Урок литературы в 8 классе «. .. Нужно только правильно жить!»

" Урок по рассказу современной писательницы Людмилы Басовой «Зойка и Пакетик». В повести дан социальный разрез молодого поколения. Подростки делают попытки осмыслить происходящее вокруг и с ними самими. Урок-исследование проводит параллель с нашим временем, предостерегает подростков от необдуманных поступков." Урок решает очень важные жизненные проблемы: взаимоотношения родителей и детей, детей и учителей, взаимоотношения между подростками. На уроке дается возможность подумать, почему дети совер...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УРОК - ИССЛЕДОВАНИЕ В 8 КЛАССЕ

«…Нужно только правильно жить…»

(по повести Людмилы Басовой «Зойка и Пакетик»)

Цель: - на примере героев повести «Зойка и Пакетик» показать последствия необдуманных поступков, определение жизненной позиции героев;

- развитие логического мышления, усиление коммуникативных свойств речи, обогащение и усложнение словарного запаса;

- воспитание чувства любви к ближнему;

Оборудование: проектор, раздаточный материал

ХОД УРОКА:


Бойся равнодушных - они не убивают и не предают,

но только с их молчаливого согласия существует

на земле предательство и убийство.

А.Дементьев

1. Слово учителя: Подростковый возраст - наиболее сложный в жизни человека. Это личность в процессе взросления. По замечанию А. Солженицына, произошел слом психологии подростков, разрушение нравственных основ. На внутренний мир подростка отрицательно влияет окружающая действительность: угнетают негатив и неразбериха. Общество обеспокоено падением духовно-нравственных устоев у современной молодежи.

Особую обеспокоенность вызывает «отроческий возраст» - подростки. Проблема эта актуальна не только у нас, а во всем мире. Нравственные нормы поддерживаются не силой государственных постановлений, а воздействием общественного мнения, воспитанием моральных убеждений, и действенным средством в решении этой проблемы может стать художественная литература.

Сегодня мы с вами будем говорить об очень важных жизненных проблемах: о взаимоотношениях родителей и детей, детей и учителей, о взаимоотношениях подростков. Мы, взрослые, с сожалением можем констатировать, что в стране много детей, которые чувствуют себя неуютно в этом мире, несмотря на то, что рядом с ними живут родители, бабушки, дедушки. В определенной степени это вина взрослых, но отчасти виновниками несчастий являются и сами дети. Поэтому наша задача с вами - подумать, почему мы совершаем ошибки, которые впоследствии очень трудно исправить, как можно обойти острые углы взаимоотношений детей и взрослых.

Ребята, сегодня у нас урок внеклассного чтения по повести детской писательницы Людмилы Дмитриевны Басовой «Зойка и Пакетик». С ее творчеством мы знакомимся впервые. Когда мы готовились к уроку, столкнулись с тем, что очень мало информации об этой писательнице. Но мы узнали, что Л.Д. Басова пишет еще очень интересные статьи о людях мужественных, талантливых, о бедах человеческих.

2. Выступление ученика: Людмила Дмитриевна Басова родилась в 1940 году в Душанбе в Таджикистане. Окончила Таджикский государственный университет (вечернее отделение). Работать стала с 17 лет, в газете прошла путь от корреспондента до ведущего журналиста. Писала судебные очерки, материалы на тему морали, была очень известна и популярна в республике. Рассказы начала писать в начале 60-х годов. Публиковалась поначалу в газетах и литературных журналах «Памир» (Душанбе), «Звезда Востока» (Ташкент), «Москва» (Москва)

В 1980 году вышла первая книга рассказов «Слова на снегу», потом в издательстве «Детская литература» вышел сборник повестей и рассказов «Зойка и пакетик». Рецензент, представлявший Людмилу Басову союзному читателю, писал о ней: «Само материнство водит рукой писательницы Людмилы Басовой. Она пишет о явлениях горьких, болезненных, потому что знает все дело в любви. Любовь рождает жизнь, нелюбовь - жизнь убивает. И поэтому нельзя молчать о зле, чтобы оно торжествовало. Людмила Басова срывает личины, под которым обычно скрывается зло…»

Людмила Дмитриевна много переводила с таджикского, книги таджикских писателей выходили в ее переводе практически во всех престижных центральных издательствах: «Советский писатель», «Художественная Литература» и др., публиковалась в журнале «Дружба народов» Так в союзных республиках обычно зарабатывали русские литераторы, самим им в центр пробиться было довольно трудно из-за уродливой национальной политики.

Развал Союза приняла как великое потрясение, как трагедию: «Проснуться однажды утром за границей - это весьма острое ощущение, но далеко не из приятных…» А потом была гражданская война, бесконечные проводы родных, друзей.

