Рабочая программа по чтению в 9 классе

  На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем , что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариат...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе

государственной программы под редакцией Воронковой В.В. , (авторы : Воронкова В.В., ) 2011 г., Москва «Владос» и учебным планом МКС(К)ОУ «Бачатская школа -интернат VIII вида" на 2014 - 2015 учебный год

Учебник - Чтение 9 класс, А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова , Москва, «Просвещение», 2006г.

(название, издательство, год издания)

Количество часов по учебному плану - 3 часа в неделю

Количество часов в год по программе -98

1 четверть-24 часа

2 четверть-21 час.

3 четверть - 29 часов

4 четверть 24 часа.

Итого: 98 часов

На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем , что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая методическая вариативность.

ЦЕЛЬ : развитие речи учащихся через совершенствование техники чтения и понимание, осмысление и пересказ содержания художественных произведений.

ЗАДАЧИ:

- формировать у учащихся чтение про себя, последовательно увеличивая объем читаемого текста и самостоятельность чтения.

- развивать полноценное восприятие доступных по содержанию художественных произведений;

- развивать умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения

- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на основе произведений художественной литературы (их содержание позволяет учащимся осваивать навыки нравственного поведения человека в обществе)

Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, существенно отличающихся от нормально развивающихся сверстников.

Программа по чтению так же, как и программа по грамматике и правописанию, построена на коммуникативно-речевом подходе к обучению.

По мнению многих психологов и методистов, чтение как вид речевой деятельности является одним из значимых способов коммуникации. В связи с этим придается большое значение работе с авторским словом (воображаемый диалог с автором), развитию умения не только отвечать на вопросы, но и ставить вопросы к тексту, участвовать в чтении по ролям и драматизации, добиваясь естественного общения, а также пересказывать текст полно, кратко, выборочно, от лица различных героев произведения.

С учетом того, что подростковый период характеризуется более осознанным восприятием социальных связей и отношений, программа по чтению предусматривает комплексное решение задач нравственно- эстетического и гражданского воспитания школьников на основе произведений художественной литературы. Их содержание позволяет учащимся осваивать эталоны нравственного поведения человека в обществе. В старших классах продолжается работа по объяснительному чтению как продолжение предыдущего этапа, поэтому в программе 9 класса используется тематический принцип подбора литературного материала. В сравнении с содержанием программы младших классов, рекомендуемые произведения становятся более объемными, тематически и жанрово более обогащенными, что создает предпосылки для межпредметных связей, расширения социального опыта учащихся.

Начиная с 9 класса, учащиеся включаются в круг литературного чтения. Рекомендации программы по содержанию данного этапа обучения обусловливаются монографическим принципом. В связи с этим в программе по чтению для 9 класса предлагается примерный список авторов, творчество которых изучается в хронологической последовательности. Следуя основным положениям уроков литературного чтения, рекомендуется знакомить учащихся с биографическими сведениями об авторе, сообщать некоторые литературоведческие понятия, отрабатывая их в процессе практической деятельности. Среди них жанры народного творчества (сказка, былина, песня, пословица, поговорка, потешка, загадка); виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных); языковые особенности сказки (присказка, зачин, троекратные повторы); жанры художественных произведений (рассказ, повесть, басня, стихотворение, поэма). Учащиеся учатся различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор. При обучении происходит развитие познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Развитию речи способствует написание изложений, сочинений, которые предусмотрены в программе. Перед написанием должна быть проведена подготовительная работа, поэтому на контрольные работы отводится два часа: 1 час - на урок письма, 1 час - на чтение.

Внеклассное чтение в специальной (коррекционной) школе VIII вида проводится один раз в месяц и носит рекомендательный характер с постепенным увеличением доли самостоятельности учащихся в чтении дополнительной литературы.




























Учебно-тематический план



№п/п

Содержание

Количество часов

Внеклассное чтение

1.

Устное народное творчество

12

1

2.

Из произведений русской литературы 19 века

41

4

3.

Из произведений русской литературы 20 века

37

3

4.

