Методическая разработка раздела Лексика по русскому языку

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка раздела «Лексика»

программы по русскому языку для 5 класса.

Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Работа выполнена учителем русского языка и литературы Владыкиной Еленой Леонидовной


Пояснительная записка

Главная задача обучения заключается в формировании активного, самостоятельного, творческого мышления учащихся и в осуществлении на этой основе постепенного перехода обучения в самообучение.

Активная позиция в учении, превращение его в личностно значимое событие возможно, если обучение не будет сводиться лишь к усвоению готовых правил и определений, а станет подлинным процессом «добывания знаний», где ученик вместе с учителем будут в определенном смысле творцами тех событий, в которые они включены и которые сами строят.

Организация познавательной деятельности учащихся на уроке - это создание оптимальных условий для логического и практического решения учебных задач.

Для этого нужно, чтобы обучение сводилось к постановке и решению системы творческих задач, созданию проблемных ситуаций. Такой подход к обучению может способствовать реализации двух целей: 1) сформировать у учащихся необходимую систему знаний, умений, навыков; 2) активизировать познавательную деятельность, достигнуть высокого уровня развития школьников, развития способности к самообучению, самообразованию.

Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, т.е. дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Целями преподавания рус. яз. в рамках стандартов основного общего образования являются формирование языковой, коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенции. Языковая компетенция (осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе познавательных задач, предполагающих овладение нормами языка на фонетическом, лексическом, орфоэпическом, синтаксическом уровне. Лингвистическая - это знания обучающихся о самой науке, ее разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения об этапах ее развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении родного языка. Коммуникативная (осведомленность школьников в особенностях функционирования языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач: овладения нормами рус. лит. яз., обогащения словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме. В результате обучения рус. яз. ребята должны свободно пользоваться им во всех общественных сферах его применения. Культуроведческая - это овладение национально-культурным уровнем рус. яз., развитие эстетического идеала (т.е. представления о прекрасном в языке и речи).

Общепредметные задачи - воспитание обучающихся средствами данного предмета; развитие их логического мышления; обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку; формирование общеучебных умений - работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтения и т.д.

Данная методическая разработка посвящена лексике - наиболее интересному для детей разделу лингвистики. Здесь рассматриваются основные единицы языка, наглядно выступают системные связи между языковыми явлениями.

Через слово язык соотнесен с действительностью. Известно, что развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного состава. Изучение слов расширяет знания учащихся о языке, формирует у них эстетический вкус, желание обогатить свой лексикон, развивает любовь к языку, уважение к труду ученых - исследователей русского языка, уважение к народу - творцу языка, развивает умение пользоваться словарной и справочной литературой, способствует формированию у школьников интереса к исследовательской работе.

Знания по этому разделу проверяются как во время ГИА в 9 классе, так и во время ЕГЭ в 11 классе.

Таким образом, всё это заставляет с особым вниманием подойти к изучению темы «Лексика» более детально, тщательно продумывать задания по овладению нормами русского литературного языка, помогать учащимся в овладении универсальными учебными действиями, то есть в развитии способностей самостоятельно успешно усваивать новые знания в различных предметных областях.

Методическая разработка рабочей программы составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, она соответствует структуре «Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5-9 классов» (М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М.Шанский) - М. Просвещение, 2011

Программа по русскому языку в 5 классе рассчитана на 204 часа (6 часов в неделю). На раздел "Лексика. Культура речи" отводится 10 часов.

Актуальность.

Как бы хорошо ни было поставлено обучение, оно не может обеспечить единого темпа продвижения всех учащихся класса. Эффективность усвоения школьниками приемов умственной деятельности будет зависеть не только от качества обучения, но и от индивидуально - психологических особенностей детей, от их способности к обучению.

Разные уровни обучаемости вызывают необходимость дифференцированного подхода к учащимся. Учителю важно сочетать фронтальную работу с классом (обязательную для всех) с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий.

