- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок внеклассного чтения. Константин Паустовский Телеграмма. Важность и своевременность проявления внимания и чуткости к людям
Урок внеклассного чтения. Константин Паустовский Телеграмма. Важность и своевременность проявления внимания и чуткости к людям
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кизилова М.В. |
Дата | 13.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
АЗОВСКИЙ УВК «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
I-III СТУПЕНЕЙ-ГИМНАЗИЯ»
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
Важность и своевременность проявления внимания и чуткости к людям
Учитель: М.В.Кизилова
Цели:
-
учить характеризовать героев произведения, их поступки, выявлять собственное отношение к ним;
-
развивать коммуникативные навыки;
-
способствовать воспитанию толерантности.
Не судите, и не будете судимы;
не осуждайте, и не будете осуждены;
прощайте, и прощены будете.
Евангелие от Луки
Ход урока
-
Организационный момент.
Тренинг « Я - личность»
-
Объяснение нового материала.
-
Слово учителя
-
Сегодня на уроке мы познакомимся с рассказом К.Паустовского «Телеграмма»
Мы поразмышляем над поступками героев рассказа, выявим собственное отношение к ним. Будем учиться общаться, высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения.
Основной проблемный вопрос : «Какой урок совести вынес я из рассказа?» Определим значение слов совесть, сочувствие, нравственность. Совесть-основное качество, необходимое человеку. Вот как определяет словарь значение этих слов:
Совесть-чувство моральной ответственности за свое поведение; нравственные принципы, взгляды, убеждения (Большой толковый словарь п/ред. С. Кузнецова)
Сочувствие - отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастию других.
Нравственность - внутренние, духовные качества, которыми руководствуется
человек. (Толковый словарь п/ред. Ожегова)
Итак, мы разобрались с понятиями, которые потребуются нам при обсуждении рассказа.
Предлагаю при обсуждении рассказа соблюдать следующие правила:
Быть вежливым и внимательным;
Не стесняться высказывать свои мысли;
Не отвергать чужую точку зрения, а доказывать свою;
Не перебивать говорящего;
-
Слово об авторе.
ПАУСТОВСКИЙ Константин Георгиевич [19 (31) мая 1892, Москва - 14 июля 1968, там же, похоронен в Тарусе], русский писатель, мастер лирико-романтической прозы, автор произведений о природе, исторических повестей, художественных мемуаров.
Жизненные университеты
Паустовский родился в семье чиновника Управления Юго-Западной железной дороги, окончил гимназию. В 1911-13 учился в Киевском университете на естественноисторическом факультете, затем на юридическом факультете Московского университета. Юность писателя не была благополучной: уход отца из семьи, нищета матери, слепота сестры, затем гибель двух братьев во время Первой мировой войны.
Революция, которую он принял радостно, быстро рассеяла первоначальный романтический восторг. Жажда свободы и справедливости, вера в то, что вслед за ней откроются невиданные возможности для духовного роста личности, для преобразования и развития общества, - все эти прекраснодушные мечты столкнулись с суровой реальностью насилия и деградации прежней культуры, разрухи и энтропии человеческих отношений, которые Паустовский, по свидетельству мемуаристов, сам мягкий, отзывчивый, старомодно интеллигентный, мечтал видеть совсем иными.
В 1914-1929 Паустовский пробует разные профессии: кондуктор и вожатый трамвая, санитар на фронте Первой мировой войны, репортер, учитель, корректор и т.д. Он много ездит по России.
В 1941-1942 отправляется на фронт военным корреспондентом ТАСС, публикуется во фронтовой газете «Во славу Родины», в газетах «Защитник Родины», «Красная звезда» и др.
Романтика
Начинал Паустовский именно как романтик. Большое влияние на его творчество оказал А. Грин.
Первый рассказ Паустовского «На воде» был опубликован в киевском журнале «Огни» в 1912. В 1925 он выпустил первую книгу «Морские наброски». В 1929 становится профессиональным писателем. В том же году вышел его роман «Блистающие облака».
Постранствовав по стране, повидав смерти и страдания, сменив ряд профессий, Паустовский, тем не менее, остался верен романтике - как и прежде, он мечтал о жизни возвышенной и яркой, а поэзию считал жизнью, доведенной до полного выражения.
