов с многозначными словами: подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова.

Задание можно выполнять по рядам (вариантам).

Формулирование вывода. У разных значений многозначного слова разные антонимы.

4. Упр. 106 - развивается умение находить антонимы и определять их функцию (роль) в тексте.

Антонимы усиливают выразительность, придают дополнительную смысловую нагрузку - восприятие большого и противного зверя усиливается от противопоставления разных частей тела ящера (задние ноги - передние, горизонтальное положение - вертикальное, большая голова - маленькие глазки и т.п.).

5. Дополнительный материал.

Подберите синоним и антоним:

а) мощный - … (сильный, слабый);

б) мрак - … (темнота, свет);

в) жара - … (зной, холод);

г) счастье - … (радость/благополучие, горе);

д) приятель - … (друг, враг).



Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из словарей.

2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

3. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.



Личностные результаты

1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.

2. Интерес к изучению языка.

3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.


VI. Итог урока.


а) - Посмотрите на план урока. Все ли пункты плана мы отработали на уроке?

- Какие вопросы остались не до конца ясными?


- Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свой выбор.

- Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?


б) - Найдите «третье лишнее»:

1) рано, поздно, опоздать;

2) широкий, длинный, короткий;
3) большой, маленький, огромный.


Регулятивные УУД

1. Соотносить цели (план) и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.


ТОУУ


VII. Домашнее задание.



1. Словарные слова записать в словарик, составить с каждым по одному предложению.

2. Жизненная задача.

Комментарий к выполнению. Задание даётся для выполнения в группах с созданием компьютерной презентации (в программе PowerPoint). Ученики уже знакомились с жизненными задачами, учителю необходимо ещё раз проверить, как понято задание (что нужно сделать и как будут выполнять), выбрать руководителей проектов, предложить график, по которому ребята будут докладывать о результатах работы.


Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ.


Умение создавать и использовать в практической деятельности электронные ресурсы.

© ООО «Баласс», 2012 5


© 2010-2022