Актуальность данной разработки заключается в том, что она предполагает личностно-ориентированный подход при изучении тем на уроках, позволяет построить учебный процесс так, чтоб он формировал творческое мышление, активизировал познавательную деятельность школьников, помог им овладеть навыками грамотной устной и письменной речи, необходимыми знаниями для успешной сдачи экзаменов. (ЕГЭ Часть А задание 2 (паронимы), 11 (определение лексич. знач. слова), 30 (контекст. антонимы, синонимы); часть В задание 8 (средства худ. выразительности: диалектизмы, просторечные слова, жаргонизм, метафора, эпитет, фразеологизм, лексич. повтор)

Возможны следующие подходы в преподавании лексики:

- коммуникативно - деятельностный; Создание условий для активного включения ученика в коллективный поиск решения лингвистической или речевой задачи. Обучаемые попадают в созданную учителем речевую среду, в которой выслушиваются и анализируются разные точки зрения; отстаивается собственная позиция в диалоге; ведется поиск оснований для общего решения учебной задачи; формулируется общая точка зрения. При ком.-деят. подходе на первый план выдвигаются задачи развития речи школьников на основе анализа языковых явлений.

- функционально - системный; В рамках коммуникативного направления выделяется как один из ведущих с точки зрения речевого развития учеников. Предполагает изучение особенностей функционирования языковых единиц на всех уровнях языковой системы. Проводится работа по усвоению теоретических сведений и речевому развитию, основанная на мотивированном использовании грамматических единиц в речевом общении. Достичь высшего уровня владения языком - оценка языковых средств со стороны их коммуникативной оправданности - возможно только систематическими упражнениями.

- интегрированный; Смысл данного подхода - научить школьников рассматривать одни и те же языковые явления и факты в разных речевых ситуациях и сферах общения. Интеграция имеет целью развитие речи и коммуникативных умений не только на уроках русского языка. Уроки коммуникации (как новый тип урока) открывают перспективу интенсификации обучения, интегрируя смежные учебные предметы по содержанию и форме.

- проблемно - поисковый; Предполагает создание условий для учебной деятельности, при которой ученик совершает субъективное открытие лингвистической или речевой закономерности; осваивает способ познания новых языковых фактов. В данном случае система средств и методов обеспечивает осознанное и творческое участие обучаемого в процесс овладения новыми способами действия. Каждая учебная задача создается специально с обучающей целью - развить умения связно излагать мысли в устной и письменной форме.

Новизна

Новизна данной методической разработки заключается в следующем:

- уточнены представления о целях, содержании и методах изучения раздела"Лексика. Культура речи";

- определены и обоснованы подходы к изучению этого раздела в современных условиях образования;

- созданы методические разработки, реализующие системный подход к изучению лексики;

- разработана и апробирована система упражнений, построенных по примеру КИМов ГИА и ЕГЭ.

Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Структура изучения раздела «Лексика. Культура речи».

В современной школе сложились следующие этапы изучения лексики: начальный (1-4 классы), специальный (5-6 классы), аспектный, или повторительный( 7-9 классы), обобщающий этап ( углублённое изучение) ( 10 класс)

На начальном этапе происходит практическое знакомство со словом, которое противопоставляется реалии; со словами, близкими и противоположными по смыслу. Практическим путём учащиеся знакомятся с многозначными словами.

На специальном этапе изучаются лексические понятия, характеризующие слово со стороны значения, употребления и происхождения, и формируются учебно-языковые лексикологические и фразеологические умения находить изучаемые явления, употреблять их в собственной речи, пользоваться разными словарями.

Действующая программа определяет ступенчатое изучение лексики: часть сведений о ней изучается в 5 классе, часть - в 6 классе.

Лексические понятия, связанные со значением слова, включены в программу 5 класса, а лексические понятия, связанные с употреблением и происхождением слов, в программу 6 класса. Изучение лексики в 5 и 6 классах обеспечивает наиболее благоприятные условия и для её усвоения, и для формирования различных умений и навыков, а также для реализации межпредметных связей русского языка и литературы.

Цели раздела:
1. Образовательные: научить учащихся пользоваться толковым словарём, словарями антонимов, синонимов, различать лексическое и грамматическое значение

слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова;

выработать умение употреблять слова в свойственном им значении.

2. Развивающие: учить правильно выражать свои мысли и строить высказывания в соответствии с речевой ситуацией, тем самым способствуя развитию связной речи учащихся.
3. Воспитательные: привить вкус к русскому литературному языку, способному передать тончайшие движения человеческой души, воспитывать любовь к родному языку как важнейшей составляющей понятия «Родина».

