Статья «Формирование самостоятельного читателя в начальной школе»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

21 век - век информации. Информационное общество предъявляет особые требования к системе образования. Целью образования становится формирование личности с высоким уровнем информационной культуры.

Образованность и интеллект попадают в разряд национальных богатств, так как информацию надо перерабатывать в полезное знание.

Книга - коллективная память, объект накопления и распространения знаний и человеческого опыта документ, который не потерял актуальность в современном мире.

Детское молодежное чтение - важнейший залог жизнеспособности нации и ее будущего расцвета. России сегодня, как никогда раньше, нужны творческие, обладающие высокой культурой и интеллектом люди, способные двигать страну вперед, поднимать ее престиж в мире, возрождать былую славу, нужны граждане, готовые к служению Отечеству и его процветанию. Главная миссия чтения сегодня - воспитать таких людей.

Приобщение детей к чтению имеет и огромное социальное значение, обеспечивая возможность личностного развития каждого ребенка, равенство жизненного старта независимо от доходов семьи, в которой он растет. Ведь ум, как известно, купить невозможно, зато его можно развить чтением великих книг, способных рождать великих людей.

Одна из причин снижения интереса к чтению - усиление влияния средств массовой информации. Чтение книг заменяется многочасовым просмотром телепередач, а место семейных библиотек занимают теперь видеотеки и компьютерные игры. В связи с этим вопрос формирования читательской самостоятельности школьников остается весьма актуальным.

Россия подошла к критическому пределу пренебрежения чтением, и на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры.

Никому любовь к книге не давалась с рождения. Так не бывает, чтобы ребенок, придя в школу, овладев техникой чтения, полюбил книгу настолько, чтобы она вошла в его жизнь, а самостоятельное чтение стало бы интересным. Почему многие дети неохотно и мало читают? Почему из года в год снижается интерес детей к чтению, к классической литературе, к поэзии?

Существуют разные причины такого спада:

кроме выше упомянутого влияния средств массовой информации и многочасовым сидением перед телевизором, компьютером, следует сказать о

том, что резкое изменение общественной жизни таким образом, что число неблагополучных семей, где родители мало заинтересованы воспитанием ребенка, возросло; изменение позиций взрослого к совместной читательской деятельности с детьми, поступившими в первый класс, резко сокращается чтение взрослого человека ребенку, тем самым нарушается систематическое и полноценное общение с разнообразными книгами в первые годы обучения.

Особое внимание решению актуальнейшего вопроса читательской самостоятельности школьников должно быть уделено в начальной школе,

так как она является основой развития устойчивого интереса к книге, к чтению.

Чтобы методически правильно влиять на процесс включения книги - собеседника в жизнь младшего школьника, учителю нужны хорошие и разные книги - собеседники, доступные данному возрасту. Для методически грамотного обучения детей чтению учитель должен знать технологию учебно-воспитательной работы на уроках чтения.

Процесс формирования ребенка - читателя должен идти на уровне достижений современной науки, опираясь на законы формирования читателя.

«Высшая ступень читательской деятельности - добиться самостоятельности в чтении, способности осознанно выбирать, без посторонней помощи прочитывать книгу, на каком уровне бы читатель не находился, какого бы возраста он ни был» - говорит Н.Н. Светловская.

Читательская самостоятельность должна формироваться в процессе правильной читательской деятельности, а основанием должен служить интерес, как сила, влекущая к чтению.

Методисты выделяют три этапа развития интереса: любопытство, любознательность и познавательный интерес.

Чтобы пробудить у детей интерес к чтению, надо удивить их самим процессом чтения.

Ведь подлинное чтение начинается с того момента, когда за словом ребенок почувствует живые образы: картины, звуки, запахи. Надо научить ребенка «видеть невидимое».

Формирование познавательного интереса во многом зависит от выбора средств, с помощью которых учитель вводит ученика в мир книг. Разумными и полезными считается следующие:

- новизна;

- связь с жизненными ситуациями;

- практическое применение знаний;

- соревнование;

- работа в группе и в парах;

- уроки в нетрадиционной форме;

- создание ситуаций успеха;

- доверие к ученику и др.

