- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Внеклассное мероприятие по роману М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Внеклассное мероприятие по роману М. А. Булгакова Мастер и Маргарита
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 11 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Чиненкова И.С. |
Дата | 09.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Методическая разработка внеклассного мероприятия
(по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и повести "Собачье сердце")
Жанр: Литературный салон
«Приём у Маргариты»
Преподаватель русского языка и литературы Чиненкова Ирина Сергеевна,
ГБПОУ РО НТТ
г. Новошахтинск, 2016
В мире зла и сомнений, называемых существованием, есть то, ради чего стоит жить, то, что, несомненно, сильнее смерти. Это - любовь.
Г. Сенкевич
Литературный салон
Маргарита Николаевна, хозяйка салона.
Посетители:
Н.С.Ангарский, завсегдатай салона, собеседник Маргариты Николаевны, издатель М.А. Булгакова в 1922-1924г.
"Голос за кадром"
Полиграф Полиграфович Шариков, герой повести М.А. Булгакова "Собачье сердце".
Михаил Александрович Берлиоз, председатель МАССОЛИТа, герой романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Иван Бездомный, поэт, герой романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита".
Воланд - князь тьмы, вершитель справедливости (мистический персонаж, герой романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита").
Латунский, критик, герой романа М.А. Булгакова "Мастер и Маргарита").
Мастер, автор романа о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, герой романа Булгакова "Мастер и Маргарита".
Михаил Афанасьевич Булгаков, автор романа "Мастер и Маргарита".
Цели:
-
совершенствовать языковую компетенцию
-
развивать актёрские способности
-
воспитывать эстетический вкус и развивать творческое мышление
-
расширять читательские интересы
-
воспитывать интерес к русской классической литературе
-
углублять интерес к личности и творчеству М.А. Булгакова
-
формировать нравственную и гражданскую позицию
-
способствовать овладению умениями использовать ресурсы Интернета
Интерьер: столики, свечи, книги, несколько стульев, небольшой диван, портреты М.А. Булгакова, подшивки газет, произведения М.А. Булгакова:
-
Повесть "Собачье сердце"
-
Роман "Мастер и Маргарита"
-
Роман "Белая гвардия"
-
Пьеса "Братья Турбины".
ТСО: мультимедийный проектор, экран, ноутбук, презентация "Приём у Маргариты".
Музыкальное сопровождение: музыкальные композиции из к/ф "Мастер и Маргарита", композитор И.Корнелюк.
- далее по тексту, знак музыкального сопровождения.
Возрастная категория аудитории: 16-18 лет.
Литературный салон
За одним из столиков располагаются Маргарита и Н. С. Ангарский, издатель произведений М.А. Булгакова в 1922-1924г.г.
Маргарита Николаевна.
- Николай Семенович! Сегодня ко мне в гости придут очень интересные люди. Среди них - автор романа "Мастер и Маргарита" Михаил Булгаков.
Вы стали его издателем, несмотря на то напряжение, которое витало вокруг имени писателя.
Н. С. Ангарский.
- Да , Маргарита Николаевна, этот автор сразу привлек к себе внимание, ведь он дебютировал как драматург. Уже в 1920 зрители Владикавказа аплодировали спектаклю "Братья Турбины". После переезда в Москву Булгаков создал роман "Белая гвардия", который стал художественным судом над прошлым России и открыл начинающему писателю путь в большую литературу.
Маргарита Николаевна.
- Из этого следует, что литературный успех сопутствовал Михаилу Афанасьевичу?
Н. С. Ангарский.
- Вы не представляете себе, Маргарита Николаевна, какие небывалые размеры приняли нападки официальной советской критики! Его памфлеты, комедии ("Зойкина квартира", "Багровый остров", "Мольер" и др.) были запрещены к постановке. А когда появилась повесть "Собачье сердце", писатель уже безоговорочно был занесён в "чёрный" список тех, кто неугоден социалистической действительности.
Маргарита Николаевна.
- Господин Ангарский, я должна Вас ненадолго покинуть. У меня гость.