Из произведений зарубежной литературы

7

1

5.

Повторение

1



Итого:

98

9



Содержание рабочей программы и требования к уровню подготовки обучающихся


1. Устное народное творчество .

Цель:- Познакомить учащихся с жанрами устного народного творчества - сказками, былинами, песнями, пословицами, поговорками, загадками

Русские народные песни «Колыбельная», «За морем синичка не пышно жила…», былина «На заставе богатырской» (в сокращении), «Сказка про Василису Премудрую», сказка «Лиса и тетерев».

Уметь:

- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно, читать вслух и «про себя»;

- выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям;

- высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

Знать: былины, русские народные сказки

2. Из произведений русской литературы 19 века.

Цель: Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей 19 века, с содержанием их произведений.

В.А. Жуковский. Сказка «Три пояса» (в сокращении), И.А. Крылов. Басня «Кот и Повар» (в сокращении),А.С. Пушкин. Поэма «Руслан и Людмила» (в сокращении), повесть «Барышня - крестьянка» (в сокращении), М.Ю. Лермонтов. Стихотворения «Тучи», «Морская царевна» (в сокращении); «Баллада», Н.В. Гоголь. Повесть «Майская ночь, или Утопленница» (в сокращении), Н.А. Некрасов. Отрывок из стихотворения «Рыцарь на час», отрывок из поэмы «Саша», А.А. Фет. Стихотворения «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это утро, радость эта…», А.П. Чехов. Рассказы «Злоумышленник» (в сокращении), «Пересолил».

Уметь:- совершенствовать навыки правильного, осознанного, беглого, выразительного чтения.

- развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания.

знать: И Крылов «Кот и Повар» (отрывок), отрывок из поэмы А. Пушкина «Руслан и Людмила».

3. Из произведений русской литературы 20 века

Цель: Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей 20 века, с содержанием их произведений.

М. Горький «Песня о Соколе», В.В. Маяковский. Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (в сокращении), М.И. Цветаева. Стихотворения «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…», К.Г. Паустовский. Рассказ «Стекольный мастер», С.А. Есенин. Стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы…», «Собаке Качалова», М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» (в сокращении),Е.И. Носов. Рассказ «Трудный хлеб», Н.М. Рубцов. Стихотворения «Тихая моя родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня»,

Ю.И. Коваль. Отрывок из повести «Приключения Васи Куролесова».

Уметь: - читать осознанно, правильно, бегло, выразительно, читать вслух и «про себя»;

- выделять главную мысль произведения; давать характеристику главным героям;

- высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

- пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным

знать: М. Лермонтов «Тучи», отрывок из повести Н. Гоголя «Майская ночь…», А. Фет «Это утро, радость эта…», М. Цветаева «Красною кистью…», С. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…», Н. Рубцов «Зимняя песня», М. Горький «Песня о Соколе» (отрывок)

4. Из произведений зарубежной литературы

Цель:- Познакомить учащихся с творчеством и биографией поэтов и писателей зарубежной литературы, с содержанием их произведений.

Э. Сетон - Томпсон «Снап», Р. Стивенсон «Вересковый мёд», Д. Даррелл»Живописный жираф».

Уметь:- совершенствовать навыки правильного, осознанного чтения.

- развивать речь посредством ответов на вопросы, пересказа содержания по плану

- учить выделять главную мысль рассказа.

- высказывать своё отношение к героям и их поступкам;

Знать: произведения детских поэтов и писателей зарубежной литература

5. Повторение.

Цель: Обобщить и закрепить знания по изученным темам.




Календарно - тематическое планирование


№урока

Тема

Дата проведения

Словарная работа

план

факт

1 четверть-24 часа





1

Введение. Роль книги в жизни человека.



12


1.Устное народное творчество - 12 часов.




1

Устное народное творчество. Жанры устного народного творчества.


2

Русские народные песни. Колыбельная.