С 1994 года Людмила Дмитриевна живет в селе Новом. «До последнего не хотели уезжать из Душанбе, всю войну там пережили, все надеялись, что как - то образуется. Просто уже корнями вросли в Таджикистан, у меня не только могилы родителей, но и бабушки с дедушкой там остались. Там родились все мои трое детей. Пока политики не сделали то, что они сделали, прекрасно уживались с таджиками. В писательском доме, где мы жили, только наша семья была русской, да одна смешанной: у дочери поэта Мирзо Турсун-заде муж русский. А жили все, как родные, прощались очень тяжело. Но уехать все же пришлось».

В настоящее время Людмила Дмитриевна состоит во Владимирской писательской организации как член Союза писателей России, публикуется во всех практически газетах как независимый журналист, а также в альманахе «Владимир», в литературно- художественном и краеведческом сборнике «Годова гора».

В 2000 году Людмила Дмитриевна стала победителем конкурса «Вместе». А в 2001г. - лауреатом конкурса «Вопреки». Решением областной писательской организации Людмиле Дмитриевне Басовой присуждена литературная стипендия, учрежденная Е. Шараповым.

3. Учитель: Чаще Л. Басова пишет об одиночестве стариков, равнодушии, об алкоголизме, о токсикомании и наркомании. Писательница считает, что нельзя о плохом молчать, что слабых надо защищать. Нельзя в этом мире быть равнодушным к людскому горю. Любовь рождает надежду и жизнь, а ненависть и равнодушие убивают человека.

На уроках и просто во время общения мы с вами достаточно часто говорили о разных жизненных ситуациях, о проблемах взрослых и детей. Также не раз говорили о том, что человек каждый день оказывается перед выбором. И мы знаем, что выбор бывает нравственным или безнравственным. От этого выбора часто зависит судьба другого человека. Сегодня я хочу предложить вам поговорить об удивительной повести, в которой Басова Людмила Дмитриевна поднимает проблему ответственности человека за те поступки, которые он совершает.

4. Свободная беседа (развивает речь, мышление, активизирует внимание).Прежде чем анализировать прочитанное, ответьте на вопросы:

- Интересно ли было читать повесть?

- Какие эпизоды вы считаете самыми яркими?

- Что осталось непонятым?

- Какие чувства вы испытали, читая повесть?

5. Анализ и интерпретация прочитанной повести.

«Зойка и родители»

- «Детство - самая счастливая пора». Можете ли вы, ребята, согласиться с этим утверждением?

- Как вы думаете, можно ли слово «счастливая» в данном предложении заменить словами «безоблачная», «беспроблемная»? (Действительно, это только кажется, что в детстве все безоблачно. На самом деле и в детстве много проблем. И проблемы эти особенно трудны, потому что маленький человек сталкивается и с радостью, и с горем впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные проблемы, решать которые приходится самим детям)

- Главная героиня нашей повести - Зоя Варнеева. Что она из себя представляет? (Зойка - пятнадцатилетняя школьница из внешне вполне благополучной семьи. Но Зойке, находящейся в «возрасте взросления», неинтересно дома. Девочка неглупая, наблюдательная, она в душе посмеивается над матерью, которая кичится своей незначительной должностью в райисполкоме, и к отцу, художнику с несложившейся карьерой (он зарабатывает оформлением витрин), нет уважения: он ей ближе, чем мать, но она презирает его за лицемерие).

- Комфортно ли ей жить в этой семье? (Да, семья внешне вполне благополучная и «живут они довольно мирно», - так сказано о взаимоотношениях в Зойкиной семье. Но с этим трудно согласиться. Дело в том, что в этой семье каждый живет своей жизнью: мама постоянно на работе, отец - перебивается случайными заработками - «малюет вывески на магазинах», а вечерами «выгуливает» собаку Альфу и то не около дома, а за городом. «Пусть собака порезвится, а то здесь от нее дети шарахаются»,- так объясняет отец. А Зойка… Она взрослая, она знает все, или обо всем догадывается… И не случайно повествование начинается с эпизода знакомства с собакой героини. Почему? Потому что только собаке Зойка могла доверить все свои мысли.

- Что произошло накануне маминого Дня рождения? (Накануне Зойка поссорилась с мамой. «Вчерашняя ссора с матерью казалась бессмысленной и безобразной. Зойка редко себе позволяла такое… И все-то из-за того, что убираться не хотелось». А мама просила это сделать потому, что у нее сегодня День рождения. И вот проснувшись утром, девочка решила, что «сегодня все исправим, все на высшем уровне сделаем».