Н.С. Ангарский.
- Ба! Знакомые всё лица! (Идёт навстречу Шарикову) Полиграф Полиграфович! "Человек с собачьим сердцем"?! Какими судьбами?! Вы, наверное, ошиблись дверью?! Трактир дальше.
П.П.Шариков.
- Что вы "чисто как в трамвае"?! Я думал иду в приличное место, а тут хуже, чем в театре. "Контрреволюция одна". Лучше бы в цирк пошёл.
Маргарита Николаевна.
- Я в восхищении, Полиграф Полиграфович! Проходите, присаживайтесь! Вот свежие газеты.
П.П.Шариков.
- Нет, газеты не люблю. Пишут, пишут...конгресс, немцы какие-то... Голова пухнет. Я так посижу. У вас водочку подают?
Маргарита Николаевна (растерянно).
- Нет, Полиграф Полиграфович... У нас же не трактир. Вы пришли в литературный салон. Мы "угощаем"... встречей с Михаилом Афанасьевичем Булгаковым.
П.П.Шариков.
- А... Вот он-то мне и нужен. Так-с... Давно хочу задать этому товарищу один вопросик.
Маргарита Николаевна.
- Располагайтесь, господин Шариков.
П.П.Шариков (самодовольно и грубо).
- Я не господин, господа все в Париже!
"Голос за кадром".
[Шариков развалился на стуле, заложив ногу на ногу. Скосив глаза, любуется своим "шикарным" галстуком ядовито-небесного цвета, перехваченного булавкой с фальшивым рубином. Затем переводит взгляд на свои лаковые штиблеты, которые разбрызгивают веера света. Оставшись довольным собственной персоной, начинает с залихватской ловкостью играть на балалайке вариации "Светит месяц".]
Н.С. Ангарский (изумлённо наблюдает за Шариковым, но затем молча углубляется в чтение газеты).
"Голос за кадром".
[Шариков заложил основу отрицательного явления общественной жизни - "ШАРИКОВЩИНА", что стало олицетворением бездуховности, наглости, иждивенчества, невежества, хамства, беспринципности.
В салон входят Михаил Александрович Берлиоз и поэт Иван Бездомный. Они продолжают начатый разговор, затем останавливаются, раскланиваются с Маргаритой.]
Маргарита Николаевна (с трудом сдерживает неприязнь по отношению к Берлиозу).
- Я в восхищении! Проходите, товарищи, располагайтесь! Михаил Александрович, там свежие газеты. Как раз появились статьи ваших критиков: Аримана - "Враг под крылом редактора" и Латунского - "Воинствующий старообрядец".
Маргарита Николаевна (подходит к столику, за которым располагается Н.С.Ангарский).
- Николай Семёнович! Я с трудом держу себя в руках. Эти люди погубили Мастера.
Н.С. Ангарский.
- Маргарита Николаевна! Иван ничего плохого Мастеру не сделал. А Берлиоз за свои деяния поплатится очень сурово.
Диалог Берлиоза и Бездомного
Берлиоз.
- Ну-с, итак...Иван, твоя основная ошибка: Иисус у тебя получился ну совершенно как живой.
"Голос за кадром".
[Редактор толстого московского журнала был человеком довольно широкой эрудиции. Он знал массу древних источников, в которых имя Иисуса Христа даже не упоминалось. Иван Бездомный услышал много интересного и полезного и про египетского Озириса, и про финикийского бога Фаммуза, и про Мардука, и даже про грозного Вицлипуцли, которого почитали мексиканские ацтеки.]
Иван Бездомный (растерянно).
- Я и не думал, что Иисус получится таким натуральным, ведь черных красок, кажется, не пожалел. Придется переделать поэму.
" Голос за кадром"
[В этот момент в салоне появился НЕКТО, похожий на иностранца.
- Немец,- подумал Берлиоз,
- Англичанин, - решил Бездомный.
- О! Новое лицо! Довольно колоритная фигура! - констатировал Н.С. Ангарский.
