Конспект урока по русскому языку в 5 классе

1. Формирование знаний учащихся по теме, научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте, правильно задавать к ним вопросы. 2. Развивать речь учащихся, совершенствовать основные ЗУН в изучении имени существительного. 3. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, чувство патриотизма. Форма урока: интегрированный Тип урока: усвоение новых Оборудование: нтерактивная доска, слайды, смайлики в виде солнышка (смешное и грустное), кластеры, пазлы, мультфильм «Суслик в поле».
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка "Существительные одушевлённые и неодушевлённые"

5 класс

Цель урока:

1. Формирование знаний учащихся по теме, научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные в тексте, правильно задавать к ним вопросы.

2. Развивать речь учащихся, совершенствовать основные ЗУН в изучении имени существительного.

3. Воспитывать дисциплинированность, ответственность, чувство патриотизма.

Форма урока: интегрированный

Тип урока: усвоение новых знаний

Вид урока: урок - игра.

Оборудование: нтерактивная доска, слайды, смайлики в виде солнышка (смешное и грустное), кластеры, пазлы, мультфильм «Суслик в поле».

Ход урока.

I. Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинаем мы урок.

Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.

Пожелаем успехов глазами,

Будем дружно работать мы с вами.

II. Психологический настрой урока.

Улыбнитесь друг другу, закройте глаза и повторяйте за мной: я в школе на уроке, сейчас я начну учиться, я радуюсь этому, внимание моё растёт, память моя крепка, голова мыслит ясно.

III. Вхождение в урок. (по ходу вопросов и ответов выстраивается картинка на интерактивной доске)

- Ребята, выгляните в окно и скажите, каким бы вы хотели видеть небо?

- А что сияет в голубом небе? Вы хотите, чтобы оно было весёлым или грустным?

- А что ещё вы бы хотели увидеть в небе тучи или облака?

- Хорошо, ребята, а кого можно увидеть в небе?

- А что можно увидеть в небе очень похожее на птицу?

- Посмотрите, какая картина у нас получилась. Вам нравиться?

- Ребята, я задавала вам много вопросов, но ключевыми были только два: кто? что?

Какая часть речи отвечает на эти вопросы? Давайте посмотрим на доску и проанализируем кластеры - смотрите документ.

- Ребята, все слова являются существительными так ведь? Но одни отвечают на вопрос «кто?» - это одушевлённые существительные, а другие на вопрос «что?» - это неодушевлённые имена существительные. Это и есть тема нашего урока, откройте тетради и запишите число и тему.

IV. Работа с учебником

- Откройте учебник на стр 224, прочтите материал так, чтобы могли объяснить соседу по парте.

- Теперь, когда вы готовы, взгляните на слайд и по нему объясните, какие же существительные будут одушевлёнными, а какие нет - смотрите документ

V. Игра «Следопыт»

Задание: распределить картинки на две группы: одушевлённые и неодушевлённые.

VI. «Мозговая атака»

Задание: выполнить упражнение 800

VII. Актуализация знаний.

- Ребята, мы с вами живём в одном большом доме, как люди называют место, где живут, мы узнаем, отгадав загадки.

Задание: при отгадывании загадок учащиеся подходят к доске и переворачивают картинку с отгадкой.

1. Покружилась звёздочка в воздухе немножко, села и растаяла на моей ладошке. (снежинка)

2. К маме - речке я бегу и всё время бормочу: «Я сынок её родной, и родился я весной»(ручей)

3. Утром падаю всегда - не дождинка, не звезда - и сверкаю в лопухах на опушках и лугах (роса)

4. Он огромен, полосат, а вообще - то кошке брат(тигр)

5. Рыжая метла за собой следы заметает(лиса)

6. Серенький плутишка по полю скачет, себя от волка прячет (заяц)

- И что же у нас получилось? Это слово Родина.

1. Ученик: Справа и слева - поля и луга

Там в гости нас ждут барсук и лиса.

Нас ждут на опушках цветы и трава,

И солнышком пахнет родная земля!

- Хорошие слова прозвучали, а вы услышали в этом четверостишии одушевлённые и неодушевлённые имена существительные? Давайте их запишем в 2 колонки.

2. Чтение стихов о Родине.

VII. Работа с художественным текстом.

- А вот что о Родине думает В. Песков:

Родина - это очень много. Это и тропинка с бродом через ручей, и птицы, летящие на север.

Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И всё, что мы делаем доброго, прибавляет сил ему.

VIII. Упражнение по методу какаграммы.

Задание: перепишите текст, исправляя ошибки, подчеркните одушевлённые и неодушевлённые существительные.

«Родина».

Родина - эта очен многа. Эта и трапинка з бродом через ручей, и птици, литящие на севир.

Родина подобна агромному дериву, на катором не сосчитать лисьтьев. И всё, што мы делаем доброго, прибавляет сил иму.

IX. Физминутка.

- Я буду называть только одушевлённые существительные, но если ошибусь, то вы хлопните в ладоши 2 раза.

Прилетели птицы: голуби, синицы, самолёты и стрижи

- Что неправильно? (самолёты)

Прилетели птицы: голуби, синицы, книжные страницы.

Прилетели птицы: голуби, шкафы, воробьи, чижи.

Прилетели птицы: трактора, синицы, чибисы, волнушки, галки и кукушки.

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи, чибисы , чижи, аисты, кукушки, даже совы - сплюшки, лебеди, скворцы… Все вы молодцы!

- Ну а теперь мы продолжим работу.

X. Игра «Собери льдинку»(пазлы)

- К нам пришло письмо от сурка Бориса, что же он пишет?

«SOS, помогите мне перейти через реку»

Задание: выполнить задания, правильно находя ответ на пазлах, из которых получится льдинка.

1. Фонетический разбор слова «лёд».

2. Указать падеж слова «зимой».

3. Дать определение существительному.

4. Что обозначает существительное?

5. На какие вопросы отвечают одушевлённые существительные?

XI. Закрепление изученного.

- А сейчас я предлагаю вам посмотреть историю, которая приключилась с нашим знакомым сурком Борисом. За время просмотра постарайтесь запомнить все имена существительные, которые увидите в фильме, заполните ими таблицу:

одушевлённые

неодушевлённые

Сурок, петух, белка, вороны, корова

Машина, дорога, пшеница, морковь, редиска кукуруза, помидоры.

- Молодцы, ребята, а можно ли всё вышеперечисленное встретить в наших краях? А какие ещё животные у нас водятся?

Игра «Кто это?»(задание: по определению назвать животное)

Косой

Сохатый

Серый

Колючий все они какие? (одушевлённые)

Ргатый

Косолапый

хитрая

XII. Итог урока.

1. Вопросоответная беседа:

- Что на уроке было главным?

А что было интересным?

Что нового узнали для себя?

Чему научились?

2. Комментирование оценок за урок.

3. Домашнее задание: § 68, упр 797.

XIII. Рефлексия

(под звуки нежной мелодии слайды о Родине)

- Вот и подошёл к концу наш урок. Ребята прислушайтесь к своему сердцу, вспомните свой дом и самые тёплые слова, которые согревают ваши сердца. У вас на партах лежат сердечки, напишите на них добрые пожелания, подарите их друг другу и нашим гостям.



© 2010-2022