- И это утро началось с … обмана? (Зойка решила не ходить на уроки, зашла в учительскую и отпросилась у учительницы литературы домой, сославшись на то, что ночью у мамы «сердце схватило», а сама села в автобус, доехала до остановки «Рынок» и не спеша пошла по цветочным рядам выбирать цветы для именинницы. За сотню, не торгуясь, купила три садовые лилии. С этим «одуряюще пахнущим» подарком поспешила в Администрацию Октябрьского района, где зампредом работала ее мать. И снова Зойка обманула, заявив матери, что у нее «окно», что Анна Сергеевна заболела, и ей так хотелось именно утром поздравить маму с праздником. И теперь она спешила не в школу, а домой.

Чтобы загладить ссору с матерью, Зойка старается убрать квартиру и навести порядок. «Что касалось домашнего хозяйства… Сама-то Зойка уж если за что возьмется, то все у нее в руках горит. Правда, берется далеко не всегда, но сегодня дом сверкает чистотой. Хрусталь переливается веселыми бликами, весенний воздух заполняет квартиру».

Приходит отец, и ему Зойка тоже врет. Врет, что только что пришла из школы, что не было последнего урока. «Они надевают фартуки, и на кухне кипит работа. Руки у обоих ловкие, быстрые. Они почти не разговаривают, но почему-то именно в эти минуты Зойка испытывает к отцу необъяснимую нежность».

- Зойка очень легко говорит неправду. Как вы думаете, это случайность? (Нет, это не случайность. Неискренность отношений родителей, ложь отца, который каждый вечер уходит «выгуливать» собаку, постоянная занятость матери воспитанием чужих семей - все это порождает ложь).

- Прошел день рождения мамы. Гости разошлись. Все прошло замечательно, с точки зрения взрослых: праздничный стол, песни под гитару, умные беседы. Чем же недовольна Зоя? (Героиня недовольна тем, что все в ее семье притворно: «Зойка почувствовала, как знакомая волна то ли злой отваги, то ли отчаянной тоски вновь поднимается к ней, теснит грудь).

- А ведь до праздника, когда Зоя с отцом пекли торт, печенье, она испытывала к нему даже нежность. «Пап, когда я была совсем маленькая, ну, там всего 6 - 8 месяцев, скажи, ты варил мне манную кашу? Вот именно ты, а не мама? И кормил из ложечки, правда?» Почему Зоя об этом спрашивает отца? (Зоя пытается найти в его лице друга, человека, который понимал бы ее. Он ей ближе, чем мать. Автор обращает наше внимание на такую деталь, как глаза: «Глаза отца такие же серые, как у Зойки, с тем же ободком темных ресниц, распахнуты тепло и приветливо»).

- Кто в семье больше занимается ребенком, кто в Зойкиной семье ходит на родительские собрания? (У каждого своя жизнь, Зойка, если можно так сказать, предоставлена сама себе. Мать на родительские собрания не ходила, и объясняла это «только занятостью, и тем, что необходимости не было, потому что часто встречалась с директором и все знала»).

- Какой вывод можем сделать о взаимоотношениях героини и ее родителях? (Не было взаимопонимания между Зойкой и родителями, каждый жил своей жизнью. К делам близким все были равнодушны. Девочка неглупая, наблюдательная, она в душе посмеивается над матерью, которая кичится своей незначительной должностью в райисполкоме, и к отцу, художнику с несложившейся карьерой (он зарабатывает оформлением витрин), нет уважения: он ей ближе, чем мать, но она презирает его за лицемерие).



«Зойка и одноклассники»

Но у Зойки нет взаимопонимания и в школе.

- Есть ли у Зойки среди одноклассников друзья?

- С кем она могла бы дружить?

- Как Зоя относится к школе?

На эти вопросы попрошу ответить ребят из 2 группы.


Выступление 2 группы.

«Она вообще не любила школу…». Так замечает автор повести Людмила Басова о своей главной героине. И при первой возможности Зойка может «прогулять» школу. Почему? Почему у нашей героини нет желания общаться с одноклассниками и нормально посещать уроки? Думаю дело в том, что героиня одинока, но при этом она не желает быть как все. «Этого Зойка позволить себе не могла», - читаем в книге.

Да и одноклассники ее не очень интересовали. Правда, когда она услышала от своей учительницы литературы Анны Сергеевны, что в семье ее одноклассницы Нигины Амирхановой решается вопрос о том, чтобы ее и Руслана (брата) оставить на воспитании отцу, Зойка как бы не по-детски отреагировала. «Эка невидаль! У нас в школе этих неполных семей…»

Но судьба одноклассницы не оставила ее равнодушной. Разговор о ней Зойка продолжила с мамой вечером. «Что там с матерью Нигины? За что вы отнимаете у нее любимых чад?» - задала вопрос дочь. Екатерина Васильевна сухо отреагировала, что «не совсем этично посвящать дочь в эти дела». Зойка хотела по-настоящему, по-взрослому поговорить с мамой, но - разговора не вышло: не очень-то хотела мать, зампред Октябрьского района, обсуждать с ней эти вопросы. Зойка это поняла, и в очередной раз их общение закончилось, так и не начавшись. Но «нестандартная ситуация будоражила ее воображение».