почивай


3

Русская народная песня.»За морем синичка не пышно жила»

вертлявая


4

Былины. Былина «На заставе богатырской»

застава


5

Р.р. Пересказ былины по плану. (Устное сочинение по картине В.М.Васнецова «Богатыри»)

есаул


6

Сказки . «Сказка про Василису Прекрасную»

сказка


7

«Сказка про Василису Прекрасную».Чтение и обсуждение 2 части



8

Чтение и анализ 3 части «Сказка про Василису Прекрасную»


9

Поэтика волшебной сказки «Сказка про Василису Прекрасную».


10

Русская народная сказка «Лиса и тетерев».


11

Вн.ч. П.Ершов «Конёк-горбунок»



41


2. Русская литература 19 века- 41час


1

Творчество и биография В.А.Жуковского



2

В.А.Жуковский . Сказка «Три пояса»

поселянка


3

Доброе отношение к людям в сказке»Три пояса».


4

Забота о людях в сказке «Три пояса»


5

Р.р. Сочинение -отзыв по плану.



6

И.А.Крылов. Биографическая справка.

Мораль


7

И.А.Крылов. Басня. «Кот и Повар». Особенности жанра.

Нравоучение


8

Вн. ч.Басни И.А.Крылова.


9

Творческий путь А.С.Пушкина.


10

Поэма «Руслан и Людмила». Песнь первая.


11

Битва Руслана и Рагдая. Песнь вторая.


12

Людмила в замке Черномора. Песнь вторая.



2 четверть-21 час



13

Пропажа Людмилы. Песнь третья.


14

Чтение 3 песни поэмы «Руслан и Людмила»


15

А.С.Пушкин. Повесть «Барышня-крестьянка».


16

Размышления Лизы и Алексея после их встречи.


17

Работа над содержанием повести»Барышня-крестьянка»


18

Сжатый пересказ текста по составленному плану к повести «Барышня - крестьянка».


19

Чтение и деление отрывка по плану.


20

Р.р. Просмотр и обсуждение художественного фильма, снятого по повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».



21

Вн.ч.. Викторина «По страницам произведений А.С.Пушкина»


22

М.Ю.Лермонтов. Страницы жизни и творчества.

критик


23

Чувство одиночества и тоски в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Тучи».

Изгнанник


24

М.Ю.Лермонтов «Баллада». Протест против равнодушия.


25

М.Ю.Лермонтов. «Морская царевна»

Пучина,перл


26

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества.

Чиновник


27

Н.В.Гоголь. «Майская ночь, или Утопленница».Ганна.1 глава.

Бандура


28

«Майская ночь, или Утопленница». Глава 2.Утопленница.

Сотник


29

«Майская ночь, или Утопленница».Пробуждение.3 глава.

Зеницы


30

Вн.ч. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством».



31

Страницы жизни Н.А.Некрасова. «Рыцарь на час»

Невзгоды


32

Н.А.Некрасов. Отрывок из поэмы «Сашка».Тема безжалостного отношения к природе.


33

Р.р. Сравнить описание картины В.Д.Поленова «Горелый лес» и содержание отрывка из поэмы Н.А.Некрасова «Сашка»



3 четверть-29 часов



34

А.А.Фет. Страницы жизни и творчества. .


35

А.А.Фет. «На заре ты её не буди..»

ланита


36

А.А.Фет. «Помню я: старушка няня..»

гадание


37

А.А.Фет.«Это утро, радость эта…»

Вереница, зык


38

А.П.Чехов. Страницы биографии и творчества.

псевдоним.


39

А.П.Чехов. «Злоумышленник». Смысл названия рассказа

Живец,уклейка


40

А.П.Чехов. «Пересолил». Юмор в рассказе.

Землемер


41

Вн.ч. А.П.Чехов. Чтение и обсуждение рассказа «Толстый и тонкий»

34


3.Русская литература XX века.- 34 часа.


1

М. Горький. Страницы жизни и творчества

псалтырь


2

М.Горький. «Песня о Соколе»

бредни


3

В.В.Маяковский. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта.


4

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».


5

М.И.Цветаева. Страницы жизни и творчества. «Красною кистью рябина зажглась..»


