Внеклассное мероприятие по роману М. А. Булгакова Мастер и Маргарита

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:











Методическая разработка внеклассного мероприятия

(по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и повести "Собачье сердце")



Жанр: Литературный салон

«Приём у Маргариты»





Преподаватель русского языка и литературы Чиненкова Ирина Сергеевна,

ГБПОУ РО НТТ









г. Новошахтинск, 2016



Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита


В мире зла и сомнений, называемых существованием, есть то, ради чего стоит жить, то, что, несомненно, сильнее смерти. Это - любовь.

Г. Сенкевич



Литературный салон


Маргарита Николаевна, хозяйка салона.

Посетители:


Н.С.Ангарский, завсегдатай салона, собеседник Маргариты Николаевны, издатель М.А. Булгакова в 1922-1924г.

"Голос за кадром"

Полиграф Полиграфович Шариков, герой повести М.А. Булгакова "Собачье сердце".

Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа, герой романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Иван Бездомный, поэт, герой романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Воланд - князь тьмы, вершитель справедливости (мистический персонаж, герой романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита").

Латунский, критик, герой романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита").

Мастер, автор романа о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, герой романа Булгакова "Мастер и Маргарита".

Михаил Афанасьевич Булгаков, автор романа "Мастер и Маргарита".Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита


Цели:

  • совершенствовать языковую компетенцию

  • развивать актёрские способности

  • воспитывать эстетический вкус и развивать творческое мышление

  • расширять читательские интересы

  • воспитывать интерес к русской классической литературе

  • углублять интерес к личности и творчеству М.А. Булгакова

  • формировать нравственную и гражданскую позицию

  • способствовать овладению умениями использовать ресурсы Интернета

Интерьер: столики, свечи, книги, несколько стульев, небольшой диван, портреты М.А. Булгакова, подшивки газет, произведения М.А. Булгакова:

  • Повесть "Собачье сердце"

  • Роман "Мастер и Маргарита"

  • Роман "Белая гвардия"

  • Пьеса "Братья Турбины".

ТСО: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация "Приём у Маргариты".

Музыкальное сопровождение: музыкальные композиции из к/ф "Мастер и Маргарита", композитор И.Корнелюк.

Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

- далее по тексту, знак музыкального сопровождения.

Возрастная категория аудитории: 16-18 лет.




Литературный салон


За одним из столиков располагаются Маргарита и Н. С. Ангарский, издатель произведений М.А. Булгакова в 1922-1924г.г. Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и МаргаритаВнеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

Маргарита Николаевна.

- Николай Семенович! Сегодня ко мне в гости придут очень интересные люди. Среди них - автор романа "Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков.

Вы стали его издателем, несмотря на то напряжение, которое витало вокруг имени писателя.

Н. С. Ангарский.

- Да , Маргарита Николаевна, этот автор сразу привлек к себе внимание, ведь он дебютировал как драматург. Уже в 1920 зрители Владикавказа аплодировали спектаклю "Братья Турбины". После переезда в Москву Булгаков создал роман "Белая гвардия", который стал художественным судом над прошлым России и открыл начинающему писателю путь в большую литературу.Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

Маргарита Николаевна.

- Из этого следует, что литературный успех сопутствовал Михаилу Афанасьевичу?

Н. С. Ангарский.

- Вы не представляете себе, Маргарита Николаевна, какие небывалые размеры приняли нападки официальной советской критики! Его памфлеты, комедии ("Зойкина квартира", "Багровый остров", "Мольер" и др.) были запрещены к постановке. А когда появилась повесть "Собачье сердце", писатель уже безоговорочно был занесён в "чёрный" список тех, кто неугоден социалистической действительности.

Маргарита Николаевна.

- Господин Ангарский, я должна Вас ненадолго покинуть. У меня гость.

Н.С. Ангарский.