На следующее утро Зойка внимательно смотрела на Нигину. Обычно на нее она не обращала внимания, но «теперь одноклассница притягивала ее взгляд». Зойка обратила внимание, что «Нигина в профиль была хороша. Тонкий, с горбинкой нос, чуть крупноватые яркие губы, миндалевидные глаза. Волосы собраны на затылке, в ушах крохотные сережки со светлыми слезками. Шейка длинная, стройная, спина в струнку вытянута». И ей захотелось узнать побольше об этой однокласснице. А кто ее должен знать поближе? Конечно, Радька, они жили на одной площадке!

И с ним состоялся разговор. Радька пренебрежительно отозвался о Нигине, он осудил ее: «Сволочь она! Дрянь продажная! От матери отказалась, скотина!» И Зойка с его слов узнала всю историю семьи Амирхановых: «Мать... она у них вообще в семье голоса не имела, вроде прислуги жила. Нигинкин отец и поколачивал ее частенько. А сейчас решил развестись и опыты такие стал делать. Подержит детей на воде и хлебе - вот так вы будете жить, если останетесь с матерью. А потом завалит деликатесами - а вот так со мной. Нигинку побрякушками, тряпками одаривает, этому дурачку машину обещал к совершеннолетию. Вот они и повторяют всюду, что хотят жить с отцом, мать грязью обливают. А та только плачет день и ночь». Но даже этот рассказ не тронул молодую душу героини, да и Нигина не захотела, чтобы кто-то вмешивался в ее судьбу.

Учитель: И снова Зойка осталась одна со своими мыслями. Спасаясь от одиночества, она вливается в разношерстную компанию ребят (в большинстве старше ее по возрасту - ровесники ей неинтересны), собирающуюся в заброшенном бараке. Поначалу они привлекают своей раскованностью, внешней независимостью, тем, чего так не хватало девочке. Кто же эти ребята из барака?


«Зойка и представители барака»


- Чем занимались обычно обитатели барака?

- А чего же им не хватает в жизни?

- Зачем Зойка ходит в барак?

На эти вопросы отвечает в своем выступлении 3 группа.


Выступление 3 группы


Впервые о бараке мы узнаем из разговора Екатерины Васильевны и Светланы Александровны во время дня рождения Зойкиной мамы. На вопрос отца «Что за барак?» - представитель администрации дала ответ: «Там когда-то жили учителя. Всех давно переселили, а строение все не снесут. Теперь там настоящий рассадник…»

И живут в этом «рассаднике» те, кого жизнь «выбросила» на улицу: 20-летний красавец Гриша, 12-летний Пакетик и его сестра Бомбейка, паренек Генка. Захаживали в барак и похититель мотоциклов татарин Наиль с приехавшим из Прибалтики Илгонисом, которого ребята зовут Швед.

Почему девочка из благополучной на первый взгляд семьи стала дружить с теми, кто не внушает доверия? Как она познакомилась с обитателями барака и зачем ходит в барак?

Полуразваленный, без дверей и окон барак находился за пустырем. Целыми были только стены и крыша с яркими заплатами нерастащенной черепицы. На полу комнаты - грязное рваное одеяло, дощатые ящики, мятая газета в углу, грязный стакан… Сюда Зойку привел «красавец» Гриша, с которым она познакомилась в автобусе. «Была страшная давка, и ее так прижало к нему, что спасу нет. Нехорошо, неловко было стоять Зойке, и она стала крутиться, стараясь бочком, чтоб не так вплотную. И тогда он обратил на нее внимание, посмотрел сверху вниз, все понял и вдруг, подавшись назад, сразу оттеснил всех, и Зойка, прошмыгнув ему под мышкой, оказалась у окна. Он тоже развернулся, сохраняя расстояние, спросил: "Все нормально?"

Зойка благодарно кивнула. Но что больше всего поразило ее, когда, уже освобожденная от давки, она глянула на Гришу, так это то, как похож он на ее отца. Только мягкие черты отцовского лица были здесь обозначены более четко, даже резко, а глаза нахальные, жесткие. Ну и, конечно, лицо это было совсем молодым, слегка за двадцать. Эта похожесть располагала Зойку, вызывала доверие». Гриша тоже нормально отнесся к новому знакомству. И даже на следующий день предложил Зойке встретиться на квартире у приятеля. Она не отказалась. Началось знакомство с бутылки вина и сигареты. За разговором новый приятель выяснил все о родителях Зойки, где та учится, чем интересуется… А вот о себе ничего определенного не сказал. Но Гриша нравился Зойке: «В нем было что-то неординарное, какой-то дух опасности и тревоги исходил от него». Был одет в импортные шмотки «как специально подогнанные под его мускулистое, тренированное тело».