Задачи раздела:

Познавательные:

-формирование у школьников научного мировоззрения;

-вооружение основами знаний о лексике и фразеологии русского языка;

-развитие у учащихся языкового эстетического идеала.

Практические

-формирование лексикологических и фразеологических умений:

1) различать лексическое и грамматическое значение слов;

2) определять, в каком значении употребляются слова;

3)уметь анализировать, сопоставлять и рассуждать, логически выражать свои мысли.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями.

В 5-х классах основной целью психолого-педагогического сопровождения является обеспечение благополучного бесконфликтного протекания адаптационного периода.

У учащихся 11-12 лет формируется теоретическое мышление, наблюдается повышенная отвлекаемость и быстрая утомляемость. Поэтому для этого возраста важным является форма подачи учебного материала. Поддерживать познавательный (усвоение нового материала) уровень этого возраста можно и нужно сменой учебной деятельности с применением нестандартных обучающих средств.

Этот возрастной период является переходным, как в биологическом, так и в социальном плане. В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и преимущества, которые заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, делающим его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами детского объединения (по Марковой А.К.). При этом для подростков в равной степени имеет значение, как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка - познавательная. Подростков привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего их значение для развития личности. Учитывая специфику восприятия и освоение учебного материала, в подростковом периоде на занятиях в классе принято раскрепощенное, уважительное общение детей друг с другом, поощряется взаимная помощь, самостоятельный творческий поиск, поддерживается интерес к специальной литературе по изучаемому курсу. Каждое задание предполагает учет индивидуальных особенностей детей, использование возрастной детской психологии. С этой целью на занятиях предлагаются задания различной степени сложности, которые индивидуально ориентированы на темперамент, особенности восприятия и памяти, мышление, уровень подготовленности в школе, мотивы, статус в коллективе, активность.

Ожидаемые результаты

Личностные:

- расширение словарного запаса синонимами, фразеологизмами, омонимами, антонимами, использование их для свободного выражения мыслей и чувств в общении;

- осознание эстетической ценности русского языка, потребность сохранить его чистоту, приобщение к богатствам культурного наследия через использование пословиц, текстов художественной литературы, содержащих синонимы, антонимы и фразеологизмы; стремление к речевому самосовершенствованию;

- понимание определяющей роли русского языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей личности, его значения в процессе получения школьного образования (знания о лексике необходимы при сдаче ГИА, ЕГЭ);

- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества в учебном процессе, умение проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности

Предметные:

- овладение приёмами работы с разными видами словарей;

-грамотное использование лексических и грамматических средств;

-восприятие информации, содержащейся в устном изложении учителя;

-описание изображённого на картине с использованием необходимых языковых средств;

- умение аргументировано доказывать свою точку зрения.

Метапредметные:

- овладение всеми видами речевой деятельности;

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

- использование различных способов поиска информации (в справочных источниках: учебниках и других учебных пособиях, словарях), сбора, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии коммуникативными и познавательными задачами;

- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Именно овладение этими знаниями и навыками доказывает качественное усвоение разработанного раздела учебной программы. Полученные знания помогут ученикам успешно выполнить задания ГИА (А2, А3, В1) и ЕГЭ (А2, А 5, А 24),связанные с проверкой знаний по теме «Лексика».

Календарно-тематическое планирование по разделу «Лексика. Культура речи»

Тема урока

Знания, умения, навыки

Тип урока

1.

Слово и его лексическое значение

Систематизирование полученных ранее знаний по разделу «Лексика. Культура речи», представление слова как единство лексического и грамматического значений, развитие навыков работы с толковыми словарями.

Урок изучения нового материала

2.

Однозначные и многозначные слова

Понятие об однозначных и многозначных словах; нахождение общего в значениях многозначных слов; развитие навыков работы с толковыми словарями.

Творческая лаборатория, групповая работа

3.

Прямое и переносное значения слов

Понятие о прямом и переносном значениях слов; употребление переносных значений в речи, в том числе художественной (метафора, олицетворение); развитие навыков работы с толковыми словарями.

Урок-исследование

4.

Омонимы

Понятие об омонимах; выработка умений различать омонимы и многозначные слова; употребление омонимов в речи; понятии об омоформах и омофонах; развитие навыков работы с толковыми словарями.

Урок изучения нового материала

5.