- Ба! Знакомые всё лица! (Идёт навстречу Шарикову) Полиграф Полиграфович! "Человек с собачьим сердцем"?! Какими судьбами?! Вы, наверное, ошиблись дверью?! Трактир дальше.

П.П.Шариков.

- Что вы "чисто как в трамвае"?! Я думал иду в приличное место, а тут хуже, чем в театре. "Контрреволюция одна". Лучше бы в цирк пошёл.Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

Маргарита Николаевна.

- Я в восхищении, Полиграф Полиграфович! Проходите, присаживайтесь! Вот свежие газеты.

П.П.Шариков.

- Нет, газеты не люблю. Пишут, пишут...конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Я так посижу. У вас водочку подают?

Маргарита Николаевна (растерянно).

- Нет, Полиграф Полиграфович... У нас же не трактир. Вы пришли в литературный салон. Мы "угощаем"... встречей с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым.

П.П.Шариков.

- А... Вот он-то мне и нужен. Так-с... Давно хочу задать этому товарищу один вопросик.

Маргарита Николаевна.

- Располагайтесь, господин Шариков.

П.П.Шариков (самодовольно и грубо).

- Я не господин, господа все в Париже!

"Голос за кадром".

[Шариков развалился на стуле, заложив ногу на ногу. Скосив глаза, любуется своим "шикарным" галстуком ядовито-небесного цвета, перехваченного булавкой с фальшивым рубином. Затем переводит взгляд на свои лаковые штиблеты, которые разбрызгивают веера света. Оставшись довольным собственной персоной, начинает с залихватской ловкостью играть на балалайке вариации "Светит месяц".]Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и МаргаритаВнеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

Н.С. Ангарский (изумлённо наблюдает за Шариковым, но затем молча углубляется в чтение газеты).

"Голос за кадром".

[Шариков заложил основу отрицательного явления общественной жизни - "ШАРИКОВЩИНА", что стало олицетворением бездуховности, наглости, иждивенчества, невежества, хамства, беспринципности.

В салон входят Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный. Они продолжают начатый разговор, затем останавливаются, раскланиваются с Маргаритой.]

Маргарита Николаевна (с трудом сдерживает неприязнь по отношению к Берлиозу).

- Я в восхищении! Проходите, товарищи, располагайтесь! Михаил Александрович, там свежие газеты. Как раз появились статьи ваших критиков: Аримана - "Враг под крылом редактора" и Латунского - "Воинствующий старообрядец".

Маргарита Николаевна (подходит к столику, за которым располагается Н.С.Ангарский).

- Николай Семёнович! Я с трудом держу себя в руках. Эти люди погубили Мастера.

Н.С. Ангарский.

- Маргарита Николаевна! Иван ничего плохого Мастеру не сделал. А Берлиоз за свои деяния поплатится очень сурово.

Диалог Берлиоза и БездомногоВнеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

Берлиоз.

- Ну-с, итак...Иван, твоя основная ошибка: Иисус у тебя получился ну совершенно как живой.

"Голос за кадром".

[Редактор толстого московского журнала был человеком довольно широкой эрудиции. Он знал массу древних источников, в которых имя Иисуса Христа даже не упоминалось. Иван Бездомный услышал много интересного и полезного и про египетского Озириса, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про грозного Вицлипуцли, которого почитали мексиканские ацтеки.]

Иван Бездомный (растерянно).

- Я и не думал, что Иисус получится таким натуральным, ведь черных красок, кажется, не пожалел. Придется переделать поэму.

" Голос за кадром"

[В этот момент в салоне появился НЕКТО, похожий на иностранца. Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

- Немец,- подумал Берлиоз,

- Англичанин, - решил Бездомный.

- О! Новое лицо! Довольно колоритная фигура! - констатировал Н.С. Ангарский.

- Почему появление этого гостя так взволновало меня?! А может быть, он поможет мне, и я узнаю, где мой возлюбленный? - решила Маргарита, устремляясь навстречу Воланду.