В бараке Зойка познакомилась и с другими его обитателями (один промышляет угонами мотоциклов, другой принимает наркотики, брат и сестра рассчитывают, с кем им выгоднее остаться после развода родителей, и т.п.), но они тоже не внушали доверия. Привлек Зойку двенадцатилетний мальчик, по прозвищу Пакетик, привлек своей незащищенностью, душевной открытостью. Вместе с шестнадцатилетней сестрой Бомбейкой он почти постоянно обитал в бараке: они полубеспризорные - отец спился, мать - в тюрьме за растрату, живут со старой бабкой, с которой не считаются.

Зойка приходила в барак, приносила еду, купленную или взятую дома из холодильника, и кормила своих новых знакомых. Спасаясь от одиночества, она вливается в разношерстную компанию ребят. Там, с ними, она была раскованной, независимой, могла и сигарету покурить, и вино выпить. И даже один раз попробовала курить анашу. «Но потом отказалась - страх перед всякой зависимостью оказался сильнее желания приобщиться к «кайфу».

Но постепенно наступает прозрение: она задумывается, почему 20летний Гриша, нигде не работающий, одет в дорогие фирменные вещи. Да и другие обитатели барака (один промышляет угонами мотоциклов, другой принимает наркотики, брат и сестра рассчитывают, с кем им выгоднее остаться после развода родителей, и т.п.) тоже не внушали доверия.

Учитель: Главная героиня Зойка пытается искать свой особый путь, но, по существу, не отличается ничем от прочих, а прозрение наступает слишком поздно.

"Веку нынешнему" Басова противопоставляет "век минувший"- годы Великой Отечественной войны, когда людей объединяла общая цель, общая идея и общая беда.

Прозрению Зойки способствовало и знакомство с найденными в бараке юношескими дневниками пришедшей из века минувшего - Анюты, которая пытается донести до нового поколения нравственные ценности, пытается сблизить, объединить, спасти, помочь... но слишком слаба для этого, а её голос попросту не слышен и не понят - слишком уж велика стала разница…

Зойка с удивлением узнает, что чувство неудовлетворенности, духовные искания были тоже присущи и предыдущему поколению.

Выступление 4 группы «Зойка и учителя»


Среди всех учителей школы героиня выделяла учительницу литературы - Анну Сергеевну, которой дала прозвище «Унылая пора» после того, как та прочитала на уроке стихотворение Пушкина. Да и весь внешний вид учительницы был унылый: блеклый облик, немодная одежда, узкое лицо, длинный нос, ноги, обутые в подростковые дешевые туфли… Но самое поразительное в облике Анны Сергеевны были ее глаза «василькового, невылинявшего цвета». И Зойке иногда казалось, что она любит эту женщину, что та близка ей. Но наша героиня не любила быть «как все», поэтому отгоняла от себя эти мысли и вела себя вызывающе.

В общении с Унылой порой Зойка старалась глядеть всегда ей в глаза (так ее научила мать) - «честный человек должен смотреть прямо в глаза тому, с кем говорит». Даже сбегая с уроков, она отпрашивалась у Анны Сергеевны! И та шла девочке навстречу.

Услышав разговор матери и инспектора горисполкома по делам несовершеннолетних Светланы Александровны о том, что у матери Зойкиной одноклассницы отбирают детей, Зойка поговорить об этом решает с учительницей литературы! И в ответ слышит страшные слова: «Отец купил их души!» Зойка не ждала такого ответа, подумала при этом, что «может учительница малость того?»

Но судьба порой бывает непредсказуема. Однажды, навещая своего нового знакомого Гришку в пустом бараке, в руки девочки попадает «пожелтевшая от времени, голубая тетрадка, на которой едва прочитывалась бледная надпись - «дневник». Раскрыв наугад тетрадь, Зойка прочла о каких-то вшах… «Усмехнулась, свернула тетрадь трубочкой и положила в сумку». Зачем? Зачем ей эта «вшивая» тетрадь? Героиня и сама не знала.

Обратилась Зоя к старой тетрадке дома, поздним вечером, после разговора с матерью о судьбе семьи Нигины и Руслана Амирхановых. «Сон не шел, голова болела на самом деле. Зойка взяла одну книгу, другую. Читать тоже не читалось. Тогда, вспомнив о тетрадке, вскочила, достала ее из сумки и принялась читать».

Читала она о том, что незнакомая ей девушка писала о военном времени, о 1944 годе, когда в свободное от учебы в школе время помогала медсестрам и раненым в госпитале. Интересное имя было у автора дневника - Анюта. Про нее один раненый сказал: «Ты и в правду Анюта. У тебя глазки Анютины».