Синонимы

Понятие о синонимах; выработка умений различать лексические оттенки синонимов; знакомство с стилевой неоднородностью синонимов, с употреблением синонимов в речи; развитие навыков работы с толковыми словарями.

Урок усвоения знаний

6.

Синонимы

Закрепление понятия о синонимах, их лексических оттенках, о роли синонимов в речи; развитие навыков работы с толковыми словарями

Систематизация и обобщение знаний по теме «Синонимы». Урок-практикум

7-8.

Р.р. Подготовка к сочинению по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь»

Развитие интереса к произведениям живописи, наблюдательности, умения описывать картины; развитие навыков монологической речи, развитие умения употреблять синонимы в речи.

Урок развития речи

9.

Антонимы

Понятие об антонимах; роль антонимов в речи; развитие навыков работы с толковыми словарями

Урок усвоения новых знаний

10.

Повторение темы «Лексика»

Повторение и обобщение знаний, полученных при изучении раздела «Лексика». Определение уровня усвоения материала у учащихся, умения применять знания на практике. Формирование логического мышления, интереса к слову, его значимости в нашей речи

Урок-зачет


Методы и приемы

В последнее время личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Замысел урока заключается в создании педагогом условий для максимального влияния образовательного процесса на развитие индивидуальности ребенка. Организация учебного занятия предполагает:

- применение педагогических приемов для актуализации и обогащения субъектного опыта ребенка;

- проектирование характера учебного взаимодействия на основе учета личностных особенностей учащихся;

- использование разнообразных форм общения, особенно диалога;

- создание ситуации успеха;

- проявление доверия толерантности в учебных взаимодействиях;

- использование учащимися следующих речевых оборотов: «я полагаю, что..», «по моему мнению…», «я думаю …» и т.д.

Учитывая возрастные особенности школьников и специфику раздела, можно использовать разные подходы к изучению материала.

По характеру взаимной деятельности учителя и учащихся (система методов

Лернера И.Я. , Скаткина М.Н.) можно выделить следующие методы: объяснительно-иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый или эвристический.

1) При коммуникативно - деятельностном (активное включение ученика в поиск решения лингвистич. или речевой задачи), 2) функционально - системном (изучение особенностей функционирования языковых единиц на всех уровнях языковой системы),

3) интегрированном (научить рассматривать одни и те же языковые явления в разных речевых ситуациях, не только на ур. рус.яз.) подходах выделяют следующие методы обучения: частично - поисковый (эвристический) и исследовательский;

- формы организации учебной деятельности:

1) индивид., групповая и межгрупповая коммуникация;

2) дифференцированно - групповая, межгрупповая;

3) самостоятельная и групповая работа;

- деятельность учителя:

1) организатор дискуссии и управляющий ею;

2) обеспечивает мотивацию выполнения лингвистической задачи;

3) организатор исследования, инициатор диалога при работе с текстом;

- деятельность ученика:

1) высказывает, защищает мнение, слушает, оценивает, понимает и конструктивно критикует иную позицию, включается в совместный поиск верного решения;

2) анализирует строение, значение и функцию языковой единицы, строит устное и письменное высказывание с включением изученной языковой единицы;

3) работает с текстом, оценивает его, рецензирует устные и письменные тексты, редактирует собственные высказывания.

При проблемно - поисковом подходе (субъективное открытие лингвистич. или речевой задачи) используются методы проблемного изложения грамматического и речевого материала; поисковая беседа.

- формы организации учеб. деят.: парная, групповая работа;

- деят. учителя: постановка задачи, анализ и обобщение работы, оценка деятельности обучающегося;

- деят. ученика: наблюдает над языковыми явлениями, устанавливает связь их между собой, усваивает новые для себя знания и способы деятельности.

При воспроизведении известных сведений целесообразно использовать сообщения учащихся, самостоятельную работу, а при повторении, обобщении, контроле знаний - методы контроля и самоконтроля. (Кабанский Ю.К.)

Данные методы и приемы позволяют активизировать деятельность учащихся, развивать их познавательную самостоятельность.

Организация деятельности на различных этапах урока

При объяснении новой темы цель работы учителя состоит в том, чтобы вызвать интерес у школьников к изучению нового материала путем глубокого осмысления или исследовательской задачи. Это может быть достигнуто прежде всего посредством создания в классе так называемых проблемных ситуаций, привлечения школьников к изучению нового материала путем нахождения интересного в самом языке, использование элементов занимательной грамматики.