- Почему появление этого гостя так взволновало меня?! А может быть, он поможет мне, и я узнаю, где мой возлюбленный? - решила Маргарита, устремляясь навстречу Воланду.
У Шарикова от страха заныло под ложечкой, он торопливо зажмурился, изображая спящего.]
Маргарита Николаевна ( стараясь скрыть волнение).
- Я очень ждала Вас, мессир, потому что рассчитываю на вашу помощь.
Воланд.
- Рад встрече, Маргарита Николаевна!
Я сделаю всё, о чем Вы попросите, но для этого вам придется исполнить обязанности королевы бала. Заранее благодарю вас. Ничего не бойтесь .
Только представьте: весенний бал полнолуния, и вы - королева бала!
" Голос за кадром".
[Приглашая Маргариту быть хозяйкой бала у сатаны, Коровьев сказал ей, что она королевской крови, потому что важная французская особа, жившая в XVI веке, её родственница, поэтому Маргарита удостоена столь высокой чести.]
Воланд.
- А пока, Маргарита Николаевна, я хотел бы принять участие в беседе двух умнейших людей - Михаила Александровича Берлиоза и Ивана Николаевича Понырева.
" Голос за кадром":
[Воланд включился в учёную беседу литераторов в тот самый момент, когда Берлиоз уже убедил поэта Бездомного в том, что Иисус Христос не существовал на свете.]
Воланд.
- Господа, извините, что вклиниваюсь в вашу умную беседу, невольным свидетелем которой я стал, но меня беспокоит вопрос: "...ежели бога нет, то, спрашивается, кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?"
Иван Бездомный (очень сердито, даже с вызовом).
- Сам человек и управляет.
" Голос за кадром".
[Берлиоз вежливо промолчал и внимательно слушал странный монолог "заграничного гостя", который напророчил ему страшную смерть под колёсами трамвая, а Ивану - пребывание в сумасшедшем доме.]
Воланд (обращаясь непосредственно к Берлиозу).
- Я специалист по чёрной магии. Я спас от уничтожения великое творение Мастера, которое вы, редактор, не удосужились даже прочитать. А ведь в нём шла речь о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Вас интересовал не сюжет романа, а какие-то нелепые подробности из личной жизни автора. Вместе с бездарностью по фамилии Латунский вы организовали травлю талантливого человека, довели его до сумасшествия.
- Маргарита Николаевна! Встречайте! Обожаемый вами господин Латунский! Но помните, вы - хозяйка салона.
Маргарита Николаевна (едва сдерживает гнев).
- Проходите, располагайтесь, товарищ Латунский. Скоро придут, я надеюсь, самые главные гости.
" Голос за кадром".
[Неожиданно распахивается дверь, входят Мастер и сам Булгаков. на мгновение все умолкают и прерывают свои временные занятия, а потом поднимаются, окружают новых посетителей и аплодируют.]
Н.С. Ангарский (приветствует Булгакова).
- Михаил Афанасьевич! Я очень рад, что имел счастье издавать хотя бы некоторые ваши произведения. К сожалению, не дожил до того прекрасного времени, когда было опубликовано главное творение всей вашей жизни - роман "Мастер и Маргарита".
М.А. Берлиоз (обиженно).
- Господин Булгаков! Почему меня и барона Майгеля вы подвергли смертной казни?!
М.А.Булгаков.
- Вас наказал не я, а господин Воланд, посчитавший, что все люди "судимы... сообразно с делами своими".
Латунский.
- Да кто он такой, этот ваш Воланд? Кто дал ему право быть верховным судьёй?!
Воланд (делает протестующий жест Мастеру и Булгакову).
- Кто я такой?
"Я - часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо".
Маргарита Николаевна (медленно подходит к Мастеру, в её руках книга, в страницах которой засушенная роза).
- Ты отрёкся от меня, от своего романа. Разве я заслужила такую участь?
Мастер.
- Нет, что ты! По Тверской в тот день шли тысячи людей, но ты увидела именно меня. В твоих руках были какие-то отвратительные жёлтые цветы. Они подчёркивали безграничное одиночество в твоих глазах. В ту самую минуту я совершенно отчётливо понял, что всю жизнь любил только тебя.
