Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе Тема: Предложения с однородными членами предложения. Интонация и знаки препинания

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Е. М. Разинькова,

учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №43 им. Г. К. Жукова»,

г. Курск

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе

Тема: Предложения с однородными членами предложения. Интонация и знаки препинания

Тип урока: урок постановки учебной задачи

Форма обучения: эвристическое погружение

Цель: повторить и углубить сведения по теме «Предложения с однородными членами предложения»

Задачи:

Образовательная:

- повторить основные признаки однородных членов предложения

- понимать роль однородных членов в предложении

- воспроизводить конструкции с однородными членами

- работать над выразительным чтением, интонационным рисунком предложений

- закрепить орфографический навык

Развивающая:

- способствовать развитию коммуникативных умений и навыков умению работать в группах

- способствовать развитию умения владеть собой

- способствовать развитию настойчивости, умению преодолевать трудности для достижения намеченной цели.

Воспитывающая:

- продолжить работу по воспитанию интереса к изучению русского языка

- способствовать воспитанию культуры общения

- способствовать формированию готовности к взаимодействию

- повысить интерес обучающихся к изучению произведений русских поэтов

- создать благоприятный эмоционально-психологический климат обучения, атмосферу благожелательности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, учебник, дидактический материал

Формируемые УУД:

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Познавательные:

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

Коммуникативные:

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.

Личностные:

самоопределение, нравственно-этическая ориентация, проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме, творческого отношения к процессу обучения

Предметные результаты: знать признаки однородных членов предложения, опознавать их в предложении

Личностные результаты: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач




ХОД УРОКА

п/п

Этап урока

Вид задания

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

(предполагаемые ответы)

Метод

эвристического

обучения

Формируемые УУД

Примечание

1

Организационный момент

Приветствие



Регулятивные

самостоятельно организуют своё рабочее место с целью выполнения заданий


2

Проверка домашнего задания

Закончите фразу:

Синтаксис - это…

Основные единицы синтаксиса - это…

Предложение - это…

…раздел грамматики, изучающий словосочетания и предложения

…словосочетание и предложение

…основная единица синтаксиса; характеризуется смысловой и интонационной законченностью

Метод рефлексии

Познавательные:

самостоятельно выделять ориентиры действия в учебном материале

Повторить изученного по теме «Синтаксис»

3

Исследование учебного материала

- Давайте перенесёмся из холодного, почти зимнего дня в тёплый весенний денёк

- Перед вами стихотворение Михаила Исаковского. Вам знакомо имя этого поэта? Что вы знаете о нём?


- Прочитайте стихотворение про себя

- Какие картины возникли в вашем воображении?

- Подходит фотография к стихотворению? Почему?


Михаил Васильевич Исаковский - поэт, прозаик, переводчик. Многие стихотворения Исаковского положены на музыку. Наиболее известны «Катюша», «В лесу прифронтовом», «Летят перелётные птицы», «Одинокая гармонь», «Каким ты был, таким ты и остался» и «Ой, цветёт калина».

Дом, калитка цветущий сад…

Да. Обучающие устно описывают фото на экране

Метод «вживания»

Коммуникативные:

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.




Слайд 2












Слайд 3

4

Работа со стихотворением

-Объясните лексическое значение слова пожурил. Подберите к нему синонимы

-На каком средстве выразительности построено данное стихотворение?

- Почему автор использует именно это средство?

-Объясните устно подчёркнутые орфограммы.

Работа с толковыми словарями

Побранить, поругать

Олицетворение

Чтобы оживить картину

Обучающиеся объясняют

устно орфограммы

постучал в окошко

пробежал по крыше

воробьёв

полетел

с пылью.

Метод исследования

Регулятивные:

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, уметь ориентироваться в словарях

Лист №1

5

Формулировка темы урока, постановка целей и задач

- Посчитайте количество грамматических основ. Сколько у вас получилось?

-Выпишите грамматическую основу в тетрадь (запись оформите в столбик)

- Как вы думаете, какова тема сегодняшнего урока? Чем мы сегодня будем заниматься?

- Для чего это нам нужно?

Ветер

вышел

постучал

пробежал

поиграл

пожурил и

расправил

полетел

Предложения с однородными членами предложения. Интонация и знаки препинания

Находить однородные члены в предложении, читать их с определённой интонацией, правильно пунктуационно оформлять

Эвристическая беседа по вопросам

Личностные:

самоопределение, нравственно-этическая ориентация, проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме

Коммуникативные:

формировать собственное мнение

Слайды 4,5







Слайд 6

(запись темы в тетрадь)

6

Составление кластера

- Что вы знаете об однородных членах предложения?

-Почему вы не все признаки взяли для составления кластера?

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе Тема: Предложения с однородными членами предложения. Интонация и знаки препинания

Метод исследования

Коммуникативные:

формировать умение участвовать в диалоге

Слайд 7

(запись в тетрадь)

7

Работа с учебником

- Прочитайте на стр. 132 1-ую часть урока. Правы мы были с вами?

- Прочитайте 2, 3 части материала про себя

- Расставьте знаки

О, О, О

О и О

О , О и О

О, а О

О, но О

Внимательное чтение текста, запоминание изучаемых конструкций, взоимопроверка в парах

Познавательные:

самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале

Слайды 8,9

8

Отработка практических навыков

- Вернёмся к нашему стихотворению, расставим знаки препинания и составим схему однородных членов предложения



- Теперь прочитаем стихотворение выразительно

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

Выразительное чтение стихотворения

Метод исследования

Познавательные:

обучить учащихся самостоятельно излагать новый материал и ориентироваться в нём

Слайд 10,11,12

9

Динамическая пауза

- Как я уже говорила, многие стихотворения Михаила Исаковского стали песнями. Послушаем одну из них

Выполняют различные движения, поют песню

Физкультминутка

Регулятивные:

формировать навыки здорового образа жизни

Запись песни

10

Закрепление практических навыков

- Запишите предложения, которые я взяла из стихотворений Исаковского, найдите однородные члены предложения, составьте схемы

Или составьте предложения с однородными членами предложения

1.Расцветали яблони и груши.

2.Я прощаюсь с теплым летом

Без печали и тоски.

3.И отведают сочных, спелых ягод.

4.Он глядел веселыми глазами

На поля, на дальнюю межу.

Конкурс на самое интересное по содержанию и по структуре предложение

Метод сравнения

Личностные:

творческого отношения к процессу обучения

Лист №2

(проверка у доски)

11

Проверочная работа

-Выполните тест

Метод контроля

Познавательные:

отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы

Лист №3

12

Рефлексия

-Давайте сделаем вывод: «А справились ли мы с поставленными в начале урока задачами?»

Я узнал на уроке …

Мне было легко…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Мне захотелось…

Метод рефлексии

Слайд 13

13

Домашнее задание

§29, стр.132-133

(читать, выучить правило)

Упр. 290 (зад.1) или 291 (зад.1)

Слайд 14


© 2010-2022