- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по русскому языку по теме: «Антонимы. Словарь антонимов» 5 класс
Конспект урока по русскому языку по теме: «Антонимы. Словарь антонимов» 5 класс
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 5 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Клименко Г.С. |
Дата | 10.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Конспект урока по русскому языку по теме: «Антонимы. Словарь антонимов» 5 класс
Тип урока. Урок развития умений.
Цели как деятельность учеников.
М/п: пользоваться словарями разных типов (толковые, антонимов), перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, схему), осваивать ИКТтехнологии.
1ЛР: менять стратегию чтения, пользоваться механизмами и приёмами технологии читательской деятельности (антиципация, поиск и подбор ключевых слов, сжатие, комментированное чтение, словарноорфографический анализ и др.), применять приобретённые умения в жизни.
6ЛР: находить антонимы в тексте, подбирать антонимы к словам, устанавливать связь антонимов с многозначностью слова.
3ЛР: наблюдать за использованием антонимов в художественной речи.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
II. Проверка домашнего задания.
1. Коллективное обсуждение отредактированных предложений.
Результаты работы сравниваются, выявляется наиболее удачный вариант правки.
Формулирование вывода. Исправить речевые ошибки можно с помощью синонимов.
2. Запись на доске (выведение с помощью компьютера подготовленных дома презентаций) схем определения синонимов (аналогично омонимам). У доски работают дватри человека.
Возможный вариант: см. материал предметного диска - схема понятия синонимы к §8.
ТОУУ
Познавательные УУД
1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (слова, текст в схему).
2. Пользоваться цифровыми ресурсами для обработки и передачи информации.
Коммуникативные УУД
Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
III. Языковая разминка с подведением к теме урока и составлением его плана.
1. Лингвистический диктантассоциация.
Учитель предлагает словотермин из раздела «Слово и его лексическое значение», а ученики записывают противоположную ассоциацию, с ним связанную.
1. Лексическое значение (грамматическое значение).
2. Однозначные слова (многозначные слова).
3. Пассивный словарный запас (активный словарный запас).
4. Прямое значение (переносное значение).
5. Совершенно разное значение (омонимы) - одинаковое/близкое значение (синонимы).
- На основе предложенного задания выскажите предположения, какая будет тема урока. (Антонимы.)
Методическая рекомендация. Напоминаем учителю, что учащиеся пропедевтически знакомились с антонимами в начальной школе, поэтому нужно обобщить и углубить знания об антонимах, установить их связь с многозначными словами и другими семантическими группами слов - омонимами и синонимами.
2. Упр. 101.
- Проверьте свои предположения, выполнив задания к упр. 101.
3. - Составьте план урока, используя опыт работы над омонимами и синонимами.
План записывается на доске.
Вариант плана урока:
1. Определение антонимов.
2. Работа со словарём антонимов.
3. Подбор антонимов к словам.
4. Роль антонимов в тексте.
Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему (проблему) урока.
3. Самостоятельно составлять план решения учебной проблемы.
IV. Повторение и углубление изученного.
1. Чтение учебнонаучного текста упр. 102 в технологии продуктивного чтения (изучающее чтение).
- Прочитайте текст про себя.
- Что вы уже знали об антонимах и что узнали нового из этой статьи?
- Задайте вопрос к каждому абзацу текста. Для чего мы используем этот приём при чтении текста? (Чтобы лучше понять текст и легче его запомнить, составить вопросный план.)
- Запишем наш вопросный план, сравним его с планом в разделе «Подсказки». Что вы заметили? Чем нам может помочь этот план?
- А теперь сравните его с планом, который мы наметили в начале урока.
- Что ещё можно добавить в наш общий план урока?
В план на доске вносятся необходимые коррективы.
2. Чтение определения в рамке.
- Приведите свои примеры антонимов. Среди каких частей речи больше всего антонимов?
- Запишите пословицу:
Корень учения горек, а плод его сладок.