Проблемная (поисковая) ситуация может быть создана как через посредство предъявления учащимся специальных заданий поискового характера, так и путем постановки вопросов, предполагающих творческое осмысление изучаемого материала.

Для развития познавательной активности большие возможности дает осмысление учащимися заголовка темы. Многие названия тем позволяют организовать работу по осмыслению нового материала (см., например, темы «Общеупотребительные слова», «Профессионализмы», «Устаревшие слова»).

При изучении диалектизмов можно предложить следующую проблемную ситуацию. Ученики списывают текст, пропустив строку, чтобы потом вписать тему.

- Где Люба? - спросил я.

- По батожья ушла.

- По что?

- Ну, по столбцы!

- По что?

- Ну, по петушки.

- По что? По что?

- По стебни.

- Не понимаю вас.

- Ах, батюшка, какой ты бестолковый. По шавель.

- Значения каких слов вы не знаете? Можно ли определить их значение по контексту?

Какое из данных слов будет общеупотребительным?

- Остальные слова являются диалектными. Записываем тему урока.

Заимствованные исконно русские слова.

1.Письмо наизусть отрывка из стих. А. Яшина «После дождя»:

Дождь прошуршал по широкому лугу.

Даже цветы удивились друг другу:

В чашечках листьев, на каждой травинке

По огонечку, по серебринке.

Проводим анализ этого отрывка, говорим об общеславянском происхождении слов дождь, луг, цвет, чаша, трава, огонь, серебро. Цветок - древнерусское слово.

2. Переходим к новому материалу. Записываем текст , оставив одну строчку.

Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи, зажигали электричество. Вот раздался последний аккорд. И колорит земли стал постепенно меняться.

- Сравните оба текста. Что между ними общего?

- Чем второй текст отличается от первого?

- Что означают слова авеню, жалюзи и т.д.?

- Как вы думаете, русские ли эти слова?

- Запишите тему урока: «Заимствованные слова».

- Как вы понимаете смысл слова заимствованные?

- Сверьте свой вывод с определением таких слов в учебнике.

При закреплении материала можно использовать терминологические, творческие, выборочные, свободные, комментируемые... диктанты, кроссворды, самостоятельную работу дифференцированного характера, стилистическую правку текста, нахождение изучаемого явления в контексте, выбор изучаемых явлений из словарей, подбор примеров по памяти, определение функции изучаемого явления в тексте, составление контекстов с включением изученных явлений, сообщения учащихся, лингвистический анализ слова, текста, игровые элементы.

При повторении изученного и контроле знаний можно использовать фронтальный опрос, индивидуальные карточки, задания дифференцированного характера, цифровые, буквенные, терминологические, словарные диктанты, тесты, элементы занимательной грамматики, работу со словарем, таблицы, схемы.

А сейчас словари расскажут о своем рабочем дне, а вы определите, какой словарь перед вами.

Ученик от имени словаря иностранных слов: Мама предложила мне фрикадельки, винегрет, чай, какао. Но я съел бутерброд, кусочек торта и выпил чашечку кофе с сахаром.

- О каком словаре идет речь? С помощью каких слов вы догадались?

- Расскажите, как заимствованные слова появляются в нашей речи.

- Объясните правописание слов фрикадельки, винегрет, бутерброд.

Ученик от имени словаря синонимов: Ну все, пора за работу: думать, мыслить, раздумывать, размышлять, кумекать, соображать, ломать голову, шевелить мозгами.

- Что это за словарь?

- Что такое синонимы?

- Какова роль синонимов в речи?

О чем идет речь в этих фразах? Вашим ответом должны быть заимствованные слова с удвоенными согласными.

  1. Сотрудник газеты, журнала, радиостанции. (Корреспондент)

  2. Получение документа об окончании школы. (Аттестат)

  3. Безрельсовый трамвай. (Троллейбус)

  4. Товарищ по работе. (Коллега)

  5. Рисунок в книге. (Иллюстрация)

  6. Круглое окно в борту корабля. (Иллюминатор)

  7. Обучение животных. (Дрессировка)

  8. Дорога, путь. (Трасса)

  9. Морские животные, образующие рифы. (Кораллы)

  10. Публичное обсуждение спорного вопроса. (Дискуссия)

  11. Избирательный листок. (Бюллетень)

  12. Спортивный бег. (Кросс)

Кто больше? Составьте в течение … минут словарь профессионализмов.