У Шарикова от страха заныло под ложечкой, он торопливо зажмурился, изображая спящего.]

Маргарита Николаевна ( стараясь скрыть волнение).

- Я очень ждала Вас, мессир, потому что рассчитываю на вашу помощь.

Воланд.

- Рад встрече, Маргарита Николаевна!Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

Я сделаю всё, о чем Вы попросите, но для этого вам придется исполнить обязанности королевы бала. Заранее благодарю вас. Ничего не бойтесь .

Только представьте: весенний бал полнолуния, и вы - королева бала!

" Голос за кадром".

[Приглашая Маргариту быть хозяйкой бала у сатаны, Коровьев сказал ей, что она королевской крови, потому что важная французская особа, жившая в XVI веке, её родственница, поэтому Маргарита удостоена столь высокой чести.]

Воланд.

- А пока, Маргарита Николаевна, я хотел бы принять участие в беседе двух умнейших людей - Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Николаевича Понырева.

" Голос за кадром":Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

[Воланд включился в учёную беседу литераторов в тот самый момент, когда Берлиоз уже убедил поэта Бездомного в том, что Иисус Христос не существовал на свете.]

Воланд.

- Господа, извините, что вклиниваюсь в вашу умную беседу, невольным свидетелем которой я стал, но меня беспокоит вопрос: "...ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?"

Иван Бездомный (очень сердито, даже с вызовом).

- Сам человек и управляет.

" Голос за кадром".

[Берлиоз вежливо промолчал и внимательно слушал странный монолог "заграничного гостя", который напророчил ему страшную смерть под колёсами трамвая, а Ивану - пребывание в сумасшедшем доме.]

Воланд (обращаясь непосредственно к Берлиозу).

- Я специалист по чёрной магии. Я спас от уничтожения великое творение Мастера, которое вы, редактор, не удосужились даже прочитать. А ведь в нём шла речь о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Вас интересовал не сюжет романа, а какие-то нелепые подробности из личной жизни автора. Вместе с бездарностью по фамилии Латунский вы организовали травлю талантливого человека, довели его до сумасшествия. Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

- Маргарита Николаевна! Встречайте! Обожаемый вами господин Латунский! Но помните, вы - хозяйка салона. Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

Маргарита Николаевна (едва сдерживает гнев).

- Проходите, располагайтесь, товарищ Латунский. Скоро придут, я надеюсь, самые главные гости.

" Голос за кадром".

[Неожиданно распахивается дверь, входят Мастер и сам Булгаков. на мгновение все умолкают и прерывают свои временные занятия, а потом поднимаются, окружают новых посетителей и аплодируют.]

Н.С. Ангарский (приветствует Булгакова).

- Михаил Афанасьевич! Я очень рад, что имел счастье издавать хотя бы некоторые ваши произведения. К сожалению, не дожил до того прекрасного времени, когда было опубликовано главное творение всей вашей жизни - роман "Мастер и Маргарита".

М.А. Берлиоз (обиженно).

- Господин Булгаков! Почему меня и барона Майгеля вы подвергли смертной казни?!

М.А.Булгаков.

- Вас наказал не я, а господин Воланд, посчитавший, что все люди "судимы... сообразно с делами своими".Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

Латунский.

- Да кто он такой, этот ваш Воланд? Кто дал ему право быть верховным судьёй?!

Воланд (делает протестующий жест Мастеру и Булгакову).

- Кто я такой?

"Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".

Маргарита Николаевна (медленно подходит к Мастеру, в её руках книга, в страницах которой засушенная роза). Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

- Ты отрёкся от меня, от своего романа. Разве я заслужила такую участь?

Мастер.

- Нет, что ты! По Тверской в тот день шли тысячи людей, но ты увидела именно меня. В твоих руках были какие-то отвратительные жёлтые цветы. Они подчёркивали безграничное одиночество в твоих глазах. В ту самую минуту я совершенно отчётливо понял, что всю жизнь любил только тебя. Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

"Голос за кадром".