В целях развития интереса к предмету полезно использовать различные формы проведения уроков: уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-игры, игровые викторины.

Учитель должен владеть приёмами поддержки интереса к чтению и стимулировать желание читать самостоятельно:

- опираться на желания читать по выбору;

- учитывать интересы и склонности;

- поддерживать соперничество;

- обращаться к самолюбию;

- одобрять успех, хвалить;

- показывать достижения;

- признавать достоинства;

- критиковать, сопереживая...

Основная метапредметная цель учебника «Литературное чтение» (УМК «Перспективная начальная школа»), в соответствии с требованиями ФГОС, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

Уже с первых уроков грамоты дети овладевают системой действий, умений и навыков работы с произведением, а на уроках слушания овладевают и читательскими умениями. Работа по формированию специаль­ных читательских умений продолжается дальше во всех классах, усложняясь по мере взросления школьника. Целостность курса литературного чтения по­зволяет заложить основы самостоятельной читательской деятельности у каждого ученика начальной школы.

Например, после того как в первом классе дети практически знакомят­ся со сказкой, рассказом, стихотворением, во втором классе они уже получа­ют понятие о сказках (авторских, бытовых, о животных). При этом в учебни­ке ученик может самостоятельно найти ответ на вопрос, что такое потешка или что такое загадка.

В третьем и четвертом классах литературоведческие знания дополня­ются знакомством с эпитетами, сравнениями. Дети узнают о темпе чтения, логическом ударении, о паузах, упражняются в чтении текстов с соблюдени­ем темпа и пауз, выделением логических ударений.

Высшим уровнем самостоятельной творческой работы является создание собственного произведения. Это могут быть собственные загадки, стихотворные строки, сказки и рассказы с героями изученных произведений. Развитие творческих способностей младших школьников является важнейшим направлением в работе над литературным произведением.

Важнейшим итогом обучения должно стать литературное развитие школьников, устойчивая потребность и способность читать книги по осознанному выбору, стремление к самообразованию и саморазвитию.

Среди особенностей программы, которые способствуют формированию читательской самостоятельности, необходимо отметить следующие:

- использование схем, таблиц, кроссвордов;

- разноуровневые задания, позволяющие осуществить дифференцированный подход в обучении;

- осуществлении самоконтроля и самооценки.

На уроках формируются читательские умения: знание фамилий авторов, умение правильно назвать произведение, ориентировка в «строении» книги (переплет, обложка, иллюстрации, оглавление), развитие навыков работы в библиотеке. Дети учатся решать практические задачи: ставить вопросы к тексту, выполнять задания и отвечать на вопросы к тексту, делить текст на смысловые части и составлять простой план, пересказывать произведение по плану, определять тему и жанр незнакомой книги, работать со справочной литературой.

Важно продуманно отнестись учителю и к домашнему заданию. Доказано, что нежелательна распространенная ориентация домашнего задания на среднего ученика, при которой используется лишь 15% возможностей сильного ученика, а перегрузка слабого составляет 500%, поэтому он чаще всего отказывается выполнять задание.

Перед тем, как задать задание на дом, мы должны помнить, что его доступность укрепляет веру ребенка в свои силы, ставит его в ситуацию успеха, поддерживает познавательный интерес и способствует овладению навыком сначала громкого, а позднее (что особенно очень важно) и молчаливого чтения, столь необходимого для успешного обучения в дальнейшем.

Наблюдая за успехами моих учеников, можно с уверенностью сказать, что системная работа по литературному образованию школьников помогает в решении одной из главных задач школы: развитию у учащихся познавательной самостоятельности, познавательных интересов, стремления к самостоятельному добыванию и обогащению знаний и умений, творческого отношения к делу.








Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №13» г. Ульяновска



Статья

«Формирование самостоятельного читателя в начальной школе»




Автор: учитель начальных классов

Босая Светлана Алексеевна













г.Ульяновск


© 2010-2022