1 ряд - профессия военного

2ряд - профессия строителя

3ряд - профессия врача

Подбери синонимы к устаревшим словам

Стезя - …(дорога) зело - … (очень)

Чело - …(лоб) дабы - … (чтобы)

Уста - …(губы) иже - … (который)

Ланиты - …(щеки) ветрило - …(парус)

Зеница - …(зрачок) доколь - … (пока)

Десница - … (правая рука) шуйца - … (левая рука)

Денница - …(утренняя заря) смерд - … (крестьянин)

Внимать - … (слушать) тать - … (вор)

Перст - …(палец) блиставица - … (молния)

Выя - …(шея) ездец - …(всадник)

1. Все вызнаете басню И.А.Крылова «Квартет» Как бы называлась эта басня, если бы музыкантов было 3? 5? 6? (трио, квинтет, секстет)

2. Почему названия многих городов на Черном море оканчиваются на -поль? Назовите эти города. (В Крыму было много греческих колоний, а слово -поль по-гречески означает «город».)

3. Что общего у слов капор, капюшон, капуста? (Латинский корень -кап- имеет значение «голова».)

Тест по повторению изученного в 5 кл.


  1. Найди соответствия.

а) Омонимы 1) Слова с противоположным лексическим значением.

б) Антонимы 2) Слова одной и той же части речи, одинаковые по

звучанию и написанию, но совершенно разные по

лексическому значению.

в) Многозначные слова 3) Слова одной и той же части речи, которые обозначают

одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками

лексического значения и употреблением в речи.

г) Синонимы 4) Слова, имеющие несколько лексических значений.

2. Отметь словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом значении:

а) железный человек в) железная дисциплина

б) железная воля г) железная кровать

3.Укажи ряд, в котором все прилагательные употреблены в переносном значении:

а) светлый ум, железная бочка, горячий чай;

б) горькая судьба, общий язык, чистая скатерть;

в) золотые руки, холодный ум, горячее сердце.

4. Значение какого слова определено неверно?

а) Аршин - старая русская мера длины.

б) Аккорд - соединение нескольких музыкальных звуков.

в) Вокализ - музыкальный инструмент.

г) Колорит - сочетание красок, цветов.

5. Определите пару слов, не являющихся синонимами;

а) думать - мыслить в) мороз - метель

б) бой - побоище г) ошибка - промах

6. Определи пару слов, не являющихся антонимами:

а) снимать - разнимать;

б) сжимать - разжимать;

в) сгибать - разгибать;

г) сводить - разводить.

7. В каком предложении есть омоним:

а) Я схватил ручку, лежащую на столе.

б) Коля повернул ключ в замке.

Тест итоговый.

1. Найди соответствия.

а) Лексическое значение 1) То, что обозначает слово.

б) Диалектные слова 2) Слова, употребляемые в речи людей

определенной профессии.

в) Профессионализмы 3) Слова, вошедшие в русский язык из

других языков.

г) Заимствованные слова 4) Слова, употребляемые в речи людей

определенной местности.

2.Найди и выпиши диалектные и профессиональные слова.

В это время года в этих местах собирают дикую редьку, жалицу, медуницу. Для изготовления этой детали нужно использовать фрезу. Книга была издана на ротапринте. Суппорт - это часть металлорежущего станка. Тропинка терялась в молодой поросли, или чапыге. Казак напоил своего коня из криницы.

3. Найди строку, в которой все слова являются неологизмами:

а) кольчуга, золотник, дискозал;

б) луноход, атом, цирюльник;

в) картридж, модем, интернет.

4. Найди соответствия:

а) Чело 1) очень

б) длань 2) напрасно

в) зело 3) лоб

г) вотще 4) рука

5. Запиши слова, имеющие в своем составе иноязычные словообразовательные элементы: био-, микро-, граф-, фон-, теле-.

Проверочная работа

  1. Выпишите устаревшие слова, объяснив их значение.

Крепко и мужественно на конях бьются: один с тысячью, а два - с тьмой. («Евпатий Коловрат»)

Однако чело и взор омрачилися думой. (А.Пушкин)

  1. Приведите 3 примера диалектных слов. С одним из них составьте сложное предложение.