6

М.И.Цветаева. «Вчера ещё в глаза глядел..»


7

Вн.ч. Лирика М.И.Цветаевой.


8

Творчество и биография К.Г.Паустовского.


9

К.Г.Паустовский.»Стекольный мастер».


10

Чтение и разбор 2 части рассказа «Стекольный мастер»


11

Пересказ 3 части рассказа «Стекольный мастер».


12

С.А.Есенин. Страницы жизни и биография.


13

С.А.Есенин.»Нивы сжаты, рощи голы»


14

С.А.Есенин.»Собака Качалова».


15

Вн.ч. «Несказанное, синее, нежное»(по стихотворениям С.Есенина).


16

М.А.Шолохов. Страницы жизни и творчества. ,»Судьба человека».


17

М.А.Шолохов. «Судьба человека».



18

Чтение 2 части рассказа «Судьба Человека».


19

Пересказ рассказа «Судьба человека»по составленному плану.


20

Р.р. Просмотр фильма по рассказу М.Шолохова «Судьба человека»


21

Творческий путь Е.И.Носова

сверстник






4 четверть - 24 часа



22

Е.И.Носов.»Трудный хлеб».

ситник


23

Чтение и анализ рассказа «Трудный хлеб».

кропаль


24

Творческий путь Н.М.Рубцова. Тема Родины в стихотворении «Тихая моя родина».

слесарь


25

Н.М.Рубцов. Тема войны в стихотворении «Русский огонёк».

оцепенели


26

Н.М.Рубцов. Вера в светлое будущее в стихотворении «Зимняя песня»

пророчить


27

Ю.И.Коваль.»Приключения Васи Куролесова»

Юмор,сатира


28

Ю.И.Коваль.»Приключения Васи Куролесова». Тёртый калач.



29

Ю.И.Коваль.»Приключения Васи Куролесова». Парочка поросят.



30

Ю.И.Коваль.»Приключения Васи Куролесова».Тёмная ночь.


31

Ю.И.Коваль.»Приключения Васи Куролесова». Рыжий.


32

Ю.И.Коваль.»Приключения Васи Куролесова». Обыкновенный мешок.



33

Ю.И.Коваль.»Приключения Васи Куролесова». Вася бьёт черноусого.



34

Р.Р. Краткий пересказ «История Васи Куролесова»



35

Творческий путь В.М. Шукшина. «Стенька Разин».



36

Работа по содержанию рассказа «Стенька Разин».



37

Вн.ч.. В.М.Шукшин «Дебил».





7


4.Заребежная литература.- 7 часов.


1

Роберт Луис Стивенсон . «Вересковый мёд».

вереск


2

Эрнест Сетон-Томпсон. Страницы жизни и творчества. «Снап».

бультерьер


3

Первое знакомство со щенком. ( 2 часть)


4

Победа Снапа над волком. (3 часть)


5

Джеральд Даррелл . «Живописный жираф».

аристократ


6

Взаимоотношение Питера и Билли.


7

Вн.ч. Жюль Верн. «Таинственный остров»


5


5.Повторение.



1.

Повторение по теме «Устное народное творчество»



2.

Повторение по теме «Произведения русской литературы 19 века»



3

Повторение по теме «Произведения русской литературы 20 века»



4

Повторение по теме «Произведения зарубежной литературы»



5

В мире литературы. Итоговый урок.


Литература и средства обучения

Учитель:

1. В.В.Воронкова «Программа специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида» 5-9 классы, сборник 1, ГИЦ «Владос», Москва, 2011г.

2. Учебник - Чтение 9 класс, А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова , Москва, «Просвещение», 2006г.

Учащиеся:

  1. Учебник - Чтение 9 класс, А.К.Аксёнова, М.И.Шишкова , Москва, «Просвещение», 2006г

Литература для внеклассного чтения.

Жюль Верн «Таинственный остров»

Н. В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»

А. П. Чехов. «Толстый и тонкий»

М. А. Шолохов «Судьба человека»

Ю. И. Коваль «Приключения Васи Куролесова»



© 2010-2022