Чтение этих строк очень взволновало девочку. Она сравнивала себя и Анюту, которая жила в далеком 44-м…

Теперь после того как были выучены уроки, Зойка вечерами читала дневник, так удивительно попавший к ней в руки. Она узнала о том, что и в те далекие годы молодым людям тоже приходилось непросто в их молодой жизни. Что они тоже любили, искали смысл в жизни, ссорились с родителями и переживали горечь утрат, смотрелись в зеркало и ненавидели свое отражение!

Со страниц дневника на нее смотрели ее сверстники. До глубины души Зойку тронул рассказ Анюты о раненом сапере Васе, который подорвался на мине, но остался жив, правда, без ног и правой руки. В своем письме домой он сообщил об этом, и получил ответ от жены, что «он ей такой не нужен», а вот дочка написала, чтобы «папочка приехал, она будет катать его в колясочке». Но повидаться Васе с родными уже не пришлось: 17 декабря он умер от заражения крови.

Что-то ёкнуло в груди Зойки… Не смогла она читать дневник дальше… Отложила пожелтевшую тетрадку в сторону и, выйдя из дома, направилась к тому самому бараку…

Для чего автор вводит в повествование дневник девочки военного времени?

Это дневник маленькой девочки, в котором она описывает трудную жизнь в годы войны, молодых ребят - солдат, за которыми она ухаживает в госпитале, о том, как страшно видеть их смерть. Автор вводит этот дневник для того, чтобы читатель мог увидеть проблемы детей в голодное военное время и сравнить с теми проблемами, которые создают себе ребята в настоящее время.

Учитель: Но в жизни девочки был еще один человек - человек, спасший ее от смерти. Это медбрат Игорь, с ним ей интересно. Только он пробует увести девочку от сомнительных знакомых из барака.


Выступление 5 группы «Зойка и Тимур»

Только однажды Зойка попробовала курить анашу. Сделала она это в полуразрушенном бараке. Вспоминала об этом случае девочка часто… Возможно, ей было стыдно…перед самой собой.

«Сначала воспоминания были смутными. Дикий смех, который овладел всеми, все прямо катались по полу. Даже Пакетик, которому анаши не дали, заразился безумным весельем. Потом на всех напал голод. Пакетика послали за хлебом, он притащил четыре буханки, их съели тут же, отламывая большими кусками, давясь от жадности.

Потом вроде как провал. Следующее воспоминание - уже на улице, на пустыре, пытаются перепрыгнуть через маленькую, заполненную водой рытвину, которая кажется целым озером. Пакетик прыгает туда - сюда, зовет сестру. Та поднимает ногу, но вдруг визжит, отскакивает назад, все хохочут. И опять провал... Потому что сообразить, как Зойка оказалась в медпункте на железнодорожном вокзале, зачем вообще понесло ее на вокзал, она не может до сих пор…»

И вот на этом самом железнодорожном вокзале Зойка познакомилась с Тимуром. Он был «молодым парнем в белом халате. Лицо его показалось ей знакомым. Где-то она уже видела эти темные глаза, эту мягкую улыбку». Тимур сразу понял, что случилось с девочкой. И даже пообещал не рассказывать Екатерине Васильевне, если Зойка сама все ему расскажет. А Зоя вспомнила, что с Тимуром она виделась, раньше их родители дружили и даже однажды встречали вместе Новый год.

Инсценировка эпизода повести.


ЗОЙКА: Я думала, вы уехали. Я никогда тебя больше не видела...

ТИМУР: Мы действительно уехали в Москву, там я окончил мединститут и вот видишь, вернулся в родной город. (Он заглядывает ей в глаза, трясет за плечи). Зоя, зачем ты с ними? Ты же умница. Какие взрослые, хорошие стихи ты читала тогда у елки!

ЗОЙКА: Мне так трудно, Игорь, так плохо...

ТИМУР: А с ними лучше?

ЗОЙКА: Не лучше. Но интереснее, раскованнее.

ТИМУР: Не может тебе быть интересно с ними, не придумывай.

ЗОЙКА: Можно, я буду приходить к тебе?

ТИМУР: Конечно. Обязательно приходи. Только я здесь не каждый день. Вернее, ночь. А теперь пойдем, а то поздно. Проводить я тебя не могу, но на такси посажу.

Однажды от татарина Наиля она услышала, как тот просил у нее достать ему эфир. «Вату к носу, морду в целлофан - и полный балдёж». И вот, придя в очередной раз к Игорю в железнодорожный медпункт с желанием рассказать ему про дневник, про Анюту, Зойка увидела, что медбрат слишком занят: то один, то другой посетитель стучался в дверь в надежде получить медицинскую помощь.

Ему пришлось уйти, а Зойка осталась одна.

«У Зойки испортилось настроение. Вот всегда так! Только станет хорошо, как что-то тут же должно вломиться в это хорошее.