[Любовь выскочила перед ними, как выскакивает убийца перед растерявшимся прохожим, и мгновенно поразила их обоих.

"Так поражает молния, так поражает финский нож".

Скоро Маргарита стала тайной женой Мастера, и в их маленьком домике поселились обожание, смех, вдохновение, творчество. Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

Мастер писал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Они с Маргаритой вложили жизнь в это произведение.

Потом произошла катастрофа, потому что сочинение Мастера не соответствовало "формату" советского времени. Самой разгромной была статья критика Латунского.

В жизни Мастера и Маргариты настали крайне безрадостные дни. Статьи выходили одна за другой и медленно убивали Мастера.

А скоро появился новый сосед со странным именем - Алоизий Могарыч, который "совершенно точно" объяснил Мастеру, почему его роман не мог быть напечатан. ]

Воланд.

- Вот поэтому, Мастер, я награждаю тебя не светом, а покоем. Ты стал бояться темноты, в порыве страха и отчаяния бросил в огонь свою рукопись. Более того, ты отказался от Маргариты. Но она решила гибнуть вместе с тобой. Это благодаря ей твой роман спасён. Запомни, Мастер: "Рукописи не горят!" Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

А перед вами, господин Булгаков, я снимаю шляпу: Вы остались верны своим принципам до конца.

Прощайте, господа! Мне пора. Я покидаю Москву.

Шариков (осмелев, обратился к Булгакову).

- Как я понимаю, кроме какого-то "Мастера и Маргариты", вы ещё и про меня, бездомного пса, что-то насочиняли?! Так зачем же вы бедное животное столько мучили: превратили его в человека, потом опять в собаку?! Отомстили, стало быть, за интеллигенцию заступились?!

М.А.Булгаков.

- Нет, Полиграф Полиграфович. Никому я не мстил. Я показал, что любой талантливый человек - художник слова, мастер кисти, учёный с мировым именем - должен быть верен Добру, Чести, Справедливости. Только тогда его "рукописи не горят"!Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита

Друзья! Я покидаю ваш литературный салон и желаю, чтобы у каждого из вас был свой нравственный принцип, которому вы не измените ни при каких обстоятельствах.

"Голос за кадром".

[Вслед за М.А. Булгаковым незаметно исчез Шариков. Остальные посетители не торопились покинуть салон. В глубокой задумчивости они смотрели на портрет писателя...]Внеклассное мероприятие по роману М.А.Булгакова Мастер и Маргарита



Литература


  1. Агеносов В. В. "Трижды романтический мастер": Проза Михаила Булгакова// Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX-XX веков. М., 2005.

  2. Барков А. Кто они - Мастер и Маргарита? // Наука и жизнь. 2001. № 9, 10. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. М.,2003.

  3. Булгаков М.А. Собр. соч.: В 10 т. / Сост., предисл., подг. текста В. Петелина. М., 1995-2000.

  4. Воспоминания о Булгакове: Сб. / Сост. Е. С. Булгакова и С. А. Ляндрес. М., 2001.

  5. Дунаев М. Истина в том, что болит голова // Златоуст.2002. № 1.

  6. Дунаев М.М. Рукописи не горят? (Анализ романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"). Пермь, 2000.

  7. Запальская О. Выбор и покой // Выбор. 2008. № 3.

  8. Ионин Л. Две реальности "Мастера и Маргариты" // Вопросы философии. 1990. № 2.

  9. Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения (Вокруг "Мастера и Маргариты" М.Булгакова). Кемерово, 1988.

  10. Интернет - ресурсы

kinofilms.ua›star/7835_/

docfil.ru›Документальные фильмы

nashbulgakov.ru›films

kinopoisk.ru›Михаил Булгаков

mihb.ru›foto.html

  1. Музыкальные композиции из кинофильма «Мастер и Маргарита», композитор - И.Корнелюк.


14


© 2010-2022