Писателя тянуло к фигурам героическим или неординарным, преданным либо идее искусства, как художники Исаак Левитан или Нико Пиросманашвили, либо идее свободы, как безвестный французский инженер Шарль Лонсевиль, оказавшийся в русском плену во время войны 1812 года. И характеризуются эти персонажи обычно через их отношение к книгам, картинам, к искусству.
Именно творческое начало в личности больше всего притягивало писателя. Но есть у писателя и другие рассказы. С одним из них мы сегодня познакомимся.
В 1946 году был написан рассказ «Телеграмма». Нам предстоит разобраться и понять, о чём этот рассказ и чему он учит.
Человек - существо нравственное. Не просто важно - крайне необходимо - чтобы каждый человек осознавал степень ответственности за порученное дело; личную заинтересованность в уюте и тепле нашего общего дома.
Первым шагом к тому является сочувствие к ближнему, терпимость. И по-моему, стоит делать и первый шаг в этом направлении, и второй, и последующие, чтобы люди в состоянии были приподняться над повседневным и были способны любить.
А всё это - сфера влияния слова.
3. Работа в группах
I группа
Представление презентации «Телеграмма» (Опережающее задание)
4. Работа над содержанием рассказа
-
Первое впечатление от прочитанного
-
Почему Катерина Ивановна называет свой дом мемориальным?
-
Кто из местных жителей проведывал Катерину Ивановну? Почему?
-
Что нам известно о Насте, дочери главной героини?
-
Для чего автор вводит в рассказ эпизод с клёном?
-
Почему Настя устраивает выставку скульптору Тимофееву?
-
Что читает Настя в глазах скульптуры Гоголя?
-
Какие причины находит Настя, чтобы не ехать к матери?
-
Для чего Тихон отправляет телеграмму Насте?
5. Физминутка «Космос»
-
Во время похвальной речи в честь Анастасии Семёновны старый вспыльчивый художник поинтересовался содержанием телеграммы. Почему автор наделяет художника такими эпитетами?
11. Почему Катерина Петровна не поверила телеграмме, которую принёс Тихон?
12. Почему Тихон говорит Манюшке: «За добро плати добром, не будь пустельгой»?
Пустельга - здесь ( просторечное): пустой, легкомысленный человек
13. Для чего автор изобразил образ молоденькой учительницы во время похоронной процессии?
14. Поняла ли Настя свою ошибку?
6. Слово учителя
Прежде, чем вы ответите на последний вопрос, я предлагаю посмотреть презентацию второй группы.
7. Работа в группах
II группа
-
Представление презентации «Умеем ли мы прощать» (Опережающее задание)
-
Выразительное чтение стихотворения «Умеем ли мы прощать»
( Индивидуальное задание)
8. Слово учителя
Продолжение обсуждения
15. Как вы относитесь к Насте?
9. Поэтическая минутка (Индивидуальное задание)
Стихотворение Н.Доризо
Человеку несут
апельсины, печенье,
Для него уже это
Не имеет значения.
Он глядит на людей
Снисходительно-строго:
- Если б это, родные,
Пораньше немного!
Был я молод, горяч,
Всюду был я с народом,
А теперь обнимаю
Баллон с кислородом.
…Надо время
Душу спасать человечью
Апельсинами, отдыхом,
Дружеской речью!
О не будьте, не будьте
В гуманности лживы!
Берегите людей,
Пока они живы!
10. Работа в группах
I группа
Представление презентации «Моя мама» (Опережающее задание)
II группа
Чтение творческих работ «Моя мама» ( Индивидуальное задание)
МОЯ ЛЮБИМАЯ МАМА
Самая нежная и честная,
Самая яркая и сладкая,
Самая безмятежная,
Самая непонятная.
Каждому известно, что нет на Земле ближе и роднее человека, чем мама. С самых первых минут нашей жизни мы окружены её теплом и заботой. Ей, становясь старше, мы доверяем наши тайны и страхи, делимся с ней своими впечатлениями об окружающем нас мире и всегда рассчитываем на полную поддержку и понимание с её стороны.
Бывают такие случаи, когда моя мама ругает меня. Но я понимаю, что делает это только из большой любви ко мне.