Она сначала сидела, нахмурившись, на кушетке, затем подошла к стеклянному шкафчику и стала изучать стоящие там лекарства. Эфир... У Зойки часто забилось сердце. Она приоткрыла дверь, выглянула в зал - Тимура не было видно. Ловким движением открыла шкафчик, взяла флакон, сунула в сумку и, дернув замок-молнию, перевела дыхание. Затем, услышав шаги, вышла навстречу Тимуру.

- Тимур, ты чего так долго? Еле дождалась. Пора! Побежала. До следующего!»

Зойка бездумно берет из медпункта эфир. И несет его в барак. «В бараке ей так шумно обрадовались, что Зойка даже растрогалась». Она узнала, что Гришка пропал. И Шведа тоже нет. Она, молча, слушала эти излияния, а потом «швырнула под ноги Наиля пузырек с эфиром: разобьется - пусть разобьется. Он не разбился. Зойка повернулась и, ничего не объясняя, ушла».

А на следующее утро снова не пошла в школу, объясняя себе, что «школу она вообще не любила». Притворилась больной, и мама ей в очередной раз поверила. Отец вскипятил молоко, заставил сделать компресс… Зойка согласилась… Часа два была в глубоком сне… Проснувшись, чувствует, что что-то ёкнуло у нее в груди. Она заметалась, затревожилась…Оделась и выскочила из дому…

Добежала до пустыря… Вбежала в барак… Окликнула Генку, Наиля, Бомбейку… Молчание. Вдруг увидела, что на полу кто-то лежит. Блестит, сверкает накрытая голова…

« - Пакетик, Пакетик!..

Зойка хватает его за руки. Они совсем холодные. Что же он не отвечает! Да ведь у него пакет на голове, вот почему он молчит. Зойка срывает пакет, запах эфира разливается в воздухе.

- Пакетик! - рыдает Зойка. - Пакетик!

Крик застревает в горле…»

Обезумев, Зойка мчится куда-то, не разбирая дороги. Четырехэтажный дом, подъезд, лестница… Почему именно сюда? Звонит в дверь…

«- Анна Сергеевна! Анна Сергеевна! Там Пакетик в пакетике. Мертвый. Анна Сергеевна!

Чистые синие глаза плескались рядом сочувствием, непониманием. Зойка опустилась на пол, мгновенно прозрев:

- Вы Анюта. Ну, конечно же, вы - Анюта.

Засмеялась, затем заплакала и снова:

- Пакетик там. Мертвый...»

Желание избавиться от скуки, от одиночества привело к гибели человека. Случайно ли автор приводит свою героиню в дом Анны Сергеевны? Только «эти чистые синие глаза» могли понять Зойку. И, закрывая повесть, хочется верить, что Зойкина жизнь с этой минуты должна измениться, она обязательно сделает правильный выбор!

Учитель: В повести Л. Басовой дан социальный срез молодого поколения, по крайней мере, некоторой его части. Это не может не тревожить. Подростки делают попытки осмыслить происходящее вокруг и с ними самими. Но им трудно, мешает отсутствие жизненного опыта, нужна помощь взрослых. К сожалению, контакты нарушаются - взрослые, занятые своими проблемами, не догадываются о назревшей необходимости изменений во взаимоотношениях с детьми.

Подростки не терпят опеки и, отстаивая свою независимость, протестуют либо молча, отгораживаясь от взрослых, уходя в «свою жизнь», ища другую среду общения, либо демонстративно заявляя о неприятии новых жизненных правил.

Необдуманность поступков, нежелание, неумение предвидеть их последствия часто делают их причастными к преступлению.

Учитель: Почему повесть называется «Зойка и Пакетик», хотя, как вы заметили, Пакетику отводится очень мало страниц? (проблемный вопрос).

-Что представляет круг общения Зойки и Пакетика? (Зачитывается круг общения Зойки, затем Пакетика.)

ЗОЙКА - родители, одноклассник, барак, школа, Анна Сергеевна;

ПАКЕТИК - сестра, бабка, барак.

- Что объединяет их? (Барак)

- Чей круг общения шире? (Конечно же, Зойкин)

- Но чувствует от этого Зойка себя счастливее? (Нет, поэтому ее тянет в барак, так как она не находит той теплоты, искренности, честности дома. Ее тянет к Пакету, который был искренен с ней, который радовался ее появлению, был счастлив видеть ее).