- Как вы её понимаете?
- В прямом или переносном значении употреблены в ней слова? Назовите антонимы.
- Будут ли антонимами слова корень и плод в прямом значении? Своё мнение обоснуйте, опираясь на материал упр. 102. (Слова корень и плод в прямом значении обозначают конкретные предметы, они не противопоставляются друг другу: плод может являться и корнем (корнеплодом) - морковь, свёкла, репа и др.)
- Где можно найти антонимы? (В своём словарном запасе, в словаре, в текстах.)
- Вспомните, какие ещё понятия, кроме антонимов, связаны с лексическим значением слова.
- Рассмотрите схему (см. материал предметного диска - обобщающая схема по теме «Лексика» к §9) и дополните её нужной информацией.
Регулятивные УУД
1. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД
1. Пользоваться разными видами чтения (изучающее чтение), опираясь на механизмы и приёмы читательской деятельности.
2. Анализировать, обобщать, строить рассуждения.
3. Систематизировать и представлять полученную информацию в виде схемы.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
V. Развитие учебноязыковых и речевых умений.
1. Упр. 103 - развивается универсальное познавательное умение - извлекать информацию из словарной статьи словаря антонимов.
- Сравните информацию, полученную из словаря антонимов и толкового словаря. В чём сходство и отличие?
2. Упр. 104 - развивается умение самостоятельно подбирать словаантонимы заданных частей речи и группировать антонимы по частям речи.
1ю часть задания можно провести как предупредительный диктант, 2ю и 3ю ученики выполняют самостоятельно.
Словарная работа: оптимизм - пессимизм с опорой на толковый словарь.
3. Упр. 105 - развивается умение устанавливать связь антонимов с многозначными словами: подбирать антонимы к разным значениям многозначного слова.
Задание можно выполнять по рядам (вариантам).
Формулирование вывода. У разных значений многозначного слова разные антонимы.
4. Упр. 106 - развивается умение находить антонимы и определять их функцию (роль) в тексте.
Антонимы усиливают выразительность, придают дополнительную смысловую нагрузку - восприятие большого и противного зверя усиливается от противопоставления разных частей тела ящера (задние ноги - передние, горизонтальное положение - вертикальное, большая голова - маленькие глазки и т.п.).
5. Дополнительный материал.
Подберите синоним и антоним:
а) мощный - … (сильный, слабый);
б) мрак - … (темнота, свет);
в) жара - … (зной, холод);
г) счастье - … (радость/благополучие, горе);
д) приятель - … (друг, враг).
Познавательные УУД
1. Извлекать информацию из словарей.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
3. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, делать выводы.
Личностные результаты
1. Чувствовать красоту и выразительность русского слова, его богатые возможности.
2. Интерес к изучению языка.
3. Достаточный объём словарного запаса и грамматических средств для свободного выражения мыслей, стремление к речевому совершенствованию.
VI. Итог урока.
а) - Посмотрите на план урока. Все ли пункты плана мы отработали на уроке?
- Какие вопросы остались не до конца ясными?
- Как бы вы оценили свою работу на уроке?
Взаимооценка.
- Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свой выбор.
- Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?
б) - Найдите «третье лишнее»:
1) рано, поздно, опоздать;
2) широкий, длинный, короткий;
3) большой, маленький, огромный.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели (план) и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VII. Домашнее задание.
1. Словарные слова записать в словарик, составить с каждым по одному предложению.
2. Жизненная задача.
Комментарий к выполнению. Задание даётся для выполнения в группах с созданием компьютерной презентации (в программе PowerPoint). Ученики уже знакомились с жизненными задачами, учителю необходимо ещё раз проверить, как понято задание (что нужно сделать и как будут выполнять), выбрать руководителей проектов, предложить график, по которому ребята будут докладывать о результатах работы.
Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ.
Умение создавать и использовать в практической деятельности электронные ресурсы.
© ООО «Баласс», 2012 5