  2. Дайте определение профессиональным словам. Приведите примеры.

  3. Запишите заимствованные слова с корнем аква-, теле-, био-.

  1. Из текста (на парте) выпишите неологизмы.

Конспект урока

Тема: Профессионализмы

Тип урока: урок объяснения нового материала

Цель:

обучающая - сформировать у учащихся понятие о профессионализмах; о сфере их употребления; о способах обозначения в толковом словаре; о роли использования в художественном произведении.

развивающая - формирование частично-поисковой познавательной деятельности;

обогащение речи учащихся профессионализмами; закрепление навыка работы со словарями;

воспитательная - вызвать интерес к данной теме и познавательной деятельности; способствовать формированию эстетического вкуса и любви к языку, народу-языкотворцу.

План

  1. Оргмомент - 1 мин.

II. Проверка домашнего задания - 5 мин.

III. Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации - 2 мин.

IV. Объяснение нового материала - 6 мин.

V. Закрепление материала - 13 мин.

VI. Физкультминутка - 2 мин.

VII. Дальнейшая работа по закреплению материала - 4 мин.

VIII. Контроль знаний. Самостоятельная работа - 4 мин.

IX. Подведение итогов - 1 мин.

X. Домашнее задание - 2 мин.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Оргмомент

Знакомитт с темой и целями урока

Слушает, запоминает, записывает

Проверка дом. задания.

1) Упр. 74

2) а) Запишите предл. и составьте их схемы

Словари - наши друзья и помощники.

С их помощью мы познаем мир и расширяем и свой кругозор.

б) Индивидуальные карточки. Карточка №1

Старинный. - Докажите, что слово многозначное. Составьте с ним словосоч., употребив слово в разных значениях. Подбери к слову антоним.

Карточка №2. Выпиши слова с пропусками букв, объясни их правописание. К какому словарю ты обратишься, чтоб определить правописание слова.

Всем извес(?)но, как трудно читать безгра(м,мм)отное письмо: на каждой ошибке спотыкаеш(?)ся, а иногда и просто не сразу понима…шь написанное. Писать безгра(м,мм)отно - значит пос…гать на время людей, к которым мы адресу..мся.

Проверяет деят. учеников по нахождению диалектного слова и замене его общеупотребительным.

Организует работу, направляет и оценивает деятельность учеников

Слушает, проверяет правильность выполнения задания, оценивает свою работу и работу однокл.

Записывает, анализирует языковые единицы, оценивает свою работу и работу однокл.

Психологическая подготовка к восприятию нового материала. Создание проблемной ситуации. Осмысление заголовка темы

- Как вы считаете, с какими словами мы сегодня познакомимся.

Обеспечивает мотивацию выполнения задачи, организует диалог, обобщает, подводит к новой теме.

Наблюдает над языковым материалом, включается в совместный поиск решения проблемной ситуации, строит устное высказывание.

Объяснение нового материала.

  1. Прочитайте текст. Значение каких слов вам незнакомо? Можно ли по контексту определить их значение? Часто ли мы используем их в речи? Какие это слова: общеупотреб. или необщеупотреб.? В речи людей какой профессии можно услышать эти слова?

Дети Юнга любую лестницу называют трапом, пол - палубой, стены - переборками, кухню - камбузом, нерадивых - сачками; они вырубают, а не выключают свет, спят не на кроватях, а на койках, куртка у них - бушлат, в слове «компас» они ставят ударение на последнем слоге..

(А.первенцев «Остров Надежды»)

2) Чтение параграфа 15.

Организует исследовательскую деятельность, диалог, направляет, обобщает, помогает сделать выводы о профессионализмах, рассказывает о работе со словарями.

Наблюдает над языковым материалом, строит устное высказывание, делает выводы.

Закрепление нового материала

  1. Упр. 66 (работа со словарем)



  1. Упр. 67 (у) (отличие общеупотреб. слов от профессиональных)



  1. Упр. 68 (определение профессии по лексике)

Составьте в течение 2 мин. словарь профессион. слов ( по рядам): строителей, военных, мед. работников.

Организует работу со словарем, оценивает ответы учащихся

Организует дискуссионную работу над рисунками, над теоретическим материалом, оценивает.

Ставит проблемную задачу, организует диалог, оценивает деятельность учащихся.

Работает со словарем, оценивает работу однокл., строит устное и письменное высказывание.