- А платила ли Зойка такой же любовью Пакетику? (Нет, она ничего не сделала, чтобы помочь ему, вытащить его из этой «ямы» «…смотрела с жалостью, как, стесняясь и не умея справиться с голодом, жадно ел Пакетик, какие у него маленькие, грязные, с въевшимися цыпками ручонки. Не повезло Пакетику - живет со старой, глухой, почти выжившей из ума бабкой да непутевой сестрой, которая таскается по пьяным компаниям, всюду прихватывая за собой братишку… Но эту жалость к Пакетику Зойка в себе не любила. Она размягчала ее, заставляла думать о том, о чем думать не хотелось»

Вывод: Зойкино равнодушие убило Пакетика. Не думая о последствии, именно она приносит в барак эфир. Да, любовь рождает жизнь, а нелюбовь жизнь убивает. Страшен тот факт, что о мальчике больше никто не вспомнит. И остается страшное ощущение: а был ли мальчик?

Людмила Басова пишет о явлениях горьких, болезненных. Само материнское сердце водит рукою писателя. Басова лучше кого бы то ни было знает: все дело в любви. Любовь рождает жизнь, нелюбовь - убивает. Нельзя о худом молчать, нельзя, чтобы худо торжествовало в холупах и в квартирах с хрустальными люстрами. Лицо нелюбви и нежити всюду одинаковое, потому-то и прячут его под личинами. «Не оставляй же, читатель, никого - ни друга, ни встречного человека - со злом один на один. Вставай рядом. Чем меньше равнодушных, тем больше шансов спасти Пакетика».

Ученик: Ю.Левитанский «Каждый выбирает для себя...»

Каждый выбирает для себя

женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку -

каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе

слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Мера окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.

Выбираю тоже - как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает для себя.

Учитель: Хочется закончить урок словами Льва Толстого: «…Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и опять бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».

Домашнее задание: написать письмо другу, поделиться мнением об уроке, рассказать о повести так, чтобы ему захотелось прочитать ее.






ОТЗЫВ НА ПОВЕСТЬ Л.БАСОВОЙ «ЗОЙКА И ПАКЕТИК»


Показательна повесть Л. Басовой «Зойка и Пакетик». Зойка - пятнадцатилетняя школьница из внешне вполне благополучной семьи. Но Зойке, находящейся в «возрасте взросления», неинтересно дома. Девочка неглупая, наблюдательная, она в душе посмеивается над матерью, которая кичится своей незначительной должностью в райисполкоме, и к отцу, художнику с несложившейся карьерой (он зарабатывает оформлением витрин), нет уважения: он ей ближе, чем мать, но она презирает его за лицемерие.

Нет у Зойки взаимопонимания и в школе. Спасаясь от одиночества, она вливается в разношерстную компанию ребят (в большинстве старше ее по возрасту - ровесники ей неинтересны), собирающуюся в заброшенном бараке. Поначалу они привлекают своей раскованностью, внешней независимостью, тем, чего так не хватало девочке.

Постепенно наступает прозрение: она задумывается, почему 20летний Гриша, нигде не работающий, одет в дорогие фирменные вещи. Да и другие обитатели барака (один промышляет угонами мотоциклов, другой принимает наркотики, брат и сестра рассчитывают, с кем им выгоднее остаться после развода родителей, и т.п.) тоже не внушают доверия. Привлекает Зойку двенадцатилетний мальчик, по прозвищу Пакетик, своей незащищенностью, душевной открытостью. Вместе с шестнадцатилетней сестрой он почти постоянно обитал в бараке: они полубеспризорные - отец спился, мать - в тюрьме за растрату, живут со старой бабкой, с которой не считаются.

Прозрению Зойки способствовало и знакомство с найденными в бараке юношескими дневниками учительницы, которую ребята считали «сухарем» (там прежде было учительское общежитие). Девочка с удивлением узнает, что чувство неудовлетворенности, духовные искания были присущи и предыдущему поколению.

И это заставило внимательнее присмотреться к своему новому окружению. Зойку больше всего привлекает студент медик Тимур, с ним ей интересно. Зойка бездумно берет у него из медпункта эфир. Она не поняла, как эфир попал к Пакетику, но, зайдя как-то в барак, увидела мальчика с пакетом на голове - мертвым.

Желание избавиться от скуки, от одиночества привело к гибели человека. В повести Л. Басовой дан социальный срез молодого поколения, по крайней мере, некоторой его части. Это не может не тревожить. Подростки делают попытки осмыслить происходящее вокруг и с ними самими. Но им трудно, мешает отсутствие жизненного опыта, нужна помощь взрослых. К сожалению, контакты нарушаются - взрослые, занятые своими проблемами, не догадываются о назревшей необходимости изменений во взаимоотношениях с детьми.

Подростки не терпят опеки и, отстаивая свою независимость, протестуют либо молча, отгораживаясь от взрослых, уходя в «свою жизнь», ища другую среду общения, либо демонстративно заявляя о неприятии новых жизненных правил.

Необдуманность поступков, нежелание, неумение предвидеть их последствия часто делают их причастными к преступлению (Л. Басова. «Зойка и Пакетик»).


© 2010-2022