"Голос за кадром".
[Любовь выскочила перед ними, как выскакивает убийца перед растерявшимся прохожим, и мгновенно поразила их обоих.
"Так поражает молния, так поражает финский нож".
Скоро Маргарита стала тайной женой Мастера, и в их маленьком домике поселились обожание, смех, вдохновение, творчество.
Мастер писал роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри. Они с Маргаритой вложили жизнь в это произведение.
Потом произошла катастрофа, потому что сочинение Мастера не соответствовало "формату" советского времени. Самой разгромной была статья критика Латунского.
В жизни Мастера и Маргариты настали крайне безрадостные дни. Статьи выходили одна за другой и медленно убивали Мастера.
А скоро появился новый сосед со странным именем - Алоизий Могарыч, который "совершенно точно" объяснил Мастеру, почему его роман не мог быть напечатан. ]
Воланд.
- Вот поэтому, Мастер, я награждаю тебя не светом, а покоем. Ты стал бояться темноты, в порыве страха и отчаяния бросил в огонь свою рукопись. Более того, ты отказался от Маргариты. Но она решила гибнуть вместе с тобой. Это благодаря ей твой роман спасён. Запомни, Мастер: "Рукописи не горят!"
А перед вами, господин Булгаков, я снимаю шляпу: Вы остались верны своим принципам до конца.
Прощайте, господа! Мне пора. Я покидаю Москву.
Шариков (осмелев, обратился к Булгакову).
- Как я понимаю, кроме какого-то "Мастера и Маргариты", вы ещё и про меня, бездомного пса, что-то насочиняли?! Так зачем же вы бедное животное столько мучили: превратили его в человека, потом опять в собаку?! Отомстили, стало быть, за интеллигенцию заступились?!
М.А.Булгаков.
- Нет, Полиграф Полиграфович. Никому я не мстил. Я показал, что любой талантливый человек - художник слова, мастер кисти, учёный с мировым именем - должен быть верен Добру, Чести, Справедливости. Только тогда его "рукописи не горят"!
Друзья! Я покидаю ваш литературный салон и желаю, чтобы у каждого из вас был свой нравственный принцип, которому вы не измените ни при каких обстоятельствах.
"Голос за кадром".
[Вслед за М.А. Булгаковым незаметно исчез Шариков. Остальные посетители не торопились покинуть салон. В глубокой задумчивости они смотрели на портрет писателя...]
Литература
-
Агеносов В. В. "Трижды романтический мастер": Проза Михаила Булгакова// Агеносов В. В. и др. Литература народов России XIX-XX веков. М., 2005.
-
Барков А. Кто они - Мастер и Маргарита? // Наука и жизнь. 2001. № 9, 10. Белозерская-Булгакова Л.Е. Воспоминания. М.,2003.
-
Булгаков М.А. Собр. соч.: В 10 т. / Сост., предисл., подг. текста В. Петелина. М., 1995-2000.
-
Воспоминания о Булгакове: Сб. / Сост. Е. С. Булгакова и С. А. Ляндрес. М., 2001.
-
Дунаев М. Истина в том, что болит голова // Златоуст.2002. № 1.
-
Дунаев М.М. Рукописи не горят? (Анализ романа М. Булгакова "Мастер и Маргарита"). Пермь, 2000.
-
Запальская О. Выбор и покой // Выбор. 2008. № 3.
-
Ионин Л. Две реальности "Мастера и Маргариты" // Вопросы философии. 1990. № 2.
-
Казаркин А. П. Истолкование литературного произведения (Вокруг "Мастера и Маргариты" М.Булгакова). Кемерово, 1988.
-
Интернет - ресурсы
kinofilms.ua›star/7835_/
docfil.ru›Документальные фильмы
nashbulgakov.ru›films
kinopoisk.ru›Михаил Булгаков
mihb.ru›foto.html
-
Музыкальные композиции из кинофильма «Мастер и Маргарита», композитор - И.Корнелюк.
14