Я хочу рассказать о своей маме, моём самом близком и дорогом человеке.
Мама…
Это первое слово, которое я произнесла, обращаясь к ней. Всё происходящее вокруг меня было связано с её присутствием. Впоследствии, немного повзрослев, я, наверное, не так часто думала о ней, как в раннем возрасте, но обо всех моих горестях и радостях я всё равно рассказывала именно маме.
Какая она, моя мама?
Можно найти миллионы слов, самых нежных и ласковых, красивых и достойных, но вряд ли смогут они отразить всю полноту моих чувств к ней.
Я очень люблю свою маму, её зелёные, лучистые глаза, нежное лицо, прикрытое тёмными волосами, ласковые губы, всегда целующие меня утром и желающие доброй ночи.
Добрая и ласковая, справедливая и серьёзная, смелая и нежная, сильная и чуткая! Каждый раз она новая, разная и всё-таки та же самая - моя, одна-единственная!
Наверное, я могла бы бесконечно рассказывать о ней, но хочу сказать только одно:
Пусть всегда будет солнце!
Пусть всегда будет небо!
Пусть всегда будет мама!..
Моя мама…и пусть она всегда будет со мной!
Парфенкова Александра
МОЯ ЛЮБИМАЯ МАМА
Сколько песен и стихов посвятили мамам!
Мне чужих не надо слов для любимой самой.
Я для мамочки своей их искать не стану:
Ведь они - в душе моей, так люблю я маму.
Самое прекрасное слово на Земле - мама. Оно звучит на всех языках мира одинаково нежно.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце. В нём никогда не гаснет любовь, и оно ни к чему не остаётся равнодушным.
Тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И твоя любовь к матери делает радостной и светлой твою жизнь.
Моя мама - самый лучший человек на свете. Самая добрая, самая любимая. Её зовут Елена, что в переводе с древнегреческого означает прекрасная. И это действительно так.
У мамы тонкие черты лица. Прямой нос, открытые задумчивые глаза серо-зелёного цвета, высокий лоб, слегка полные губы, но они её не портят.
Фигура у мамы стройная. И вообще она выглядит моложе своих лет, так как по натуре она немного аскет. Мама занимается специальными упражнениями, старается правильно питаться, пьёт витамины и меня приучает к здоровому образу жизни.
Моя мама работает преподавателем в музыкальной школе. Предпочитает классический стиль: костюмы, пиджаки, но иногда носит и одежду спортивного молодёжного стиля. Мама иногда делает несколько дел одновременно: готовит кушать, читает и ещё помогает мне делать уроки.
Вообще, мама добрая, но иногда бывает и строгая, потому что без этого не обойтись.
Она любит повторять, что детей нужно воспитывать в строгости, как написано в Библии. И это правильно, потому что во всём должна быть мера.
Я считаю, что мама меня правильно воспитывает.
И я её очень-очень люблю!
Очень трудно выразить словами
То, что у меня сейчас в душе…
Никакими песнями, стихами
Мне не удивить тебя уже.
Как люблю, как ты мне дорога,
Разве подберёшь о том слова?!
Как молю я Бога, как хочу
Сделать бы без тягот жизнь твою.
Байрамов Руслан
III. Итоги урока
11. Рефлексия
- О чем заставляет задуматься рассказ?
Какие «уроки совести» ВЫ извлекли для себя?
( на отдельных листиках учащиеся пишут поэму о совести « Какой урок совести вы извлекли для себя? )
12. Заключительное слово учителя
Конечно, человек сам выбирает для себя ту главную жизненную дорогу, но нельзя забывать, что мы, окружающие, несём ответственность за свое отношение к другим. Нельзя оставаться безучастным к горю другого и уж, тем более, усугублять его положение. Ведь кто знает, что может случиться, и тогда боль за чужие несчастия всегда будет ныть в вашем сердце, как это и случилось в рассказе «Телеграмма»
Не судите, и не будете судимы; не осуждайте и не будете осуждены; прощайте и прощены будете.
Евангелие от Луки. Библия.
13. Домашнее задание
Написать сочинение «Какой урок совести извлек я из рассказа»?
Наш «урок совести» окончен. Благодарю, ребята, за ваши мнения!