Учится отличать профессион. от общеупотреб. слов

Усваивает новые для себя знания и способы действия, учится правильно использовать профессион. в речи, узнает их лексическое знач.

Физкультминутка

Дальнейшее закрепление новой темы

Употребление профессионализмов в худ. произв. Использование профессион., чтоб показать специфику труда людей, для речевой характеристики персонажей. (Работа с раздаточным материалом)

Найдите профессионализмы, как они помогают показать тяжелый бой? Что вы можете сказать о лирическом герое произвед.?

Вот здесь он шел. Окопов три ряда. Цепь волчьих ям с дубовою щетиной. Вот след, где он попятился, когда Ему взорвали гусеницы миной. Но под рукою не было врача. И он привстал, от хромоты страдая, Разбитое железо волоча, На раненую ногу припадая. Вот здесь он, все ломая, как таран, Кругами полз по собственному следу И рухнул, обессилевший от ран, Купив пехоте трудную победу.

К.Симанов «Танк»

Организует наблюдение над языковым материалом, рассказывает о роли профессионализмов в речи.

Наблюдает над языковым материалом, строит устное высказывание, делает выводы.

Контроль знаний

-Найдите в предл. профессионализмы, выпишите их. Определите, о какой профессии дет речь.

1) Для того, чтобы холст мог впитать и удержать краску, его сначала обрабатывают раствором клея (проклеивают), затем грунтуют, нанося плотный слой специальной смеси. 2) Прежде чем взяться за кисть, художник обычно рисует в предварительных набросках (эскизах), а затем и на полотне облик действующих лиц, формы предметов, контуры обстановки, намечает построение (композицию) будущей картины.

Организует проверочную работу, осуществляет контроль полученных знаний.

Решает поставленные перед ним задачи

Подведение итогов

Формулирует вопросы на выявление знаний, полученных на уроке

Обобщает и делает выводы, строит устное высказывание.

Домашнее задание. Упр.70, 71 (у).

Для сильных учеников: 1) Определите роль профессионализмов на примере сторожа Игната в рассказе А.П.Чехова «Белолобый». 2) Найдите в тексте профессионализмы, воспользовавшись словарем, объясните их значение. Главный хирург Александр Степанович Калугин в синей, жесткой трехдневной щетине. Он устал, поэтому резок, нетерпелив. - Кохер. - Пеан, - говорит устало ассистенту Сергею Улаеву. - Ножницы. - Скальпель. - Тампон с риванолом. - Бактериофаг. - Противостолбнячную сыворотку.

Организует дифференцированное задание.

Кохер, пеан - кровеостанавливающие пинцеты; бактериофаг - вещества способствующие уничтожению бактерий; скальпель - небольшой хирургический нож; тампон - кусок марли, ваты, который вкладывают в рану для остановки кровотечения.

Записывает

Список литературы

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Русский язык 5-9 кл./ сост. Харитонова - М.: Дрофа, 2009

  2. Обучение русскому языку в 6 кл.: Методические рекомендации к учеб. для 6 кл. общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова. - М.: Просвещение, 2003

  3. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 5 кл.»/ М.М.Разумовская и др.; под ред. М.М.Разумовской. - М.: Дрофа, 2000

  4. Панов Б.Т. Типы и структура уроков русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение,1986

  5. Уроки русского языка в 6 кл./ под ред Е.А.Евлампиевой. - Чебоксары: «Клио», 1997

  6. Книгина М.П. Русский язык. 6 кл. Тест: в 2 ч. - Саратов: Лицей, 2007

  7. Методические указания к факультативному курсу «Лексика и фразеология русского языка»: Пособие для учителя / Л.А.Введенская и др. - М.: Просвещение, 1987

  8. Введенская и др. Русское слово: Факультатив. Курс «Лексика и фразеология рус. яз»; Пособие для учащихся.- М.: Просвещение, 1987

  9. Журавлева Л.И. Русский язык в алгоритмах. - Челябинск: Юж.-Урал. КН. Изд-во, 1996

  10. Охотина Л.Т. Психологические основы урока. В помощь учителю. М., «Просвещение», 1977

  11. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982

  12. Лозинская Т.П. Лингвистический анализ на уроках русского языка. 5-6 кл. - М.: «Московский лицей», Брянск: «Курсив», 1997

© 2010-2022